Что такое Грамматика? Значение слова Грамматика в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Грамматика -

Грамматика - воображение или описание строения известного языка вовсех (или только главнейших) его особенностях. Таким образом Г. даетлишь одну половину знания языка - знакомство с принципами его строения;знание же лексического (словесного) запаса получается при помощисловаря. Изображение строения известного языка может преследовать: 1)чисто практическую цель - научить родному или чужому языку, 2) научную -представить точно и всесторонне строение языка. В первом случай мы имеемпрактическую или школьную Г., заботящуюся не столько о точном и верномобъяснении особенностей языка, сколько о наглядности и легкости почтимеханического его усвоения; во втором - научную грамматику, стремящуюсяустановить известную законную связь между всеми (по возможности)типическими фактами описываемого языка и дать им объяснение, принимающеево внимание все факторы, так или иначе влиявшие и влияющие на развитиеязыка. Каждая полная научная Г. представляет следующие отделы: 1)фонетику, или учение о звуковой системе данного языка, заключающее всебе точное описание звуков и представление их взаимных отношений(переход одних звуков в другие, чередование их друг с другом,исчезновение одних звуков и развитие новых, слияние двух или несколькихзвуков в один, перестановка и т. д.); 2) морфологию, или учение овнешней форме языка, распадающееся на две части: а) словообразование (изкорней, суффиксов и префиксов) и б) словоизменение или флексия(склонение, спряжение); 3) синтаксис или учение о сочетании слов впредложении и о сочетании предложений между собою. С большим развитиемязыкознания в научную Г. должен будет войти, как четвертый отдел,семасиология, или учение о значении слова и его изменениях. Всовременных научных Г. встречаются большею частью только первые дваотдела: фонетика и морфология (обыкновенно - одно словоизменение):синтаксис, в современной науке менее, чем эти два отдела, разработанный,довольно часто отсутствует. Школьная Г. фонетику (урезанную доminimum'а) и словоизменение помещает в один общий отдел - "этимологию".Если Г. освещает факты языка сравнением их с более древними формами тогоже самого языка, то она называется историческою; если для объясненияпривлекаются другие родственные (и даже не родственные) языки, то -сравнительною, если употреблен и тот и другой метод -сравнительно-историческою. Всеобщая или философская Г. стремитсядедуктивно, из самой природы человеческого языка, вывести всенеобходимое и возможное в нем. Подобные Г. были в большой моде в 20 -40-х гг. этого столетия, но, несмотря на всю законность их целей,преданы справедливому забвению), ибо исходили из весьма незначительногозапаса фактического знания. Время для такой всеобщей Г. не пришло еще итеперь; пока научная Г. имеет обыкновенно строго эмпирический ииндуктивный характер. С большим развитием языкознания в научную Г.должен будет войти, как четвертый отдел, семасиология, или учение означении слова и его изменениях. В современных научных Г. встречаютсябольшею частью только первые два отдела: фонетика и морфология(обыкновенно - одно словоизменение): синтаксис, в современной наукеменее, чем эти два отдела, разработанный, довольно часто отсутствует. С. Булич.

Грамматика

Грамматика - воображение или описание строения известного языка вовсех (или только главнейших) его особенностях. Таким образом Г. даетлишь одну половину знания языка - знакомство с принципами его строения;знание же лексического (словесного) запаса получается при помощисловаря. Изображение строения известного языка может преследовать : 1)чисто практическую цель - научить р одно му или чужому языку, 2) научную -представить точно и всесторонне строение языка. В первом случай мы имеемпрактическую или школьную Г., заботящуюся не столько о точном и верномобъяснении особенностей языка, сколько о наглядности и легкости почтимеханического его усвоения; во втором - научную грамматику, стремящуюсяустановить известную законную связь между всеми (по возможности)типическими фактами описываемого языка и дать им объяснение , принимающеево внимание все факторы , так или иначе влиявшие и влияющие на развитие языка. Каждая полная научная Г. представляет следующие отдел ы: 1)фонетику, или учение о звуковой системе данного языка, заключающее всебе точное описание звуков и представление их взаимных отношений(переход одних звуков в друг ие, чередование их друг с другом,исчезновение одних звуков и развитие новых, слияние двух или несколькихзвуков в один , перестановка и т. д.); 2) морфологию, или учение овнешней форме языка, распадающееся на две части: а) словообразование (изкорней, суффиксов и префиксов) и б) словоизменение или флексия(склонение, спряжение ); 3) синтаксис или учение о сочетании слов впредложении и о сочетании предложений между собою . С большим развитиемязыкознания в научную Г. должен будет войти , как четвертый отдел, семасиология , или учение о значении слова и его изменениях. Всовременных научных Г. встречаются большею частью только первые дваотдела: фонетика и морфология ( обыкновенно - одно словоизменение):синтаксис, в современной науке менее , чем эти два отдела, разработанный , довольно часто отсутствует. Школьная Г. фонетику (урезанную доminimum'а) и словоизменение помещает в один общий отдел - "этимологию". Если Г. освещает факты языка сравнением их с более древними формами тогоже самого языка, то она называется историческою; если для объясненияпривлекаются другие родственные (и даже не родственные) языки , то -сравнительною, если употреблен и тот и другой метод -сравнительно-историческою. Всеобщая или философская Г. стремитсядедуктивно, из самой природы человеческого языка, вывести всенеобходимое и возможное в нем. Подобные Г. были в большой моде в 20 -40-х гг. этого столетия, но, несмотря на всю законность их целей,преданы справедливому забвению), ибо исходили из весьма незначительногозапаса фактического знания. Время для такой всеобщей Г. не пришло еще итеперь; пока научная Г. имеет обыкновенно строго эмпирический ииндуктивный характер . С большим развитием языкознания в научную Г.должен будет войти, как четвертый отдел, семасиология, или учение означении слова и его изменениях. В современных научных Г. встречаютсябольшею частью только первые два отдела: фонетика и морфология(обыкновенно - одно словоизменение): синтаксис, в современной наукеменее, чем эти два отдела, разработанный, довольно часто отсутствует. С. Булич.

Значение слова Грамматика в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Гризли - Гризли (Ursus cinereus Desm., Grizzlybear американцев) видмедведей, ...
  • Гризайль - Гризайль (Grisaille) живопись, исполненная исключительно белою ичерною ...
  • Григорович - Григорович (Дмитрий Васильевич) известный писатель. Род. 19 ...
  • Григ - Григ (Edward Grieg) известный норвежский композитор, род. ...
  • Гривенник - Гривенник. Так называется монета в 10 коп. ...
  • Грецкий - Грецкий орех, волошский орех (Juglans L.). Род ...
  • Гренадеры - Гренадеры (Grenadiers). Название это первоначально присвоено былохрабрейшим ...
  • Готфрид - Готфрид Бульонский герцог Нижней Лотарингии, родился ок. ...
  • Государственное - Государственное право, в обширном смысле слова, тождественно с ...
  • Гостиный - Гостиный двор (у восточных на родов базар) ...
  • Горючий - Горючий сланец, или битюминозный сланец пропитанный органическимвеществом ...
  • Гортензия - Гортензия, или коццин, представляет искусственный органическийпигмент, употребляемый часто ...
  • Горностай - Горностай (Putorins ermineus Owen) животное из сем. ...
  • Горицвет - Горицвет (Adonis vernalis) употребляется в медицине давно; в ...
  • Ягайло - Ягайло или Ягелло великий князь литовский и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари