Что такое Фресковая? Значение слова Фресковая в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Фресковая -

Фресковая живопись или живопись а-фреско - способ писания картин идр. изображений на стенах, сводах и потолках зданий водяными красками посвежей (поитальянски fresco значить "свежий"; отсюда название способа),т. е. по еще сырой штукатурке, основанный на свойстве цемента,состоящего из извести и мелкого песку, впитывать в себя, пока он влажен,разведенные на воде краски без примеси к ним клея или какого-либодругого связующего вещества и соединяться с ними в своем верхнем слое водно нераздельное целое. Произведения, исполненные этим способом,который не должно смешивать с живописью по сухой штукатурке, или асекко(итал. Secco = "сухое"), принято называть "фресками". Необходимоеусловие успешности и прочности Ф. живописи - хорошая подготовкаповерхности, назначенной для ее принятия. Эта подготовка, в общихчертах, производится следующим образом: берется старая, заготовленная покрайней мере за год пред тем известь и смешивается в воде со скольвозможно мелким кремневым песком, очищенным от всякого сора; этот цементнамазывают на каменную или кирпичную стену так, чтобы он заполнил все еенеровности и чтобы под ним и внутри него нигде не осталось пузырьковвоздуха. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ееповерхность скоблят для удаления с ее твердой коры и затем наносят настену второй слой такого же цемента, но менее грубого, толщиноюприблизительно в 2 стм. После того, как вода до известной степенииспарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою,обыкновенно употребляемою штукатурами. На него намазывают,предварительно смочив его хорошенько водою, третий слой цемента,долженствующий служить собственно грунтом для живописи, причем, длятого, чтобы не образовалось на нем при высыхании трещин, дают емутолщину не более 1 стм. Его также трут и сглаживают доскою, чрез чтосообщают его поверхности ровный, мелкозернистый вид. Этот верхний слойможно накладывать не один раз, а дважды, но, во всяком случае, последнийслой должен быть изготовлен никак не раньше утра того дня, в которыйнадо писать на нем, а так как исполнение всей фрески требует долгоговремени, в течение которого цемент успел бы совершенно просохнуть иотвердеть, то означенный последний его слой необходимо наводить на стенучастями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник всостоянии расписать в один день; кусок этого грунта, оставшийсяпочему-либо не расписанным в данный день, приходится соскабливать иснова покрывать цементом. Приступить к работе живописец может тогда,когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты,но остается сырым. Краски растительного и животного происхождения непригодны для Ф. живописи, так как, ложась на известь и проникая в нее,теряют свой цвет; употребляются исключительно минеральные краски, но ииз них не годятся имеющие сродство с известью и образующие при своемсоприкосновении с нею новые химические соединения, каковы, напр.свинцовые белила. Будучи поэтому ограничен в составе своей палитры,пишущий фреску не свободен и в приемах своей техники: он не можетрисовать на грунте прямо от себя, а должен переносить на него контурысвоей композиции при помощи прориси, сделанной с картона, заранееизготовленного в величину будущей фрески, отмечать также посредствомпрориси главные световые и теневые пятна картины, а при самом письмепостоянно иметь перед глазами ее оконченный, исполненный в краскахэскиз. Порошки красок, служащих для Ф. живописи, насыпаются в глиняныегоршки и плошки и разводятся в воде; так как они накладываются мокрымина сырой, впитывающий их в себя грунт, то, высыхая вместе с ним,значительно бледнеют; поэтому живописец должен иметь относительно ихбольшую сноровку и, работая ими, усиливать их силу вдвое или втрое,чтобы получился, когда они высохнут, надлежащий тон. Изменять иисправлять написанное невозможно, и если что-либо в нем вышлонеудовлетворительным, приходится соскабливать живопись вместе с грунтом,накладывать новый грунт и вторично работать на нем пока он сыр.Незначительные поправки можно, однако, делать не прибегая к этой мере, аименно употребляя для них темперу. Указанные неудобства приемов Ф.живописи вознаграждаются важными преимуществами ее пред всеми другимиродами стенной и плафонной живописи. Первое из этих преимуществ -чрезвычайная прочность: краски глубоко проникают во влажный цементныйгрунт, который, высохнув вместе с ними, обращается в твердуюкристаллическую кору, не только не подверженную вредному влиянию воздухаи водяных паров, но и становящеюся с течением времени все более и болеекрепкою от их действия на нее. Во-вторых, поверхность картины,написанной а-фреско, получается матовая, слегка шероховатая, не дающаязеркальных отражений света и позволяющая зрителю сразу окинуть взоромнаписанное произведение, хотя бы оно было огромной величины. В-третьих,техника Ф. живописи заставляет художника исполнять картину быстро,уверенным и широким приемом кисти, не вдаваться в мелочность и сухость,а такой способ работы сколь нельзя более пригоден для крупныхпроизведений живописи, особенно же для монументальных стенных картин. Ф.живопись была известна еще в древнем мире, у египтян, этрусков и римлян;от этих последних многочисленные образцы ее сохранились в развалинахПомпеи. Первые христиане украшали ею места своих молитвенных собраний иусыпальницы покойников, как свидетельствуют о том ее остатки в римских инеаполитанских катакомбах. Из Рима употребление ее распространилось вВизантию и подчиненные ей области, хотя там для декорирования роскошныххрамов и дворцов предпочиталась мозаика. Греки перенесли ее, вместе справославною религией, в Россию, где были украшены ею важнейшие киевскиеи новгородские церкви, в которых, к сожалению, уцелели только скудныепамятники этой отрасли искусства, искаженные временем и невежеством, нотем не менее весьма любопытные. На Западе Европы, после падения римскойимперии, искусство Ф. живописи не было совершенно забыто, но сильнопонизилось и в техническом, и в художественном отношении, как можно отом заключить по немногим остаткам стенной росписи в церквах, дошедшихдо нас от начальной поры средневековой эпохи. Только в XIII и XIVстолетиях, в Италии, эта отрасль искусства улучшилась и снова вошла вбольшое употребление, благодаря Чимабуе, Джотто, Гадди и другимфлорентийским и сьенским мастерам, внесшим в нее величественность стиляи распространившим чрез своих многочисленных учеников любовь к ней изнакомство с нею по всему Аппенинскому полуострову. К этому временипроизошел поворот к лучшему и в Германии, доказательством чего служатлюбопытные фрески в брауншвейгском соборе, в кельнских церквах св.Гереона, св. Урсулы. св. Куниберта и в др. местах. В ту пору было вобычае расписывать фресковыми изображениями назидательного содержания(напр. аллегорическими картинами "Пляски Смерти") стены надворныхмонастырских галерей, церковные паперти и даже фасады домов. Но самаяцветущая пора Ф. живописи настала в Италии XVI столетия, когда живописцыэтой страны, в особенности из числа принадлежавших флорентийской,римской и ломбардской школам, поощряемые папами, владетельными особами ивельможами, один перед другим старались выказывать свои способности изнания в обширных, монументальных работах, заказываемых ихпокровителями. Рафаэль и Микеланджело стяжали себе вековечную славустолько же своими фресками (ватиканские ложи и станцы, Фарнезина,Сикстинская капелла и пр.), сколько и другими созданиями своего гения.Одновременно и вслед за ними, другие, менее значительные художникивозделывали эту отрасль искусства, получившую большое распространение; водной только Венеции для стенной живописи предпочиталось употреблениемасляных красок. Но блестящее состояние Ф. живописи быстро сменилось ееупадком. Последователи Микеланджело, не наделенные его гениальностью инеспособные проникнуться его духом, стремились подражать ему, нопереносили в свое мастерство только его недостатки и породили тотвычурный стиль, который известен под названием барокко. Корреджо,щеголяя в своих фресковых плафонах (в пармских соборе и црк.С.-Джованни-Эванджелиста и др.), смелыми ракурсами и красивоюсветотеневою игрою красочных тонов, дал вредный пример, так сказать,художественного фокусничества, которое, чем дольше, тем больше входило вмоду и в конце XVIII столетия достигло до крайнего предела. Однако,нельзя сказать, чтобы фрески эпохи барокко были совсем лишеныдостоинств; многие из них отличаются большою, хотя и чисто внешнеюэффектностью, а в отношении техники - весьма развитым мастерством,державшимся хороших старых традиций, забытых или пре небреженныхновейшим искусством. Р. Менгс, в половине XVIII столетия, пыталсявозбудить остывший интерес к Ф. живописи и возвратить ей свойственный ейхарактер серьезности и величия, но его старания остались почти безвсякого результата: вместо ее для декоративных работ прибегали кживописи масляной или а-секко. Только в начале XIX столетия кучканемецких художников, живших в Риме, задалась целью воскресить брошенноеискусство. Началось с того, что Корнелиус, Овербек, Ф. Фейт и В. Шадовукрасили римский дом прусского консула Бартольди семью стеннымикартинами, изображающими эпизоды из жития Иосифа (находятся теперь вберлинской национальной галерее); затем, по приглашению кн. Массими,пятеро членов означенной кучки написали в его вилле фрески на сюжетытрех главных эпических поэм Италии, причем Ю. Шнор взял для своего труда"Неистового Роланда" Apиocто, Овербек и Фюрих - "ОсвобожденныйИерусалим" Тассо, Фейт и Кох - "Божественную комедию" Данте. Первою изновейших религиозных фресок было "Чудо св. Франциска с розами",написанное Овербеком в церкви C.-Mapия-дельи-Анджели, близ Ассизи. Послетого центром возделывания новой Ф. живописи стал Мюнхен, куда баварскийкороль Людвиг I для росписи своих новых построек пригласил из Рима технемецких художников, которым эта отрасль искусства была обязана своимвозрождением. Они, вместе с некоторыми местными живописцами, наделилибаварскую столицу массою фресок, существующих до настоящего времени.Корнелиус украсил стенною живописью глиптотеку; им же исполнены фрески вкапелле св. Людвига, Ю. Шнор изобразил сцены из Нибелунгов в такназываемом Кёнигсбау; Г. Гессу принадлежит роспись в старинном стиле позолотому фону в церкви Всех Святых и в базилике; Циммерман исполнил поэскизам Корнелиуса картины в люнетах и аркадах южной стороны пинакотеки;К. Ротман изобразил виды Италии и Греции в аркадах дворцового сада;Гесс, Кох и Шраудольф трудились над украшением церкви св. Бонифация и т.д. Из Мюнхена искусство Ф. живописи распространилось в другие пунктыГермании. Насадителями его в них явились по большей части баварскиемастера. Как на замечательнейшие фрески новой немецкой школы запределами Баварии, можно указать на работы Мюкке, Лессинга, Плюндермана,Иттенбаха, братьев Мюллеров и Стейнле в Дюссельдорфе, Прешеля, Преллера,Фогеля и Бендемана в Саксонии, Гогенбауера в Штутгарте, Эстерлея вГанновере, Ф. Фейта во Франкфурте-на-Майне, Преллера, Негера и Иeгеpa вВеймаре, Швинда в Вартбурге и на многие другие. Ф. способ стенной иплафонной живописи успешно привился не в одной только Германии. В Венеим пользовались многие художники при украшении новосооруженных в этомгороде роскошных зданий. Фюрих, Энгерт и Купельвейзер расписалиАльтлерхенфельдскую црк., кисти Блаза принадлежат фрески в арсенале,Лауфбергер, Иобст, Верндле и др. декорировали Обетную црк., Швинд,Энгерт и др. - новый оперный театр. Казалось бы, что в Италии, страневеликих мастеров Ф. живописи, эта отрасль искусства должна бы была сноваполучить широкое распространение; между тем все, что произведено там поэтой части, ограничивается холодными и бледными фресками Аппиани вмиланском королевском дворце и Бенвенути в куполе флорентийской црк.Сан-Лоренцо и в палаццо Питти. В Англии, из новейших фресок заслуживаютвнимания единственно фрески нового здания парламента. Во Франции,напротив того, явилось очень много более или менее замечательныхпроизведений этого рода в различных церквях и общественных зданиях,особенно в парижских. Самые капитальный в ряду этих фресок - "Апофеоза Гомера", плафон Энгра в одной из зал Лувра, и "Сонмвеликих художников всех времен и народов" - обширная картина П. Деларошана полуциркульной стене конференц-залы в парижском училище изящныхискусств. В последнее время, однако, как во Франции, так и повсюду, Ф.живопись стали вытеснять из употребления письмо масляными красками иновоизобретенная живопись на глютине. А. С - в.

Фресковая

Фресковая живопись или живопись а-фреско - способ писания картин идр. изображений на стенах, с вода х и потолках зданий водяными красками посвежей (поитальянски fresco значить "свежий"; отсюда название способа),т. е. по еще сырой штукатурке, о снова нный на свой стве цемент а,состоящего из извести и мелкого песку, впитывать в себя , пока он влажен,разведенные на воде краски без примеси к ним клея или какого-либодругого связующего вещества и соединяться с ними в своем верхнем слое водно нераздельное целое. Произведения, исполненные этим способом, который не должно смешивать с живописью по сухой штукатурке, или асекко(итал. Secco = "сухое"), принято называть "фресками". Необходимоеусловие успешности и прочности Ф. живописи - хорошая подготовка поверхности, назначенной для ее принятия. Эта подготовка, в общихчертах, производится следующим образом: берется старая, заготовленная покрайней мере за год пред тем известь и смешивается в воде со сколь воз можно мелким кремневым песком, очищенным от всякого сора ; этот цементнамазывают на каменную или кирпичную стену так, чтобы он заполнил все еенеровности и чтобы под ним и внутри него нигде не осталось пузырьковвоздуха. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления с ее твердой коры и затем наносят настену второй слой такого же цемента, но менее грубого, толщиноюпри близ ительно в 2 стм. После того , как вода до известной степенииспарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою,обыкновенно употребляемою штукатурами. На него намазывают,предварительно смочив его хорошенько водою, третий слой цемента, должен ствующий служить собственно грунт ом для живописи, причем , длятого, чтобы не образовалось на нем при высыхании трещин, дают емутолщину не более 1 стм. Его также трут и сглаживают доскою, чрез чтосообщают его поверхности ровный , мелкозернистый вид. Этот верхний слойможно накладывать не один раз, а дважды , но, во всяком случае, последний слой должен быть изготовлен никак не раньше утра того дня, в которыйнадо писать на нем, а так как исполнение всей фрески требует долгого времени , в течение которого цемент успел бы совершенно просохнуть иотвердеть, то означенный последний его слой необходимо наводить на стенучастями, каждый раз лишь на такое ее пространство , какое художник всостоянии расписать в один день ; кусок этого грунта, оставшийсяпочему-либо не расписанным в данный день, приходится соскабливать иснова покрывать цементом. Приступить к работе живописец может тогда,когда вода из грунта испарилась настолько , что он не блестит от мокроты,но остается сырым. Краски растительного и животного происхождения непригодны для Ф. живописи, так как, ложась на известь и проникая в нее,теряют свой цвет ; употребляются исключительно минеральные краски, но ииз них не годятся имеющие сродство с известью и образующие при своемсоприкосновении с нею новые химические соединения , каковы, напр.свинцовые белила . Будучи по этому ограничен в составе своей палитры,пишущий фреску не свободен и в приемах своей техники: он не можетрисовать на грунте прямо от себя, а должен переносить на него контурысвоей композиции при помощи прориси, сделанной с картона, заранееизготовленного в величину будущей фрески, отмечать также посредствомпрориси главные световые и теневые пятна картины, а при самом письмепостоянно иметь перед глазами ее оконченный , исполненный в краскахэскиз. Порошки красок, служащих для Ф. живописи, насыпаются в глиняныегоршки и плошки и разводятся в воде; так как они накладываются мокрымина сырой, впитывающий их в себя грунт, то, высыхая вместе с ним,значительно бледнеют; поэтому живописец должен иметь относительно ихбольшую сноровку и, работая ими, усиливать их силу вдвое или втрое,чтобы получился, когда они высохнут, надлежащий тон. Изменять иисправлять написанное невозможно , и если что-либо в нем вышлонеудовлетворительным, приходится соскабливать живопись вместе с грунтом,накладывать новый грунт и вторично работать на нем пока он сыр.Незначительные поправки можно, однако, делать не прибегая к этой мере, аименно употребляя для них темперу. Указанные неудобства приемов Ф.живописи вознаграждаются важными преимуществами ее пред всеми другими рода ми стенной и плафон ной живописи. Первое из этих преимуществ -чрезвычайная прочность : краски глубоко проникают во влажный цементныйгрунт, который, высохнув вместе с ними, обращается в твердуюкристаллическую кору, не только не подверженную вредному влиянию воздухаи водяных паров, но и становящеюся с течением времени все более и болеекрепкою от их действия на нее. Во-вторых, поверхность картины,написанной а-фреско, получается матовая, слегка шероховатая, не дающаязеркальных отражений света и позволяющая зрителю сразу окинуть взоромнаписанное произведение , хотя бы оно было огромной величины . В-третьих,техника Ф. живописи заставляет художника исполнять картину быстро,уверенным и широким приемом кисти, не вдаваться в мелочность и сухость,а такой способ работы сколь нельзя более пригоден для крупныхпроизведений живописи, особенно же для монументальных стенных картин. Ф.живопись была известна еще в древнем мире, у египтян, этрусков и римлян;от этих последних много численные образцы ее сохранились в развалинахПомпеи. Первые христиане украшали ею места своих молитвенных собраний иусыпальницы покойников, как свидетельствуют о том ее остатки в римских инеаполитанских катакомбах. Из Рима употребление ее распространилось вВизантию и подчиненные ей области, хотя там для декорирования роскошных храмов и дворцов предпочиталась мозаика . Греки перенесли ее, вместе справославною религией, в Россию, где были украшены ею важнейшие киевскиеи новгородские церкви, в которых, к сожалению, уцелели только скудныепамятники этой отрасли искусства, искаженные временем и невежеством, нотем не менее весьма любопытные. На Западе Европы, после падения римскойимперии, искусство Ф. живописи не было совершенно забыто, но сильнопонизилось и в техническом, и в художественном отношении, как можно отом заключить по немногим остаткам стенной росписи в церквах, дошедшихдо нас от начальной поры средневековой эпохи. Только в XIII и XIVстолетиях, в Италии, эта отрасль искусства улучшилась и снова вошла в большое употребление, благодаря Чимабуе, Джотто , Гадди и другимфлорентийским и сьенским мастерам, внесшим в нее величественность стиляи распространившим чрез своих многочисленных учеников любовь к ней изнакомство с нею по всему Аппенинскому полуострову. К этому временипроизошел поворот к лучшему и в Германии, доказательством чего служатлюбопытные фрески в брауншвейгском соборе, в кельнских церквах св.Гереона, св. Урсулы. св. Куниберта и в др. местах. В ту пору было вобычае расписывать фресковыми изображениями назидательного содержания(напр. аллегорическими картина ми "Пляски Смерти") стены надворныхмонастырских галерей, церковные паперти и даже фасады домов. Но самаяцветущая пора Ф. живописи настала в Италии XVI столетия, когда живописцыэтой страны, в особенности из числа принадлежавших флорентийской,римской и ломбардской школам, поощряемые папами, владетельными особами ивельможами, один перед другим старались выказывать свои способности изнания в обширных, монументальных работах, заказываемых ихпокровителями. Рафаэль и Микеланджело стяжали себе вековечную славустолько же своими фресками (ватиканские ложи и станцы, Фарнезина,Сикстинская капелла и пр.), сколько и другими со здания ми своего гения.Одновременно и вслед за ними, другие, менее значительные художникивозделывали эту отрасль искусства, получившую большое распространение ; водной только Венеции для стенной живописи предпочиталось употреблениемасляных красок. Но блестящее состояние Ф. живописи быстро сменилось ееупадком. Последователи Микеланджело, не наделенные его гениальностью инеспособные проникнуться его духом , стремились подражать ему, нопереносили в свое мастерство только его недостатки и породили тотвычурный стиль , который известен под названием барокко . Корреджо,щеголяя в своих фресковых плафонах (в пармских соборе и црк.С.-Джованни-Эванджелиста и др.), смелыми ракурсами и красивоюсветотеневою игрою красочных тонов, дал вредный пример , так сказать ,художественного фокусничества, которое, чем дольше , тем больше входило вмоду и в конце XVIII столетия достигло до крайнего предела. Однако ,нельзя сказать, чтобы фрески эпохи барокко были совсем лишеныдостоинств; многие из них отличаются большою, хотя и чисто внешнеюэффектностью, а в отношении техники - весьма развитым мастерством,державшимся хороших старых традиций, забытых или пре небреженныхновейшим искусством. Р. Менгс , в половине XVIII столетия, пыталсявозбудить остывший интерес к Ф. живописи и возвратить ей свойственный ейхарактер серьезности и величия, но его старания остались почти безвсякого результата: вместо ее для декоративных работ прибегали кживописи масляной или а-секко. Только в начале XIX столетия кучканемецких художников, живших в Риме, задалась целью воскресить брошенноеискусство. Началось с того, что Корнелиус , Овербек , Ф. Фейт и В. Шадовукрасили римский дом прусского консула Бартольди семью стеннымикартинами, изображающими эпизоды из жития Иосифа (находятся теперь вберлинской национальной галерее); затем, по приглашению кн. Массими,пятеро членов означенной кучки написали в его вилле фрески на сюжетытрех главных эпических поэм Италии, причем Ю. Шнор взял для своего труда"Неистового Роланда" Apиocто, Овербек и Фюрих - "ОсвобожденныйИерусалим" Тассо , Фейт и Кох - "Божественную комедию" Данте . Первою изновейших религиозных фресок было "Чудо св. Франциска с розами",написанное Овербеком в церкви C.-Mapия-дельи-Анджели, близ Ассизи . Послетого центром возделывания новой Ф. живописи стал Мюнхен , куда баварскийкороль Людвиг I для росписи своих новых построек пригласил из Рима технемецких художников, которым эта отрасль искусства была обязана своимвозрождением. Они, вместе с некоторыми местными живописцами, наделилибаварскую столицу массою фресок, существующих до настоящего времени.Корнелиус украсил стенною живописью глиптотеку; им же исполнены фрески вкапелле св. Людвига, Ю. Шнор изобразил сцены из Нибелунгов в такназываемом Кёнигсбау; Г. Гессу принадлежит роспись в старинном стиле позолотому фону в церкви Всех Святых и в базилике; Циммерман исполнил поэскизам Корнелиуса картины в люнетах и аркадах южной стороны пинакотеки;К. Ротман изобразил виды Италии и Греции в аркадах дворцового сада;Гесс, Кох и Шраудольф трудились над украшением церкви св. Бонифация и т.д. Из Мюнхена искусство Ф. живописи распространилось в другие пунктыГермании. Насадителями его в них явились по большей части баварскиемастера. Как на замечательнейшие фрески новой немецкой школы запределами Баварии, можно указать на работы Мюкке, Лессинга, Плюндермана,Иттенбаха, братьев Мюллеров и Стейнле в Дюссельдорфе, Прешеля, Преллера,Фогеля и Бендемана в Саксонии, Гогенбауера в Штутгарте, Эстерлея вГанновере, Ф. Фейта во Франкфурте-на-Майне, Преллера, Негера и Иeгеpa вВеймаре, Швинда в Вартбурге и на многие другие. Ф. способ стенной иплафонной живописи успешно привился не в одной только Германии. В Венеим пользовались многие художники при украшении новосооруженных в этомгороде роскошных зданий. Фюрих, Энгерт и Купельвейзер расписалиАльтлерхенфельдскую црк., кисти Блаза принадлежат фрески в арсенале,Лауфбергер, Иобст, Верндле и др. декорировали Обетную црк., Швинд,Энгерт и др. - новый оперный театр . Казалось бы, что в Италии, страневеликих мастеров Ф. живописи, эта отрасль искусства должна бы была сноваполучить широкое распространение; между тем все, что произведено там поэтой части, ограничивается холодными и бледными фресками Аппиани вмиланском королевском дворце и Бенвенути в куполе флорентийской црк.Сан-Лоренцо и в палаццо Питти . В Англии, из новейших фресок заслуживаютвнимания единственно фрески нового здания парламента. Во Франции,напротив того, явилось очень много более или менее замечательныхпроизведений этого рода в различных церквях и общественных зданиях,особенно в парижских. Самые капитальный в ряду этих фресок - "Апофеоза Гомера", плафон Энгра в одной из зал Лувра, и "Сонмвеликих художников всех времен и народов" - обширная картина П. Деларошана полуциркульной стене конференц-залы в парижском училище изящныхискусств. В последнее время , однако, как во Франции, так и повсюду , Ф.живопись стали вытеснять из употребления письмо масляными красками иновоизобретенная живопись на глютине. А. С - в.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Хамсин - Хамсин южный, жгучий, сухой ветер, наблюдаемый в ...
  • Хамелеоновые - Хамелеоновые или червеязычные (Chamaeleontes s. Vermilinguia s.Dendrosaura) ...
  • Хам - Хам (евр. "горячий, смуглый") младший сын Ноя. ...
  • Халиф - Халиф (из араб. "халифе" = "наместник", "заместитель") ...
  • Хадж - Хадж т. е. пилигримство в Мекку на ...
  • Ха-Физ - ХаФиз (ШемсЭддинМухаммед) знаменитый персидский поэт. Новые,хорошие издания: ...
  • Фьорд - Фьорд или вернее (фиорд (датское Fjord, в Шотландии ...
  • Франклин - Франклин (сэр Джон Franklin. 1786 1848) ...
  • Фразеология - Фразеология (греч.) учение о синтаксических особенностях и ...
  • Фосфорит - Фосфорит (геол.) плотный или волокнистый агрегат апатита(Са5(РО4)3Сl ...
  • Фортуна - Фортуна (Fortuna) древнеримская богиня, культ ее ...
  • Форель - Форель (Salmo fario) рыба из семейства лососевых ...
  • Фонология - Фонология (от греч. jwnh = голос, звук и ...
  • Фонвизин - Фонвизин (Денис Иванович; фамилия Ф. писалась в XVIII ...
  • Оренбург - Оренбург губ. гор. Оренбургской губ., в 1660 ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари