Что такое Максим? Значение слова Максим в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Максим -

Максим Грек - знаменитый деятель русского просвещения. Род., попредположениям, ок. 1480 г. в Арте (в Албании), в семьевысокопоставленной и образованной. Еще юношей М., для довершенияобразования, отправился в Италию, где занимался изучением древнихязыков, церковной и философской литературы; здесь он сблизился с виднымидеятелями эпохи Возрождения, сошелся с известным издателем классиковвенецианским типографом Альдом Мануцием, был учеником Иоанна Ласкариса.Глубокое впечатление произвели на него проповеди Саванаролы, подвлиянием которого окончательно определились стойкий нравственныйхарактер М., его религиозноаскетический идеал и дальнейшая судьба. Повозвращении из Италии, около 1507 г., он постригся в афонскомВатопедском м-ре, богатая библиотека которого послужила для него новымисточником знаний. В 1515 г. протом афонским получена была от вел. кн.Василия Ивановича просьба прислать в Москву, на время, ватопедскогостарца Савву, переводчика. За дряхлостью Саввы братия решила отправитьМ. Он не знал еще русского языка, но монахи считали его незаменимымходатаем своим пред Москвой и выражали в послании к великому князюнадежду, что М., благодаря своим познаниям и способностям "и русскомуязыку борзо навыкнот". В Москве М. был принят великим князем имитрополитом с большим почетом. Первый труд его - перевод толковойПсалтири, сделанный при помощи русских толмачей и писцов - заслужилторжественное одобрение духовенства и "сугубую мзду" князя; но домой поокончании труда, несмотря на просьбы М., отпустили только его спутников.М. продолжал трудиться над переводами, сделал опись книгам богатойвеликокняжеской библиотеки, исправлял, по поручению князя, богослужебныекниги - Триодь, Часослов, праздничную Минею, Апостол. Оставатьсякелейным книжником в среде тогдашней русской жизни человек такихпознаний и религиозных воззрений, как М., не мог, и столкновение его сновой средой - при всем благочестии обеих сторон - было неизбежно.Многообразные "нестроения" московского быта, резко противоречилихристианскому идеалу М., настойчиво вызывали его обличения, а кружокрусских людей, уже дошедших до понимания этих нестроений, видел в немучителя, преклоняясь пред его нравственным и научным авторитетом.Обрядовое благочестие, грубое распутство и лихоимство, глубокоеневежество и суеверие, усугубляемое широким распространениемапокрифической литературы, нашли в М. горячего обличителя. В вопросе омонастырских вотчинах, разделявшем все русское духовенство на двавраждебных лагеря, он естественно явился деятельным сторонникомвоззрений Нила Сорского и "заволжских старцев" и более опаснымпротивником для "иосифлян", чем ставший его горячим поклонником BaccианКосой. Близость с Baccиaном и опальным боярином Берсенем Беклемишевым,враждебность митрополита Даниила, сношения с явным врагом России,турецким послом Скиндером, и резкое неодобрение намерения вел. князяразвестись с женою решили судьбу М. Следственное дело по политическимпреступлениям Берсеня и Феодора Жареного послужило для врагов М. удобнымповодом отделаться от него. В апреле и мае 1825 г. открылся ряд соборов,судивших М. (запись сохранилась только об одном). Виновность М.выводилась из его книжных исправлений, его обличительной литературнойдеятельности, его канонических и догматических мнений. Мысль его онеудовлетворительности славянских переводов богослужебных книг былапризнана ересью; подтверждением обвинения послужили найденные в егопереводах отступления от текста, вполне объяснимые описками писцов и егонедостаточным знакомством с русским языком. Слова М., что сидение Христаодесную Отца есть лишь минувшее, а не предвечное, с точки зренияправославного вероучения имеют действительно характер еретический, ноони объясняются тем, что М. не понимал разницы между формами "сел" и"сидел". Проповедь М. о безусловной иноческой нестяжательности былапринята за хуление всех русских подвижников, допускавших для своихмонастырей владение вотчинами. Наконец, М. сам признал на соборе, чтосомневается в автокефальности русской церкви. Суровым приговоромпристрастного собора, утвержденным враждебно настроенным против М. вел.князем, он был сослан в Волоколамский (т. е. "иосифлянский") монастырь,где заключен в темницу, "обращения ради и покаяния и исправления", сстрогим запретом сочинять и с кемлибо переписываться. Положение М.,окруженного клевретами Даниила, было невыносимо тягостно не только внравственном, но и в физическом отношении. Поведение его в монастыре,раздражавшее митрополита, вновь обнаружившиеся ошибки в переводах(особенно в житии пресв. Богородицы, Метафраста) - ошибки, на которыхМ., по недоразумению, даже настаивал - и старое подозрение вгосударственных преступлениях, которое на первом соборе, по соображениямполитическим, не нашли удобным выставить, но которое теперь, со смертьюСкиндера, вышло наружу и, может быть, подтвердилось - все это послужилов 1531 г. поводом к вызову М. на новый соборный суд. Усталый иизмученный жестоким заключением, М. оставил прежний прием защиты -ссылку на ученые доводы, и ограничился заявлениями, что все ошибки -дело не его, а переписчика. Упав духом, он признал себя виновным в"неких малых описях", происшедших не от ереси или лукавства, а случайно,по забвению, по скорости, или, наконец, по излишнему винопитию. Ноунижение М. не удовлетворило оскорбленного самолюбия митрополита,открыто сводившего на соборе личные счеты с подсудимым, и не смягчилоего судей: собор отлучил М. от причащения св. Таин и в оковах отправилего в заточение в тверской Отрочь монастырь. Здесь М. провел болеедвадцати лет. Об освобождении его и отпущении на родину тщетно просили исвятогорская братия, и патриархи антиохийский и константинопольский, отимени целого собора и патриарха Иерусалимского. Безуспешны были такжепросьбы самого М., обращенные к Иоанну IV ("Сочинения" М., ч. II, 316 -318, 376 - 379) и митрополиту Макарию, который отвечал ему: "узы твояцелуем, яко единого от святых, пособити же тебе не можем". Причина, покоторой Москва так упорно задерживала М., была ему ясно указана еще затридцать лет перед тем казненным потом Берсенем: Москва боялась егоразоблачений, и заступничество патриapхов, свидетельствуя о его высокомавторитете за границей, могло ему в этом смысле лишь повредить. Впоследние годы участь М. была несколько смягчена: ему разрешили посещатьцерковь и приобщаться св. Таин, а в 1553 г., по ходатайству некоторыхбояр и троицкого игумена Артемия, он был переведен на житие в Троицкуюлавру. В том же году царь, отправляясь, по обету, в Кириллов монастырьна богомолье, посетил М., который в беседе с царем посоветовал емузаменить обет богомолья более богоугодным делом - заботой о семьях,павших под Казанью воинов. В 1554 г. его приглашали на собор по делу оереси Башкина, но он отказался, боясь, что и его примешают к этому делу.В 1556 г. он умер. Сочинения М. Грека, не считая грамматических заметок,построены по общему типу обличения и распадаются на три больших отдела:I. экзегетические, II. полемико-богословские - против латинян, лютеран,магометан, иудеев (жидовствующих), армян и язычников ("еллинскиепрелести") и III. нравственно-обличительные. Последние имеют особенноважный исторический интерес; отрицательные явления тогдашней жизни - отлихоимства властей до половой распущенности, от веры в астрологию доростовщичества - нашли в М. убежденного противника. Уважение, которым М.пользовался у лучших современников, свидетельствует о том, что значениеего сознавалось и в его время. У него находили и книжное поучение, инравственный совет, и из кельи его вышло немало учеников, между которымидостаточно назвать князя Курбского, инока Зиновия Отенского, Германа,архиепископа казанского. Многие мысли М. легли в основание постановленийСтоглавого собора: таковы главы об исправлении книг, о призрении бедных,об общественных пороках, о любостяжании духовенства; лишь в вопросе омонастырских вотчинах собор принял сторону иосифлян. Несмотря на то, чтоМ. усвоил лишь одну сторону гуманистического образования - приемыфилологической критики - и остался чужд содержанию гуманизма, он явилсяв истории древнерусского образования "первым посредствующим звеном,которое соединило старую русскую письменность с западной научной школой"(Пыпин). "Сочинения преподобного М. Грека" изданы при казанской дух.акд. в 1859 - 62 г.; сюда не вошли несколько сочинений, напечатанныхранее в "Скрижали" (1656), в "Церковной истории" митрополита Платона, в"Ж. М. Н. Пр." (1834), в "Москвитянине"(1842), в "Опис. рукоп.Румянцевского муз." (№ CCLIV, 369). Ср. Иконников, "М. Грек" (Киев,1865-66,); Пыпин. "Вопросы древнерусской письмен." ("Вест. Евр.", 1894,VII); Жмакин, "Митрополит Даниил и его сочинения" (Москва, 1881);Нелидов, "М. Грек" (в сборнике "Десять чтений по литературе", Москва,1895); митроп. Евгений (предположительно), "историческое известие о М.Греке" ("Вест. Евр.", 1813, ноябрь №№21 и 22); Филарет (черниговский),статья в "Москвитянине" (1842, № 11); Горский, "М. Грек святогорец"("Приб. к тв. св. отцов" в рус. пер., Москва, 1859, ч. XVIII); "О трудахМ. Грека" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1834 г.; ч. III); Нильский; "М.Грек, как исповедник просвещения" ("Христианское Чтение", 1862, март);"Судное дело М. Грека и Вассиана Патрикеева" и "Прение митр. Даниила синоком М." ("Чтения в Общ. Ист. и Древ. Рос.", Москва, 1847, №№ 7 и 9). А. Горнфельд.

Максим

Максим Грек - знаменитый деятель русского просвещения. Род., по пред положениям, ок. 1480 г. в Арте (в Албании), в семьевысокопоставленной и образованной. Еще юношей М., для довершенияобразования, отправился в Италию, где занимался изучением древнихязыков, церковной и философской литературы; здесь он сблизился с виднымидеятелями эпохи Возрождения, сошелся с известным издателем классиковвенецианским типографом Альдом Мануцием, был учеником Иоанна Ласкариса.Глубокое впечатление произвели на него проповеди Саванаролы, подвлиянием которого окончательно определились стойкий нравственный характер М., его религиозноаскетический идеал и дальнейшая судьба . Повозвращении из Италии, около 1507 г., он постригся в афонскомВатопедском м-ре, богатая библиотека которого послужила для него новымисточником знаний. В 1515 г. протом афонским получена была от вел. кн.Василия Ивановича просьба прислать в Москву, на время , ватопедскогостарца Савву, перевод чика. За дряхлостью Саввы братия решила отправитьМ. Он не знал еще русского языка, но монахи считали его незаменимымходатаем своим пред Москвой и выражали в послании к великому князюнадежду, что М., благодаря своим познаниям и способностям "и русскомуязыку борзо навыкнот". В Москве М. был принят великим князем имитрополитом с большим почетом. Первый труд его - перевод толковойПсалтири, сделанный при помощи русских толмачей и писцов - заслужилторжественное одобрение духовенства и "сугубую мзду" князя; но домой поокончании труда, несмотря на просьбы М., отпустили только его спутников.М. продолжал трудиться над переводами, сделал опись книгам богатойвеликокняжеской библиотеки , исправлял, по поручению князя, богослужебныекниги - Триодь , Часослов , праздничную Минею, Апостол . Оставатьсякелейным книжником в среде тогдашней русской жизни человек такихпознаний и религиозных воззрений, как М., не мог, и столкновение его сновой средой - при всем благочестии обеих сторон - было неизбежно.Многообразные "нестроения" московского быта, резко против оречилихристианскому идеалу М., настойчиво вызывали его обличения, а кружокрусских людей, уже дошедших до понимания этих нестроений, видел в немучителя, преклоняясь пред его нравственным и научным авторитетом.Обрядовое благочестие , грубое распутство и лихоимство , глубокоеневежество и суеверие , усугубляемое широким распространениемапокрифической литературы, нашли в М. горячего обличителя. В вопросе омонастырских вотчинах, разделявшем все русское духовенство на двавраждебных лагеря, он естественно явился деятельным сторонникомвоззрений Нила Сорского и "заволжских старцев" и более опаснымпротивником для "иосифлян", чем ставший его горячим поклонником BaccианКосой. Близость с Baccиaном и опальным боярином Берсенем Беклемишевым,враждебность митрополита Даниил а, сношения с явным врагом России,турецким послом Скиндером, и резкое неодобрение намерения вел. князяразвестись с женою решили судьбу М. Следственное дело по политическимпреступлениям Берсеня и Феодора Жареного послужило для врагов М. удобнымповодом отделаться от него. В апреле и мае 1825 г. открылся ряд собор ов,судивших М. ( запись сохранилась только об одном). Виновность М.выводилась из его книжных исправлений, его обличительной литературнойдеятельности, его канонических и догматических мнений. Мысль его онеудовлетворительности славянских переводов богослужебных книг былапризнана ересью; подтверждением обвинения послужили найденные в егопереводах отступления от текста, вполне объяснимые описками писцов и егонедостаточным знакомством с русским языком. Слова М., что сидение Христаодесную Отца есть лишь минувшее, а не предвечное, с точки зренияправославного вероучения имеют действительно характер еретический , ноони объясняются тем, что М. не понимал разницы между формами "сел" и"сидел". Проповедь М. о безусловной иноческой нестяжательности былапринята за хуление всех русских подвижников, допускавших для своихмонастырей владение вотчинами. Наконец , М. сам признал на соборе, чтосомневается в автокефальности русской церкви. Суровым приговоромпристрастного собора, утвержденным враждебно настроенным против М. вел.князем, он был сослан в Волоколамский (т. е. "иосифлянский") монастырь ,где заключен в темницу, "обращения ради и покаяния и исправления", сстрогим запретом сочинять и с кемлибо переписываться . Положение М.,окруженного клевретами Даниила, было невыносимо тягостно не только внравственном, но и в физическом отношении. Поведение его в монастыре,раздражавшее митрополита, вновь обнаружившиеся ошибки в переводах(особенно в житии пресв. Богородицы, Метафраста) - ошибки, на которыхМ., по недоразумению, даже настаивал - и старое подозрение вгосударственных преступлениях, которое на первом соборе, по соображениямполитическим, не нашли удобным выставить , но которое теперь , со смертьюСкиндера, вышло наружу и, может быть , подтвердилось - все это послужилов 1531 г. поводом к вызову М. на новый соборный суд. Усталый иизмученный жестоким заключением, М. оставил прежний прием защиты -ссылку на ученые доводы, и ограничился за явления ми, что все ошибки -дело не его, а переписчика. Упав духом , он признал себя виновным в"неких малых описях", происшедших не от ереси или лукавства, а случайно,по забвению, по скорости, или, наконец, по излишнему винопитию. Ноунижение М. не удовлетворило оскорбленного самолюбия митрополита,открыто сводившего на соборе личные счеты с подсудимым, и не смягчилоего судей: собор отлучил М. от причащения св. Таин и в оковах отправилего в заточение в тверской Отрочь монастырь. Здесь М. провел болеедвадцати лет. Об освобождении его и отпущении на родину тщетно просили исвятогорская братия, и патриархи антиохийский и константинопольский, отимени целого собора и патриарха Иерусалимского. Безуспешны были такжепросьбы самого М., обращенные к Иоанну IV ("Сочинения" М., ч. II, 316 -318, 376 - 379) и митрополиту Макарию, который отвечал ему: "узы твояцелуем, яко единого от святых, пособити же тебе не можем". Причина , покоторой Москва так упорно задерживала М., была ему ясно указана еще затридцать лет перед тем казненным потом Берсенем: Москва боялась егоразоблачений, и заступничество патриapхов, свидетельствуя о его высокомавторитете за границей, могло ему в этом смысле лишь повредить . Впоследние годы участь М. была несколько смягчена: ему разрешили посещатьцерковь и приобщаться св. Таин, а в 1553 г., по ходатайству некоторыхбояр и троицкого игумена Артемия, он был переведен на житие в Троицкуюлавру. В том же году царь , отправляясь, по обет у, в Кириллов монастырьна богомолье , посетил М., который в беседе с царем по совет овал емузаменить обет богомолья более богоугодным делом - заботой о семьях,павших под Казанью воинов . В 1554 г. его приглашали на собор по делу оереси Башкина, но он отказался, боясь, что и его примешают к этому делу.В 1556 г. он умер. Сочинения М. Грека, не считая грамматических заметок,построены по общему типу обличения и распадаются на три больших отдела:I. экзегетические, II. полемико-богословские - против латинян, лютеран,магометан, иудеев (жидовствующих), армян и язычников ("еллинскиепрелести") и III. нравственно-обличительные. Последние имеют особенноважный исторический интерес ; отрицательные явления тогдашней жизни - отлихоимства властей до половой распущенности, от веры в астрологию доростовщичества - нашли в М. убежденного противника. Уважение , которым М.пользовался у лучших современников, свидетельствует о том, что значениеего сознавалось и в его время. У него находили и книжное поучение , инравственный совет, и из кельи его вышло немало учеников, между которымидостаточно назвать князя Курбского, инока Зиновия Отенского, Германа,архиепископа казанского. Многие мысли М. легли в основание постановленийСтоглавого собора: таковы главы об исправлении книг, о призрении бедных,об общественных пороках, о любостяжании духовенства; лишь в вопросе омонастырских вотчинах собор принял сторону иосифлян. Несмотря на то, чтоМ. усвоил лишь одну сторону гуманистического образования - приемыфилологической критики - и остался чужд содержанию гуманизма, он явилсяв истории древнерусского образования "первым посредствующим звеном,которое соединило старую русскую письменность с западной научной школой"( Пыпин ). "Сочинения преподобного М. Грека" изданы при казанской дух.акд. в 1859 - 62 г.; сюда не вошли несколько сочинений, напечатанныхранее в "Скрижали" (1656), в "Церковной истории" митрополита Платона, в"Ж. М. Н. Пр." (1834), в "Москвитянине"(1842), в "Опис. рукоп.Румянцевского муз." (№ CCLIV, 369). Ср. Иконников , "М. Грек" (Киев,1865-66,); Пыпин. "Вопросы древнерусской письмен." ("Вест. Евр.", 1894,VII); Жмакин , "Митрополит Даниил и его сочинения" (Москва, 1881);Нелидов, "М. Грек" (в сборнике "Десять чтений по литературе", Москва,1895); митроп. Евгений ( предположительно ), "историческое известие о М.Греке" ("Вест. Евр.", 1813, ноябрь №№21 и 22); Филарет (черниговский),статья в "Москвитянине" (1842, № 11); Горский , "М. Грек святогорец"("Приб. к тв. св. отцов" в рус. пер., Москва, 1859, ч. XVIII); "О трудахМ. Грека" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1834 г.; ч. III); Нильский ; "М.Грек, как исповедник просвещения" ("Христианское Чтение", 1862, март);"Судное дело М. Грека и Вассиана Патрикеева" и "Прение митр. Даниила синоком М." ("Чтения в Общ. Ист. и Древ. Рос.", Москва, 1847, №№ 7 и 9). А. Горнфельд.

Однокоренные и похожие слова:

макси макси- макси-... макси1 ср. нескл. разг. макси2 прил. неизм. максим грек максим исповедник, св. максим м. максима максима ж. максимени-швили максимов александр александрович максимов александр яковлевич максимов алексей михайлович (артист) максимов алексей михайлович (живописец) максимов василий васильевич максимов василий максимович максимов гавриил михайлович максимов евгений дмитриевич максимов евгений яковлевич максимов константин афанасьевич максимов николай александрович (ботаник-физиолог) максимов николай александрович (военный юрист) максимов николай васильевич максимов николай яковлевич максимов сергей васильевич максимович иван петрович максимович карл иванович максимович михаил александрович максимович нестор максимович (амбодик) максимовичи максимальная ипотека максимальное колебание курса максимальный максимальный прил. максимин, гай юлий вер максимум максимум двойной максимум. максимум1 м. максимум2 нареч. разг.

Значение слова Максим в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мамин - Мамин (Дмитрий Наркисович, псевд. МаминСибиряк) известныйбеллетрист, сын ...
  • Мальцовы - Мальцовы дворянский род, восходящий к началу XVII ...
  • Мальтиский - Мальтиский крест или крест св. Иоанна Иерусалимского ...
  • Мальта - Мальта (Malta) овв Средиземном море, между Сицилией ...
  • Мальва - Мальва (Malva L.) род растений из сем. ...
  • Малый - Малый театр: 1) "Театр, что на Царицыном ...
  • Малларме - Малларме (Stephane Mallarme) современный французской поэт, один ...
  • Маймонид - Маймонид (Моисей бенМаймон бенИосиф, поараб. Абу Амран Муса ...
  • Майкоп - Майкоп г. Кубанской области. Здесь находится управление ...
  • Майер - Майер (JuliusRobert Mayer) немецкий врач и естествоиспытатель ...
  • Маис - Маис или кукуруза (Zea Mays L.) однолетний ...
  • Мазаччо - Мазаччо (Masaccio), собственно Томмазо дисерДжованни диГвиди, знаменитый итальянский ...
  • Мадрид - Мадрид (Madrid) столица Испании, в Кастилии, на ...
  • Мадонна - Мадонна (Madonna) сокращение итальянских слов: mia donna, ...
  • Начетчик - Начетчик, начетчица так называются у русских старообрядцев ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари