Что такое Контрапункт? Значение слова Контрапункт в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Контрапункт -

Контрапункт (ит. Contrapunto, неи. Contrapunkt, франц. Contrepoint) -соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающеесяполным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первойголосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а вовтором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельныхголосов. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором -голосоведение, не особенно рельефное. В К. на первом плане рельефность,самостоятельность голосоведения, а на втором - гармония. К.предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов вквартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился изпредыдущего, вследствие прибавления других интервалов), фо-бурдон(сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно споследним развился дисканта, в котором видны попытки придать голосамбольшую самостоятельность, сообщая им противоположное движение (XIIст.). С развитием нотного письма явилось слово К. К нотам данной мелодии(Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punctus) одноймелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления нот -punctus contra punctam или нота (точка) против ноты (точки) - и получилназвание К. Сперва развился строгий К., основанный на правильномотношении всех мелодических голосов к мелодии баса. В таком К. всеголоса на сильных временах совпадают с басом в консонансах или вприготовленных диссонансах (синкопа), имеющих правильное разрешение наступень вниз. На слабых временах допускаются тоже консонансы и плавноидущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе ходана хроматический полутон, увеличенных и уменьшенных интервалов. обеихсептим и большой сексты. свободный К., развившийся позднее, основан нетолько на контрапунктических, но и на гармонических. правилах. В немдопускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение мелодиигораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные интервалыи септимы. Как строгий, так и свободный К. делятся на простой (всякоеправильное контрапунктическое сочетание) и сложный, в котором голосамогут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е.каждый голос может быть перенесен на октаву или другой интервал вверхили вниз; напр. партия дисканта может быть перенесена в бас, а партиябаса - в дискант. По числу голосов, способных перемещаться, сложный К.называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным(четыре). На почве К. развились полифонические формы имитации, канона,фуги, фигурованного хорала и пр. Величайший композитор в областистрогого К. - Палестрина, в области свободного - И. С. Бах. Развитиюконтрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047 - 1083),Маркет Падуанский (XIII ст.), Иоанн Мурский (1300 - 1360), ИоаннТинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор сочинения "Gradus adParnassum", Кирнбергер (ХVIII ст.), новейшие: Ден, Керубини, Маркс,Рихтер и мн. др. Н. Соловьев.

Контрапункт

Контрапункт (ит. Contrapunto, неи. Contrapunkt, франц . Contrepoint) -соединение нескольких мелодических самостоятельных голос ов, отличающеесяполным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первойголосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а вовтором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельныхголосов. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором -голосоведение, не особенно рельефное. В К. на первом плане рельефность, самостоятельность голосоведения, а на втором - гармония . К.предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный ( сочетание голосов вквартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился изпредыдущего, вследствие прибавления других интервал ов), фо-бурдон(сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно споследним развился дискант а, в котором видны попытки придать голосамбольшую самостоятельность, сообщая им против оположное движение (XIIст.). С развитием нотного письма явилось слово К. К нота м данной мелодии(Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punctus) одноймелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления нот -punctus contra punctam или нота ( точка ) против ноты (точки) - и получилназвание К. Сперва развился строгий К., основанный на правильномотношении всех мелодических голосов к мелодии баса . В таком К. всеголоса на сильных временах совпадают с басом в консонансах или вприготовленных диссонансах ( синкопа ), имеющих правильное разрешение наступень вниз . На слабых временах допускаются тоже консонансы и плавноидущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе ходана хроматический полутон , увеличенных и уменьшенных интервалов. обеихсептим и большой сексты. свободный К., развившийся позднее , основан не только на контрапунктических, но и на гармонических. правилах. В немдопускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение мелодиигораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные интервалыи септимы. Как строгий, так и свободный К. делятся на простой (всякоеправильное контрапунктическое сочетание) и сложный , в котором голосамогут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е.каждый голос может быть перенесен на октаву или другой интервал вверхили вниз; напр. партия дисканта может быть перенесена в бас, а партиябаса - в дискант. По числу голосов, способных перемещаться, сложный К.называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным(четыре). На почве К. развились полифонические формы имитации, канона,фуги, фигурованного хорала и пр. Величайший композитор в областистрогого К. - Палестрина , в области свободного - И. С. Бах. Развитиюконтрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047 - 1083),Маркет Падуанский (XIII ст.), Иоанн Мурский (1300 - 1360), ИоаннТинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор сочинения "Gradus adParnassum", Кирнбергер (ХVIII ст.), новейшие: Ден, Керубини , Маркс,Рихтер и мн. др. Н. Соловьев.

Значение слова Контрапункт в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Коран - Коран (правильнее: коръан) священная книга мохаммедан, играющая ...
  • Кора - Кора I Древесная и кустарников, околок, в ...
  • Копчик - Копчик, копчиковая кость, хвостец, хвостцовая кость (Os coccygis)человека ...
  • Коперник - Коперник (Nicolaus Copernicus, 1473 1543) знаменитый ...
  • Копейка - Копейка. Первое известие о копейках встречается в ...
  • Кооперация - Кооперация. Под К. разумеется всякое сотрудничество нескольких ...
  • Конъюнктура - Конъюнктура. Под этим именем подразумевается совокупность внешнихусловий ...
  • Коносамент - Коносамент или грузовая роспись (нем. Konnqssement, англ. bill ...
  • Коновалов - Коновалов (Дмитрий Петрович) проф. химии в спб. ...
  • Конклав - Конклав (лат. conclave, собственно запертый зал) зал, ...
  • Конические - Конические поверхности. Последовательные положения прямой,проходящей в своем ...
  • Кондорсе - Кондорсе (ЖанАнтуанНиколь Коришот, маркиз de Condorcet) знаменитый писатель ...
  • Конде - Конде (Людовик Бурбон, принц Conde), известный под именем ...
  • Кондак - Кондак (kondakia, kontakia) собственно пергаментный лист илисвиток, ...
  • Бук - Бук (лесов.) принадлежит к числу древесных пород, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари