Что такое Дюрер? Значение слова Дюрер в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Дюрер -

Дюрер (Альбрехт Durer), знаменитый немецкий живописец и гравер, сынзолотых дел мастера, родился в Нюрнберге, 21 мая 1471 г. До 15-тилетнеговозраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступилучеником к художнику франкской школы М. Вольгемуту, у которого изанимался до 1490 г., после чего пустился путешествовать. В эту первуюпоездку Д. добрался, между прочим, и в Венецию, как то подтверждаетсяего рисунками за эту пору, носящими явные следы влияния на негоитальянских мастеров. Возвратившись через четыре года на родину, Д.женился. Неустанно работая, он старался расширить несколько узкий иремесленный кругозор тогдашних немецких художников. Находясь впостоянном общении с нюрнбергскими гуманистами, в тесных дружескихотношениях с знаменитым Пиркгеймером и в родстве с известным типографомКобургером, он получал достаточно умственной пищи, чтобы перерабатыватьее в те духовные, полные глубокого содержания, образы, которые мывстречаем в его гравюрах на дереве и на меди и в рисунках этого времени.Он открыл в Нюрнберге собственную мастерскую и, пользуясь отчастипомощью учеников, исполнил здесь значительное количество алтарныхобразов, каковы напр.: "Оплакивание Христа" (1500, в мюнх. Пинакотеке),триптих для Виттенберга (1501, в Дрездене), "Распятие" (1502),Паумгертнеровский алтарный образ (в мюнх. Пинакотеке) и др. В то жевремя он написал портреты: свой собственный (1498, в Мадриде), Тухерна(1499, в Касселе), Осв. Кремля (в мюнх. Пинакотеке) и др. Послевторичного путешествия в Италию, не произведшего большой перемены в ужеокрепших германских идеалах и вкусе молодого художника, наступили для Д.годы, наиболее богатые творчеством. К этому времени относятся его лучшиеживописные произведения: "Адам и Ева", отличающееся свободою, живостью ипластичностью; "Мученическая кончина 10000" (1508, в Вене); Геллеровскаяалтарная икона (1509, Франкф. на М.), хотя и сильно пострадавшая отвремени, но сохранившая печать строгой обдуманности, естественнойпростоты и драматизма, Образ всех святых (1511, в Вене), отличносохранившийся и замечательный глубокомысленным и прочувствованнымисполнением отдельных фигур, и общим своим впечатлением и гармоничнымколоритом, выдержанным в нежном золотистом свете; Мадонна с лилией (вПраге) и Мадонна с разрезанной грушей (в Вене) Д. собрал в одно изданиесвои гравюры и опытами новых приемов гравирования произвел кореннойпереворот в этой отрасли искусства. В 1512 г. он работал для императораМаксимилиана, который заставил гор. Нюрнберг платить художнику с 1515 г.по 100 гульд. в год, а в 1518 г. послал его на рейхстаг в Аугсбург.Путешествие Д. по Нидерландам в 1521 - 1522 гг. было для негонепрерывным рядом торжеств; везде, где он ни останавливался, его ожидалипочести и предложения остаться в этом месте на продолжительный срок. Онодало новый толчок его деятельности, как живописца. Находящиеся вмюнхенской пинакотеке и первоначально подаренные им своему родномугороду, т. наз. "Четыре Апостола", написанные на двух узких и высокихдосках, могут быть причислены в лучшим работам, вышедшим в 1526 г.из-под его кисти. В них выказал он все свое теоретическое знание и всеуменье, приобретенное долгими годами. По старинному преданию, кромезадачи художественной, он хотел решить здесь и психологическую задачу,представив характеристические особенности четырех темпераментов"(картина известна также под этим именем). Из портретов Д., сверхпоименованных выше, назовем: императора Максимилиана (1519, в Вене), М.Вольгемута (1516, в Мюнхене), Ганса Имгофа (1523, в Мадриде),Клебергера, Муффеля, Гольцшуера, Фуггера и др. По возвращении своем народину, художник неутомимо работал до самой смерти, которая произошла вАнтверпене 6-го апреля 1528 г. Все богатство творческой фантазии иобилие мысли Дюрера открывается нам в его рисунках и гравюрах. Первые,начиная с легких набросков карандашом и пером, и кончая тщательноисполненными акварелями, имеются в берлинском музее (напр. "Мельница"),в Вене ("Костюмы" и "Страсти Господни"), Лондоне, Мюнхене ("Молитвенникимпер. Максимилиана"), Брауншвейге, Бремене и др. местах. Значение Д. вискусстве гравирования - громадно. Он внес в технику гравюры на дереве,ограничивавшейся до него почти одним очерком, который потом подвергалсяраскраске, новые приемы, давшие возможность получать оттиски, ненуждающиеся в иллюминовке. Главнейшие из его гравюр на дереве:"Апокалипсис" (1498, 16 листов), большие "Страсти Господни" (1500 -1610, 12 лист.), "Житие Богоматери" (1504 - 1505, 20 л.), малые "СтрастиГосподни (1509 - 1510, 37 д.), "Триумфальные ворота импер. Максимилиана"(1515, огромный лист, величиною около 3 м в квадрате, печатанный с 92отдельных досок); между отдельными листами: "Св. Троица" (1511),"Купанье мужчин" я др.. Гравюры Д. на меди, точно так же, как иксилографические, отличаются разнообразием и глубиною мысли, светлым,ясным настроением, отражением всестороннего таланта и неиссякаемостьюфантазии. Соединяя в своих произведениях приемы гравированияграбштихелем и иглою, он довел их технику до высокой степенисовершенства, и мелкий серебристый тон его гравюр и тонкость работызатмили все, созданное в этом роде до его появления. До нас дошло больше100 его гравюр на меди. Назовем некоторые, лучшие из их числа:"Богоматерь" (1511 и 1518), "Б. с грушей", "Б. с Младенцем","Меланхолия" (1514), "Рыцарь, смерть и дьявол" (1518), Портреты:кардинала Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Фридриха Мудрого,Вилибальда Паркгеймера, Меланхтона, Эразма Роттердамского и др. Д.оказал немаловажную пользу искусству и как писатель-теоретик. Его"Underwegsung der messung, mit zirckel and richtscheydt, in Linien ebnenund gantzen corpore" (Нюрнб. 1526) дает прекрасные наставления поперспективе. "Von der menschlicher Proportion еtс" (Нюрнб. 1528),сочинение по фортификации и многие другие сочинения, оставшиеся врукописях, имели, в свое время, большое значение. В своих трактатах оживописи Д. старается свести рисунок к известным математическимпринципам. Значение Д. не ограничивается, однако, художественноюобластью. Его гуманная, строго нравственная личность, его датскаянаивность, высокое благородство его идеалов, не только отражавшихся вовсем им созданном, но и подтверждаемые свидетельством его знаменитыхдрузей и современников, Пиркгеймера, Меланхтона и Камерария, стольсильно влияли облагораживающим и воспитывающим образом на человечество,что Д. можно причислить к крупнейшим личностям, способствовавшимпрогрессу и носившим в себе высоте культурные идеалы. Heller, "Das Lebenu. die Werke A. D-s (Лпц. 1831); F. Campe, "Reliquien von D." (Нюрнб.1828); von Eye, "Leben u. Wirken A. D-s" (Нёрдл. 1860); A. v. Lahn, "D'sKunstlehre u. sein Verhaltniss zu Renaissance" (Лпц. 1866); Thausing,"D., Geschichte seines Lebens u. seiner Kunst" (Лпц. 1876); Ephrussi,"Albert D. et ses dessins" (Пар. 1882); A. Leitschuh, "D-s Tagebuch derReise in die Niederlande" (Лпц. 1883); Kaufmann, "A. D." (Фрейбург in.Bv. 1887); Burckhardt, "A. D's Aufeiithalt in Basel" (Мюнх. и Лпц.1892); Springer, "A. D." (Берл. 1892). А. Н-в.

Дюрер

Дюрер ( Альбрехт Durer), знаменитый немецкий живописец и гравер , сынзолотых дел мастера, родился в Нюрнберг е, 21 мая 1471 г. До 15-тилет него возраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступилучеником к художник у франкской школы М. Вольгемуту, у которого изанимался до 1490 г., после чего пустился путешествовать . В эту первуюпоездку Д. добрался, между прочим, и в Венецию, как то подтверждаетсяего рисунками за эту пору, носящими явные следы влияния на негоитальянских мастеров. Возвратившись через четыре года на родину, Д.женился. Неустанно работая, он старался расширить несколько узкий иремесленный кругозор тогдашних немецких художников. Находясь впостоянном общении с нюрнбергскими гуманистами, в тесных дружескихотношениях с знаменитым Пиркгеймером и в родстве с известным типографомКобургером, он получал доста точно умственной пищи, чтобы перерабатыватьее в те духовные, полные глубокого содержания, образы , которые мывстречаем в его гравюрах на дереве и на меди и в рисунках этого времени .Он открыл в Нюрнберге собственную мастерскую и, пользуясь отчастипомощью учеников, исполнил здесь значительное количество алтарныхобразов, каковы напр.: "Оплакивание Христа" (1500, в мюнх. Пинакотеке),триптих для Виттенберга (1501, в Дрездене), "Распятие" (1502),Паумгертнеровский алтарный образ (в мюнх. Пинакотеке) и др. В то же время он написал портреты: свой собственный (1498, в Мадриде), Тухерна(1499, в Касселе), Осв. Кремля (в мюнх. Пинакотеке) и др. После вторичного путешествия в Италию, не произведшего большой перемены в ужеокрепших германских идеалах и вкусе молодого художника, наступили для Д.годы, наиболее богатые творчеством. К этом у времени относятся его лучшиеживописные произведения: "Адам и Ева", отличающееся свободою, живостью ипластичностью; "Мученическая кончина 10000" (1508, в Вене); Геллеровскаяалтарная икона (1509, Франкф. на М.), хотя и сильно пострадавшая отвремени, но сохранившая печать строго й обдуманности, естественнойпростоты и драматизма, Образ всех святых (1511, в Вене), отличносохранившийся и замечательный глубокомысленным и прочувствованнымисполнением отдельных фигур, и общим своим впечатлением и гармоничнымколоритом, выдержанным в нежном золотистом свете; Мадонна с лилией (вПраге) и Мадонна с разрезанной грушей (в Вене) Д. собрал в одно изданиесвои гравюры и опытами новых приемов гравирования произвел кореннойпереворот в этой отрасли искусства. В 1512 г. он работал для императораМаксимилиана, который заставил гор. Нюрнберг платить художнику с 1515 г.по 100 гульд. в год, а в 1518 г. послал его на рейхстаг в Аугсбург.Путешествие Д. по Нидерландам в 1521 - 1522 гг. было для негонепрерывным рядом торжеств; везде , где он ни останавливался, его ожидалипочести и предложения остаться в этом месте на продолжительный срок . Онодало новый толчок его деятельности, как живописца. Находящиеся вмюнхенской пинакотеке и первоначально подаренные им своему родномугороду, т. наз. " Четыре Апостола", написанные на двух узких и высокихдосках, могут быть причислены в лучшим работам, выше дшим в 1526 г.из-под его кисти. В них выказал он все свое теоретическое знание и всеуменье, приобретенное долгими годами . По старинному преданию, кромезадачи художественной, он хотел решить здесь и психологическую задачу,представив характеристические особенности четырех темпераментов"(картина известна также под этим именем). Из портретов Д., сверхпоименованных выше, назовем: императора Максимилиана (1519, в Вене), М.Вольгемута (1516, в Мюнхене), Ганса Имгофа (1523, в Мадриде),Клебергера, Муффеля, Гольцшуера, Фуггера и др. По возвращении своем народину, художник неутомимо работал до самой смерти, которая произошла вАнтверпене 6-го апреля 1528 г. Все богатство творческой фантазии иобилие мысли Дюрера открывается нам в его рисунках и гравюрах. Первые,начиная с легких набросков карандашом и пером, и кончая тщательноисполненными акварелями, имеются в берлинском музее (напр. "Мельница"),в Вене ("Костюмы" и "Страсти Господни"), Лондоне, Мюнхене ("Молитвенникимпер. Максимилиана"), Брауншвейге, Бремене и др. местах. Значение Д. вискусстве гравирования - громадно. Он внес в технику гравюры на дереве,ограничивавшейся до него почти одним очерком, который потом подвергалсяраскраске, новые приемы, давшие воз можно сть получать оттиски, ненуждающиеся в иллюминовке. Главнейшие из его гравюр на дереве:"Апокалипсис" (1498, 16 лист ов ), большие "Страсти Господни" (1500 -1610, 12 лист.), "Житие Богоматери" (1504 - 1505, 20 л.), малые "СтрастиГосподни (1509 - 1510, 37 д.), "Триумфальные ворота импер. Максимилиана"(1515, огромный лист, величиною около 3 м в квадрате, печатанный с 92отдельных досок); между отдельными листами: "Св. Троица" (1511),"Купанье мужчин" я др.. Гравюры Д. на меди, точно так же, как иксилографические, отличаются разнообразием и глубиною мысли, светлым,ясным настроением, отражением всестороннего таланта и неиссякаемостьюфантазии. Соединяя в своих произведениях приемы гравированияграбштихелем и иглою, он довел их технику до высокой степенисовершенства, и мелкий серебристый тон его гравюр и тонкость работызатмили все, созданное в этом роде до его появления. До нас дошло больше100 его гравюр на меди. Назовем некоторые , лучшие из их числа:"Богоматерь" (1511 и 1518), "Б. с грушей", "Б. с Младенцем","Меланхолия" (1514), "Рыцарь, смерть и дьявол" (1518), Портреты:кардинала Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Фридриха Мудрого,Вилибальда Паркгеймера, Меланхтона, Эразма Роттердамского и др. Д.оказал немаловажную пользу искусству и как писатель-теоретик. Его"Underwegsung der messung, mit zirckel and richtscheydt, in Linien ebnenund gantzen corpore" (Нюрнб. 1526) дает прекрасные наставления поперспективе. "Von der menschlicher Proportion еtс" (Нюрнб. 1528),сочинение по фортификации и многие другие сочинения, оставшиеся врукописях, имели, в свое время, большое значение. В своих трактатах оживописи Д. старается свести рисунок к известным математическимпринципам. Значение Д. не ограничивается, однако , художественноюобластью. Его гуманная, строго нравственная личность , его датскаянаивность, высокое благородство его идеалов, не только отражавшихся вовсем им созданном, но и подтверждаемые свидетельством его знаменитыхдрузей и современников, Пиркгеймера, Меланхтона и Камерария, стольсильно влияли облагораживающим и воспитывающим образом на человечество,что Д. можно причислить к крупнейшим личностям, способствовавшимпрогрессу и носившим в себе высоте культурные идеалы. Heller, "Das Lebenu. die Werke A. D-s (Лпц. 1831); F. Campe, "Reliquien von D." (Нюрнб.1828); von Eye, "Leben u. Wirken A. D-s" (Нёрдл. 1860); A. v. Lahn, "D'sKunstlehre u. sein Verhaltniss zu Renaissance" (Лпц. 1866); Thausing,"D., Geschichte seines Lebens u. seiner Kunst" (Лпц. 1876); Ephrussi,"Albert D. et ses dessins" (Пар. 1882); A. Leitschuh, "D-s Tagebuch derReise in die Niederlande" (Лпц. 1883); Kaufmann, "A. D." ( Фрейбург in.Bv. 1887); Burckhardt, "A. D's Aufeiithalt in Basel" (Мюнх. и Лпц.1892); Springer, "A. D." (Берл. 1892). А. Н-в.

Значение слова Дюрер в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ектения - Ектения (букв. погречески распространение) название рядамолитвенных ...
  • Екатеринбург - Екатеринбург уездн. город Пермской губ., на реке ...
  • Ежевика - Ежевика. Под этим именем смешивают в разных местах ...
  • Единорог - Единорог, также инрог (у Плиния mоnokeros, в библии ...
  • Егерь - Егерь, иногда егарь (oт нем. jager охотник) ...
  • Евфрат - Евфрат (греч. и лат. Euphrates, еврейск. Прат, армянск. ...
  • Еврипид - Еврипид (EuripidhV) афинянин, младший из трех греч.трагиковкорифеев. ...
  • Думы - Думы песни вольного размера, исполняемые под звуки ...
  • Дукат - Дукат золотая монета, ценою около 3 рублей. ...
  • Дуб - Дуб (Quercus L.). Деревья и кустарники из ...
  • Друиды - Друиды (лат. Droides, погалльски druich, dravid) так ...
  • Дрок - Дрок (Genista L.). Род растений из сем. ...
  • Дрессировка - Дрессировка подружейных охотничьих собак заключается в постепенномразвитии их ...
  • Дрезден - Дрезден в войну 1813 г. был свидетелем одного ...
  • Вкус - Вкус по мере упражнения, подобно остальным чувствам, делается ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари