Что такое Мощи? Значение слова Мощи в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Мощи -

Мощи - тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смертинетленными. Почитание М. как святыни ведет свое начало от самых первыхвремен христианства. В века гонений христиане употребляли все средствадля того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и местапогребения их становились святилищами, где отправлялось христианскоебогослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне,считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей вмученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, ипотому стали тела их сожигать или бросать в море. Когда тело св.Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане сбольшими затруднениями собрали его кости как "сокровище более ценное,чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский,заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августина. Руфинсвидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины,чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.)установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии,разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения вдни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы,"согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на М.мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни одинхрам не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались подалтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников,над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., М.обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий могвоздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. М.находились даже в домашних церквах, помещались частицами в крестах,запрестольных и напрестольных, также в энколпиях. Случалось, что городаспорили между собою о праве владеть М. святого (напр., Тур и Пуатье - оМ. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М.того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти отначала церкви, чествования М. выяснен целым рядом знаменитейших отцовцеркви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, ГригорийБогослов, Златоуст, Амвросий, Иероним и особенно Августин, КириллАлександрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, ИоаннДамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высокомпредназначении христианских тел как храмов Духа Св., к участию вместе сдушами в бессмертии; на общей уверенности в святости во время жизни тех,чьи М. чтутся; более же всего - на чудесах, совершавшихся на глазах увсех, при посредстве мощей. Чтутся М. "благочестиво, но не боголепно" -в том же смысле, в каком чтутся иконы. Учение о почитании М. утвержденоVII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, которыйосвятит храм без М., подлежит извержению. В западной церкви в средниевека развилась обширная литература в защиту почитания М., вызваннаяересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др.Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в "ответевосточных патриархов лютеранам" (рус. перевод, М., 1846 г.), в которомпредаются анафеме как те, которые воздают М. честь приличную одномуБогу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.


Синонимы: кощей, мощи, остов, скелет

Мощи

Мощи - тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смертинетленными. Почитание М. как святыни ведет свое начало от самых первыхвремен христианства. В века гонений христиане употребляли все средствадля того , чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и местапогребения их становились святилищами, где отправлялось христианскоебогослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне,считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей вмученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, ипотому стали тела их сожигать или бросать в море . Когда тело св.Поликарпа, епископ а смирнского, было сожжено мучителями, христиане сбольшими затруднениями собрали его кости как "сокровище более ценное,чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский,заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августин а. Руфинсвидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины,чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.)установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии,разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения вдни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы,"согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе , как на М.мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались подалтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников,над их М. Этот обычай вошел в общее правило . На Западе, после IV в., М.обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий могвоздать им чествование , либо по ту или другую сторону алтаря. М.находились даже в домашних церквах, помещались частицами в крестах,запрестольных и напрестольных, также в энколпиях. Случалось, что городаспорили между собою о праве владеть М. святого (напр., Тур и Пуатье - оМ. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М.того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти отначала церкви, чествования М. выяснен целым рядом знаменитейших отцовцеркви восточной и западной ( Ефрем Сирин , Кирилл Иерусалимский , ГригорийБогослов, Златоуст , Амвросий , Иероним и особенно Августин, КириллАлександрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, ИоаннДамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высокомпредназначении христианских тел как храмов Духа Св., к участию вместе сдушами в бессмертии; на общей уверенности в святости во время жизни тех,чьи М. чтутся; более же всего - на чудесах, совершавшихся на глазах увсех, при посредстве мощей. Чтутся М. "благочестиво, но не боголепно" -в том же смысле, в каком чтутся иконы . Учение о почитании М. утвержденоVII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, которыйосвятит храм без М., подлежит извержению. В западной церкви в средниевека развилась обширная литература в защиту почитания М., вызваннаяересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др.Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в "ответевосточных патриархов лютеранам" (рус. перевод , М., 1846 г.), в которомпредаются анафеме как те, которые воздают М. честь приличную одномуБогу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.

Значение слова Мощи в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мыс - Мыс {в большинстве западноевроп. языков кап (англ. ...
  • Мушкетеры - Мушкетеры так в XVI ст. стали называться ...
  • Мухоловка - Мухоловка (Muscicapa) род певчих птиц из семейства ...
  • Мухи - Мухи в широком смысле слова группа короткоусые ...
  • Муфта - Муфта. В машиностроительном деле так называют разного ...
  • Мусоргский - Мусоргский (Модест Петрович, 1839 1881) талантливый ...
  • Мускус - Мускус обладающий резким специфическим запахом продукт,вырабатываемый семенными ...
  • Морфей - Морфей (MorjeuV) бог сновидения. Античная фантазия представлялапонятие ...
  • Морские - Морские черепахи (Caelonlidae) семейство черепах с относительнонизким ...
  • Моррис - Моррис (Вильям Morris, 1834 96) знаменитый ...
  • Морозова - Морозова (Феодосия Прокофьевна, в, иночестве Феодора) известнаяраскольница ...
  • Мориц - Мориц граф Саксонский, обыкновенно называемый маршалом Саксонским(1696 ...
  • Моржовый - Моржовый промысел производится около Новоземельских островов. К М.,вылезшему ...
  • Мордвинов - Мордвинов (граф Николай Семенович, 1754 1845) ...
  • Обструкционизм - Обструкционизм (лат. obstructio) название одного из видов ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари