Что такое Клиника? Значение слова Клиника в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Клиника -

Клиника - отрасль врачебной науки, посвященная преподаваниюпрактической медицины. Так как такое преподавание, за единичнымиисключениями, ведется у постели больного, то отсюда и возниклопредставление о клинике, как о больнице, оправдываемое такжеэтимологическ. происхождением слова (hclinh - кровать). Но клиникасущественно отличается от больницы, так как она может вести преподаваниечисто теоретически, касаясь, напр., таких форм заболеваний, которых нетв данное время между клиническ. больными, или излагая болезни,встречающиеся только в определенном климате или свойственных известномуклассу лиц в каких-нибудь особых специальн. условиях (болезни рудокопов,пэндинская язва, желтая лихорадка и т. д.). Такая обособленность задачипреподавания от больничного материала особенно резко выступает впропедевтических клиниках. С другой стороны, большая часть клиническихзанятий имеет исходным пунктом подробное исследование больногоорганизма, анализ отдельных симптомов именно у данного больного. Но и вэтом отношении задачи К. и больницы все-таки неодинаковы: К., кромеинтереса больного, интереса, который ставится на первом плане, имеет ввиду воспользоваться больным, как материалом для дальнейшего развитиямедицины, для ознакомления учащихся с различными медицин. вопросамипрактического и теоретическ. характера, больница же выполняет толькопервую задачу - лечение больного. К., сообразно выше указанной цели,утилизирует все мед. сведения, пользуясь различными отраслямиестествознания и медицины. Нормальная анатомия указывает клиническоймедицине расположение органов и органических приборов; патологическаяанатомия знакомит ее с изменениями в строении органов и тканей подвлиянием того или иного болезненного процесса; физиология, опираясь нафизику и химию, разъясняет общие функции организма и специально каждогоотдельно органа - функциональную зависимость органов между собой; общаяпатология (патологическая физиология) дает возможность разобрать иобъяснить уклонения в функциональной деятельности, обуславливаемые темили другим заболеванием. Стремясь расчленить сложную картину болезни,искуственно воспроизводя у животных то или другое заболевание или тотили другой наиболее выдающйся симптом болезни, патология имеет,следовательно, и больше шансов ориентироваться в анализе патологическихявлений. Далее К. пользуется данными фармакологического анализа, гипеныи т. д. С другой стороны, многие отрасли медицинского исследования немогли бы всесторонне развиваться, если бы они не пользовались даннымиклинического наблюдения. Экспериментальная паталогия далеко еще не всостоянии воспроизводить полностью то или другое заболевание и в этомотношении неизбежно должна пользоваться наблюдениями клиники. Но даже ив воспроизведении симптома болезни (атрофия, лихорадка, паралич, водянкаи т. д.) экспериментальная паталогия должна следовать указаниям клиники.Последняя оказывает влияние и на цельность физиологич. представлений:зная условия жизнедеятельности органов и тканей в больном их состоянии,можно еще лучше понять их значение в нормальном состоянии организма.Точно так же изучение фармакологии было бы далеко не полно, если бы К.не указывала ей, как действует целый ряд лекарственных веществ напсихическое состояние больных, на органы чувств, не говоря уже о том,что многие лекарственные вещества не действуют на организм животных ичеловека в одинаковом направлении, а о некоторых весьма важныхспецифических врачебных средствах (ртуть, йод, хинин) фармакология зналабы очень мало, если бы не наблюдения, заимствованные из клиник. Тожеможно повторить относительно гигиены и т. д. Опираясь на все отраслимед. знания, клиника решает известное число предъявляемых к ней задач:а) она определяет диагноз болезни, указывая на все признаки,характеризующие данную форму заболевания, различая это заболевание отдругих, с которыми у первого могут оказаться некоторые общие черты; б) вкаждом данном случае ставит предсказания: дальнейшее развитие каждойболезни, степень интенсивности, которой она достигает, могущие произойтиосложнения, ее течение, продолжительность, вероятный исход, наконец,последствия, к которым она приводит, в) К. устанавливает способ лечения,которым всего быстрее возможно прекратить или задержать развитие болезнии смягчить ее припадки. Соответственно каждой данной отраслипрактической медицины, имеются и различные К.: К. болезнейвнутреннихорганов, хирургическая, глазная, венерическая, акушерская игинекологическая, клиники кожных, ушных, горловых болезней, клиники длянервных и душевных больных. В виду особенностей детского организма,существует отдельно кафедра детских болезней с соответствующей клиникой.В последнее время, по мере успехов бактериологии и учения о заразныхболезнях, возникают отдельные клиники для заразных больных. По характеру преподавания различают: пропедевтические, факультетские,или академические, и госпитальные К. Первые имеют целью ознакомитьслушателей с различными заболеваниями, излагая подробно историческоеучение, частоту появления данной формы, влияние различных условий натечение болезни и т. д. Факультетские К. занимаются подробным разборомкаждого отдельного случая; останавливаясь на отдельных симптомах,объясняя связь отдельных явлений, разбирая дифференциальноераспознавание и т. д. Госпитальная К. знакомит слушателей с возможнобольшим числом больных и останавливается на деталях, известных из курсапредыдущих К. Медицинский персонал каждой К. составляют: находящийся во главеучреждения клиничecкий профессор, ассистент и ординаторы. Профессорчитает лекции по тому или другому отделу практической медицины,консультирует с занимающимися в К. врачами, предлагает темы дляспециальных работ, имеющих целью дальнейшее развитие медицины. Ассистентзаведует административным отделом и является, вместе с тем, ближайшимпомощником профессора по вопросам научного и практического исследований.Ординаторы наблюдают больных, назначают лечение, ведут подробные историиболезни, собирают все данные, имеющие какое-либо отношение к выяснениюхарактера болезни, докладывают о каждом тяжелом или интересном больномассистенту или профессору, ведут специальные исследования и т. д.Непосредственный уход за больными, заботы о точном исполнении врачебныхпредписаний, о доставлении больным требуемых лечением удобств и т. д.лежит на обязанности сестер милосердия, фельдшеров и отдельнойадминистрации К. Студенты посещают лекции и изучают, под руководством профессора и егопомощников, способы исследования: постукивание, выслушивание,офтальмоскопирование, клиническую бактериологию, микроскопию и химию(исследование крови, мокрот, мочи, испражнений, рвотных масс),ларингоскопию, катетеризацию и т. д. В тех же К. студенты знакомятся сразличными важными проявлениями болезни (лихорадка, цианоз, водянка,кашель и т. д.); далее студенты навещают больных, приобретают навык вметодике объективного исследования и в умении собрать подробный анамнез(распрос больного). К. практически знакомит студентов со многимиспособами лечения - гидротерапией, наложением повязок., вправлениемвывихов, на ложением акушерских щипцов, электризацией, массажем и др. Контингент больных зависит от специальности К. Но не всякий больнойможет расчитывать на помещение в соответствующую К., так как дляпреподавания практической медицины в систематическом изложениинеобходимо известное распределение больничного материала. Недостающийматериал стационарных больных восполняется амбулаторными больными,посещающими К. в определенные дни приемов для приходящих больных. Материльная организация должна быть устроена во всех отношенияхбезукоризненно с тем, чтобы учащиеся стремились подражать такомуобразцовому учреждению в своей будущей врачебной деятельности. К. должнабыть безупречным лечебным заведением и, вместе с тем, школой, ручающейсяза дальнейший прогресс медицины и врачебной науки. Д. Каменский.

Клиника

Клиника - отрасль врачебной науки , посвященная преподаваниюпрактической медицины. Так как такое преподавание , за единичнымиисключениями, ведется у постели больного, то отсюда и возниклопредставление о клинике, как о больнице, оправдываемое такжеэтимологическ. происхождением слова (hclinh - кровать ). Но клиникасущественно отличается от больницы, так как она может вести преподаваниечисто теоретически, касаясь, напр., таких форм заболеваний, которых нетв данное время между клиническ. больными, или излагая болезни ,встречающиеся только в определенном климате или свойственных известномуклассу лиц в каких-нибудь особых специальн. условия х (болезни рудокопов,пэндинская язва , желтая лихорадка и т. д.). Такая обособленность задачи преподавания от больничного материала особенно резко выступает впропедевтических клиниках. С другой стороны, большая часть клиническихзанятий имеет исход ным пунктом подробное исследование больного организм а, анализ отдельных симптом ов именно у данного больного. Но и вэтом отношении задачи К. и больницы все-таки неодинаковы: К., кромеинтереса больного, интереса, который ставится на первом плане, имеет ввиду вос пользоваться больным, как материалом для дальнейшего развитиямедицины, для ознакомления учащихся с различными медицин. вопросамипрактического и теоретическ. характера, больница же выполняет толькопервую задачу - лечение больного. К., сообразно выше указанной цели,утилизирует все мед. сведения, пользуясь различными отраслямиестество знания и медицины. Нормальная анатомия указывает клиническоймедицине расположение органов и органических приборов; патологическая анатомия знакомит ее с изменениями в строении органов и тканей под влияние м того или иного болезненного процесса; физиология , опираясь нафизику и химию, разъясняет общие функции организма и специально каждогоотдельно органа - функциональную зависимость органов между собой ; общая патология (патологическая физиология) дает возможно сть разобрать иобъяснить уклонения в функциональной деятельности, обуславливаемые темили другим заболевание м. Стремясь расчленить сложную картину болезни,искуственно воспроизводя у животных то или другое заболевание или тотили другой наиболее выдающйся симптом болезни, патология имеет,следовательно, и больше шансов ориентироваться в анализе патологическихявлений. Далее К. пользуется данными фармакологического анализа, гипеныи т. д. С другой стороны, многие отрасли медицинского исследования немогли бы всесторонне развиваться , если бы они не пользовались даннымиклинического наблюдения. Экспериментальная паталогия далеко еще не всостоянии воспроизводить полно стью то или другое заболевание и в этомотношении неизбежно должна пользоваться наблюдениями клиники. Но даже ив воспроизведении симптома болезни ( атрофия , лихорадка, паралич , водянкаи т. д.) экспериментальная паталогия должна следовать указаниям клиники.Последняя оказывает влияние и на цельность физиологич. представлений:зная условия жизнедеятельности органов и тканей в больном их состоянии,можно еще лучше понять их значение в нормальном состоянии организма.Точно так же изучение фармакологии было бы далеко не полно, если бы К.не указывала ей, как действует целый ряд лекарственных веществ напсихическое состояние больных, на органы чувств, не говоря уже о том,что многие лекарственные вещества не действуют на организм животных ичеловека в одинаковом направлении, а о некоторых весьма важныхспецифических врачебных средствах ( ртуть , йод, хинин ) фармакология зналабы очень мало , если бы не наблюдения, заимствованные из клиник. Тожеможно повторить относительно гигиены и т. д. Опираясь на все отраслимед. знания, клиника решает известное число предъявляемых к ней задач:а) она определяет диагноз болезни, указывая на все признаки,характеризующие данную форму заболевания, различая это заболевание отдругих, с которыми у первого могут оказаться некоторые общие черты; б) вкаждом данном случае ставит предсказания: дальнейшее развитие каждойболезни, степень интенсивности, которой она достигает, могущие произойтиосложнения, ее течение , продолжительность , вероятный исход, наконец,последствия, к которым она приводит, в) К. устанавливает способ лечения,которым всего быстрее возможно прекратить или задержать развитие болезнии смягчить ее припадки. Соответственно каждой данной отраслипрактической медицины, имеются и различные К.: К. болезнейвнутреннихорганов, хирургическая, глазная, венерическая, акушерская игинекологическая, клиники кожных, ушных, горловых болезней, клиники длянервных и душевных больных. В виду особенностей детского организма,существует отдельно кафедра детских болезней с соответствующей клиникой.В последнее время, по мере успехов бактериологии и учения о заразныхболезнях, возникают отдельные клиники для заразных больных. По характеру преподавания различают: пропедевтические, факультетские,или академические, и госпитальные К. Первые имеют целью ознакомитьслушателей с различными заболеваниями, излагая подробно историческоеучение, частоту появления данной формы, влияние различных условий натечение болезни и т. д. Факультетские К. занимаются подробным разборомкаждого отдельного случая; останавливаясь на отдельных симптомах,объясняя связь отдельных явлений, разбирая дифференциальноераспознавание и т. д. Госпитальная К. знакомит слушателей с возможнобольшим числом больных и останавливается на деталях, известных из курсапредыдущих К. Медицинский персонал каждой К. составляют: находящийся во главеучреждения клиничecкий профессор, ассистент и ординаторы. Профессор читает лекции по тому или другому отделу практической медицины,консультирует с занимающимися в К. врачами, предлагает темы дляспециальных работ, имеющих целью дальнейшее развитие медицины. Ассистент заведует административным отделом и является, вместе с тем, ближайшимпомощником профессора по вопросам научного и практического исследований.Ординаторы наблюдают больных, назначают лечение, ведут подробные историиболезни, собирают все данные , имеющие какое-либо отношение к выяснениюхарактера болезни, докладывают о каждом тяжелом или интересном больномассистенту или профессору, ведут специальные исследования и т. д.Непосредственный уход за больными, заботы о точном исполнении врачебныхпредписаний, о доставлении больным требуемых лечением удобств и т. д.лежит на обязанности сестер милосердия, фельдшеров и отдельнойадминистрации К. Студенты посещают лекции и изучают, под руководством профессора и егопомощников, способы исследования: постукивание, выслушивание,офтальмоскопирование, клиническую бактериологию, микроскопию и химию(исследование крови, мокрот, мочи, испражнений, рвотных масс),ларингоскопию, катетеризацию и т. д. В тех же К. студенты знакомятся сразличными важными проявлениями болезни (лихорадка, цианоз , водянка,кашель и т. д.); далее студенты навещают больных, приобретают навык вметодике объективного исследования и в умении собрать подробный анамнез(распрос больного). К. практически знакомит студентов со многимиспособами лечения - гидротерапией, наложением повязок., вправлениемвывихов, на ложением акушерских щипцов, электризацией, массажем и др. Контингент больных зависит от специальности К. Но не всякий больнойможет расчитывать на помещение в соответствующую К., так как дляпреподавания практической медицины в систематическом изложениинеобходимо известное распределение больничного материала. Недостающийматериал стационарных больных восполняется амбулаторными больными,посещающими К. в определенные дни приемов для приходящих больных. Материльная организация должна быть устроена во всех отношенияхбезукоризненно с тем, чтобы учащиеся стремились подражать такомуобразцовому учреждению в своей будущей врачебной деятельности. К. должнабыть безупречным лечебным заведением и, вместе с тем, школой, ручающейсяза дальнейший прогресс медицины и врачебной науки. Д. Каменский.

Значение слова Клиника в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Кодеин - Кодеин (C17H18(CЗ)NО3) один из алкалоидов опия, кристаллизуется ...
  • Ковыль - Ковыль (Stipa L.) род однодольных растений из ...
  • Ковентри - Ковентри (Coventry) старинный город в англ. граф. ...
  • Ковалевский - Ковалевский (Владимир Онуфриевич, 1843 83) русский ...
  • Кобальтовая - Кобальтовая руда минеральные массы, из которых приготовляютразличные ...
  • Коалиция - Коалиция союз, в особенности союз государств для ...
  • Кносс - Кносс (KnwssoV или KnwsoV, у римлян Gnossus, развалины ...
  • Клаузевиц - Клаузевиц (Карл von Clausewitz, 1780 1831) ...
  • Клан - Клан галльское слово cland или clann, значить ...
  • Кишиневский - Кишиневский у. занимает центральную часть Бессарабской губ.; граничитна ...
  • Кишечнополостные - Кишечнополостные (Сoelenterata), называемые также иногда зоофитами составляют наиболее ...
  • Кистень - Кистень оружие, состоящее из металлического шара на ...
  • Кисловодск - Кисловодск или Кисловодская слоб. Пятигорского отд.. Терской ...
  • Кирилло-Белозерский - КириллоБелозерский мужской монастырь 1го кл., в г. Кириллове,Новгородской ...
  • Шуберт - Шуберт (ФранцПетер Schubert) знаменитый композитор. Род. в Вене ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари