Что такое Миннезингеров? Значение слова Миннезингеров в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Миннезингеров -

Миннезингеров сменили мейстерзингеры (цеховые поэты), хотя переход отпервых ко вторым не может быть с точностью прослежен. Миннезингеры,ревниво охраняя право авторства, тем не менее, в виду общейнеобразованности благородного сословия и усложнения стихотворнойтехники, поставлены были в необходимость обучаться у более сведущих,хотя прямого школьного отношения у начинающего поэта к учителю еще небыло и слово Meister, "наставник", имело значение лишь почетного титула.Когда поэзия из рыцарских придворных сфер перешла в города, отношенияпервоначально оставшись те же и лишь с начала XIV в. замечаются следыотдельных кружков, образовавшихся из горожан с целью упражнения впоэтическом искусстве. Постепенно эти общества, состоявшие изпредставителей, большей частью, ремесленного класса, получили цеховыеформы и превратились в правильно организованные "мейстерзингерскиешколы" (Meistersingerschulen, Singschulen), статуты (табулатуры) которыхустанавливали способы обучения искусству, отношения между учениками инаставниками, правила для сочинения и вокального исполнения. Перваятабулатура, страсбургская, упоминается в 1493 г. Первые школымейстерзингеров появились в городах Южн. Германии, особенно на Рейне:древнейшая из них - майнцская, по преданию, совершенно расходящемуся систорическими данными, получила от Оттона I золотую корону, хранившуюсяв Майнце. Сказание это также говорит о 12 мастерах, изобретших"благословенное искусство" правильного стихосложения: ГенрихеМейссенском (Frauenlob), Николае Клингзоре, Вальтере фон дер Фогельвейдеи др. Они якобы были обвинены перед папой Львом VIII в ереси за нападкина духовенство, призваны императором на суд в Павию, но, по приведениивеликолепных примеров своего искусства, объявлены невиновными и союз ихутвержден. Несмотря на полную вымышленность этого сказания, оно важно поуказанию на тех М., преемственность с которыми ощущаласьмейстерзингерами. Особенно Фрауенлоб (VIII, 361) представляетсяродственным им по духу и, повидимому, действительно основал в Майнцеобщество поэтов. Здесь же около 1300 г. выступил настоящиммейстерзингером Бартель Регенбоген, кузнец, странствовавший со своимипеснями из города в город; напечатанные в позднейших летучих листках,произведения его являются старейшим памятником цеховой поэзии. В концеXIV в. эта поэзия достигла пышного расцвета в Майнце, Страсбурге,Франкфурте, Вюрцбурге, Цвиккау, Праге, в XV в. и начале XVI в. - вАугсбурге и Нюрнберге, где при жизни Ганса Сакса (1494 - 1676) былоболее 250 мейстерзингеров, позже - в Кольмаре, Регенсбурге, Ульме,Мюнхене, Штирии, Моравии и др. местах. Первоначально мейстерзингеры,особенно майнцские, отличались большим консерватизмом, возведя в принципнеизменность "тонов", унаследованных от 12 великих мастеров. Противэтого восстали в середине XV века приверженцы Ганса Розенблюта, вНюрберге; они ввели масляничные пьесы и перерабатывали сюжетыгероической саги. Члены мейстерзингерских школ составляли прочноорганизованные корпорации, с разделением на учеников, друзей школы(знакомых уже с правилами) певцов (изучивших вокальное исполнение),поэтов и мастеров. Искусство сложения песен строго регулировалосьтабулатурой; сама песня называлась Bar или Gesetz и, как уминнезингеров, состояла из 2 строф (Stollен) и рефрена (Abgesang);мелодия называлась Ton или Weise. Когда стали создавать новые "тоны",число последних постоянно увеличивалось, и лишь изобретший новый тон иумевший безошибочно исполнить его провозглашался мастером. Все песнимейстерзингеров пелись, а не читались, но без сопровождения музыкой; этоназывалось "школьным пением" (Schulesingen) и происходило в ратуше, повоскресениям - в церкви. Три большие "праздничные школы" устраивались вПасху, Троицу и Рождество, причем избирались сюжеты из Библии; в менееторжественных случаях дозволялось обращаться и к предметам светским,даже шутливого характера, иногда и в виде состязаний поэтов. Лучшимисполнителям давались призы. "Тонов", с течением времени, образовалосьнеисчислимое количество, причем они или назывались именем автора, напр.тон Фрауенлоба, Регенбогена и др., или получали различные, иногда весьмадлинные и странные наименования, напр. "цветистый райский тон ИосифаШмирера", "серебряный тон Ганса Сакса", "ткацко-чесальный тон АмвросияМецгера, "черночернильный тон" и др. Упражнения мейстерзингеров малоспособствовали развитию действительной поэзии. Они привели к чрезмернойискусственности, кропотливому рифмоплетству и полнейшему преобладаниюформальной ремесленности. Сюжеты брались не из действительной жизни, аиз круга схоластической догматики; мейстерзингеры излагали в стихахмысли о св. Троице, о первородном грехе, службе Богоматери и т. п. Редкипростые сюжеты - басни, рассказы с поучительной тенденцией. Занятыекаждый своим ремеслом, мейстерзингеры в поэтических своих досугах неимели нужды обращать внимание на публику; чем меньше она интересоваласьих искусством, тем более оно становилось домашним развлечением честныхмастеров и получило тот окостенелый образ, в котором в некоторых местахдотянуло до XIX в. Культурноисторическая роль этого странного явления вжизни немецкого народа и литературы все-таки весьма важна.Мейстерзингерство было детищем выдвигающегося к концу средних вековгородского сословия и, если и не отличалось поэтическими достоинствами,зато много содействовало сохранению религиозно-нравственного, пуританскичистого духа между представителями цехов; притом большинство цеховыхпоэтов сделались ярыми сторонниками протестантизма и реформационнаяэпоха была временем расцвета их деятельности, наиболее даровитымпредставителем которой явился Ганс Сакс (т. VIII, стр. 95). С XVII в.мейстерзингерство исчезает; последняя школа, однако, закрыла своизаседания лишь в 1839 г., в Ульме. Прекрасную картину мейстерзингерствадал Вагнер в своей музыкальной драме "Die Meistersinger von Nuniberg"(1868). Ср. Jak Grimm, "Ueber den altdeutschen Meistersang" (Геттинген,1811); Lyon, "Minne und Meistersang" (Лпц., 1893); Plate, "DieKunstausdrucke der Meistersinger" ("Strassburger Studien", I888). КромеГанса Сакса, наиболее искусными мейстерзингерами слыли Генрих Мюглянский(VIII, 361), Мускатблут, Михаил Бехайм, Ганс Розенблют, Ганс Фольц иАдам Пушманц.

Миннезингеров

Миннезингеров сменили мейстерзингеры ( цеховые поэты), хотя переход отпервых ко вторым не может быть с точностью прослежен. Миннезингеры,ревниво охраняя право авторства, тем не менее , в виду общейне образ ованности бла город ного сословия и усложнения стихотворнойтехники, поставлены были в необходимость обучаться у более сведущих,хотя прямого школьного отношения у начинающего поэта к учителю еще не было и слово Meister, "наставник", имело значение лишь почетного титула. Когда поэзия из рыцарских придворных сфер перешла в города, отношенияпервоначально оставшись те же и лишь с начала XIV в. замечаются следыотдельных кружков , образовавшихся из горожан с целью упражнения впоэтическом искусстве. Постепенно эти общества , состоявшие изпредставителей, большей частью , ремесленного класса, получили цеховыеформы и превратились в правильно организованные "мейстерзингерскиешколы" (Meistersingerschulen, Singschulen), статуты (табулатуры) которыхустанавливали способы обучения искусству, отношения между учениками инаставниками, правила для сочинения и вокального исполнения. Перваятабулатура, страсбургская, упоминается в 1493 г. Первые школымейстерзингеров появились в городах Южн. Германии, особенно на Рейне:древнейшая из них - майнцская, по преданию, совершенно расходящемуся систорическими данными, получила от Оттона I золотую корону, хранившуюсяв Майнце. Сказание это также говорит о 12 мастерах, изобретших"благословенное искусство" правильного стихосложения: Генрих еМейссенском (Frauenlob), Николае Клингзоре, Вальтере фон дер Фогельвейдеи др. Они якобы были обвинены перед папой Львом VIII в ереси за нападкина духовенство , призваны императором на суд в Павию, но, по приведениивеликолепных примеров своего искусства, объявлены невиновными и союз ихутвержден. Несмотря на полную вымышленность этого сказания, оно важно поуказанию на тех М., преемственность с которыми ощущаласьмейстерзингерами. Особенно Фрауенлоб (VIII, 361) представляетсяродственным им по духу и, повидимому , действительно основал в Майнцеобщество поэтов. Здесь же около 1300 г. выступил настоящиммейстерзингером Бартель Регенбоген , кузнец , странствовавший со своими песня ми из города в город; напечатанные в позднейших летучих листках,произведения его являются старейшим памятником цеховой поэзии. В концеXIV в. эта поэзия достигла пышного расцвета в Майнце, Страсбурге,Франкфурте, Вюрцбурге, Цвиккау , Праге, в XV в. и начале XVI в. - вАугсбурге и Нюрнберге, где при жизни Ганс а Сакс а (1494 - 1676) былоболее 250 мейстерзингеров, позже - в Кольмаре, Регенсбурге, Ульме,Мюнхене, Штирии, Моравии и др. местах. Первоначально мейстерзингеры,особенно майнцские, отличались большим консерватизмом, возведя в принципнеизменность "тонов", унаследованных от 12 великих мастеров. Противэтого восстали в середине XV века приверженцы Ганса Розенблюта, вНюрберге; они ввели масляничные пьесы и перерабатывали сюжетыгероической саги . Члены мейстерзингерских школ составляли прочноорганизованные корпорации, с разделением на учеников, друзей школы(знакомых уже с правилами) певцов (изучивших вокальное исполнение),поэтов и мастеров. Искусство сложения песен строго регулировалосьтабулатурой; сама песня называлась Bar или Gesetz и, как уминнезингеров, состояла из 2 строф (Stollен) и рефрена (Abgesang);мелодия называлась Ton или Weise. Когда стали создавать новые "тоны",число последних постоянно увеличивалось, и лишь изобретший новый тон иумевший безошибочно исполнить его провозглашался мастером. Все песнимейстерзингеров пелись, а не читались, но без сопровождения музыкой; этоназывалось "школьным пением" (Schulesingen) и происходило в ратуше, повоскресениям - в церкви. Три большие "праздничные школы" устраивались вПасху, Троицу и Рождество , причем избирались сюжеты из Библии; в менееторжественных случаях дозволялось обращать ся и к предметам светским,даже шутливого характера, иногда и в виде состязаний поэтов. Лучшимисполнителям давались призы. "Тонов", с течением времени , образовалосьнеисчислимое количество , причем они или назывались именем автора, напр.тон Фрауенлоба, Регенбогена и др., или получали различные, иногда весьма длинные и странные наименования, напр. "цветистый райский тон ИосифаШмирера", "серебряный тон Ганса Сакса", "ткацко-чесальный тон АмвросияМецгера, "черночернильный тон" и др. Упражнения мейстерзингеров малоспособствовали развитию действительной поэзии. Они привели к чрезмернойискусственности, кропотливому рифмоплетству и полнейшему преобладаниюформальной ремесленности. Сюжеты брались не из действительной жизни, аиз круга схоластической догматики; мейстерзингеры излагали в стихахмысли о св. Троице, о первородном грехе, службе Богоматери и т. п. Редкипростые сюжеты - басни, рассказы с поучительной тенденцией. Занятыекаждый своим ремеслом, мейстерзингеры в поэтических своих досугах неимели нужды обращать внимание на публику; чем меньше она интересоваласьих искусством, тем более оно становилось домашним развлечением честныхмастеров и получило тот окостенелый образ, в котором в некоторых местахдотянуло до XIX в. Культурноисторическая роль этого странного явления вжизни немецкого народа и литературы все-таки весьма важна.Мейстерзингерство было детищем выдвигающегося к концу средних вековгородского сословия и, если и не отличалось поэтическими достоинствами,зато много содействовало сохранению религиозно-нравственного, пуританскичистого духа между представителями цехов; притом большинство цеховыхпоэтов сделались ярыми сторонниками протестантизма и реформационнаяэпоха была временем расцвета их деятельности, наиболее даровитымпредставителем которой явился Ганс Сакс (т. VIII, стр. 95). С XVII в.мейстерзингерство исчезает; последняя школа , однако , закрыла своизаседания лишь в 1839 г., в Ульме. Прекрасную картину мейстерзингерствадал Вагнер в своей музыкальной драме "Die Meistersinger von Nuniberg"(1868). Ср. Jak Grimm, "Ueber den altdeutschen Meistersang" (Геттинген,1811); Lyon, "Minne und Meistersang" (Лпц., 1893); Plate, "DieKunstausdrucke der Meistersinger" ("Strassburger Studien", I888). КромеГанса Сакса, наиболее искусными мейстерзингерами слыли Генрих Мюглянский(VIII, 361), Мускатблут, Михаил Бехайм , Ганс Розенблют, Ганс Фольц иАдам Пушманц.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Михайловское - Михайловское сельцо Псковской губ., Опочецкого у.; дв. ...
  • Михаил - Михаил Ярославич вел. князь тверской. Родился в ...
  • Митридат - Митридат или Митрадат (Mithridates, MiJridathV) древневосточноеимя, особенно ...
  • Мистраль - Мистраль (Фредерик Mistral) новопровансальсий поэт, род. в ...
  • Мистерии - Мистерии (франц. mysreres, которое производят или от ministerium ...
  • Миссисипи - Миссисипи (Mississippi, т. е. Большая вода) самая ...
  • Мирра - Мирра (мед.) камедистая смола, получаемая от многих ...
  • Мимикрия - Мимикрия (подражание, маскирование, mimetisme, mimicry) выражение,введенное в ...
  • Миманса - Миманса (санскр. Mimansa, первично = "размышление, умозрение";специальное значение ...
  • Милютин - Милютин (граф Дмитрий Алексеевич) Один из ближайших, ...
  • Мильтон - Мильтон (John Milton) классический английский поэт (1608 ...
  • Милле - Милле (ЖанФрансуа Millet, 1814 74) французский ...
  • Милет - Милет (Milhtoz) самый могущественный и богатый из ...
  • Микседема - Микседема (myxoedema, от muva слизь и oiohma ...
  • Пудель - Пудель порода комнатных собак, по всей вероятности, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари