Что такое Духовно-учебные? Значение слова Духовно-учебные в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Духовно-учебные -

Духовно-учебные заведения православного ведомства в России, какспециальные учреждения, ведут свое начало лишь со времени изданияДуховн. Регламента в 1721 г. хотя в древней Руси всякого рода школысуществовали главным образом при церквах, монастырях и архиерейскихдомах, и хотя образование в них имело характер исключительнорелигиозно-богословский, но они признавались, и были для своего времени,общеобразовательными и всесословными. В священники поставлялись неисключительно лица, в них получившие образование, но также и обучавшиесяу книжных мастеров из частных лиц. Такое значение и характер имели дажетакие учебные заведения допетровской Руси, как киевская акад. имосковские ЗаиконоСпасские школы, позже образовавшие москов.славяно-греко-латинскую акад. Постановлениями Духовного Регламентаповелено было "всякому епископу иметь при доме своем школу для детейсвященнических и прочих в надежду священства определенных". Все ученье вэтих школах ограничивалось сначала "Начальным ученьем отроком",составленным Феофаном Прокоповичем, и славянскою грамматикою, и лишь помере возможности предоставлялось обучать риторике, логике и прочему. Самсоставитель этих правил Духовн. Регламента, Феофан Прокопович, учредилпри своем доме в Петербурге духовную "семинарию", которая должна былапредставлять образец учебных заведений этого рода. Здесь преподавалисьнауки как богословские, так и общеобразовательные; в числе учителей былизвестный датчанин Адам Селлий, ученик знаменитого германского богословаФр. Буддея. Из провинциальных "архиерейских школ", позднее такжеполучивших название семинарий, первыми по времени были черниговская,ростовская, новгородская и тобольская, устроенные по несколькоизмененному типу киевской и московской славяно-греколатинской академий.Архимандрит Александро-Невского монастыря, Феодосий Яновский, учредил вэтом монастыре "славянскую или грамматическую школу", в которойпреподавались грамматика, арифметика, музыка, живопись, языки латинскийи греческий. В 1725 г. эта школа получила названиеславяно-греко-латинской Александро-Невской семинарии; к ней былаприсоединена (1738) семин. О. Прокоповича; преподавателями здесь былиизвестные ученые Селлий, Гавриил Кременецкий, Афанасий Скияда, АмвросийЗертыс-Каменский (впоследствии архиепископ моск.) и др. В 1730 г. этасемин. существовала уже в составе восьми классов, в которых, кромеэлементарного общеобразовательного курса, проходили полный круг наукбогословских. Преимущественно из воспитанников этой семин. набирались вXVIII стол. члены акад. наук, российской акад., академическогоуниверситета. В 1788 г. она была преобразована в "главную семинарию", вкоторую присылались лучшие воспитанники семин. провинциальных. В 1797 г.главная семин. переименована в Александро-Невскую акад. Подобную жеисторию имела архиерейская школа в Казани учрежденная в 1723 г., в 1732г. преобразованная в семин., а в 1797 г. - в академию; по типу киевскойи московской. Еще императрица Екатерина II находила, что "архиерейскиесеминарии состоят в весьма малом числе учеников, в худом учреждении науки в скудном содержании". Отсутствие одного общего начала в организациипреподавания и хорошо подготовленных учителей, преобладало формализма исхоластики в обучении, господство латыни, материальная необеспеченностьв т. п. недостатки духовных школ замечались многими авторитетнымилицами, и еще в XVIII в. митрополиты московск. Платон и спб. Гавриилпредставляли проекты преобразования Д. учебных заведений. В 1807 г.учрежден был с этою целью комитет, в состав которого вошли, междупрочим, Сперанский и князь А. Голицын. Рассмотрев ранее составленныепроекты (Братановского и Болховитинова), комитет представил в 1808 г."Доклад об усовершении духовных училищ", составленный, главным образом,Сперанским. Все Д. учебные заведения предполагалось разделить на четыреразряда: 1) духовные академии, для высшего духовного образования будущихсвященнослужителей, а также учителей Д. учебных заведений; 2) духовныесемин., со средним курсом, для приготовления священников, а такжевоспитанников для акад.; 3) училища уездные - для приготовления в семин.и вообще для низшего образования; 4) училища приходские, дляраспространения однообразного обучения в самих селах (приходские училищав позднейшее время были большею частью соединены с уезд ними). Все этикатегории училищ были соединены в одну общую организацию, по началуподчинения низших высшим, и с новым составом наук, на половинубогословских, на половину общеобразовательных. Все епархии Россииразделены были на четыре духовно учебных округа, каждый под ведениемсвоей дух. акад., которая, через "внешнее академическое правление",управляла семинариями не только в учебном, но и в административномотношении. Семинарское "правление", в свою очередь, заведовало духовнымиучилищами епархии. В каждой епархии полагалось по одной семинарии (всех36) и по несколько духовн. учил. (уездных 10, приходских - до 80). Насодержание их назначено было 1669450 р. из средств Синода. Поутверждении, в 1809 г., этого проекта; учреждена была для егоосуществления комиссия духовных училищ. Наибольшее внимание обращенобыло на академию петербургскую, для которой собраны были лучшие ученыесилы: на кафедру философии выписан был Сперанским из Германии Фесслер,впоследствии ее занимал известный Фишер; в числе профессоров богословиябыли Филарет (впоследствии митрополит московский), Иннокентий(впоследствии архиепископ херсонский), Г. П. Павский, И. С. Кочетов идр. В семинариях, в течение шести лет, разделенных на три двухгодичныхкласса, кроме среднего курса наук богословских, преподавались наукиобщеобразовательные, в размере соответствовавшем курсу гимназий (старшихчетырех классов), с присоединением логики, психологии, естеств. истории,сельского хозяйства и медицины (шла речь о введении в семинарияхпреподавания краткого курса законоведения). В 1867 - 69 гг. Д. учебныезаведения подвергнуты были новому преобразованию: Д. учебные округи былиотменены, административная власть академий по отношению к семинариям исеминарий по отношению к духовн. учил. уничтожена. В академиях, в видуневозможности, при современном состоянии наук, изучения их всемистудентами в полном их составе, общеобязательными для всех студентовпризнаны лишь некоторые науки, остальные же разделены на три группы, изкоторых лишь одну, по собственному выбору, должны были изучать студенты.Семинарии из трехклассных обращены в шестиклассные (по одному году вкаждом классе); медицина и сельское хозяйство исключены из числа учебныхпредметов, а вместо них введено изучение педагогики, с устройством прикаждой семинарии воскресной школы. Для управления всеми Д. учебнымизаведениями учрежден учебный комитет при Синоде. В 1884 г. устав и штатыД. учебных заведений подвергнуты новому пересмотру, при чем вуправлениями академиями усилена власть епархиальных архиереев иректоров. Деление академий на факультеты - богословский,церковноисторический и церковно-практический - отменено; восстановленонаблюдение академий над семинариями и семинарий над низшими училищами. Вдуховных академиях существуют в настоящее время, кроме кафедрбогословских, три кафедры философии (логики, психологии и метафизики,истории философии); две кафедры всеобщей гражданской истории, и по однойкафедре: русской истории теории словесности и истории иностранныхлитератур, русского и церковнославянского языков (с палеографией) иистории русской литературы, и языков греческого, латинского, еврейского,немецкого, французского и английского. Программа курса, дух. семинарий,вместе с духовными учил., содержит в себе полный курс классическихгимназий, с присоединением к нему психологии, а также начальныхоснований и краткой истории философии. В некоторых семинариях к этомуприсоединяется преподавание медицины и сельского хозяйства. Д. учебныезаведения православного ведомства в России - все общесословные; в нихмогут обучаться, на одинаковых условиях с детьми клира, дети всехсословий государства. Всего в России в настоящее время четыре духовных академии, 55семинарий и 18 духовных училищ. В 1891 г. учащихся в академиях было 769(в том числе 21 иностранец - из болгар, сербов, черногорцев, румын,греков, сирийцев и японцев). Большая их часть (в 1891 г. - 455)содержатся в академиях на казенные средства. В 55 семинариях в 1891 г.обучалось всего 17246 воспитанников. В 185 духовных училищах в 1891 г.учащихся было 29619. Учащих и начальствующих лиц в семинариях и училищахв 1891 г. было 8124. На содержание всех мужских духовно-учебныхзаведений в 1891 г. израсходовано всего 5211411 р. Эта сумма составиласьиз процентов с духовно-учебного капитала - 1341469 р., процентногоцерковного сбора 1669200 р., пособия от государственного казначейства -1576231 р. и разных специальных источников духовного ведомства. Н. Барсов. Для подготовления римско-католического духовенства в России учрежденыв каждой римско-католической епархии семинарии, состоящие под ведениемепископов, а в СПб. - академия (I, 257 - 259), состоящая в веденииархиепископа могилевского. Для поступления в римско-католич. духовноеучебное заведение требуется разрешение губернатора. Протестантскоедуховенство получает образование на богословском факультете юрьевского(дерптского) университета. Армяногригорианское духовенство получаетобразование в духовных семинариях) состоящих в каждой из 6-ти русскихармяно-григориан. епархий, а также в учрежденной в 1874 г. эчмиадзинскойармянской духовной академии, подготовляющей и преподавателей длясеминарий (первоначально для этой последней цели существовало духовноеотделение при Лазаревском институте восточных языков). Духовныесеминарии зависят от своих епархиальных начальств, а эчмиадзинская акд.находится под главным начальством патриарха - католикоса всех армян.Эчмиадзинская академия состоит из 6 семинарских классов и трех высшихакадемических; преподавание на армянском языке; кроме богословских ицерковных предметов, преподаются педагогика, логика, психология, историяфилософии, армянская история и география, история и география России,математика, физика и космография, естественная история, армянский язык иистория литературы, языки русский; латинский, греческий, ненемецкий,французский, еврейский и библейская археология, черчение и рисование(преимущественно церковное). Армяногригорианские Д. учебные заведениясодержатся на счет церковных сумм и добровольных приношений.

Духовно-учебные

Духовно-учебные заведения православного ведомства в России, какспециальные учреждения, ведут свое начало лишь со времени изданияДуховн. Регламента в 1721 г. хотя в древней Руси всякого рода школысуществовали главным образом при церквах, монастырях и архиерейскихдомах, и хотя образование в них имело характер исключительнорелигиозно-богословский, но они признавались, и были для своего времени,общеобразовательными и всесословными. В священники поставлялись неисключительно лица , в них получившие образование, но также и обучавшиесяу книжных мастеров из частных лиц. Такое значение и характер имели дажетакие учебные заведения допетровской Руси, как киевская акад. и моск овские ЗаиконоСпасские школы, позже образовавшие москов.славяно-греко-латинскую акад. Постановлениями Духовного Регламентаповелено было "всякому епископу иметь при доме своем школу для детейсвященнических и прочих в надежду священства определенных". Все ученье в этих школа х ограничивалось с начала "Начальным ученьем отроком", состав ленным Феофан ом Прокопович ем, и славянскою грамматикою, и лишь помере возможности предоставлялось обучать риторике, логике и прочему. Самсоставитель этих правил Духовн. Регламента, Феофан Прокопович, учредилпри своем доме в Петербурге духовную "семинарию", которая должна была представлять образец учебных заведений этого рода. Здесь преподавались науки как богословские, так и общеобразовательные; в числе учителей был известный датчанин Адам Селлий, ученик знаменитого германского богословаФр. Буддея. Из провинциальных "архиерейских школ", позднее такжеполучивших название семинарий , первыми по времени были черниговская,ростовская, новгородская и тобольская, устроенные по несколько измененному типу киевской и московской славяно-греколатинской академий.Архимандрит Александро-Невского монастыря, Феодосий Яновский , учредил вэтом монастыре "славянскую или грамматическую школу", в которойпреподавались грамматика , арифметика , музыка , живопись , язык и латинский и греческий . В 1725 г. эта школа получила названиеславяно-греко-латинской Александро-Невской семинарии; к ней былаприсоединена (1738) семин. О. Прокоповича; преподавателями здесь былиизвестные ученые Селлий, Гавриил Кременецкий, Афанасий Скияда, АмвросийЗертыс-Каменский ( впоследствии архиепископ моск.) и др. В 1730 г. этасемин. существовала уже в составе восьми классов, в которых, кроме элементарного общеобразовательного курс а , проходили полный круг наукбогословских. Преимущественно из воспитанников этой семин. набирались вXVIII стол . члены акад. наук, российской акад., академическогоуниверситета. В 1788 г. она была преобразована в "главную семинарию", вкоторую присылались лучшие воспитанники семин. провинциальных. В 1797 г.главная семин. переименована в Александро-Невскую акад. Подобную жеисторию имела архиерейская школа в Казани учрежденная в 1723 г., в 1732г. преобразованная в семин., а в 1797 г. - в академию; по типу киевскойи московской. Еще императрица Екатерина II находила, что "архиерейскиесеминарии состоят в весьма малом числе учеников, в худом учреждении науки в скудном содержании". Отсутствие одного общего начала в организациипреподавания и хорошо подготовленных учителей, преобладало формализма исхоластики в обучении, господство латыни, материальная необеспеченностьв т. п. недостатки духовных школ замечались многими авторитетнымилицами, и еще в XVIII в. митрополит ы московск. Платон и спб. Гавриилпредставляли проекты преобразования Д. учебных заведений. В 1807 г.учрежден был с этою целью комитет , в состав которого вошли, междупрочим, Сперанский и князь А. Голицын . Рассмотрев ранее составленныепроекты (Братановского и Болховитинова), комитет представил в 1808 г."Доклад об усовершении духовных училищ", составленный , главным образом,Сперанским. Все Д. учебные заведения предполагалось разделить на четыре разряда: 1) духовные академии , для высшего духовного образования будущихсвященнослужителей, а также учителей Д. учебных заведений; 2) духовныесемин., со средним курсом, для приготовления священников, а такжевоспитанников для акад.; 3) училища уезд ные - для приготовления в семин.и вообще для низшего образования; 4) училища приходские, дляраспространения однообразного обучения в самих селах (приходские училищав позднейшее время были большею часть ю соединены с уезд ними ). Все этикатегории училищ были соединены в одну общую организацию, по началуподчинения низших высшим, и с новым составом наук, на половинубогословских, на половину общеобразовательных. Все епархии Россииразделены были на четыре духовно учебных округа , каждый под ведениемсвоей дух. акад., которая, через "внешнее академическое правление",управляла семинариями не только в учебном, но и в административномотношении. Семин арское "правление", в свою очередь , заведовало духовнымиучилищами епархии. В каждой епархии полагалось по одной семинарии (всех36) и по несколько духовн. учил. (уездных 10, приходских - до 80). На содержание их назначено было 1669450 р. из средств Синода. Поутверждении, в 1809 г., этого проекта; учреждена была для егоосуществления комиссия духовных училищ. Наибольшее внимание обращенобыло на академию петербургскую, для которой собраны были лучшие ученыесилы: на кафедру философии выписан был Сперанским из Германии Фесслер,впоследствии ее занимал известный Фишер ; в числе профессоров богословиябыли Филарет (впоследствии митрополит московский ), Иннокентий(впоследствии архиепископ херсонский), Г. П. Павский , И. С. Кочетов идр. В семинариях, в течение шести лет, разделенных на три двухгодичныхкласса, кроме среднего курса наук богословских, преподавались наукиобщеобразовательные, в размере соответствовавшем курсу гимназий (старшихчетырех классов), с присоединением логики, психологии, естеств. истории,сельского хозяйства и медицины (шла речь о введении в семинарияхпреподавания краткого курса законоведения). В 1867 - 69 гг. Д. учебныезаведения подвергнуты были новому преобразованию: Д. учебные округи былиотменены, административная власть академий по отношению к семинариям исеминарий по отношению к духовн. учил. уничтожена. В академия х, в видуневозможности, при современном состоянии наук, изучения их всемистудентами в полном их составе, общеобязательными для всех студентовпризнаны лишь некоторые науки, остальные же разделены на три группы, изкоторых лишь одну, по собственному выбору, должны были изучать студенты.Семинарии из трехклассных обращены в шестиклассные (по одному году вкаждом классе); медицина и сельское хозяйство исключены из числа учебныхпредметов, а вместо них введено изучение педагогики, с устройством прикаждой семинарии воскресной школы. Для управления всеми Д. учебнымизаведениями учрежден учебный комитет при Синоде. В 1884 г. устав и штатыД. учебных заведений подвергнуты новому пересмотру, при чем вуправлениями академиями усилена власть епархиальных архиереев иректоров. Деление академий на факультеты - богословский,церковноисторический и церковно-практический - отменено; восстановленонаблюдение академий над семинариями и семинарий над низшими училищами. Вдуховных академиях существуют в настоящее время, кроме кафедрбогословских, три кафедры философии (логики, психологии и метафизики,истории философии); две кафедры всеобщей гражданской истории, и по однойкафедре: русской истории теории словесности и истории иностранныхлитератур, русского и церковнославянского языков (с палеографией) иистории русской литературы, и языков греческого, латинского, еврейского,немецкого, французского и английского. Программа курса, дух. семинарий,вместе с духовными учил., содержит в себе полный курс классическихгимназий, с присоединением к нему психологии, а также начальныхоснований и краткой истории философии. В некоторых семинариях к этомуприсоединяется преподавание медицины и сельского хозяйства. Д. учебныезаведения православного ведомства в России - все общесословные; в нихмогут обучаться , на одинаковых условиях с детьми клира, дети всехсословий государства. Всего в России в настоящее время четыре духовных академии, 55семинарий и 18 духовных училищ. В 1891 г. учащихся в академиях было 769(в том числе 21 иностранец - из болгар , сербов, черногорцев, румын,греков, сирийцев и японцев). Большая их часть (в 1891 г. - 455)содержатся в академиях на казенные средства. В 55 семинариях в 1891 г.обучалось всего 17246 воспитанников. В 185 духовных училищах в 1891 г.учащихся было 29619. Учащих и начальствующих лиц в семинариях и училищахв 1891 г. было 8124. На содержание всех мужских духовно-учебныхзаведений в 1891 г. израсходовано всего 5211411 р. Эта сумма составиласьиз процентов с духовно-учебного капитала - 1341469 р., процентногоцерковного сбора 1669200 р., пособия от государственного казначейства -1576231 р. и разных специальных источников духовного ведомства. Н. Барсов . Для подготовления римско-католического духовенства в России учрежденыв каждой римско-католической епархии семинарии, состоящие под ведениемепископов, а в СПб. - академия (I, 257 - 259), состоящая в веденииархиепископа могилевского. Для поступления в римско-католич. духовноеучебное заведение требуется разрешение губернатора. Протестантское духовенство получает образование на богословском факультете юрьевского(дерптского) университета. Армяногригорианское духовенство получаетобразование в духовных семинариях) состоящих в каждой из 6-ти русскихармяно-григориан. епархий, а также в учрежденной в 1874 г. эчмиадзинскойармянской духовной академии, подготовляющей и преподавателей длясеминарий (первоначально для этой последней цели существовало духовноеотделение при Лазаревском институте восточных языков). Духовныесеминарии зависят от своих епархиальных начальств, а эчмиадзинская акд.находится под главным начальством патриарха - католикоса всех армян.Эчмиадзинская академия состоит из 6 семинарских классов и трех высшихакадемических; преподавание на армянском языке; кроме богословских ицерковных предметов, преподаются педагогика , логика , психология , история философии, армянская история и география , история и география России,математика, физика и космография , естественная история, армянский язык иистория литературы, языки русский ; латинский, греческий, ненемецкий,французский, еврейский и библейская археология , черчение и рисование( преимущественно церковное). Армяногригорианские Д. учебные заведениясодержатся на счет церковных сумм и добровольных приношений.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Евфрат - Евфрат (греч. и лат. Euphrates, еврейск. Прат, армянск. ...
  • Еврипид - Еврипид (EuripidhV) афинянин, младший из трех греч.трагиковкорифеев. ...
  • Евпатория - Евпатория уездный и портовый город Таврической губ., ...
  • Евнух - Евнух (греч.) кастрат, в частности оскопленный слуга, предназначенныйк ...
  • Евгений - Евгений Савойский, принц кариньянский, маркграф Салуццо, австр.генералиссимус (1663 ...
  • Ева - Ева праматерь человеческого рода, жена Адама. Евр. ...
  • Дягиль - Дягиль. Под этим именем подразумевается несколько различных растенийиз ...
  • Дрессировка - Дрессировка подружейных охотничьих собак заключается в постепенномразвитии их ...
  • Дрезден - Дрезден в войну 1813 г. был свидетелем одного ...
  • Древляне - Древляне, одно из племен русских славян, жили по ...
  • Драма - Драма (греч. drama) "действие" совершающееся (actio, а ...
  • Драгоценные - Драгоценные камни в природных кристаллах представляют значительныенесовершенства: плоскости ...
  • Дорийцы - Дорийцы, доряне греческое племя, жившее первоначально в ...
  • Донской - Донской Богородицкий мужской ставропигиальный первого кл. монастырь вМоскве. ...
  • Естествознание - Естествознание. В самом широком и наиболее правильном ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари