Что такое Мурильо? Значение слова Мурильо в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Мурильо -

Мурильо (Бартоломе Эстебан Murillo) - знаменитый испанский живописец,глава севильской школы, род. в конце декабря 1617 г. в Севилье, учился уХуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до тойпоры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стильван Дейка, не убедил его в ее неудовлетворительности. Желание отделатьсяот нее и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его землякВеласкес доставил ему возможность изучать и копировать в королевскихдворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своейсвободной мастерской техникой, оказал сильное влияние на его развитие. В1645 г. М. возвратился в Севилью совсем другим художником и вскорезаслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты издеяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыряих ордена. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разныммузеям, главные: "Св. Диего насыщает нищих" (в Мадридской академиихудожеств), "Чудо св. Диего" или так наз. "Кухня ангелов" (в Луврскоммузее в Париже), "Кончина св. Клары" (в Дрезденской галерее), "Чума" (угерц. Поццо-диБорго, в Париже) и "Св. Диего, превращающий хлеб в розы"(у Ч. Куртиса, в НьюЙорке). Уже в этих произведениях, несмотря натяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическаянаклонность и национальный, специально севильский характер М., берущегонатурщиков и натурщиц для своих фигур из народа. Значительно плавнее игармоничнее по краскам написанные им для севильского собора "Св. Леандр"и "Св. Исидор" (оба в ризнице этого собора), и два главных в рядупроизведений средней поры его деятельности полотна: "РождествоБогородицы" (1655, в Луврском музее) и "Видение св. Антония Падуанского"(1656, в севильском соборе). В 1665 г. М. был занят работами длясевильской церкви С.-Mapия-ла-Бланка, из которых важнейшими могутсчитаться четыре полукруглые картины: "Торжествующая Церковь"(принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), "Непорочноезачатие" (в Луврском музее), "Основание базилики С.-Mapия-Маджоре, вРиме" (в Мадридской академии художеств) и "Сон римского сенатора" (тамже). В 1668 г. из-под кисти М. вышла великолепная "Пресвятая Дева наоблаках с восемью, взирающими на нее, святыми" (в зале капитуласевильского собора), а в 1670 г. - одно из лучших его созданий вколоритном отношении "Св. Семейство с св. Елизаветою и ИоанномКрестителем" (в Луврском музее). Со второго из только что указанныхгодов вообще начинается самый блестящий период творчества М. В 1674 г.он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя"де-ла-Каридад" и изображающих подвиги христианского милосердия -произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту,сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Три из них, такназ. "Жажда" ("La Sed"; Моисей источает воду из скалы), "Умножениехлебов и рыбы" и "Св. Хуан де Диос, переносящий больных", остались насвоем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям("Св. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных" - в мадридской галерее,"Ангел изводит ап. Петра из темницы" - в Императорском Эрмитаже, вС.-Петербурге, "Посещение Авраама тремя ангелами" - в Стаффорт-Гоузе, вЛондоне. "Христос в Силоамской купели" - у г. Томлина, в Суффольке, вАнглии). В 1675 - 76 гг. М. написал больше 20 картин для капуцинскогомонастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные:"Пречистая Дева во славе", "Св. Антоний с МладенцемСпасителем" и "Св.Франциск в экстазе", красуются теперь в музее этого города.Приблизительно к тому же времени относится "Непорочное Зачатие",принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерскоеизображение сюжета, многократно тpaктованного художником. В 1678 г. онисполнил несколько картин для севильской больницы "de los VenerablesSacerdotes", между прочим "Богоматерь во славе", составляющую одну изглавных драгоценностей Луврского музея. В 1682 г. М., со времени поездкисвоей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадикс, чтобы исполнитьдля местного капуцинского монастыря большую алтарную картину "Обручениесв. Екатерины". Трудясь над ней, он по неосторожности свалился сподмосток и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад вСевилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года;кадиксская картина была дописана его учеником, Ocopиo. Всех произведенийМ. насчитывается свыше (по Куртису - 481; по Лефору - 478). Содержаниеих по большей части религиозное. Значительную группу среди нихсоставляют изображения особого, созданного им типа, посвященныепрославлению Богоматери и известные под названием "L'ImmaculataConcepcion", "L'Asuncion" и "La Purisima". В произведениях этого рода (онекоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в видеотроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков,и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпомили земным шаром под ногами, с неподражаемо преданным в позе и лицевыражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления инеземного блаженства. Как в этих картинах, так и в других своихрелигиозных произведениях М. поражает свободой, смелостью и силой, скакими его пламенное одушевление идеальными темами выливается вреалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногдамешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни ипревосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода еготворчества колорит его достигает до редкого богатства теплых,пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полногоразвития его мастерства, приводятся к одному легкому,воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к егоспиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. М. писал также и сильнореалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные подназванием "Уличных ребятишек" - мальчиков и девочек, занятых едой, игройв кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т.п. Такие картиныможно видеть в Луврском музее, мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, вбудапештской и многих других галереях. Из произведений М., не упомянутыхв предыдущих строках, особенно замечательны "Ревекка и Елеазар" и"Воспитание Богородицы", в мадридск. музее; Мадонны Дрезденской галереи,палаццо Питти, во Флоренции, палаццо Корсини, в Риме, севильск. имадрид. музеев; "Младенец Иоанн-Креститель с ягненком", в Лонд. национ.галерее; "Видение св. Антония", в берл. музее; "Отдых св. Семейства напути в Египет", "Непорочное Зачатие", "Смерть Петра Арбуэза" и "Видениесв. Антония", в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этогознаменитого испанского художника. М. занимался также пейзажною иландшафтною живописью. При учреждении в Севилье в 1660 г. Академиихудожеств, в которой впервые официально введено изучение нагогочеловеческого тела, он был сделан ее директором, вследстие чего, а ещеболее благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияниена многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учениковнаиболее выдающиеся - М. Ocopиo, С. Гомез и Вильявисенсио, а изподражателей - А.-М. де Тобар, X. де Вальдес-Леаль и Льоренте. Ср.Fr.-M. Tubuno, "М., su eроса, su vida, sus cuadros" (Севилья, 1864; внем. переработке Т. Штромера и М. Иордана, Б., 1879); W. Scott, "М. andthe spanish school of painting" (Л., 1872); H. Lucke, "Bartolome EstebanМ." (в R. Dohrne, "Kunst u. Kunstler des Mittelalters und der Neuzeit",I т.); Ch.-B. Curtis, "Velazquez and М." (Л., 1883); P. Lefort, "М. etses eleves" (П., 1892) и С. Justi, "Murillo" (Лпц., 1892).

Мурильо

Мурильо (Бартоломе Эстебан Murillo) - знаменитый испанский живописец,глава севильской школы, род. в конце декабря 1617 г. в Севилье, учился у Хуан а де Кастильо и вначале работал в его сухой , жесткой манере до той поры , пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стильван Дейка, не убедил его в ее неудовлетворительности. Желание отделатьсяот нее и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид , где его землякВеласкес доставил ему возможность изучать и копировать в королевскихдворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своейсвоб одно й мастерской техникой, оказал сильное влияние на его развитие . В1645 г. М. возвратился в Севилью совсем другим художником и вскорезаслужил известность среди своих сограждан 11 картина ми на сюжеты издеяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыряих ордена . Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разныммузеям, главные: "Св. Диего насыщает нищих" (в Мадридской академиихудожеств), "Чудо св. Диего" или так наз. "Кухня ангелов " (в Луврскоммузее в Париже), "Кончина св. Клары" (в Дрезденской галерее), "Чума" (угерц. Поццо-диБорго, в Париже) и "Св. Диего, превращающий хлеб в розы"(у Ч. Куртиса, в НьюЙорке). Уже в этих произведениях, несмотря натяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическаянаклонность и национальный , специально севильский характер М., берущегонатурщиков и натурщиц для своих фигур из на рода . Значительно плавнее игармоничнее по краскам написанные им для севильского собора "Св. Леандр"и "Св. Исидор" (оба в ризнице э того собора), и два главных в рядупроизведений средней поры его деятельности полотна: "РождествоБогородицы" (1655, в Луврском музее) и "Видение св. Антония Падуанского"(1656, в севильском соборе). В 1665 г. М. был занят работами длясевильской церкви С.-Mapия-ла-Бланка, из которых важнейшими могутсчитаться четыре полукруглые картины: "Торжествующая Церковь"(принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), "Непорочноезачатие" (в Луврском музее), "Основание базилики С.-Mapия-Маджоре, вРиме" (в Мадридской академии художеств) и "Сон римского сенатора" (тамже). В 1668 г. из-под кисти М. вышла великолепная "Пресвятая Дева наоблаках с восемь ю, взирающими на нее, святыми" (в зале капитуласевильского собора), а в 1670 г. - одно из лучших его созданий в колорит ном отношении "Св. Семейство с св. Елизаветою и ИоанномКрестителем" (в Луврском музее). Со второго из только что указанныхгодов вообще начинается самый блестящий период творчества М. В 1674 г.он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя"де-ла-Каридад" и изображающих подвиги христианского милосердия -произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту,сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Три из них, такназ. "Жажда" ("La Sed"; Моисей источает воду из скалы), "Умножениехлебов и рыбы" и "Св. Хуан де Диос, переносящий больных", остались насвоем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям("Св. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных" - в мадридской галерее,"Ангел изводит ап. Петра из темницы" - в Императорском Эрмитаже, вС.-Петербурге, "Посещение Авраама тремя ангелами" - в Стаффорт-Гоузе, вЛондоне. "Христос в Силоамской купели" - у г. Томлина, в Суффольке, вАнглии). В 1675 - 76 гг. М. написал больше 20 картин для капуцинскогомонастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные:"Пречистая Дева во славе", "Св. Антоний с МладенцемСпасителем" и "Св.Франциск в экстазе", красуются теперь в музее этого города.Приблизительно к тому же времени относится "Непорочное Зачатие",принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерскоеизображение сюжета, многократно тpaктованного художником. В 1678 г. онисполнил несколько картин для севильской больницы "de los VenerablesSacerdotes", между прочим "Богоматерь во славе", составляющую одну изглавных драгоценностей Луврского музея. В 1682 г. М., со времени поездкисвоей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадикс, чтобы исполнитьдля местного капуцинского монастыря большую алтарную картину "Обручениесв. Екатерины". Трудясь над ней, он по неосторожности свалился сподмосток и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад вСевилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года;кадиксская картина была дописана его учеником, Ocopиo. Всех произведенийМ. насчитывается с выше (по Куртису - 481; по Лефору - 478). Содержаниеих по большей части религиозное. Значительную группу среди нихсоставляют изображения особого, созданного им типа , посвященныепрославлению Богоматери и известные под названием "L'ImmaculataConcepcion", "L'Asuncion" и "La Purisima". В произведениях этого рода (онекоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в видеотроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков,и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпомили земным шаром под ногами, с неподражаемо преданным в позе и лицевыражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления инеземного блаженства. Как в этих картинах, так и в других своихрелигиозных произведениях М. поражает свободой, смелостью и силой , скакими его пламенное одушевление идеальными темами выливается вреалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногдамешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни ипревосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода еготворчества колорит его достигает до редкого богатства теплых,пропитанных светом локальных красок, которые потом , в эпоху полногоразвития его мастерства, приводятся к одному легкому,воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к егоспиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. М. писал также и сильнореалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные подназванием "Уличных ребятишек" - мальчиков и девочек, занятых едой, игройв кости , счетом мелких монет, продажей фруктов и т.п. Такие картиныможно видеть в Луврском музее, мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, вбудапештской и многих других галереях. Из произведений М., не упомянутыхв предыдущих строках, особенно замечательны "Ревекка и Елеазар" и"Воспитание Богородицы", в мадридск. музее; Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти , во Флоренции, палаццо Корсини, в Риме, севильск. имадрид. музеев; "Младенец Иоанн-Креститель с ягненком", в Лонд. национ.галерее; "Видение св. Антония", в берл. музее; "Отдых св. Семейства напути в Египет", "Непорочное Зачатие", "Смерть Петра Арбуэза" и "Видениесв. Антония", в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этогознаменитого испанского художника. М. занимался также пейзажною иландшафтною живописью. При учреждении в Севилье в 1660 г. Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагогочеловеческого тела , он был сделан ее директором, вследстие чего , а ещеболее благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияниена многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учениковнаиболее выдающиеся - М. Ocopиo, С. Гомез и Вильявисенсио, а изподражателей - А.-М. де Тобар, X. де Вальдес-Леаль и Льоренте. Ср.Fr.-M. Tubuno, "М., su eроса, su vida, sus cuadros" ( Севилья , 1864; внем. переработке Т. Штромера и М. Иордана, Б., 1879); W. Scott, "М. andthe spanish school of painting" (Л., 1872); H. Lucke, "Bartolome EstebanМ." (в R. Dohrne, "Kunst u. Kunstler des Mittelalters und der Neuzeit",I т.); Ch.-B. Curtis, "Velazquez and М." (Л., 1883); P. Lefort, "М. etses eleves" (П., 1892) и С. Justi, "Murillo" (Лпц., 1892).

Значение слова Мурильо в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Навага - Навага (Gadus navaga Kolreuter) один из видов ...
  • Мякина - Мякина отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений.Состоит ...
  • Мюнхен - Мюнхен столица королевства Бавария, четвертый по величине ...
  • Мэр - Мэр (франц. maire, англ. mayor, т.е. ...
  • Мыс - Мыс {в большинстве западноевроп. языков кап (англ. ...
  • Мушкетеры - Мушкетеры так в XVI ст. стали называться ...
  • Мухоловка - Мухоловка (Muscicapa) род певчих птиц из семейства ...
  • Мочалов - Мочалов (Павел Степанович) знаменитый трагик. Родился в ...
  • Мотыль - Мотыль рыболовное название личинки комаратолкунчика илидолгоножки, употребляемой ...
  • Москиты - Москиты общее название для различных насекомых из отряда ...
  • Морфология - Морфология растений отрасль ботаники наука о ...
  • Морфей - Морфей (MorjeuV) бог сновидения. Античная фантазия представлялапонятие ...
  • Морские - Морские черепахи (Caelonlidae) семейство черепах с относительнонизким ...
  • Моррис - Моррис (Вильям Morris, 1834 96) знаменитый ...
  • Куликовская - Куликовская битва происходила 8 сентября 1380 г. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари