Что такое Георгий? Значение слова Георгий в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Георгий -

Георгий cв., великомученик, Победоносец - по сказаниям Метафраста,происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение ввойске. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он сложил ссебя военный сан и явился исповедником христианства, за что и былобезглавлен, после восьмидневных тяжких мучений, в Никомидии, около 303г. Существует много древних житий и сказаний о жизни, подвигах и чудесахсв. Г. великомученика; одно из лучших помещено в нашей славянской Минее.Древнейшие календари восточные и западные относят кончину св. Г. к 23апр.; согласно с этим и праздник ему у нас падает на это число. Главасв. великомученика обретается в Риме, во храме его имени. Наш паломникАнтоний видел верх главы его, в 1209 г., в Константинополе, вГеоргиевском-Минговском монастыре. Почитание мученика ранораспространилось на Востоке. У нас с первых времен христианства его имядавалось членам великокняжеского семейства: уже в 988 г. вел. кн.Ярослав получил при св. крещении имя Георгия. После победы надпеченегами, в 1036 г., Ярослав основал в Киеве монастырь св. Георгия иповелел по всей Руси "творити праздник" св. Георгия 26-го ноября. В1030-м году, после победы над чудью, велики князь Ярослав Георгий,устроил, в трех верстах от Новгорода, Юрьев храм, на месте которогосуществует до сих пор Юрьев монастырь. Св. Г. изображают юношей, воиномна белом коне, копьем поражающим дракона. Со временя Ярослава такоеизображение встречается на княжеских печатях и монетах. С ДмитрияДонского св. Г. считается покровителем Москвы; позже его изображеновходит в состав русск. государственного герба. В царствование ФеодораИоанновича монету с изображением св. Г. давали за храбрость воинам, дляношеция на шапке или на рукаве. На западе почитали св. Г. и храмы вчесть его явились в конце V и в VI в., и особенно со времени крестовыхпоходов. Ричард Львиное Сердце верил в особое покровительство,оказываемое ему св. Г. Английский орден подвязки, учрежденный ЭдуардомlII, считает св. Г. своим патроном. П. В. С давних пор св. Г. сделался до того народным, что чуть не в каждойстране имя его переделалось на особый лад: он - Иорге у средневековыхнемцев, Жорж у французов, Егорий или Юрий у русских, Герги у болгар,Ижик у чехов, Джерджис у арабов и т. д.; иногда он прославляется подтуземными именами, принадлежавшими языческим божествам, напр. Уастырджиу осетин или Хызр, Кедерь на мусульманском Востоке. праздник его у нас вРоссии, как и во всех славянских землях, пользуется высоким уважением исопровождается множеством разнообразных обрядов, из кот. видно, что св.Г. является специально покровителем земледелия и скотоводства; о том жесвидетельствуют и многочисленные легенды, загадки, заговоры и приметы, вкоторых поминается Егорий - Юрий. Кроме весеннего Юрьева дня (23 апреля)на Руси имеет значение и осенний его праздник - 26 ноября, к которомуприурочено чудо св. Г. о змее и девице. Эти два юрьева дня теперь служаттолько пределами земледельческих работ, а до известного указа БорисаГодунова о прикреплении крестьян к земли имели важное юридическоезначение, так как только после осеннего Юрия дозволялся переход отодного помещика к другому. Высокое почитание св. Г. объясняется многимипричинами: его именем (gewrgoV значит земледелец), его иконописнымизображением, в виде прекрасного юноши в полном вооружении, чаще всегона коне в битве со змеем; содержанием его жития и чудес, временем егопразднованы и перенесением на него многих черт с разных языческихбожеств (персидского Митры, семитического Таммуза и египетского Юра),которое, в свою очередь, было обусловлено изображением, временемпразднования и легендой. Древнейшее житие св. Г. дошло до нас вгреческом палимпсесте IV - V века в виде отрывков (изд. Детлефсен). Этожитие апокрифическое; по его рассказу Г. мучит персидский царь Дадиан впродолжение 7 лет. Г. три раза умирает и три раза воскресает, и когда онумирает, усекнутый мечом, в четвертый раз окончательно, небесный гневпоражает его мучителей. Несмотря на запрещение церкви, именно это житие,в его позднейших переделках и распространениях, послужило источникомфранцузских и немецких поэм и распространилось на мусульманском Востоке.Оно же в славянской переделке легло в основу русского духовного стиха оЕгории Храбром, в котором св. Г. является устроителем Земли Русской. Чудо св. Георгия о змее и о девице, так же как и житие его,первоначально получило литературную обработку на Греческом Востоке,потом (до XII в.) перешло на Запад и позднее сильно распространилосьтам. Содержание его в том, что св. Георгий убивает змея или дракона,который опустошал землю одного языческого царя, во избежание чего царь играждане принуждены были отдавать ему на съедение детей своих. Когда нажертву змею выведена царская дочь, является св. Георгий, как молодойвоин (по одним вариантам он совершает этот подвиг до своего мучения, подругим - уже после смерти), и словом своим и крестом усмиряет змея,которого, по его повелению, царевна, как овцу, приводит на своем поясе вгород; после этого отец царевны и многие тысячи его подданных принимаюткрещение. Ученые болландисты, издавшие Acta Sanctorum, придают этомучуду аллегорическое толкование (змей есть язычество, девица - церковьхристианская) и буквальный смысл его считают апокрифическим. Но в народевсех христианских стран это чудо пользовалось огромной известностью изначительно усилило почитание св. Георгия. Особенно много народных песенпородило оно в Греции и в странах славянских; в этих песнях, как и наиконе, Георгий обыкновенно не словом, а силою оружия укрощает дракона -змея; во многих случаях прибавляются и другие поэтические подробности. Врусском духовном стихе освобожденная Егорием Храбрым царевна называетсяЕлизаветой, согласно одной из древнейших редакций чуда. См. А.Кирпичников, "Св. Георгий и Егорий Храбрый" (СПб. 1879); А. Н.Веселовский, "Разыскания в области русских духовных стихов" (Прилож. кXXXVII т. "Зап. Импер. Академии Наук. "): А. Хаханов, "Грузинский изводсказания о св. Георгии" (М. 1892). А. Кирпичников.

Георгий

Георгий cв., великомученик , Победоносец - по сказаниям Метафраста,происходил из знатного каппадокийского рода , занимал высокое положение ввойске. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он сложил ссебя военный сан и явился исповедником христианства, за что и было безглавлен, после восьмидневных тяжких мучений, в Никомидии, около 303г. Существует много древних житий и сказаний о жизни, подвиг ах и чудесахсв. Г. великомученика; одно из лучших помещено в нашей славянской Минее.Древнейшие календари восточные и западные относят кончину св. Г. к 23апр.; согласно с этим и праздник ему у нас падает на это число . Главасв. великомученика обретается в Риме, во храм е его имени . Наш паломникАнтоний видел верх главы его, в 1209 г., в Константинополе, вГеоргиевском-Минговском монастыре. Почитание мученика ранораспространилось на Востоке. У нас с первых времен христианства его имядавалось членам великокняжеского семейства: уже в 988 г. вел. кн. Ярослав получил при св. крещении имя Георгия. После победы надпеченегами, в 1036 г., Ярослав основал в Киеве монастырь св. Георгия иповелел по всей Руси "творити праздник" св. Георгия 26-го ноября. В1030-м году, после победы над чудью, велики князь Ярослав Георгий,устроил, в трех верстах от Новгорода, Юрьев храм, на месте которогосуществует до сих пор Юрьев монастырь. Св. Г. изображают юношей, воиномна белом коне, копьем поражающим дракона. Со временя Ярослава такоеизображение встречается на княжеских печатях и монетах. С ДмитрияДонского св. Г. считается покровителем Москвы; позже его изображеновходит в состав русск. государственного герба . В царствование ФеодораИоанновича монету с изображением св. Г. давали за храбрость воинам, дляношеция на шапке или на рукаве. На западе почитали св. Г. и храмы вч есть его явились в конце V и в VI в., и особенно со времени крестовыхпоходов. Ричард Львиное Сердце верил в особое покровительство,оказываемое ему св. Г. Английский орден подвязки, учрежденный ЭдуардомlII, считает св. Г. своим патроном. П. В. С давних пор св. Г. сделался до того народным, что чуть не в каждойстране имя его переделалось на особый лад: он - Иорге у средневековыхнемцев, Жорж у французов , Егорий или Юрий у русских , Герги у болгар,Ижик у чехов , Джерджис у арабов и т. д.; иногда он прославляется подтуземными именами, принадлежавшими языческим божествам, напр. Уастырджиу осетин или Хызр, Кедерь на мусульманском Востоке. праздник его у нас вРоссии, как и во всех славянских землях, пользуется высоким уважением исопровождается множеством разнообразных обрядов , из кот. видно , что св.Г. является специально покровителем земледелия и скотоводства; о том жесвидетельствуют и многочисленные легенды, загадки, заговоры и приметы, вкоторых поминается Егорий - Юрий. Кроме весен него Юрьева дня (23 апреля)на Руси имеет значение и осенний его праздник - 26 ноября, к которомуприурочено чудо св. Г. о змее и девице. Эти два юрьева дня теперь служат только пределами земледельческих работ, а до известного указа БорисаГодунова о прикреплении крестьян к земли имели важное юридическоезначение, так как только после осеннего Юрия дозволялся переход отодного помещика к другому. Высокое почитание св. Г. объясняется многимипричинами: его именем (gewrgoV значит земледелец ), его иконописнымизображением, в виде прекрасного юноши в полном вооружении, чаще всегона коне в битве со змеем; содержанием его жития и чудес, временем егопразднованы и перенесением на него многих черт с разных языческихбожеств (персидского Митры, семитического Таммуза и египетского Юра),которое, в свою очередь , было обусловлено изображением, временемпразднования и легендой. Древнейшее житие св. Г. дошло до нас вгреческом палимпсесте IV - V века в виде отрывков (изд. Детлефсен). Этожитие апокрифическое; по его рассказу Г. мучит персидский царь Дадиан впродолжение 7 лет. Г. три раза умирает и три раза воскресает, и когда онумирает, усекнутый мечом, в четвертый раз окончательно , небесный гневпоражает его мучителей. Несмотря на запрещение церкви, именно это житие,в его позднейших переделках и распространениях, послужило источникомфранцузских и немецких поэм и распространилось на мусульманском Востоке.Оно же в славянской переделке легло в основу русского духовного стиха оЕгории Храбром, в котором св. Г. является устроителем Земли Русской. Чудо св. Георгия о змее и о девице, так же как и житие его,первоначально получило литературную обработку на Греческом Востоке,потом (до XII в.) перешло на Запад и позднее сильно распространилосьтам. Содержание его в том, что св. Георгий убивает змея или дракона,который опустошал землю одного языческого царя, во избежание чего царь играждане принуждены были отдавать ему на съедение детей своих. Когда нажертву змею выведена царская дочь , является св. Георгий, как молодойвоин (по одним вариантам он совершает этот подвиг до своего мучения, подругим - уже после смерти), и словом своим и крестом усмиряет змея,которого, по его повелению, царевна , как овцу, приводит на своем поясе вгород; после этого отец царевны и многие тысячи его подданных принимаюткрещение. Ученые болландисты , издавшие Acta Sanctorum, придают этомучуду аллегорическое толкование ( змей есть язычество , девица - церковьхристианская) и буквальный смысл его считают апокрифическим. Но в народевсех христианских стран это чудо пользовалось огромной известностью изначительно усилило почитание св. Георгия. Особенно много народных песенпородило оно в Греции и в странах славянских; в этих песнях, как и наиконе, Георгий обыкновенно не словом, а силою оружия укрощает дракона -змея; во многих случаях прибавляются и другие поэтические подробности. Врусском духовном стихе освобожденная Егорием Храбрым царевна называетсяЕлизаветой, согласно одной из древнейших редакций чуда. См. А.Кирпичников, "Св. Георгий и Егорий Храбрый" (СПб. 1879); А. Н.Веселовский, "Разыскания в области русских духовных стихов" (Прилож. кXXXVII т. "Зап. Импер. Академии Наук. "): А. Хаханов, "Грузинский изводсказания о св. Георгии" (М. 1892). А. Кирпичников.

Однокоренные и похожие слова:

георга v георги иоганн-готлиб (georgi) георгий (в миру григорий григорьевич ярошевский) георгий (затворник) георгий (имя грузинских царей) георгий (инок-летописец) георгий (князь несвижский) георгий (князь поросский) георгий (митрополит киевский) георгий (победоносец) георгий (русские князья) георгий (юрий i львович) георгий (юрий ii) георгий i георгий i (viii) георгий i (x) георгий i (имеретинский) георгий ii георгий ii (ix) георгий ii (xi) георгий ii (имеретинский) георгий ii всеволодович георгий iii георгий iii (x) георгий iii (имеретинский) георгий iv (xi) георгий iv лаша георгий v георгий vi георгий vii георгий александрович (великий князь тверской) георгий александрович (князь углицкий) георгий александрович (наследник цесаревич) георгий андреевич (князь владимирский) георгий андреевич (князь дорогобужский) георгий андреевич (князь новгородский) георгий андреевич (князь ростовский) георгий андреевич (князь суздальский и новгородский) георгий васильевич (князь дмитровский) георгий васильевич (князь углицкий) георгий витовтович георгий владимирович (княжич старицкий) георгий владимирович (князь муромский) георгий владимирович (князь пинский) георгий владимирович долгорукий (юрий) георгий всеволодович георгий георгиевич георгий давидович георгий данилович георгий дашков жырши

Значение слова Георгий в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Гипостиль - Гипостиль, гипостильный архитектурный термин, означающий залу,галерею и ...
  • Гипо - Гипо (греч.), значит под, гипер над. Эти ...
  • Гиперемия - Гиперемия (hyperemia) переполнение (выше нормы) кровью сосудовкровеносной ...
  • Гинекология - Гинекология (от греческих слов женщина и наука) ...
  • Гимн - Гимн (греч. gnmneo петь, славить, хвалить). У ...
  • Гималайские - Гималайские горы (Himalaja, посанскритски зимнее или снежноежилище, ...
  • Гильдии - Гильдии у древних германцев так назывались общественные ...
  • Гельсингфорс - Гельсингфорс (Helsingfors, Helsinki пофински) гл. гор. Вел. ...
  • Гельмгольц - Гельмгольц (Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz) один ...
  • Гелиос - Гелиос (римск. Sol) солнечное божество, сын титана ...
  • Геленджик - Геленджик селение на восточном берегу Черного моря, ...
  • Гекуба - Гекуба (Hecube, погреч. Гекоба) вторая жена царя ...
  • Гексли - Гексли (Thomas Henry Huxley) зоолог, один из ...
  • Гекко - Гекко или Гекконы (Geckotidae s. Ascalabotae) семейство ...
  • Чиче-Ица - ЧичеИца (ChiclienItza) бывший большой город на полуостровеЮкатане. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари