Что такое Донателло? Значение слова Донателло в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Донателло -

Донателло (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, D.di Betto Bardi) - один из самых замечательных итальянск. скульпторовэпохи возрождения, род. во Флоренции, или близ нее, между 1382 и 1387гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо,пользуясь покровительством богатого флор. банкира Мартелли. Дляокончания своего художественного образования ездил на два или на тригода в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из егопервых работ - горельеф из мелкозернистого камня, находящ. в црк. СантаКроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение. Д. по преимуществу был реалист; в его работах постоянно преобладаетстремление изображать природу так, как она есть, и иногда можноподумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны. Изучениепамятников греко-римской пластики также несколько умерило егореалистические стремления. Поэтому у него два стиля: реалистический иклассический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г.,наход. в флор. Крестильнице). Это исхудалая старуха, покрытая волосами.То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной подназванием "Zuccone" и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто, воФлоренции. Статуя эта - портрет современника, с большой лысой головой.Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едваотделяющуюся от фона, принадлежит к классич. стилю Д. (наход. теперь вАнглии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовомбарельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха,равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше(в Кенсингтонском музее, в Лонд.). Барельефы Д., заключенные в восемьмедальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика егодворца, где они находятся в поныне - быть может, просто копии с антиков.Но лучшие работы Д. - те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмоми не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе.Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуяхДавида и ап. Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе воФлоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, воФлоренции. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. собора;между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г.Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьераВенец. республики Гаттамелаты {Erasmo Marzi da Narni}. Она стоит теперьперед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито вИталии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуедо 1456 г. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работдля украшения црк. св. Антония. Самые замечательные из них - бронз.барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого,покровителя Падуи. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. ИоаннаКрестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлялПредтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом ибарельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло.Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем неостановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; егополуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительнаячерта Д. состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу,энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончикасобора г. Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей илигениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, свенками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах,предназначавшихся для флор. собора и находящихся теперь в Opera delDuorno. Некоторые детские бюсты Д. в высокой степени верно воспроизводятдействительность и чрезвычайно миловидны. Д. с необыкновенной верностьюугадывал впечатление, которое его работы будут производить на известномрасстоянии, и умел определять степень их оконченности. Портретные бюсты- отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершеннооставленная в средние века - была воскрешена Д. Некоторые из его бюстовзамечательны по своей индивидуальности и как нельзя болеехарактеристичны. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовнуюжизнь представляемого им лица. Таков, напр., бюст из обожженной глины,раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло.Любопытные произведения Д. находятся в ризнице црк. св. Лаврентия, воФлоренции. Это - барельефы-медальоны, изображающие евангелистоввдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития ИоаннаКрест., преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми имдверями с фигурами апостолов и святых. Д. передавал страсти резко, снекоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как напр., вбарельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. св.Антония, в Падуе, и изображающем "Положение во гроб". То же самое мывидим и в последнем его произведении, оконченном после его смертиучеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. св.Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Д. исполнил также, вместе сучеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников вцерквах; между ними замечателен монумент развенчанного папы ИоаннаXXIII: он послужил образцом для многочисленных надгр. памятников,явившихся в XV и XVI стол. во многих церк. Италии. Последние годы своейжизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466г. и погребен с большими почестями в црк. св. Лаврентия, украшенной егоработами. А. ф.-Фрикен. Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schulе" (Вена, 1875); H. Tschudi, "D.e la critica modenia" (Турин, 1887); W. Bode, "Italienische Bildhauerder Renaissance (Б. 1887); E. Muntz, "D. (в серии монографий: "LesArtistes celеbres", 1885).

Донателло

Донателло (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, D.di Betto Bardi) - один из самых замечательных итальянск. скульпторовэпохи возрождения, род. во Флор енции, или близ нее, между 1382 и 1387гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо,пользуясь покровительством богатого флор. банкира Мартелли. Дляокончания своего художественного образования ездил на два или на тригода в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески . Одна из егопервых работ - го рельеф из мелкозернистого камня, находящ. в црк. СантаКроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение . Д. по преимуществу был реалист ; в его работах постоянно преобладаетстремление изображать природу так, как она есть , и иногда можно подумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны. Изучениепамятников греко-римской пластики также несколько умерило егореалистические стремления. Поэтому у него два стиля: реалистический иклассический. К первому относится его статуя Магдалины ( около 1434 г.,наход. в флор. Крестильнице). Это исхудалая старуха , покрытая волосами.То же направление видно и в его статуе царя Давида , известной п одна званием "Zuccone" и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто, воФлоренции. Статуя эта - портрет современника, с большой лысой головой.Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едваотделяющуюся от фона, принадлежит к классич. стилю Д. (наход. теперь вАнглии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовомбарельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха,равно как и в полуфигурах Силена и вакханки , на бронзовой плоской чаше(в Кенсингтонском музее, в Лонд.). Барельеф ы Д., заключенные в восемьмедальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика егодворца, где они находятся в по ныне - быть может , просто копии с антиков.Но лучшие работы Д. - те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмоми не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе.Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуяхДавида и ап. Марка . Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе воФлоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, воФлоренции. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. собора;между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна . В 1444 г.Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьераВенец. республики Гаттамелаты {Erasmo Marzi da Narni}. Она стоит теперьперед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито вИталии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуедо 1456 г. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работдля украшения црк. св. Антония. Самые замечательные из них - бронз.барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого,покровителя Падуи. В 1457 г. Д. работает ( опять во Флоренции) Св. ИоаннаКрестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлялПредтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом ибарельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло.Худощавый, как скелет , он имеет выражение как бы ни на чем неостановившейся мысли и идет вперед , как бы не зная сам куда ; егополуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительнаячерта Д. состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу,энергию, как и грацию, миловидность . Его барельеф мраморного балкончикасобора г. Прато , вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей илигениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, свенками цветов . Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах,предназначавшихся для флор. собора и находящихся теперь в Opera delDuorno. Некоторые детские бюст ы Д. в высокой степени верно воспроизводятдействительность и чрезвычайно миловидны. Д. с необыкновенной верностьюугадывал впечатление , которое его работы будут производить на известномрасстоянии, и умел определять степень их оконченности. Портрет ные бюсты- отрасль пластики, стол ь любимая греками и римлянами и совершеннооставленная в средние века - была воскрешена Д. Некоторые из его бюстовзамечательны по своей индивидуальности и как нельзя болеехарактеристичны. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовнуюжизнь представляемого им лица . Таков , напр., бюст из обожженной глины,раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло.Любопытные произведения Д. находятся в ризнице црк. св. Лаврентия , воФлоренции. Это - барельефы-медальоны, изображающие евангелистоввдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития ИоаннаКрест., преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми имдверями с фигурами апостолов и святых. Д. передавал страсти резко, снекоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как напр., вбарельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. св.Антония, в Падуе, и изображающем "Положение во гроб". То же самое мывидим и в последнем его произведении, оконченном после его смертиучеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. св.Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Д. исполнил также, вместе сучеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников вцерквах; между ними замечателен монумент развенчанного папы ИоаннаXXIII: он послужил образцом для многочисленных надгр. памятников,явившихся в XV и XVI стол. во многих церк. Италии. После дние годы своейжизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466г. и погребен с большими почестями в црк. св. Лаврентия, украшенной егоработами. А. ф.-Фрикен. Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schulе" ( Вена , 1875); H. Tschudi, "D.e la critica modenia" ( Турин , 1887); W. Bode, "Italienische Bildhauerder Renaissance (Б. 1887); E. Muntz, "D. (в серии монографий: "LesArtistes celеbres", 1885).

Значение слова Донателло в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Дукат - Дукат золотая монета, ценою около 3 рублей. ...
  • Дуб - Дуб (Quercus L.). Деревья и кустарники из ...
  • Друиды - Друиды (лат. Droides, погалльски druich, dravid) так ...
  • Дрок - Дрок (Genista L.). Род растений из сем. ...
  • Дрессировка - Дрессировка подружейных охотничьих собак заключается в постепенномразвитии их ...
  • Дрезден - Дрезден в войну 1813 г. был свидетелем одного ...
  • Древляне - Древляне, одно из племен русских славян, жили по ...
  • Долгоруков - Долгоруков Василий Михайлович (1722 82). Опала, ...
  • Дождевые - Дождевые черви (Lumbricidae), семейство червей из отрядамалощетинковых (Oligochaeta), ...
  • Додэ - Додэ (Альфонс) известный франц. романист, род. в ...
  • Догматизм - Догматизм (от dogma, положение) философский термин, обозначающийопределенное ...
  • Доги - Доги несколько пород собак, происходящих от древних ...
  • Диэлектрики - Диэлектрики название, данное Михаилом Фарадеем телам непроводящимили, ...
  • Дифирамб - Дифирамб (diJuramboV) особый вид древнегреческой лирики,развивавшийся в ...
  • Сухум - Сухум (Сухумкале) окр. и портовый гор. Кутаисской ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари