Что такое Купол? Значение слова Купол в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Купол -

Купол - в архитектуре, покрытие круглого, четырехугольного илимногогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхностьполушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого-либотела вращения и имеющего сходство с опрокинутою чашею (итальянскоеcupola, от слова cupo = вогнутость, углубление). К. может бытьдеревянный, сделанный из глины, металлический, но этим терминомпреимущественно означается покрытие сводчатое, сложенное из кирпича иликамня. Происхождение К. теряется в глубокой древности. Так, онвстречается в доисторических памятниках Галлии, в курганах Сардинии, внадгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр.,сокровищница Атрея, в Микенах), в этрусских погребальных склепах, внубийской пирамиде Курна и т. д.; но более всего он был в употреблении,по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуютдошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки,произведённые в местах нахождения их давно исчезнувших городов.Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме К.; тем неменее её представляет нам монолит, покрывающий собою небольшойхорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный К., правильнойсводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработавприемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовалисьим для прикрытия даже весьма обширных пространств, как, напр., вПантеоне Агриппы, в котором полусферический К., снабженный вверхукруглым отверстием для пропуска света, прикрывает круглое здание 4З,5 м.в диаметре. Позже К. сделался любимою формой покрыт. в византийскойархитектуре, впервые удачным образом разрешившей задачу помещения егонад основанием не только круглого, но и квадратного и вообщемногоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов илипарусов. Усовершенствованный таким образом К. распространился изВизантии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию,перешел на Запад - в Италию (равенские крестильница и црк. св Виталия,венецианский собор св. Марка), на берега Рейна (императорская капелла, вАхене), во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследованмусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией. Высшую степеньразвития К. получило в итальянском зодчестве эпохи Возрождения (К.Брунелески, во Флорентийском соборе, Микеланджеловый К. над римскимисобором св. Петра и проч.). В новейшей архитектуре, К. помещается побольшей части не прямо на стенах покрываемого им пространства, но междуними и им воздвигается, как посредствующее звено, более или менеевысотой цилиндрический тамбур (барабан), прорезанный окнами, служащимидля освещения как самого К., так и подкупольной части здания. Впрочем,тамбур употреблялся еще и в византийском храмоздательстве. Иногда, длялучшего освещения К., в его вершине делается круглое отверстие, надкоторым воздвигается так назыв. фонарь - второй небольшой К.,подпираемый тамбуром с окнами. Из К., в сооружениях новейшего времени,особенно замечательны по своей величине, искусной конструкции иизяществу: во Франции - к. црк. Инвалидов и Пантеона, в Париже; в Англии- лондонского собора св. Павла, в Германии - шинкелевский К. берлинскогокоролевского музея; в России - моск. храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора.У древних римлян К. украшался изнутри разделкою в виде выступающихвперед вертикальных и горизонтальных ребер, образующих кассетты, а ввизантийской архитектуре - мозаичными изображениями на золотом фоне; вновейшей архитектуре он предоставляется живописи, преимущественнофресковой. А. С - в. В конструктивном отношении, современный К. представляет собоюпростейший из сферическ. сводов, и разрезка его, для получения видаотдельных составляющих его камней или клиньев, производится посредствоммеридиональных плоскостей и сопрягающих конических поверхностей, свершиною в центре. Между двумя сопрягающими поверхностями образуетсякольцо, ограниченное этими поверхностями и внутреннею и внешнеюповерхностью К. Каждое полное кольцо, состоящее из клиновидных камней,будучи совершенно замкнуто и покоясь на нижнем кольце, находится вравновесии. Такое свойство К. позволяет устраивать в его вершинеотверстия произвольных размеров (пуп), не уменьшающие нисколькоустойчивости свода, а это доставляет чрезвычайно удобный способосвещения К. сверху. По этой же причине, при кладке К. из мелкогоматериала (кирпича), можно обойтись без кружал, так как отдельные рядыклиньев очень мало наклонены к горизонту и, образуя сомкнутое кольцо, ненуждаются в подпоре. Толщиною свода задаются по давлению, котороеприходится на пяты К. от веса надкупольной нагрузки. В зависимости отэтого определяются размеры по толщине и в остальных сечениях свода. Приповерке прочности легких и средних К. - берется в рассчет и сцеплениераствора в швах. При проектировании К. серьезного вниманья требует вособенности обеспечение устойчивости опорных стен, сходящихся в углаххрама и поддерживающих барабан помощью промежуточных цилиндрическихарок. Повреждения, обнаружившиеся в значительном числе церквей,указывают в большинство случаев на необходимость или устройстваконтрфорсов по углам высоких малоустойчивых стен, или же уменьшениядействия на них распора от К. помощью железных связей (К. св. Петра вРиме, храм св. Владимира в Херсонесе и др.). Если К. оказываетстремление раздвигать устой или барабан, то, для предупреждениядальнейшего разрушения, их можно стянуть железными кольцами. В последнеевремя усовершенствование систем сквозных металлических покрытий привелик конструкции железных К., преимущественно для перекрытая круглыхфабр.-заводских и т. п. зданий, служащих для промышленных целей.Купольная система составляется здесь из отдельных упругих связей,располагаемых по меридиональным и параллельным кругам, которые длябольшой устойчивости соединяются диагональными связями (системаШвеллера). К. зданий берлинского газгольдера состоят из 4 - 5многоугольных колец и 24 радиальных стропильных ног; кольцо для фонаряобразует 12-угольник. Эти К., пролетом от 32 до 44 м, покрыты картоном.Существуют подобные К., отверстием свыше 50 м. За образующуюметаллического сквозного К. для средней части обыкновенно принимаетсяпарабола. К. по кубической параболе теоретически требует 2/3 материала,идущего на такой же К. по обыкновенной параболе. А.Т.

Купол

Купол - в архитектуре, покрытие круглого, четырехугольного илимногогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхностьполушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого-либотела вращения и имеющего сходство с опрокинутою чашею (итальянскоеcupola, от слова cupo = вогнутость , углубление ). К. может бытьдеревянный, сделанный из глины , металлический , но этим термином преимущественно означается покрытие сводчатое, сложенное из кирпича иликамня. Происхождение К. теряется в глубокой древности. Так, онвстречается в доисторических памятник ах Галлии, в курганах Сардинии, внадгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр.,сокровищница Атрея, в Микенах), в этрусских погребальных склепах, внубийской пирамиде Курна и т. д.; но более всего он был в употреблении,по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуютдошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки,произведённые в местах нахождения их давно исчезнувших городов.Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме К.; тем неменее её представляет нам монолит , покрывающий собою небольшой хорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный К., правильнойсводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработавприемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовалисьим для прикрытия даже весьма обширных пространств, как, напр., вПантеоне Агриппы, в котором полусферический К., снабженный вверхукруглым отверстие м для пропуска света, прикрывает круглое здание 4З,5 м.в диаметре. Позже К. сделался любимою формой покрыт. в византийскойархитектуре, впервые удачным образом разрешившей задачу помещения егонад основанием не только круглого, но и квадратного и вообщемногоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов илипарусов. Усовершенствованный таким образом К. распространился изВизантии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию,перешел на Запад - в Италию (равенские крестильница и црк. св Виталия,венецианский собор св. Марка ), на берега Рейна (императорская капелла , вАхене), во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследованмусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией. Высшую степеньразвития К. получило в итальянском зодчестве эпохи Возрождения (К.Брунелески, во Флорентийском соборе, Микеланджеловый К. над римскимисобором св. Петра и проч.). В новейшей архитектуре, К. помещается побольшей части не прямо на стен ах покрываемого им пространства, но междуними и им воздвигается, как посредствующее звено , более или менеевысотой цилиндрический тамбур ( барабан ), прорезанный окнами, служащимидля освещения как самого К., так и подкупольной части здания . Впрочем,тамбур употреблялся еще и в византийском храм оздательстве. Иногда , длялучшего освещения К., в его вершине делается круглое отверстие, надкоторым воздвигается так назыв. фонарь - второй небольшой К.,подпираемый тамбуром с окнами. Из К., в сооружениях новейшего времени,особенно замечательны по своей величине, искусной конструкции иизяществу: во Франции - к. црк. Инвалидов и Пантеона, в Париже; в Англии- лондонского собора св. Павла, в Германии - шинкелевский К. берлинскогокоролевского музея; в России - моск . храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора.У древних римлян К. украшался изнутри разделкою в виде выступающихвперед вертикальных и горизонтальных ребер, образующих кассетты, а ввизантийской архитектуре - мозаичными изображениями на золотом фоне; вновейшей архитектуре он предоставляется живописи, преимущественнофресковой. А. С - в. В конструктивном отношении, современный К. представляет собоюпростейший из сферическ. сводов, и разрезка его, для получения видаотдельных составляющих его камней или клиньев, производится посредствоммеридиональных плоскостей и сопрягающих конических поверхностей, свершиною в центре. Между двумя сопрягающими поверхностями образуется кольцо , ограниченное этими поверхностями и внутреннею и внешнеюповерхностью К. Каждое полное кольцо, состоящее из клиновидных камней,будучи совершенно замкнуто и покоясь на нижнем кольце , находится вравновесии. Такое свойство К. позволяет устраивать в его вершинеотверстия произвольных размеров (пуп), не уменьшающие нисколько устой чивости свода, а это доставляет чрезвычайно удобный способосвещения К. сверху . По этой же причине, при кладке К. из мелкогоматериала (кирпича), можно обойтись без кружал, так как отдельные рядыклиньев очень мало наклонены к горизонту и, образуя сомкнутое кольцо, ненуждаются в подпоре. Толщиною свода задаются по давлению, котороеприходится на пяты К. от веса надкупольной нагрузки . В зависимости отэтого определяются размеры по толщине и в остальных сечениях свода. Приповерке прочности легких и средних К. - берется в рассчет и сцеплениераствора в швах . При проектировании К. серьезного вниманья требует вособенности обеспечение устойчивости опорных стен, сходящихся в углаххрама и поддерживающих барабан помощью промежуточных цилиндрическихарок. Повреждения, обнаружившиеся в значительном числе церквей,указывают в большинство случаев на необходимость или устройстваконтрфорсов по углам высоких малоустойчивых стен, или же уменьшениядействия на них распора от К. помощью железных связей (К. св. Петра вРиме, храм св. Владимира в Херсонесе и др.). Если К. оказываетстремление раздвигать устой или барабан, то, для предупреждениядальнейшего разрушения, их можно стянуть железными кольцами. В последнеевремя усовершенствование систем сквозных металлических покрытий привелик конструкции железных К., преимущественно для перекрытая круглыхфабр.-заводских и т. п. зданий, служащих для промышленных целей.Купольная система составляется здесь из отдельных упругих связей,располагаемых по меридиональным и параллельным кругам, которые длябольшой устойчивости соединяются диагональными связями (системаШвеллера). К. зданий берлинского газгольдера состоят из 4 - 5многоугольных колец и 24 радиальных стропильных ног; кольцо для фонаряобразует 12-угольник. Эти К., пролетом от 32 до 44 м, покрыты картоном.Существуют подобные К., отверстием свыше 50 м. За образующуюметаллического сквозного К. для средней части обыкновенно принимаетсяпарабола. К. по кубической параболе теоретически требует 2/3 материала,идущего на такой же К. по обыкновенной параболе. А.Т.

Значение слова Купол в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Кустанай - Кустанай город в Тургайской обл., в 919 ...
  • Куры - Куры принадлежат к числу наиболее полезных и выдающихся ...
  • Курск - Курск губ. гор. Курской губ., на двух ...
  • Куропаткин - Куропаткин (Алексей Николаевич) генераллейтенант; род. в 1818 ...
  • Курно - Курно (АнтуанОгюст Cournot, 1801 1877) французский ...
  • Курляндия - Курляндия область, входившая в состав владений Ливонского ...
  • Куриная - Куриная слепота (гемералопия, hemeralopia) своеобразное страданиезрительного органа, ...
  • Кулики - Кулики. Общим термином К. означают болотных птиц ...
  • Кули - Кули и китайский вопрос. Под именем К. ...
  • Кукушкин - Кукушкин лен разные виды мхов из рода ...
  • Кукуруза - Кукуруза, маис (Zea Mays L.) единственный вид ...
  • Кук - Кук (Джемс Cook) знаменитый английский мореплаватель (1728 ...
  • Кузнечики - Кузнечики (Locustidae) многочисленное семейство насекомых из отрядапрямокрылых ...
  • Ку-клукс-клан - Куклуксклан (KukIuxKlan) тайный политич. союз, образовавшийся,по окончании ...
  • Октет - Октет (otteto, итал.) музыкальное сочинение для восьми ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари