Что такое Любовь? Значение слова Любовь в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Любовь -

Любовь - влечение одушевленного существа к другому для соединения сним и взаимного восполнения жизни. Из обоюдности отношений можнологически вывести троякий вид Л.: 1) Л., которая более дает, нежелиполучает, или нисходящая Л. (amor descendens), 2) Л., которая болееполучает, нежели дает, или восходящая Л. (amor ascendens) и 3) Л., вкоторой то и другое уравновешено (amor aequalis). Этому соответствуюттри главные вида Л., встречаемые в действительном опыте, а именно: Л.родительская, Л. детей к родителям и Л. половая (или супружеская). Всетри вида имеют свои начатки уже в царстве животном. Первый видпредставляется здесь преимущественно Л. материнскою (в силунепосредственной физической связи самки с детенышами), но у высшихживотных и самец начинает принимать участие в заботах о новом поколении.Второй вид Л. иногда и у животных отрешается от родовой связи ипринимает характер как бы религиозный: такова привязанность некоторыхмелких животных к более крупным, дающим им покровительство, особенно жепреданность домашних животных человеку. В половой Л. у низших животныхособь имеет значение только как орудие для увековечения рода, причеместественно самка первенствует; взаимность является здесь только намгновение, и затем самец устраняется за ненадобностью (напр. пауки,пчелы). У высших животных (особенно у птиц и некоторых млекопитающих)наблюдается более устойчивая половая связь, соответственно возрастающемуучастию самца в семейных заботах. В мире человеческом мы находим те жетри главные вида Л., но с новым, постоянно углубляющимся и расширяющимсязначением. Сыновняя привязанность, распространяемая на умерших предков,а затем и на более общие и отдаленные причины бытия (до всемирногопровидения, единого Отца небесного), является корнем всего религиозногоразвития человечества. Родительская Л. или попечение старших о младших,защита слабых сильными, перерастая родовой быт, создает отечество ипостепенно организуется в быт национально-государственный. Наконец,половая Л., неизменно оставаясь наисильнейшим выражением личногосамоутверждения и самоотрицания, вместе с тем все более и болеепонимается как совершенная полнота жизненной взаимности, и чрез этостановится высшим символом идеального отношения между личным началом иобщественным целым. Уже в пророческих книгах Ветхого Завета отношениемежду Богом и избранною народностью изображается преимущественно каксоюз супружескийотступление народа от своего Бога - не иначе, какблуд). В Новом Завете эта идея переносится на Христа и Церковь, изавершение истории изображается как брак "Агнца" с Его невестою -просветленною и торжествующею церковью "Нового Иерусалима",соответственно чему и земные представители Христа, епископы, ставятся втакое же отношение к местным общинам (отсюда выражение: вдовствующаяцерковь). Таким образом идеальное начало общественных отношений, похристианству, есть не власть, а любовь. С точки зрения нравственнойфилософии, Л. есть сложное явление, простые элементы которого суть: 1)жалость, преобладающая в Л. родительской; 2) благоговение (pietas),преобладающее в Л. сыновней и вытекающей из нее религиозной и 3)исключительно присущее человеку чувство стыда, которое, в соединении сдвумя первыми элементами - жалостью и благоговением - образуетчеловеческую форму половой или супружеской Л. (материя же ей даетсяфизическим влечением, актуальным или потенциальным). В истории религийЛ. дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная силаполового влечения - в языческом фаллизм ( еще сохраняющемся кое-где ввиде организованных религиозных общин, каковы напр. индийские сактисты сих священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, впротивоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественногоединения - в христианской agaph. Естественно, что и в истории философиипонятие Л. занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла Л.(jilia) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирногоединства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения ицентростремительного движения. У Платона Л. есть демоническое(связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа ксовершенной полноте бытия и вытекающее отсюда "творчество в красоте".Это эстетическое значение Л. было оставлено без внимания в философиипатриотической и схоластической. Своеобразное слияние христианских иплатонических идей об этом предмете мы находим у Данта. Вообще в средниевека Л. была предметом религиозной мистики с одной стороны (Викторинцы,Бернард Клервосский и особенно Бонавентура, в его соч. "Stumulusamoris", "Incendiuam amoris", "Amatorium") и особого рода поэзии сдругой; эта поэзия, из южной Франции распространившаяся по всей Европе,была посвящена культу женщины и идеализованной половой Л., в смыслегармонического соединения всех трех ее элементов: благоговения, жалостии стыдливости. В эпоху Возрождения (кончая Джордано Бруно) Л. опятьстановится предметом философских умозрений в духе платонизма. В новойфилософии своеобразное понимание Л. представляет Спиноза,отождествляющий ее с абсолютным познанием (amor Dei inteIleclualis) иутверждающий, что философствовать есть ничто иное, как любить Бога. Вновейшей философии следует отметить остроумную, хотя и неосновательнуютеорию половой Л. у Шопенгауэра ("Меtaphysik der Liebe" в "Parerga u.Paral."). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняеттем, что жизненная воля (Wille zum Leben) стремится здесь не только кувековечению рода (как у животных), но и к произведению возможносовершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчинастрастно любит именно эту женщину (и vice versa), то значит, он именно снею может в данных условиях произвести наилучшее потомство. Ни малейшегоподтверждения в действительном опыте этот взгляд не находит. Болееверные и глубокомысленные указания и намеки (без ясной ипоследовательной системы) можно найти у Франца Баадера ("ErotischePhilosophie" и др.). Вл. С.


Синонимы: влюбленность, интрига (интрижка), любовь, пассия, приверженность, пристрастие, роман, симпатия, слабость, страстишка, страсть, увлечение, шашни, шуры-муры

Любовь

Любовь - влечение одушевленного существа к другому для соединения сним и взаимного восполнения жизни. Из обоюдности отношений можно логически вывести троякий вид Л.: 1) Л., которая более дает, нежели получает, или нисходящая Л. (amor descendens), 2) Л., которая болееполучает, нежели дает, или восходящая Л. (amor ascendens) и 3) Л., вкоторой то и другое уравновешено (amor aequalis). Этому соответствуюттри главные вида Л., встречаемые в действительном опыте, а именно : Л.родительская, Л. детей к родителям и Л. половая (или супружеская). Всетри вида имеют свои начатки уже в царстве животном. Первый видпредставляется здесь преимущественно Л. материнскою (в силунепосредственной физической связи самки с детенышами), но у высшихживотных и самец начинает принимать участие в заботах о новом поколении.Второй вид Л. иногда и у животных отрешается от родовой связи ипринимает характер как бы религиозный : такова привязанность некоторыхмелких животных к более крупным, дающим им покровительство , особенно жепреданность домашних животных человеку. В половой Л. у низших животныхособь имеет значение только как орудие для увековечения рода , причем естественно самка первенствует; взаимность является здесь только намгновение, и затем самец устраняется за ненадобностью (напр. пауки,пчелы). У высших животных (особенно у птиц и некоторых млекопитающих)наблюдается более устойчивая половая связь , соответственно возрастающемуучастию самца в семейных заботах. В мире человеческом мы находим те жетри главные вида Л., но с новым, постоянно углубляющимся и расширяющимсязначением. Сыновняя привязанность, распространяемая на умерших предков,а затем и на более общие и отдаленные причины бытия (до всемирногопровидения, единого Отца небесного), является корнем всего религиозногоразвития человечества. Родительская Л. или попечение старших о младших,защита слабых сильными, перерастая родовой быт, создает отечество ипостепенно организуется в быт национально-государственный. Наконец,половая Л., неизменно оставаясь наисильнейшим выражение м личногосамоутверждения и самоотрицания, вместе с тем все более и болеепонимается как совершенная полнота жизненной взаимности, и чрез этостановится высшим символом идеального отношения между личным начало м иобщественным целым. Уже в пророческих книгах Ветхого Завета отношение между Богом и избранною народностью изображается преимущественно каксоюз супружеский (и отступление народа от своего Бога - не иначе , какблуд). В Новом Завете эта идея переносится на Христа и Церковь , изавершение истории изображается как брак "Агнца" с Его невестою -просветленною и торжествующею церковью "Нового Иерусалима",соответственно чему и земные представители Христа, епископы, ставятся втакое же отношение к местным общинам ( отсюда выражение: вдовствующаяцерковь). Таким образом идеальное начало общественных отношений, похристианству, есть не власть , а любовь. С точки зрения нравственнойфилософии, Л. есть сложное явление , простые элементы которого суть : 1)жалость, преобладающая в Л. родительской; 2) благоговение (pietas),преобладающее в Л. сыновней и вытекающей из нее религиозной и 3)исключительно присущее человеку чувство стыда, которое, в соединении сдвумя первыми элементами - жалостью и благоговением - образуетчеловеческую форму половой или супружеской Л. ( материя же ей даетсяфизическим влечением, актуальным или потенциальным). В истории религийЛ. дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная силаполового влечения - в языческом фаллизм ( еще сохраняющемся кое-где ввиде организованных религиозных общин, каковы напр. индийские сактисты сих священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, впротивоположность с этим , как идеальное начало духовного и общественногоединения - в христианской agaph. Естественно, что и в истории философиипонятие Л. занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла Л.(jilia) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирногоединства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения ицентростремительного движения . У Платона Л. есть демоническое(связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа ксовершенной полноте бытия и вытекающее отсюда "творчество в красоте".Это эстетическое значение Л. было оставлено без внимания в философиипатриотической и схоластической. Своеобразное слияние христианских иплатонических идей об этом предмете мы находим у Данта. Вообще в средниевека Л. была предметом религиозной мистики с одной стороны (Викторинцы,Бернард Клервосский и особенно Бонавентура , в его соч. "Stumulusamoris", "Incendiuam amoris", "Amatorium") и особого рода поэзии сдругой; эта поэзия , из южной Франции распространившаяся по всей Европе,была посвящена культу женщины и идеализованной половой Л., в смыслегармонического соединения всех трех ее элементов: благоговения, жалостии стыдливости. В эпоху Возрождения (кончая Джордано Бруно ) Л. опятьстановится предметом философских умозрений в духе платонизма. В новойфилософии своеобразное понимание Л. представляет Спиноза,отождествляющий ее с абсолютным познанием (amor Dei inteIleclualis) иутверждающий, что философствовать есть ничто иное, как любить Бога. Вновейшей философии следует отметить остроумную, хотя и неосновательнуютеорию половой Л. у Шопенгауэр а ("Меtaphysik der Liebe" в "Parerga u.Paral."). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняеттем, что жизненная воля (Wille zum Leben) стремится здесь не только кувековечению рода (как у животных), но и к произведению возможносовершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчинастрастно любит именно эту женщину (и vice versa), то значит , он именно снею может в данных условиях произвести наилучшее потомство . Ни малейшегоподтверждения в действительном опыте этот взгляд не находит. Более верные и глубокомысленные указания и намеки (без ясной ипоследовательной системы) можно найти у Франца Баадера ("ErotischePhilosophie" и др.). Вл. С.

Значение слова Любовь в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мадонна - Мадонна (Madonna) сокращение итальянских слов: mia donna, ...
  • Магний - Магний (хим.), Magnesium, Mg=24 (Собственно Mg = 24, ...
  • Магистратура - Магистратура (фр. magistrature, от лат. Maglstratus) во ...
  • Магистраль - Магистраль базис триангуляции, также основная линия при ...
  • Магелланов - Магелланов пролив отделяет материк Южной Америки от ...
  • Магдебургское - Магдебургское apxиeпископство основано императором Оттоном I в 968 ...
  • Мавры - Мавры (этнография). М. теперь называется часть населения ...
  • Лужениe - Лужениe (Etanage, Verzinnen). Многие металлы, особенно медь ...
  • Луганск - Луганск (Лугань, Луганский завод) у. г. Славяносербского ...
  • Лоция - Лоция описание морей и океанов и их ...
  • Лотерея - Лотерея организованная игра на счастье, при которой ...
  • Лось - Лось (Alces) род семейства оленей (Сегvidae). Конец ...
  • Лорис-Меликов - ЛорисМеликов (граф Михаил Тариелович, 1825 88) ...
  • Лопе - Лопе де Вега (Lope Felix de Vega Carpio) ...
  • Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари