Что такое Квакеры? Значение слова Квакеры в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Квакеры -

Квакеры (англ. quackers, quakers, т. е. "дрыгуны") - секта, возникшаяв Англии в XVII ст. Название это было дано им в насмешку, в видусудорожных движений и припадков, в которые они впадали, когда "нисходилна них Дух Божий". Сами последователи этой секты называли себя"христианским обществом друзей" (на основании слов, употреблённых апост.Иоанном, Послан. III, 15). Основателем её был Георг Фокс, родившийся в1624 г. Углубившись в чтение Священного Писания, он, посленепродолжительного периода искания и сомнения, достиг положительногоубеждения, что истина находится не в науке, не в католицизме илиангликанстве и других сектах, а в каждом человеческом сердце. Онназывает её внутренним светом, гласом Божиим. Этот голос не возвещаетновых истин веры - они уже высказаны в Св. Писании, - но служитсвидетельством вечного присутствия Христа в человеке; он указываетдобро, отдаляет от греха и никогда не противоречит ясному смыслу Св.Писания и разуму. Фокс немедленно принялся распространять это учение,впадая в мистические восторги и предоставляя другим логическое развитиеучения из высказанного им начала. Его били, бросали в него камнями,сажали в тюрьму, но, не смотря на все преследования, число егопоследователей быстро увеличивалось. Когда Кромвель распустил парламент(1653) и рассеялась надежда "святых" на скорое осуществление их мечты оцарстве Божием на земле, горячие индепенденты приняли учение о новых,непрерывных откровениях Божиих; благодаря этому, квакерство быстрораспространилось по всей Англии; ревностные сторонники "внутреннегосвета" отправлялись, для проповеди, даже в отдалённые страны. Фокс сампосетил Америку и указал на неё своим последователям; Вильям Пенн,которому принадлежат большие заслуги во внутренней организацииквакерских общин, купил у английского правительства земли на Делаваре иосновал там квакерскую колонию. В наше время общины К. особеннораспространены в Англии и Сев. Американских Соед. Шт.; кроме того, онисуществуют в Голландии, Германии (близ Пирмонта) и в торговых городахНорвегии. Так как К. ни в каком случае не приносят присяги и упорноотказываются от обязанностей военной службы, то везде, где онисуществуют, их слово признается равносильным присяге, а вместо военнойслужбы они платят известные подати. Систематическую разработку учению К.дал Роберт Барклэ, в своих сочинениях: "Саtechismus et fidel confessio"(179) и "Theologiae vere christianae apologia". Не мало сделал для этогои Пенн. Признавая великое значение "внутреннего голоса" и его согласие сСв. Писаниям, К. не отрицают и земной мудрости, "ибо Христос пришёл неугасить, а очистить языческое знание"; в Пифагоре, Платоне, Плотинегорел "внутренний свет". Всякое гонение за веру преступно. Проповедьдолжна быть свободным выражением вдохновения, которое может нисходить накаждого верующего; "друзья" отрицают, поэтому, необходимость духовенстваи осуждают сбор десятины и вообще всякое вознаграждение за толкование ираспространение Св. Писания. В местах, где К. собираются для совещаний иобщей молитвы (meetinghouses), нет ни алтарей, ни образов; пение имузыка изгнаны. Хотя проповедовать может каждый член общины, не исключаяи женщин, но на самом деле правом этим пользуются только люди,заслужившие общее уважение и доверие. В прежних собраниях вздохи, шедшиеcrescendo, стоны и кривляния были обыкновенным явлением; теперь всобраниях царствует глубокая тишина, прерываемая только голосомпроповедников; иногда, если ни на кого из присутствующих не сходитвдохновение, проповеди не бывает. К. не допускают никаких обрядов и непризнают таинств. Они не отрицают совершенно крещения водою, но считаютего излишним. Браки совершаются через простое обещание сожития иверности, в присутствии старшин. Погребение происходит без всякихцеремоний, причём родственники умершего не надевают траура. Вместопамятников и эпитафий, в назидание следующим поколениям составляются ипечатаются биографии тех людей, добродетели которых заслужили общеепризнание. Устройство квакерских общин основано на чисто демократическихначалах. Важные частные и общественные дела решаются избраннымипредставителями. Подчиняясь законам государств, к которым онипринадлежат по рождению, К. не участвуют, однако, в народных торжествахпо случаю побед, осуждают торговлю оружием и порохом, агитируют противсмертной казни и против дуэли. Во время войны Северо-Америк. Штатов заосвобождение многие К. взялись за оружие и образовали отдельную общину"свободных и воинственных (free and fighting) друзей". Признаваясовершенное равенство и братство между людьми, К. в своих сношениях свластями и знатными лицами не употребляют выражений, принятых обычаем, аозначают только должность или сан, всех называя: ты. Они верят впостоянное улучшение и развитие духовной природы человека. С XVIII векаК. начинают употреблять все усилия для уничтожения торговли неграми ирабства. В 1754 г. "друзья" решили исключить из своей среды всех,имевших рабов. Между К. нет нищих: каждый здоровый член должен работать;для больных и дряхлых существуют больницы и странноприимные дома. Отчленов, совершивших бесчестный поступок, община отрекается. Брачныеобязанности соблюдаются строго. В ребёнке родители уже уважают будущегочеловека и основывают на этом свою систему воспитания. До конца XVIII в.частная жизнь К. была очень однообразна и бедна наслаждениями, потомучто из неё изгонялись искусства. Теперь молодые К. участвуют вобщественных увеселениях, занимаются изящными искусствами, литературой ит. п.; зато число членов, выходящих совсем из общины или образующихновые подразделения секты, увеличивается. Литература. Кларксон, "A portraiture of Quakerism" (Лондон, 1806);Эрнст Бунзен, "William Реnn" (Лпц., 1854); Лодс, "Etude historique etcritique sur ie Quakerisme" (Страсбург, 1857); Вейнгартен, "DieRevolutionskirchen Englands" (Лпц., 1868); Грановский, "Квакеры"("Сочинения", т. 1). М. В. В Россию К. явились впервые в конце XVII в. в лице Квирина Кульмана,сожженного в Москве. В 1743 г., а затем синодским указом 9 дек. 1756 г."квакерскою ересью" названа секта хлыстов, хотя происхождение последнихедва ли имеет какую-либо связь с историей К.; поводом к этому, вероятно,послужило некоторое сходство основного учения К. об озарении от Духа сучением наших хлыстов о воплощениях и вдохновении, вызываемых, как и уК., посредством различных телодвижений. Ср. Сырцов, "Сибирские К. вXVIII в." (106. 1882 - оттиск из "Тобольск. Епарх. Ведом."); Гурьев,"Расстриги девки-квакереи" ("Русск. Вестн." 1881, № 8). Петру I К.представлялись дважды во время пребывания его в Лондоне; государьотнёсся к ним весьма внимательно и, будучи заграницей, не упускал случаяпобывать на квакерском богослужении. Менее случайный характер имелисношения с К. Александра I, в мистическом настроении которого квакерскиеидеи находили много отголосков. Александр I познакомился с К. в Лондонев 1814 г. В 1818 г. К. Грелье и Аллен приезжали в Петербург и былиприняты государем, который с ними молился. В 1822 г. импер. Александримел в Вене новое свидание с Вильямом Алленом, этим неутомимым борцомпротив невольничества, который с помощью русского императора надеялсядостигнуть своей заветной цели - объявления негроторговли равносильноюпиратству. В 1824 г. прибыл в Петербург К. Томас Шиллите, который дваждымолился с государем. Ср. Пыпин, "Император Александр I и К." ("Вестн.Европы" 1869, № 10); "Записки К. (Грелье) о пребывании в России"("Русская Старина", 1874, № 1).

Квакеры

Квакеры (англ. quackers, quakers, т. е. "дрыгуны") - секта , возникшаяв Англии в XVII ст. Название это было дано им в насмешку, в видусудорожных движений и припадков, в которые они впадали, когда "нисходилна них Дух Божий". Сами последователи этой секты называли себя"христианским обществом друзей" (на основании слов, употреблённых апост.Иоанном, Послан. III, 15). Основателем её был Георг Фокс , родившийся в1624 г. Углубившись в чтение Священного Писания, он, посленепродолжительного периода искания и сомнения, достиг положительногоубеждения, что истина находится не в науке, не в католицизме илиангликанстве и других сектах, а в каждом человеческом сердце . Онназывает её внутренним светом, гласом Божиим. Этот голос не возвещаетновых истин веры - они уже высказаны в Св. Писании, - но служитсвидетельством вечного присутствия Христа в человеке; он указываетдобро, отдаляет от греха и никогда не против оречит ясному смыслу Св.Писания и разуму. Фокс немедленно принялся распространять это учение ,впадая в мистические восторги и предоставляя другим логическое развитие учения из высказанного им начала . Его били, бросали в него камнями,сажали в тюрьму, но, не смотря на все преследования, число егопоследователей быстро увеличивалось. Когда Кромвель распустил парламент(1653) и рассеялась надежда "святых" на скорое осуществление их мечты оцарстве Божием на земле, горячие индепенденты приняли учение о новых,непрерывных откровениях Божиих; благодаря этом у, квакерство быстрораспространилось по всей Англии; ревностные сторонники "внутреннегосвета" отправлялись, для проповеди, даже в отдалённые страны. Фокс сампосетил Америку и указал на неё своим последователям; Вильям Пенн ,которому принадлежат большие заслуги во внутренней организацииквакерских общин, купил у английс кого правительства земли на Делаваре иосновал там квакерскую колонию. В наше время общины К. особеннораспространены в Англии и Сев. Американских Соед. Шт.; кроме того , онисуществуют в Голландии, Германии ( близ Пирмонта) и в торговых городахНорвегии. Так как К. ни в каком случае не приносят присяги и упорноотказываются от обязанностей военной службы, то везде , где онисуществуют, их слово признается равносильным присяге, а вместо военнойслужбы они платят известные подати . Систематическую разработку учению К.дал Роберт Барклэ, в своих сочинениях: "Саtechismus et fidel confessio"(179) и "Theologiae vere christianae apologia". Не мало сделал для этогои Пенн. Признавая великое значение "внутреннего голоса" и его согласие сСв. Писаниям, К. не отрицают и земной мудрости, "ибо Христос пришёл неугасить, а очистить языческое знание"; в Пифагоре, Платоне, Плотинегорел "внутренний свет". Всякое гонение за веру преступно. Проповедьдолжна быть свободным выражением вдохновения, которое может нисходить накаждого верующего; "друзья" отрицают, по этому , необходимость духовенстваи осуждают сбор десятины и вообще всякое вознаграждение за толкование ираспространение Св. Писания. В местах, где К. собираются для совещаний иобщей молитвы (meetinghouses), нет ни алтарей, ни образов; пение имузыка изгнаны. Хотя проповедовать может каждый член общины, не исключаяи женщин, но на самом деле правом этим пользуются только люди,заслужившие общее уважение и доверие . В прежних собраниях вздохи, шедшиеcrescendo, стоны и кривляния были обыкновенным явлением; теперь всобраниях царствует глубокая тишина , прерываемая только голосомпроповедников; иногда , если ни на кого из присутствующих не сходитвдохновение, проповеди не бывает. К. не допускают никаких обрядов и непризнают таинств. Они не отрицают совершенно крещения водою, но считаютего излишним. Браки совершаются через простое обещание сожития иверности, в присутствии старшин. Погребение происходит без всякихцеремоний, причём родственники умершего не надевают траура. Вместо памятников и эпитафий, в назидание следующим поколениям составляются ипечатаются биографии тех людей, добродетели которых заслужили общеепризнание. Устройство квакерских общин основано на чисто демократическихначалах. Важные частные и общественные дела решаются избраннымипредставителями. Подчиняясь законам государств, к которым онипринадлежат по рождению, К. не участвуют, однако , в народных торжествахпо случаю побед, осуждают торговлю оружие м и порохом, агитируют противсмертной казни и против дуэли. Во время войны Северо-Америк. Штатов заосвобождение многие К. взялись за оружие и образовали отдельную общину"свободных и воинственных (free and fighting) друзей". Признаваясовершенное равенство и братство между людьми, К. в своих сношениях свластями и знатными лицами не употребляют выражений, принятых обычаем, аозначают только должность или сан, всех называя: ты. Они верят впостоянное улучшение и развитие духовной природы человека. С XVIII векаК. начинают употреблять все усилия для уничтожения торговли неграми ирабства. В 1754 г. "друзья" решили исключить из своей среды всех,имевших рабов. Между К. нет нищих: каждый здоровый член должен работать;для больных и дряхлых существуют больницы и странноприимные дома . Отчленов, совершивших бесчестный поступок , община отрекается. Брачныеобязанности соблюдаются строго . В ребёнке родители уже уважают будущегочеловека и основывают на этом свою систему воспитания. До конца XVIII в.частная жизнь К. была очень однообразна и бедна наслаждениями, потомучто из неё изгонялись искусства. Теперь молодые К. участвуют вобщественных увеселениях, занимаются изящными искусствами, литературой ит. п.; зато число членов, выходящих совсем из общины или образующихновые подразделения секты, увеличивается. Литература . Кларксон, "A portraiture of Quakerism" ( Лондон , 1806);Эрнст Бунзен , "William Реnn" (Лпц., 1854); Лодс, "Etude historique etcritique sur ie Quakerisme" ( Страсбург , 1857); Вейнгартен, "DieRevolutionskirchen Englands" (Лпц., 1868); Грановский , "Квакеры"("Сочинения", т. 1). М. В. В Россию К. явились впервые в конце XVII в. в лице Квирина Кульмана,сожженного в Москве. В 1743 г., а затем синодским указом 9 дек. 1756 г."квакерскою ересью" названа секта хлыстов, хотя происхождение последнихедва ли имеет какую-либо связь с историей К.; поводом к этому, вероятно,послужило некоторое сходство основного учения К. об озарении от Духа сучением наших хлыстов о воплощениях и вдохновении, вызываемых, как и уК., посредством различных телодвижений. Ср. Сырцов , "Сибирские К. вXVIII в." (106. 1882 - оттиск из "Тобольск. Епарх. Ведом."); Гурьев,"Расстриги девки-квакереи" ("Русск. Вестн." 1881, № 8). Петру I К.представлялись дважды во время пребывания его в Лондоне; государьотнёсся к ним весьма внимательно и, будучи заграницей , не упускал случаяпобывать на квакерском богослужении. Менее случайный характер имелисношения с К. Александр а I, в мистическом настроении которого квакерскиеидеи находили много отголосков. Александр I познакомился с К. в Лондонев 1814 г. В 1818 г. К. Грелье и Аллен приезжали в Петербург и былиприняты государем, который с ними молился. В 1822 г. импер. Александримел в Вене новое свидание с Вильямом Алленом, этим неутомимым борцомпротив невольничества, который с помощью русского императора надеялсядостигнуть своей заветной цели - объявления негроторговли равносильноюпиратству. В 1824 г. прибыл в Петербург К. Томас Шиллите, который дваждымолился с государем. Ср. Пыпин , "Император Александр I и К." ("Вестн.Европы" 1869, № 10); "Записки К. (Грелье) о пребывании в России"("Русская Старина", 1874, № 1).

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Квакеры в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Керубини - Керубини (Luigi Cherubini) замечательный итальянский композитор итеоретик ...
  • Керамика - Керамика (собственно Керамевтика; от греч. слова keramoV=кирпич) производство ...
  • Кентавры - Кентавры по преданию, дикое фессалийское племя, отличавшеесяживотными ...
  • Кембрийская - Кембрийская система и период один из самых ...
  • Кельты - Кельты (Keltoi, Keltai, Celtae) племя индоевропейскогопроисхождения, раньше ...
  • Кекуле - Кекуле (ФридрихАвгуст) химик, род. в 1829 г. ...
  • Кегль - Кегль (типогр.) размеры литеры в толщину. ...
  • Катманду - Катманду (Khatmandoo, Kathmara) столица независимого индийскогогосударства Непала, ...
  • Катилина - Катилина (Lucius Sergius Catilina) глава заговора, получившего ...
  • Кататония - Кататония (katatonia) название особой формы помешательства,описанной впервые ...
  • Катар - Катар различные формы и степени воспаления слизистых ...
  • Каталог - Каталог (греч.) роспись, список. Древние грамматики дали ...
  • Касыда - Касыда форма лирического стихотворения, выработанная арабскойпоэзией незадолго ...
  • Кастор - Кастор брат Поллукса, один из Диоскуров. ...
  • Тюльпан - Тюльпан (Tulipa L.) родовое название растений из ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари