Что такое Гольдони? Значение слова Гольдони в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Гольдони -

Гольдони (Карло Goldoni) - известный итальянский драматург, род. вВенеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра, он ужеребенком знакомился с сценическими представлениями. Изучая, поприказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана,Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почтиисключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбам, отецпозволил ему переменить факультет. Сперва в Венеции, потом в Павии Г.занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится сдраматической литературой вообще и итальянской в частности, причем сприскорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойноговнимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области.За сатиру в драматической форме: "Колосс" его удалили из Павии, послечего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденскомуниверситете, где и окончил курс. Вступил в адвокатское сословие (вВенеции) и с успехом ведя процессы, Г. сочинял трагедии - что наименеесоответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно - и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на сцене, нобез успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя,Г. вступил только комедией "Светский человек" (L'Uomo di Mondo), закоторою последовали: "Мот" (Il Prodigo), "Банкротство" (Il Fallimento),"Обманщик" (L'Impostore) и др. В течение одного года им было написанодля венецианской публики шестнадцать трехактных пьес. В 1761 г. Г.навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда еговызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он написалтам 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам авторпридавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; темохотнее он посещал театр французской, где все более и более росло еговосторженное сочувствие к Мольеру. Занятие должности учителяитальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение изЛондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успехнаписанной им по-французски комедии "Благодетельный Брюзга" (Le Bourrubienfaisant), за которою последовала еще одна французская, менеепонравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности ина родном языке - вот главные биографические факты за последнее времяжизни Г., умершего в Париже в 1793 г. Литературное наследие Годьдони - более 200 пьес, между которыми всегобольше комедий, из этих последних одни (напр. "Патеда") относятся кжанру "слезливых комедий", другие - веселые буффонады из народной жизнии так ваз. "комедии характера" (напр. "Трактирщица", Locandiera;"Комический театр", Il teatro comico; "Осажденный богач", Il Riccoinsidiato; "Скупой", L Avaro; вышеупомянутый "Благодетельный Брюзга" имн. др.). На этой-то второй категории зиждется огромное значение Г. витальянское литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется вИталии, давшей ему характеристический титул своего "protocomiсо" (какГреция назвала Аристофана "комиком"). И в его втором отечестве, Франции,такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) "сыном иживописцем натуры", человеком, "очистившим итальянскую сцену,изобретающим фантазиею и умеющим писать здравым смыслом", восхвалял"чистоту, естественность" его стиля. Итальянское общество и народ нашлисебе в нем удивительного живописца. Если, по характеристике итальянскогокритика, "театр Г. похож на большую, людную ярмарку, где встречаешьлюдей всякого характера и всякого сословия, то первое место на этойярмарке занимает низший класс. Ни в чем дарование Г., его vis comica, необнаружилось так ярко и широко, как в его так наз. "венецианских"народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве толькоПлавт, с которым у Г. вообще немало точек сходства и соприкосновения. В литературном отношении пьесы Г. приобретают особенное значениерисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по следамМольера (Г. так и называют итальянским Мольером). В этом создании"комедии характера" и заключается реформа Г. в области итальянскойдраматургии. Завещанные итальянской комедии еще римскою так наз. четыре"маски", которые вследствие своей вековой неподвижности, приобрелиплачевную шаблонность и утратили всякую жизненность - эти "маски" Г.заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни. Грубую, большеючастью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьезным"жанром", в котором главное - изображение действующих лиц, их смешныхсторон, слабостей и недостатков. Строгий пурист-эстетик найдет в комедииГ. недостатки в роде, напр., излишней бесцеремонности в изображении иособенно в языке; его современник и враг, известный драматург Гоцци,прямо обвинял его в том, что "он представлял на сцене только ту правду,которую находил у себя пред глазами, и копировал ее осязательно и грубо,вместо того, чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностьюи утонченностью". Но такие обвинения, неосновательные сами по себе,теряют всякий смысл, когда применяются к писателю чисто народному:притом же недостатки эти - если они действительно недостатки у Г. весьманезначительны и обильно выкупаются достоинствами. Главным материалом длябиографии Г. и истории его литературной деятельности служат его"Мемуары", напечатанные им сперва по-французски в 1787 г. под загл. :"Memoires de М. Goldoni, pour servir a l'histoire de sa vie et a cellede son theatre", а год спустя им же переведенные на итальянский язык.Ср. Ferdinando Meneghezzi, "Della vita e delle opere di Carlo Goldoni"(Мил., 1827); Luigi Carer, "Saggi sulla vita e le opere di CarloGoldoni" (Венеция, 1825); Gherardo de'Rossi, "Del moderno teatro comicoitaliano e del suo Restavratore Carlo Goldoni" (Бассано, 1794);Molmenti, "C. Goldoni" (1875). Подр. разбор некот. комедий Г. см. в"Geschichte des Drama's", Клейна (т. VI, 1, Лпц., 1868); обстоят, статьюо нем - в сочинении Simonde de Sismondi, "De la litterature du midi del'Europe". На русс. язык переведены комедии "Веер" (П. Д. Боборыкиным) и"Трактирщица" (старинный перевод кн. Шаховского, под заглавием"Мирандолина"). П. Вейнберг.

Гольдони

Гольдони (Карло Goldoni) - известный итальянский драматург , род. вВенеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театр а, он ужеребенком знакомился с сценическими пред ставлениями. Изучая, поприказанию отца , медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана,Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбам, отецпозволил ему переменить факультет . Сперва в Венеции, потом в Павии Г.занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится сдраматической литературой вообще и итальянской в частности, причем сприскорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойноговнимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области.За сатиру в драматической форме: "Колосс" его удалили из Павии, послечего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденскомуниверситете, где и окончил курс . Вступил в адвокатское сословие (вВенеции) и с успехом ведя процессы, Г. сочинял трагедии - что наименеесоответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно - и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на сцене, нобез успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя,Г. вступил только комедией "Светский человек" (L'Uomo di Mondo), закоторою последовали: "Мот" (Il Prodigo), "Банкротство" (Il Fallimento),"Обманщик" (L'Impostore) и др. В течение одного года им было написанодля венецианской публики шестнадцать трехактных пьес. В 1761 г. Г.навсегда оставил свое отечество , чтобы поселиться в Париже, куда еговызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он написалтам 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам авторпридавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; темохотнее он посещал театр французской, где все более и более росло еговосторженное сочувствие к Мольеру. Занятие должности учителяитальянского язык а, внезапная потеря одного глаза , приглашение изЛондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успехнаписанной им по-французски комедии "Благодетельный Брюзга" (Le Bourrubienfaisant), за которою последовала еще одна французская, менеепонравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности ина родном языке - вот главные биографические факты за последнее времяжизни Г., умершего в Париже в 1793 г. Литературное наследие Годьдони - более 200 пьес, между которыми всегобольше комедий, из этих последних одни (напр. "Патеда") относятся кжанру "слезливых комедий", другие - веселые буффонады из народ ной жизнии так ваз. "комедии характера" (напр. "Трактирщица", Locandiera;"Комический театр", Il teatro comico; "Осажденный богач", Il Riccoinsidiato; "Скупой", L Avaro; вышеупомянутый "Благодетельный Брюзга" имн. др.). На этой-то второй категории зиждется огромное значение Г. витальянское литературе и та слава , которою он пользовался и пользуется вИталии, давшей ему характеристический титул своего "protocomiсо" (какГреция назвала Аристофана "комиком"). И в его втором отечестве, Франции,такой строгий судья , как Вольтер , называл его (в письме к нему ) "сыном иживописцем натуры", человеком, "очистившим итальянскую сцену,изобретающим фантазиею и умеющим писать здравым смысл ом", восхвалял" чисто ту, естественность" его стиля. Итальянское общество и народ нашлисебе в нем удивительного живописца. Если , по характеристике итальянскогокритика, "театр Г. похож на большую, людную ярмарку, где встречаешьлюдей всякого характера и всякого сословия , то первое место на этойярмарке занимает низший класс . Ни в чем дарование Г., его vis comica, необнаружилось так ярко и широко, как в его так наз. "венецианских"народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве толькоПлавт, с которым у Г. вообще немало точек сходства и соприкосновения. В литературном отношении пьесы Г. приобретают особенное значениерисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по следамМольера (Г. так и называют итальянским Мольером). В этом создании"комедии характера" и заключается реформа Г. в области итальянскойдраматургии. Завещанные итальянской комедии еще римскою так наз. четыре"маски", которые вследствие своей вековой неподвижности, приобрелиплачевную шаблонность и утратили всякую жизненность - эти "маски" Г.заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни. Грубую, большеючастью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьезным"жанром", в котором главное - изображение действующих лиц, их смешныхсторон, слабостей и недостатков. Строгий пурист-эстетик найдет в комедииГ. недостатки в роде, напр., излишней бесцеремонности в изображении иособенно в языке; его современник и враг , известный драматург Гоцци,прямо обвинял его в том, что "он представлял на сцене только ту правду,которую находил у себя пред глазами, и копировал ее осязательно и грубо,вместо того , чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностьюи утонченностью". Но такие обвинения, неосновательные сами по себе,теряют всякий смысл, когда применяются к писателю чисто народному:притом же недостатки эти - если они действительно недостатки у Г. весьманезначительны и обильно выкупаются достоинствами. Главным материалом длябиографии Г. и истории его литературной деятельности служат его"Мемуары", напечатанные им сперва по-французски в 1787 г. под загл. :"Memoires de М. Goldoni, pour servir a l'histoire de sa vie et a cellede son theatre", а год спустя им же переведенные на итальянский язык.Ср. Ferdinando Meneghezzi, "Della vita e delle opere di Carlo Goldoni"(Мил., 1827); Luigi Carer, "Saggi sulla vita e le opere di CarloGoldoni" ( Венеция , 1825); Gherardo de'Rossi, "Del moderno teatro comicoitaliano e del suo Restavratore Carlo Goldoni" ( Бассано , 1794);Molmenti, "C. Goldoni" (1875). Подр. разбор некот. комедий Г. см. в"Geschichte des Drama's", Клейна (т. VI, 1, Лпц., 1868); обстоят, статьюо нем - в сочинении Simonde de Sismondi, "De la litterature du midi del'Europe". На русс . язык переведены комедии "Веер" (П. Д. Боборыкиным) и"Трактирщица" ( старинный перевод кн. Шаховского, под заглавием"Мирандолина"). П. Вейнберг.

Значение слова Гольдони в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Горох - Горох очень богат белковыми веществами (20 26 ...
  • Горная - Горная болезнь обусловливается влиянием на организм разреженноговоздуха и ...
  • Горилла - Горилла (Gorilla gina Geoffr. им Troglodytes gorilla Cuv.) ...
  • Гордеев - Гордеев (Федор Гордеевич) скульптор, один из первых ...
  • Горбуша - Горбуша (Oncorhynchus {Salmo} proteus Pall.) рыба из ...
  • Гончие - Гончие собаки, по породам, разделяются на восточных, западных ...
  • Гонкуры - Гонкуры (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. ...
  • Голконда - Голконда крепость и развалины города во владениях ...
  • Голиаф - Голиаф знаменитый филистимлянский исполин, имя которого увековеченов ...
  • Голавль - Голавль (Squalius cephalus L.) рыба из семейства ...
  • Гог - Гог и Магог: 1) в Ветхом Завете ...
  • Гобой - Гобой (Oboe ит., Hantbois фр., Hoboe ...
  • Гобелены - Гобелены (Gobelins) тканые ковры ручной работы, на ...
  • Гну - Гну (Catoblepas) род животных из подсемейства антилоп ...
  • Ангиo.. - Ангиo... (с греческого aggoV, сосуд) означает собственно кровеносныесосуды. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари