Что такое Империал? Значение слова Империал в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Империал -

Империал - золотая русская монета весом в 2 391. 69, 36 долей (12,9039 грам.) из золота 900/1000 пробы = 40 франкам. И. чеканились с 1755- 1817 г., а за тем в небольшом количестве ежегодно с 1886 г. (по мон.уст. 1886 г.). Диаметр монеты 96 точек. Допуск в весе: для единичноймонеты=0, 4 доли, для 1000 штук - до 1 зол. Империализм - политическаясистема, будто бы представляющая собою сочетание принципа народовластияучреждениями единичного правления. Первый образец подобной системыустановлен был Юлием Цезарем, вследствие чего ей дается еще названиецезаризма. Цезарь был главой демократической партии, благодаря ей ондостиг власти и прямо никогда не отрекался от демократических основсвоей власти; будучи уже неограниченным государем он заботился обулучшении положения беднейших классов и оставлял, по-видимому,неприкосновенными как суверенитет народа, так и прежние республиканскиеучреждения. Его всемогущество покоилось, главным образом, на том, что онисполнительную власть сделал независимою от сената, значительно еерасширил и усилил и в своих руках сосредоточил все высшие должностиреспубликанского устройства. Новостью явилась лишь должность императора,которая отчасти соответствует понятию главы исполнительной власти, таккак основной чертою римского imperium'a было полномочие издаватьраспоряжения под угрозою уголовной репрессии за несоблюдение их. Ковсему этому присоединилось, наконец, право назначать себе преемника вовсех своих должностях и полномочиях. На ряду с этой властью, основаннойна сосредоточении всех должностей в одних руках, народное собраньеофициально продолжало считаться носителем суверенитета, а плебисцит -выражение верховной государственной воли; созывавшиеся императоромкомиции рассматривались как органы законодательной власти иустанавливали основы государственного строя. Фактически эти народныесобрания были послушным орудием в руках цезаря, а законодательная властьих парализовалась тем основным принципом римского государственногоправа, по которому административный распоряжения до тех пор сохранялибезусловно обязательную свою силу, пока издавшее их должностное лицооставалось в должности. Цезарь же, сосредоточив в своих руках все высшиедолжности, которые были предоставлены ему пожизненно, фактическипревратил свои полномочия издавать административные распоряжения внеограниченную законодательную власть. Детище демократии, Цезарь долженбыл, конечно, вступить в борьбу с аристократическими элементамиреспублики: он низвел сенат на степень совещательного учреждения,пытался удалить из него членов консервативного и аристократическогообраза мыслей и наводнил его своими креатурами. В связи с этимнаходилось стремление создать новый патрициат, который затмил и вытеснилбы древнюю знать. Все эти начала и приемы, пущенные в ход Цезарем сбольшим искусством и легшие в основу государственного устройства Римскойимперии за первое время ее существования, служили образцом для всехузурпаторов, которые, пользуясь демократическими движениями, захватывалив свои руки верховную власть. В наиболее широких размерах осуществилсистему И. Наполеон I, а его племянник Наполеон III в своей прокламациик франц. народу от 14 января 1852 г. возвел ее на степень теоретическойдоктрины. В этой прокламации Наполеон III основным принципомгосударственного устройства признает начало народного самодержавия,которое он понимает в том смысле, что все власти, существующие вгосударстве, и прежде всего глава государства, сут ничто иное какделегаты народа, от него заимствующие свои полномочия. Делегат народа,глава государства должен быть и ответствен перед народом. Но гдеответственность, там должна быть и власть; поэтому главе государствадолжна быть предоставлена полная свобода действий. Министры сут простыеисполнители распоряжений ответственного главы государства, действуют поего указаниям я потому никакой ответственности перед представительнымисобраньями не несут. глава же государства. получая свои полномочия отвсего народа, перед ним одним несет и ответственность. Этот принципполучил свое выражение в конституции 1851 г., которая гласила, чтопрезидент республики ответствен перед народом, к которому он долженвсегда апеллировать. Всенародное голосование (плебисцит) должноподтверждать или отвергать все важные политические меры, которые бызадумал провести глава государства. Таким образом существенная черта И.заключается в номинальной ответственности главы государства и вбезответственности министров. В связи с этим народному представительствуотводится в системе И. совершенно ничтожная роль. При Наполеоне IIIзаконодательный корпус не имел законодательной инициативы, не имел правапредлагать поправок к предложенному ему законопроекту, не мог делатьзапросов министерству, а бюджет должен был вотировать без права вноситьизменения в отдельные статьи. Наконец, Наполеоны изобрели новоеучреждение, так назыв. сенат. Как по конституции 1799 г., так и поконституции 1852 г. сенат призван был охранять конституцию и развиватьее далее. Эта вторая функция сената, служившего послушным орудием вруках Наполеонов, давала им возможность облекать всякое произвольноерасширение своей власти формой законности. Таким образом, И. посправедливости назван был "призрачным конституционализмом". Империя(Imperium) - у римлян высшая государственная власть, вместе с maiestas,принадлежала одному народу, проявлявшему эту власть при выборах, взаконодательстве, верховном суде, решении войны и мира Отражением этойвласти является И. как высшее полномочие магистратов, сначала царей,потом - в республиканское время, так называемых старших магистратов(mag. maiores), T. е. консулов, преторов, диктаторов, проконсулов,пропреторов, префекта городского и преторианского и цензоров; младшиемагистраты И. не имели. И. давалась народом посредством выборов илиособым законом в куриатских комциах (lex curiata de imperio). И.магистрата давала полномочия: 1) военные, вместе с правом жизни и смертипо отношению к подчиненным, но лишь за пределами города; 2) гражданские:право юрисдикции, наложении наказаний (штрафов, multae, заключения втюрьму, даже телесного наказания). Если И. ограничивалась однимиуголовными правами, она называлась "простою", imper. merum и былатожественна с jus или potestas gladii, которую имели наместникипровинций. Так как лица, которые давалась И., не имели одинаковых прав,напр. консул подчал военную И., претор лишь гражданскую, то рано ужеотличали И. большую от И. меньшей (Imp. maius, minus); высшая степеньИ., называвшаяся summum I., в республике давалась диктатору. В видеисключения народ мог облекать И. и лиц не занимавших магистратскихдолжностей, напр., по закону, проведенному Рубрием в 43 г., частьверховных прав дарована была муниципальным властям в Галлии. По мнениюМоммзена, магистраты cum imperio имели право и передавать И. и др. правадругим гражданам. В теории И. народа продолжала существовать еще послепадения республики, но и она вместе с прочими республиканскими властямивсецело перешла к императорам. Впоследствии, когда прежнийреспубликанский характер императорской власти исчез, И. (именно summumI) стала даваться императору сразу по вступлении на престол однимзаконом (так наз. lex de imperio), предоставлявшим не только верховнуювоенную И. пожизненно и на всю территорию Римской И., но еще и многодругих значительных полномочий, из которых некоторые уже в последнемвеке республики были соединены с чрезвычайной И., дававшейся некоторымполководцам. И. сопровождалась рядом внешних отличий, к которымпринадлежали, главным образом, ликторы. С течением времени понятие И.переменило значение и стало обозначать территорию, на которуюпростиралась обозначаемая ею власть: отсюда название И. Римской,Византийской и иных.

Империал

Империал - золотая русская монета весом в 2 391. 69, 36 долей (12,9039 грам .) из золота 900/1000 пробы = 40 франкам. И. чеканились с 1755- 1817 г., а за тем в небольшом количестве ежегодно с 1886 г. (по мон.уст. 1886 г.). Диаметр монеты 96 точек . Допуск в весе: для единичноймонеты=0, 4 доли, для 1000 штук - до 1 зол. Империализм - политическаясистема, будто бы представляющая собою сочетание принципа народ овластияучреждениями единичного правления. Первый образец подобной системыустановлен был Юлием Цезарем, вследствие чего ей дается еще название цезаризма. Цезарь был главой демократической партии, благодаря ей ондостиг власти и прямо ни когда не отрекался от демократических основсвоей власти; будучи уже неограниченным государем он заботился обулучшении положения беднейших классов и оставлял, по-видимому,неприкосновенными как суверенитет народа, так и прежние республиканскиеучреждения. Его всемогущество покоилось, главным образом, на том, что онисполнительную власть сделал независимою от сенат а, значительно еерасширил и усилил и в своих руках сосредоточил все высшие должностиреспубликанского устройства. Новостью явилась лишь должность императора,которая отчасти соответствует понятию главы исполнительной власти, таккак основной чертою римского imperium'a было полномочие издавать распоряжения под угрозою уголовной репрессии за несоблюдение их. Ковсему этому присоединилось, наконец, право назначать себе преемника вовсех своих должностях и полномочия х. На ряду с этой властью, основаннойна сосредоточении всех должностей в одних руках, народное собраньеофициально продолжало считаться носителем суверенитета, а плебисцит - выражение верховной государственной воли; созывавшиеся императоромкомиции рассматривались как органы законодательной власти иустанавливали основы государственного строя. Фактически эти народныесобрания были послушным орудием в руках цезаря, а законодательная властьих парализовалась тем основным принципом римского государственного права , по которому административный распоряжения до тех пор сохранялибезусловно обязательную свою силу, пока издавшее их должностное лицооставалось в должности. Цезарь же, сосредоточив в своих руках все высшиедолжности, которые были предоставлены ему пожизненно, фактически превратил свои полномочия издавать административные распоряжения внеограниченную законодательную власть. Детище демократии, Цезарь должен был, конечно , вступить в борьбу с аристократическими элементамиреспублики: он низвел сенат на степень совещательного учреждения,пытался удалить из него членов консервативного и аристократическогообраза мыслей и наводнил его своими креатурами. В связи с этим находилось стремление создать новый патрициат , который затмил и вытеснилбы древнюю знать . Все эти начала и приемы, пущенные в ход Цезарем сбольшим искусством и легшие в основу государственного устройства Римскойимперии за первое время ее существования, служили образцом для всехузурпаторов, которые, пользуясь демократическими движениями, захватывалив свои руки верховную власть. В наиболее широких размерах осуществилсистему И. Наполеон I, а его племянник Наполеон III в своей прокламациик франц . народу от 14 января 1852 г. возвел ее на степень теоретическойдоктрины. В этой прокламации Наполеон III основным принципомгосударственного устройства признает начало народного самодержавия,которое он понимает в том смысле, что все власти, существующие вгосударстве, и прежде всего глава государства, сут ничто иное какделегаты народа, от него заимствующие свои полномочия. Делегат народа,глава государства должен быть и ответствен перед народом. Но где ответственность , там должна быть и власть; поэтому главе государствадолжна быть предоставлена полная свобода действий. Министры сут простыеисполнители распоряжений ответственного главы государства, действуют поего указаниям я потому никакой ответственности перед представительнымисобраньями не несут. глава же государства. получая свои полномочия отвсего народа, перед ним одним несет и ответственность. Этот принципполучил свое выражение в конституции 1851 г., которая гласила, чтопрезидент республики ответствен перед народом, к которому он долженвсегда апеллировать . Всенародное голосование (плебисцит) должноподтверждать или отвергать все важные политические меры , которые бызадумал провести глава государства. Таким образом существенная черта И.заключается в номинальной ответственности главы государства и вбезответственности министров. В связи с этим народному представительствуотводится в системе И. совершенно ничтожная роль . При Наполеоне IIIзаконодательный корпус не имел законодательной инициативы, не имел правапредлагать поправок к предложенному ему законопроекту, не мог делатьзапросов министерству, а бюджет должен был вотировать без права вноситьизменения в отдельные статьи. Наконец , Наполеоны изобрели новоеучреждение, так назыв. сенат. Как по конституции 1799 г., так и поконституции 1852 г. сенат призван был охранять конституцию и развиватьее далее . Эта вторая функция сената, служившего послушным орудием вруках Наполеонов , давала им возможность облекать всякое произвольноерасширение своей власти формой законности. Таким образом, И. посправедливости назван был "призрачным конституционализмом". Империя(Imperium) - у римлян высшая государственная власть, вместе с maiestas,принадлежала одному народу, проявлявшему эту власть при выборах, взаконодательстве, верховном суде, решении войны и мира Отражением этойвласти является И. как высшее полномочие магистратов, сначала царей,потом - в республиканское время, так называемых старших магистратов(mag. maiores), T. е. консул ов, претор ов, диктаторов, проконсулов,пропреторов, префекта городского и преторианского и цензоров; младшие магистраты И. не имели. И. давалась народом посредством выборов илиособым законом в куриатских комциах (lex curiata de imperio). И.магистрата давала полномочия: 1) военные, вместе с правом жизни и смертипо отношению к подчиненным, но лишь за пределами города; 2) гражданские:право юрисдикции, наложении наказаний (штрафов, multae, заключения втюрьму, даже телесного наказания). Если И. ограничивалась однимиуголовными правами, она называлась "простою", imper. merum и была тожественна с jus или potestas gladii, которую имели наместникипровинций. Так как лица , которые давалась И., не имели одинаковых прав,напр. консул подчал военную И., претор лишь гражданскую, то рано ужеотличали И. большую от И. меньшей (Imp. maius, minus); высшая степеньИ., называвшаяся summum I., в республике давалась диктатору. В видеисключения народ мог облекать И. и лиц не занимавших магистратскихдолжностей, напр., по закону, проведенному Рубрием в 43 г., частьверховных прав дарована была муниципальным властям в Галлии. По мнениюМоммзена, магистраты cum imperio имели право и передавать И. и др. правадругим гражданам. В теории И. народа продолжала существовать еще послепадения республики, но и она вместе с прочими республиканскими властямивсецело перешла к императорам. Впоследствии , когда прежнийреспубликанский характер императорской власти исчез, И. ( именно summumI) стала даваться императору сразу по вступлении на престол однимзаконом (так наз. lex de imperio), предоставлявшим не только верховнуювоенную И. пожизненно и на всю территорию Римской И., но еще и многодругих значительных полномочий, из которых некоторые уже в последнемвеке республики были соединены с чрезвычайной И., дававшейся некоторымполководцам. И. сопровождалась рядом внешних отличий, к которымпринадлежали, главным образом, ликторы . С течением времени понятие И.переменило значение и стало обозначать территорию, на которуюпростиралась обозначаемая ею власть: отсюда название И. Римской,Византийской и иных.

Значение слова Империал в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Инициал - Инициал (от латин. initium, начало) обыкновенно сравнительнобольшие ...
  • Индульгенция - Индульгенция ближайшим образом означает разрешение от наложеннойцерковью эпитимии. ...
  • Индуктивный - Индуктивный метод. Различают двоякую И.: полную (inductio completa) ...
  • Индокитай - Индокитай или Загангский полуостров (англ. IndoChina, FortherIndia,франц. IndoChine, ...
  • Индий - Индий (хим.) подобно галлию и некотор. друг. ...
  • Индивидуализм - Индивидуализм: 1) теоретический (метафизический) признаниесамостоятельного и пребывающего ...
  • Индейки - Индейки (Meleagris) род птиц из отряда куриных ...
  • Иконописание - Иконописание, или иконопись на Руси и православном ...
  • Иконоборство - Иконоборство движение против почитания икон, возникшее и ...
  • Изотропность - Изотропность. Изотропными телами называются такие, в которых ...
  • Изоляторы - Изоляторы, в частности не проводящие электричества фарфоровые ...
  • Измерения - Измерения и измерительные приборы. Законы явлений природы; ...
  • Изида - Изида (IsiV) греческая транскрипция имени древнеегипетской богиниИсе(т) ...
  • Известняки - Известняки. Горные породы, состоящие из углекислой извести, ...
  • Хвойные - Хвойные (Coniferae, правильнее: шишконосные) древесные, изредкакустарниковые, обычно ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари