Что такое Левират? Значение слова Левират в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Левират -

Левират - древний институт обычного права, описываемый наиболее точново Второзаконии Моисея и разъясняемый в других книгах Библии: "Если двабрата живут вместе, и один из них умрет, не имея у себя сына, то женаумершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее(левир, откуда и самое название Л.) должен войти к ней и взять ее себе вжены, и жить с нею. И первенец, которого она родит, останется с именемумершего брата, чтобы имя его не изгладилось во Израиле" (Втор. 25, 5 -6; ср. Быт. 1, 38). В известном рассказе о Руви эта обязанностьраспространяется не только на деверей, по и на других родственников, впорядке их близости к умершему; отсюда можно заключить, что институт Л.имел раньше гораздо более широкое значение. В законах Maну содержитсясовершенно схожее постановление, по которому, в случае бездетной смертимужа, принадлежащего к низшему, служащему классу, его вдова обязываетсяприжить сына с братом или другим родственником мужа, однако, не болеечем одного (Ману, IX, 69 - 64). Изучение первоначальных форм брака уразличных народов показало, что этот обычай встречается не только уевреев и индусов, а широко распространен у целого ряда племен иявляется, поэтому, одним из важных показателей общего составапервоначальных брачных идей. Большое внимание вызвала попытка некоторыхсоциологов (особ. Мак-Леннана) рассматривать Л. как переживание ипоследствие особой формы коллективного брака, полиандрии. По мнению этихсоциологов, с исчезновением полиандрии и возникновением индивидуальногобрака, старое полиандрическое представление о принадлежности всехрожденных в семье детей старшему ее члену, как главе ее, переходит малопомалу в то, которое мы встречаем в Л. Индивидуальный бракиндивидуализирован, по крайней мере в наследственно-правовом отношении,коллективную собственность семьи, которая начала распределяться поотдельным поколениям, ветвям или уделам. Для того, чтобы сохранить уделв роде бездетно умершего и предупредить нарушение равенства родовыхправ, и возникает левират {"Вооз сказал: когда ты купишь поле у Поемини,то должен купить поле у Руви, хоавитянки, жены умершего, и должен взятьее в замужество, чтобы восстановить имя умершего в уделе его. И сказалтот родственник: не могу взять ее себе, чтобы не paсстроить своегоудела" (Руфь, IV, 5)}. Такое объяснение основывается, однако, только напредположении определенных форм брака, отличных от тех, которые мывстречаем при господстве индивидуальной и патриархальной семьи, и можетбыть признано верным лишь после окончательного подтверждения этогопредположения. В качестве исторического факта Л. встречается, во всякомслучае, лишь при полном господстве индивидуальной и патриархальнойсемьи. Кроме того, приведенными соображениями не объясняется целый рядчастностей в организации Л. и его видоизменений у разных народов. Другаяточка зрения (особенно Спенсер и Вестермарк) видит в Л. ничто иное, какостаток старого обычая наследования, вместе с имуществом, также и женумершего - обычая, видоизмененного лишь тем, что, за невозможностьюсожительства сынанаследника с своей матерью, последняя переходила кбрату умершего, вместе с другими правами, которыми почему-либо(например, по малолетству) не могли воспользоваться сыновья (напримерзвание, должность). Но и это мнение едва ли основательно: Л. имеет цельюотнюдь не интересы наследников умершего, а, наоборот, интересынаследодателя. Рожденный левером сын, достигнув возраста, получает, вкачестве наследника своего воображаемого отца, причитающуюся на долюпоследнего часть, и таким образом берет у действительного отцадоставшееся ему наследство. Такое противоречие цели и основания Л. едвали может быть допущено. Третье воззрение, выставленное Меном,видоизмененное и сильно поддержанное Мэйном и особенно Штарке, сближаетЛ. с аналогичным институтом индусской "нийоги", согласно которомуискусственное потомство бездетному лицу может быть обеспечено не толькопосле его смерти, но и при его жизни, путем передачи им своей женыродственнику, или даже постороннему лицу, для произведения сына, которыйсчитается его собственным сыном. Будучи более широким, чем Л., этотинститут известен целому ряду народностей, между прочим - древнимгрекам.. Явно указывая на сознательное установление искусственногопотомства, с определенной целью продолжения рода. он, по мнениюназванных писателей, имеет чисто юридическую основу: признаниепринадлежности детей не их действительному родителю, а прежде всеготому, под чьей властью находится женщина, от которой происходит ребенок.см. Mac Lennan, "The patriarchal theory" (Л. 1885); его же. "The Leviratand Polyandry", в "Fortnightly Review" (т. XXI); Спенсер, "Основысоциологии" (т. 2); Ковалевский, "Первобытное право" (в. 2, М. 1886);Джон Фентон, "Древнейшая жизнь евреев" (р. п. М. 1884); Мэн, "Древнийзакон и обычай"; Westermark, "Geschichte des menschlichenеhe" и особенноStarke, "Die Primitive Familie" (Лпц., 1888). Б. Н.

Левират

Левират - древний институт обычного права , описываемый наи более точново Второзаконии Моисея и разъясняемый в других книгах Библии: "Если двабрата живут вместе , и один из них умрет, не имея у себя сына, то женаумершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее(левир, откуда и самое название Л.) должен войти к ней и взять ее себе вжены, и жить с нею. И первенец , которого она родит, останется с именемумершего брата, чтобы имя его не изгладилось во Израиле" (Втор. 25, 5 -6; ср. Быт. 1, 38). В известном рассказе о Руви эта обязанностьраспространяется не только на деверей, по и на других родственник ов, впорядке их близости к умершему; отсюда можно заключить , что институт Л.имел раньше гораздо более широкое значение . В законах Maну содержитсясовершенно схожее постановление , по которому, в случае бездетной смертимужа, принадлежащего к низшему, служащему классу, его вдова обязываетсяприжить сына с братом или другим родственником мужа, однако , не болеечем одного ( Ману , IX, 69 - 64). Изучение первоначальных форм брака уразличных народов показало, что этот обычай встречается не только уевреев и индусов, а широко распространен у целого ряда племен иявляется, поэтому , одним из важных показателей общего составапервоначальных брачных идей . Большое внимание вызвала попытка некоторыхсоциологов (особ. Мак-Леннана) рассматривать Л. как переживание и после дствие особой формы коллективного брака, полиандрии. По мнению этихсоциологов, с исчезновением полиандрии и возникновением индивидуальногобрака, старое полиандрическое представление о принадлежности всехрожденных в семье детей старшему ее члену, как главе ее, переходит малопомалу в то, которое мы встречаем в Л. Индивидуальный бракиндивидуализирован, по крайней мере в наследственно-правовом отношении,коллективную собственность семьи, которая начала распределяться поотдельным поколениям, ветвям или уделам. Для того , чтобы сохранить уделв роде бездетно умершего и предупредить нарушение равенства родовыхправ, и возникает левират {"Вооз сказал: когда ты купишь поле у Поемини,то должен купить поле у Руви, хоавитянки, жены умершего, и должен взятьее в замужество , чтобы восстановить имя умершего в уделе его. И сказалтот родственник: не могу взять ее себе, чтобы не paсстроить своегоудела" ( Руфь , IV, 5)}. Такое объяснение основывается, однако, только напредположении определенных форм брака, отличных от тех, которые мывстречаем при господстве индивидуальной и патриархальной семьи, и может быть признано верным лишь после окончательного подтверждения этогопредположения. В качестве исторического факта Л. встречается, во всякомслучае, лишь при полном господстве индивидуальной и патриархальнойсемьи. Кроме того, приведенными соображениями не объясняется целый рядчастностей в организации Л. и его видоизменений у разных народов. Другаяточка зрения ( особенно Спенсер и Вестермарк) видит в Л. ничто иное, какостаток старого обычая наследования, вместе с имуществом, также и женумершего - обычая, видоизмененного лишь тем, что, за невозможностьюсожительства сынанаследника с своей матерью, последняя переходила кбрату умершего, вместе с другими правами, которыми почему-либо(например, по малолетству) не могли воспользоваться сыновья (напримерзвание, должность ). Но и это мнение едва ли основательно: Л. имеет цельюотнюдь не интересы наследников умершего, а, наоборот , интересынаследодателя. Рожденный левером сын, достигнув возраста, получает, вкачестве наследника своего воображаемого отца , причитающуюся на долюпоследнего часть , и таким образом берет у действительного отцадоставшееся ему наследство . Такое противоречие цели и основания Л. едвали может быть допущено. Третье воззрение , выставленное Меном,видоизмененное и сильно поддержанное Мэйном и особенно Штарке, сближаетЛ. с аналогичным институтом индусской "нийоги", согласно которомуискусственное потомство бездетному лицу может быть обеспечено не толькопосле его смерти, но и при его жизни, путем передачи им своей женыродственнику, или даже постороннему лицу, для произведения сына, которыйсчитается его собственным сыном. Будучи более широким, чем Л., этотинститут известен целому ряду народностей, между прочим - древнимгрекам.. Явно указывая на сознательное установление искусственногопотомства, с определенной целью продолжения рода . он, по мнениюназванных писателей, имеет чисто юридическую основу: признаниепринадлежности детей не их действительному родителю, а прежде всеготому, под чьей властью находится женщина , от которой происходит ребенок.см. Mac Lennan, "The patriarchal theory" (Л. 1885); его же. "The Leviratand Polyandry", в "Fortnightly Review" (т. XXI); Спенсер, "Основысоциологии" (т. 2); Ковалевский , "Первобытное право" (в. 2, М. 1886);Джон Фентон, "Древнейшая жизнь евреев" (р. п. М. 1884); Мэн, " Древний закон и обычай"; Westermark, "Geschichte des menschlichenеhe" и особенноStarke, "Die Primitive Familie" (Лпц., 1888). Б. Н.

Значение слова Левират в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Летальный - Летальный исход (Exitus lethalis) мед. выражение, означающеесмертельный ...
  • Лёсс - Лёсс светложелтое однородное отложение современной геологическойэпохи, представляющее ...
  • Лесбийская - Лесбийская любовь форма извращения полового чувства, неестественноевлечение ...
  • Леохар - Леохар греч. скульптор, афинянин по месту рождения, ...
  • Леонтьев - Леонтьев (Константин Николаевич, 1831 91) публицист ...
  • Леннрот - Леннрот (Elias Lonnrot, 1802?84) . выдающийся финский лингвист.Родился ...
  • Лемминг - Лемминг. . Л. называется несколько родов мелких грызунов ...
  • Латук-салат - Латуксалат важнейший представитель салатных растений.Многочисленные его видоизменения ...
  • Латифундии - Латифундии (Latifundia) в древнем Риме так назыв. ...
  • Ласточки - Ласточки (Hirundinidae) семейство певчих птиц. Малые птицы ...
  • Лассо - Лассо (Orlandus de Lassus, Orlando di Lasso, Roland ...
  • Ласка - Ласка (Putorius vulgaris Rich.) хищное млекопитающее из ...
  • Ларошфуко - Ларошфуко (Франсуа VI, герцог La Rochefoucauld, 1613 ...
  • Лапта - Лапта палка, веселко, которым бьют мяч в ...
  • Эос - Эос (эол. AuwV, ион. HwV, дор. 'AwV, атт. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари