Что такое Хилиазм? Значение слова Хилиазм в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Хилиазм -

Хилиазм (ciliasmoV - тысячелетие) - учение о наступлении на землечувственного тысячелетнего царства Христова. Надежды на близость второгопришествия Христова для основания земного тысячелетнего царства нетолько находили многих приверженцев среди верующих, но и разделялисьнекоторыми из отцов и учителей церкви, которые, не признавая ихнеобходимою принадлежностью общего церковного сознания, держались их каксвоего частного мнения, не противоречащего общему церковному вероучению.Начало Х. восходит к временам дохристианским. Большинство евреев виделов обетованном Мессии не Искупителя от греха, проклятия и смерти, аземного царя, который создаст свое царство на земле и предоставит силу ивласть еврейскому народу. Евреи, принявшие христианство, внесли такиевоззрения и в церковь, тем легче, что христиане, по слову Спасителя,ожидали Его славного второго пришествия. Отцом и первымраспространителем грубого чувственного Х. является еретик апостольскоговека Керинф. Он учил, что, когда Христос устроит 1000-летнее царствосвое на земле, то восстановит Иерусалим в прежнем его блеске и величии иснова введет исполнение всех предписаний и постановлений обрядовогозакона Моисеева, со всеми ветхозаветными жертвами; счастье и блаженствоправедников будет состоять тогда во всевозможных чувственных радостях инаслаждениях. В учении евионитов ожидания близкого наступления1000-летнего царства Христова на земле занимают довольно почтенное местои отличаются тем же грубым чувственным характером, как и хилиастическиевоззрения Керинфа. Совершенно другого характера и направления Х.христианский. Христианские отцы и учители представляют земное1000-летнее царство Христово как состояние полнейшего райскогоблаженства и совершенства, как невозмутимое сожительство со Христом всейобщины святых, в которой прекратятся все бедствия и все лишения,уничтожится даже возможность ко греху и будет восстановлена полнейшаягармония между человечеством и всею обновленною и прославленноюприродою. Они смотрят на 1000-летнее царство Христово не как наокончательное завершение царства Божия на земле, но как на нечто среднеемежду настоящим нашим состоянием унижения и будущим состояниемпрославления. Их хилиастические надежды и ожидания внушены гонениями,которые испытывала церковь того времени. Чем более умножалось числомучеников, проливавших кровь за веру во Христа, тем сильнее и энергичнеевозбуждалась в сердцах верующих мысль, что их настоящее униженное ибедственное состояние совершенно прекратится в недалеком будущем и чтоони на той же самой земле, на которой претерпевали бедствия и несчастия,будут царствовать со Христом и Его святыми. Приверженцы христианского Х.пытаются оправдать свои ожидания близкого наступления 1000-летнегоцарства Христова ссылками на Библию, толкуя в прямом, буквальном смыслееще не исполнившиеся, по их мнению, ветхозаветные обетования (Быт. XIII,14-17; XV, 18; XXVII, 27-29, особенно же пророческие видения Исаии,Иеремии, Иезекииля и Даниила), а также обетования самого Иисуса Христа(Матф. XIX, 21; XXVI, 27-29; Лук. XIV, 12-14; XVIII, 29, 30) и многиеместа из посланий апост. Павла. Главным основанием, на которомхристианские хилиасты пытаются утвердить свои представления, служитАпокалипсис, ХХ-ая глава которого, по-видимому, особенноблагоприятствовала их страстным ожиданиям близкого наступления земного1000-летнего царства Христова, Здесь, между прочим, говорится, чтосатана будет связан на "тысячу лет", что мученики за Христа оживут ибудут царствовать с Ним "тысячу лет". Х. особенно был распространен воII веке, в церквах малоазийских. Папий иерапольский, Иустин Философ исв. Ириней Лионский разделяли ошибочные хилиастические воззрения.Впрочем, Ириней представлял тысячелетнее царство Meccии как переходнуюступень для благочестивых к царству небесному. Из числа представителейХ. в III в. особенно выдаются монтанисты и между ними Тертуллиан, азатем св. Ипполит, Коммодиан, Сульпиций Север, Мефодий, епископ тирский,Викторин, епископ пиктавийский, и Лактанций. В том же III в. Х. сильнораспространился в Египте. Здесь, под руководством епископа Непота, целаяАрсеноитская область держалась Х. и отделилась из-за него оталександрийской церкви. В начале IV века, когда христиане освободилисьот гонений и для церкви наступили более или менее спокойные времена,мечтания хилиастов о тысячелетнем на земле царстве Христовом исчезлисами собою - Х., как заблуждение у еретиков и как ошибочное мнение управославных, встретил, при своем появлении, опровержение со стороныцеркви. Опровергая монтанистов, евионитов и гностика Керинфа, церковь,вместе с тем, опровергала и хилиастичесткие воззрения, входившие вучение этих еретиков. То обстоятельство, что Х. был составною частьюучения еретиков, особенно содействовало его уничтожению междуправославными. Ревностным обличителем Х. был, между прочим, римскийпресвитер Кай (ум. около 217 г.), вступавший в диспут с главою римскихмонтанистов, Проклом, и написавший сочинение об этом диспуте. Египетскиххилиастов обличал Дионисий, епископ александрийский, который, следуяаллегорическому и таинственному объяснений Свящ. Писания александрийскоюшколою, был ревностным противником буквального и чувственного пониманияпророческих сказаний. Непот, епископ арсеноитский, написал вопровержение его сочинение: "Обличение аллегористов", в которомтысячелетнее царство Христово, изображенное в Апокалипсисе, принимаетсяза царство земное, с земными удовольствиями. Дионисий александрийский, вопровержение Непота, не только написал сочинение "Об обетованиях", но илично вел диспут с хилиастами, и на соборе 255 г. успел убедить многихиз арсеноитских христиан отказаться от Х. Из последующих отцов иучителей церкви, ведших полемику с хилиастическими представлениями,особенного внимания заслуживают на Востоке св. Григорий Богослов и св.Ефрем Сирин, на Западе - блаж. Августин. Со смертью блаж. Августинаполемика с хилиастическими воззрениями оканчивается; Х. слабеет всеболее и, наконец, почти совершенно исчезает из народного сознания, покаснова не возрождается под влиянием других условий и в несколько инойформе. Ср. "Ложность учения хилиастов" ("Христ. Чтение", 1852, ч. II);А. Алфионов,. "Х. первых трех веков христианства" ("ПравославныйСобеседник", 1875, май - июнь, июль); Е. Смирнов, "История христианскойцеркви" (СПб., 1901). В средние века, в эпоху расцвета всяких мистических учений, идея Х.также нашла свое место. Католическая церковь приняла догмат,заключающийся в том, что церковь, воинствующая на земле, будетпобедительницей на небесах. Вера в тысячелетнее личное царство Христа небыла церковью ни признана, ни осуждена. Х. держался помимо церкви. Однимиз наиболее коренных его выражений было всеобщее ожидание конца света к1000 г.; паника, прекратившаяся было после 1000 г., возобновилась сновой силою после взятия Иерусалима крестоносцами, в 1099 г. Монастырипользовались этим в своих выгодах. В эту пору раввинистическаясхоластика нашла широкий доступ в традиционные верования. Шесть днейтворения объясняли, вслед за еврейскими толковниками, как шестьтысячелетий; за седьмое считали субботу, в которую опочил Господь оттрудов; к окончанию этого цикла приноравливали наступление царстваХристова. А так как библейско-раввинская арифметика совпадала свульгарной хронологией, то люди верили, страшились, приходили в отчаяниеи отдавали свое имущество церкви. Догматическое учение Х. в средние векамало разрабатывалось. У некоторых сектантов и еретиков встречаютсяродственные догматы (Вечное Евангелие Иоахима Флорийского; см. Евангелиевечное), близко соприкасающиеся по духу с Х.; но самый Х., по минованиипаники, пошел на убыль. - Иначе обстояло дело в эпоху реформации.Возврат к изучению подлинной Библии, страстная борьба с "Антихристом",сидящим на римском престоле, невольно наталкивали на хилиастическоетолкование известных мест Апокалипсиса. Под впечатлением мистическихоткровений, которые получали наиболее экзальтированные души, реформацеркви представлялась неполной; возникали мечты о более радикальныхпреобразованиях. Такие помыслы нашли особенно благоприятную почву всреде анабаптизма. Попытка Иоанна Лейденского основать теократию вМюнстере, навеянная идеями Х., кончилась плачевно. Радикальный мистицизм ("иудейские мечтания") был осужден какАугсбургским, так и Гельветическим исповеданием. Возродился Х. в Англии,в мистике индепендентов; в речи, которою Кромвель закрыл Беребонскийпарламент, слышатся отголоски хилиастических упований. - Хилиастическиеидеи встречаются у Натаниэля Эолиана (1578), флорентийца Пацция (1592),у некоторых социниан, у севеннских пророков при Людовике XIV, убоссюэтова антагониста Жюрье (1686), у Пьера Пуаре (1687), у нидерландцаСерария, у лабадистов, у Дж. Мида, у Дженни Лэд, у Томаса Бернера,Лафатера, у американских мормонов, даже у некоторых современныхпротестантских богословов (Гофман, Делич, Тирш, Эбрар и др.). Ср.(Corrodi, "Kritische Geschichte des Chiliasmus" (1794); Chiapelli, "Leidee millenare dei Christiani" (1888); статью A. Reville в "Encyclopediedes sciences religieuses" (т. III). А. Дж.

Хилиазм

Хилиазм (ciliasmoV - тысячелетие ) - учение о наступлении на землечувственного тысячелет него царства Христова. Надежды на близость второгопришествия Христова для основания земного тысячелетнего царства не только находили многих приверженцев среди верующих, но и разделялисьнекоторыми из отцов и учителей церкви, которые, не признавая ихнеобходимою принадлежностью общего церковного сознания, держались их каксвоего частного мнения, не противоречащего общему церковному вероучению.Начало Х. восходит к временам дохристианским. Большинство евреев ви дело в обетованном Мессии не Искупителя от греха, проклятия и смерти, аземного царя, который создаст свое царство на земле и предоставит силу ивласть еврейскому народу. Евреи , принявшие христианство , внесли такиевоззрения и в церковь , тем легче , что христиане , по слову Спасителя,ожидали Его славного второго пришествия. Отцом и первымраспространителем грубого чувственного Х. является еретик апостольскоговека Керинф . Он учил, что, когда Христос устроит 1000-летнее царствосвое на земле, то восстановит Иерусалим в прежнем его блеске и величии иснова введет исполнение всех предписаний и постановлений обрядовогозакона Моисеева , со всеми ветхозаветными жертвами; счастье и блаженствоправедников будет состоять тогда во всевозможных чувственных радостях инаслаждениях. В учении евионитов ожидания близко го наступления1000-летнего царства Христова на земле занимают довольно почтенное мест о и отличаются тем же грубым чувственным характером, как и хилиастическиевоззрения Керинфа. Совершенно другого характера и направления Х.христианский. Христианские отцы и учители представляют земное1000-летнее царство Христово как состояние полнейшего райскогоблаженства и совершенства, как невозмутимое сожительство со Христом всейобщины святых, в которой прекратятся все бедствия и все лишения,уничтожится даже возможность ко греху и будет восстановлена полнейшаягармония между человечеством и всею обновленною и прославленноюприродою. Они смотрят на 1000-летнее царство Христово не как наокончательное завершение царства Божия на земле, но как на нечто среднеемежду настоящим нашим состоянием унижения и будущим состояниемпрославления. Их хилиастические надежды и ожидания внушены гонениями,которые испытывала церковь того времени . Чем более умножалось числомучеников, проливавших кровь за веру во Христа , тем сильнее и энергичнеевозбуждалась в сердцах верующих мысль , что их настоящее униженное ибедственное состояние совершенно прекратится в недалеком будущем и чтоони на той же самой земле, на которой претерпевали бедствия и несчастия,будут царствовать со Христом и Его святыми. Приверженцы христианского Х.пытаются оправдать свои ожидания близкого наступления 1000-летнегоцарства Христова ссылками на Библию, толкуя в прямом, буквальном смыслееще не исполнившиеся, по их мнению, ветхозаветные обетования (Быт. XIII,14-17; XV, 18; XXVII, 27-29, особенно же пророческие видения Исаии,Иеремии, Иезекииля и Даниила), а также обетования самого Иисуса Христа(Матф. XIX, 21; XXVI, 27-29; Лук. XIV, 12-14; XVIII, 29, 30) и многиеместа из посланий апост. Павла. Главным основанием, на которомхристианские хилиасты пытаются утвердить свои представления, служитАпокалипсис, ХХ-ая глава которого, по-видимому , особенноблагоприятствовала их страстным ожиданиям близкого наступления земного1000-летнего царства Христова, Здесь , между прочим, говорится, чтосатана будет связан на "тысячу лет", что мученики за Христа оживут ибудут царствовать с Ним "тысячу лет". Х. особенно был распространен воII веке, в церквах малоазийских. Папий иерапольский, Иустин Философ исв. Ириней Лионский разделяли ошибочные хилиастические воззрения.Впрочем, Ириней представлял тысячелетнее царство Meccии как переходнуюступень для благочестивых к царству небесному. Из числа представителейХ. в III в. особенно выдаются монтанисты и между ними Тертуллиан , азатем св. Ипполит , Коммодиан, Сульпиций Север , Мефодий , епископ тирский,Викторин, епископ пиктавийский, и Лактанций. В том же III в. Х. сильнораспространился в Египте. Здесь, под руководством епископа Непот а, целаяАрсеноитская область держалась Х. и отделилась из-за него оталександрийской церкви. В начале IV века, когда христиане освободилисьот гонений и для церкви наступили более или менее спокойные времена,мечтания хилиастов о тысячелетнем на земле царстве Христовом исчезлисами собою - Х., как заблуждение у еретиков и как ошибочное мнение управославных, встретил, при своем появлении, опровержение со стороныцеркви. Опровергая монтанистов, евионитов и гностика Керинфа, церковь,вместе с тем, опровергала и хилиастичесткие воззрения, входившие вучение этих еретиков. То обстоятельство , что Х. был составною частью учения еретиков, особенно содействовало его уничтожению междуправославными. Ревностным обличителем Х. был, между прочим, римскийпресвитер Кай (ум. около 217 г.), вступавший в диспут с главою римскихмонтанистов, Проклом, и написавший сочинение об этом диспуте. Египетскиххилиастов обличал Дионисий , епископ александрийский , который, следуяаллегорическому и таинственному объяснений Свящ. Писания александрийскоюшколою, был ревностным противником буквального и чувственного пониманияпророческих сказаний. Непот, епископ арсеноитский, написал вопровержение его сочинение: "Обличение аллегористов", в которомтысячелетнее царство Христово, изображенное в Апокалипсисе, принимаетсяза царство земное, с земными удовольствиями. Дионисий александрийский, вопровержение Непота, не только написал сочинение "Об обетованиях", но илично вел диспут с хилиастами, и на соборе 255 г. успел убедить многихиз арсеноитских христиан отказаться от Х. Из после дующих отцов иучителей церкви, ведших полемику с хилиастическими представлениями,особенного внимания заслуживают на Востоке св. Григорий Богослов и св.Ефрем Сирин , на Западе - блаж. Августин . Со смертью блаж. Августинаполемика с хилиастическими воззрениями оканчивается; Х. слабеет всеболее и, наконец , почти совершенно исчезает из народного сознания, покаснова не возрождается под влиянием других условий и в несколько инойформе. Ср. "Ложность учения хилиастов" ("Христ. Чтение", 1852, ч. II);А. Алфионов,. "Х. первых трех веков христианства" ("ПравославныйСобеседник", 1875, май - июнь , июль ); Е. Смирнов , "История христианскойцеркви" (СПб., 1901). В средние века, в эпоху расцвета всяких мистических учений, идея Х.также нашла свое место. Католическая церковь приняла догмат,заключающийся в том, что церковь, воинствующая на земле, будетпобедительницей на небесах. Вера в тысячелетнее личное царство Христа небыла церковью ни признана, ни осуждена. Х. держался помимо церкви. Однимиз наиболее коренных его выражений было всеобщее ожидание конца света к1000 г.; паника , прекратившаяся было после 1000 г., возобновилась сновой силою после взятия Иерусалима крестоносцами, в 1099 г. Монастырипользовались этим в своих выгодах. В эту пору раввинистическаясхоластика нашла широкий доступ в традиционные верования . Шесть днейтворения объясняли, вслед за еврейскими толковниками, как шестьтысячелетий; за седьмое считали субботу, в которую опочил Господь оттрудов; к окончанию этого цикла приноравливали наступление царстваХристова. А так как библейско-раввинская арифметика совпадала свульгарной хронологией, то люди верили, страшились, приходили в отчаяниеи отдавали свое имущество церкви. Догматическое учение Х. в средние векамало разрабатывалось. У некоторых сектантов и еретиков встречаютсяродственные догматы (Вечное Евангелие Иоахима Флорийского; см. Евангелиевечное), близко соприкасающиеся по духу с Х.; но самый Х., по минованиипаники, пошел на убыль . - Иначе обстояло дело в эпоху реформации.Возврат к изучению подлинной Библии, страстная борьба с "Антихристом",сидящим на римском престоле, невольно наталкивали на хилиастическоетолкование известных мест Апокалипсиса. Под впечатлением мистическихоткровений, которые получали наиболее экзальтированные души, реформацеркви представлялась неполной; возникали мечты о более радикальныхпреобразованиях. Такие помыслы нашли особенно благоприятную почву всреде анабаптизма. Попытка Иоанна Лейденского основать теократию вМюнстере, навеянная идеями Х., кончилась плачевно. Радикальный мистицизм ("иудейские мечтания") был осужден какАугсбургским, так и Гельветическим исповеданием. Возродился Х. в Англии,в мистике индепендентов; в речи , которою Кромвель закрыл Беребонскийпарламент, слышатся отголоски хилиастических упований. - Хилиастическиеидеи встречаются у Натаниэля Эолиана (1578), флорентийца Пацция (1592),у некоторых социниан, у севеннских пророков при Людовике XIV, убоссюэтова антагониста Жюрье (1686), у Пьера Пуаре (1687), у нидерландцаСерария, у лабадистов, у Дж. Мида, у Дженни Лэд, у Томаса Бернера,Лафатера, у американских мормонов, даже у некоторых современныхпротестантских богословов ( Гофман , Делич, Тирш, Эбрар и др.). Ср.(Corrodi, "Kritische Geschichte des Chiliasmus" (1794); Chiapelli, "Leidee millenare dei Christiani" (1888); статью A. Reville в "Encyclopediedes sciences religieuses" (т. III). А. Дж.

Значение слова Хилиазм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Хрен - Хрен (Cochlearia Armoracia L., иначе Nasturtium Armoracia Fr.) ...
  • Хорьки - Хорьки относятся к роду Potorius. Голова спереди ...
  • Хоровод - Хоровод. Хороводными называются в Великоруссии весенние игрыпляскис ...
  • Хорек - Хорек или хорь (в Сибири курна) ...
  • Хор - Хор (архит.) в древнехристианских базиликах, продолговатоечетырехугольное, обнесенное ...
  • Холецистит - Холецистит (также холангоит) означает воспаление желчных путей.воспаление ...
  • Ходжа - Ходжа персидское слово, значит старик, господин, хозяин ...
  • Характер - Характер (от греч. carakthr от глаг. carassw ...
  • Хаос - Хаос (CaoV) у древних греков космогоническое понятие ...
  • Хандошкин - Хандошкин (Иван) первый в России замечательный виртуоз ...
  • Хан - Хан, титул государей татарского происхождения у восточных ...
  • Хаммураби - Хаммураби 6й царь 1й вавилонской династии, царствовал ...
  • Хамелеон - Хамелеон (Chamaeleon) один из родов ящериц из ...
  • Халцедон - Халцедон минерал. Под этим названием соединяют образования, ...
  • Ящур - Ящур, иначе рыльнокопытная, афтозная болезнь (Maulund KlauenSeuche) ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари