Что такое Демократия? Значение слова Демократия в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Демократия -

Демократия. - Слово Д. происходит от греческих dhmoV и kratia -буквально народовластие. Им обозначаются: 1) государственное устройство,где власть принадлежит народу, или где интересы народа стоят на первомплане, и 2) самые народные массы, раз они сознанием общности интересовили другими условиями объединены в класс, ведущий борьбу за преобладаниеили за реформы в свою пользу. Аристотель (в "Политике") классифицировалгосударства по двум признакам: 1) субъекту власти и 2) направлению егодеятельности. В монархиях власть принадлежит одному лицу, варистократиях - нескольким, просто в политейях - многим. Когда властьперестает действовать в общих интересах и начинает руководствоватьсясвоекорыстными побуждениями, правильные формы правления вырождаются внеправильные (parekbaseiV) - тиранию, олигархию и Д. или охлократию.Впоследствии название Д. установилось за Аристотелевой политейей, аохлократии - за ее неправильной формой, и в таком виде классификация, вдревности вполне соответствовавшая действительности, вошла в древнюю исредневековую литературу. Только у Полибия и Цицерона появилась ещесмешанная форма госуд. устройства, образец которой видели в Риме. Нарубеже новой истории (у Макиавелли, напр.) принцип классификации поцелям, преследуемым правительством, подвергся строгой критике, а сразвитием представительных форм госуд. устройства и с новым пониманиемдемократического принципа - и вовсе был оставлен. В демократиях древней Греции (наиболее типичною из них были Афины)каждый свободный гражданин, по достижении совершеннолетия, имел правопринимать активное участие в обсуждении общественных дел; каждый могбыть избран для отправления любой общественной должности,административной, судебной или военной; суд производился всенародно.Моментом, определяющим понятие Д. в древности, было, таким образом,участие каждого свободного гражданина в управлении, но не личнаясвобода; напротив, власть государства над личностью и собственностьюдаже свободных граждан была весьма велика, а личная свобода (всовременном смысле) весьма ограничена. Еще менее определялась Д.равенством, оно совершенно нарушалось рабством, да и в среде свободныхграждан существовали очень важные сословные деления (напр., в Афинахразличались эвпатриды, феты и др.). Позже эти деления, правда, исчезают,но заменяются разделением по богатству, которое имело не толькоэкономический, но и юридический характер (в законодательстве Солона,напр.) и вело за собою различие в государственных правах и обязанностях.Борьбою низшего класса против высшего нередко пользовались отдельныелица, которым, при поддержке низших, удавалось добиваться единоличнойвласти. Таким образом уже в древней Греции мы видим примеры монархиидемократической по своему происхождению и по своим стремлениям, если непо организации. История Д. в Риме довольно похожа на ее историю вГреции. В начале мы видим, как и в Греции, царскую власть, рядом скоторой стоят, во-первых, сенат, во-вторых - народ, собирающийся покуриям. Но это не была еще Д. ни в древнем, ни в современном смыслеслова; в древнем - потому что власть все-таки принадлежала одному лицу,в современном - потому что в куриатских комициях участвовали лишь главыпатрицианских семей. Цари, стремясь к расширены власти, опирались наплебс: но борьба кончилась их поражением и установлением чистоаристократической республики. Однако, плебс мало-помалу отвоевывал себеправо за правом, как в области гражданского и уголовного права, так и вобласти политической. С получением плебеями доступа к жреческимдолжностям исчезло сословное различие, и Рим стал Д. в древнем смыслеслова. На смену сословной розни является рознь экономическая; онаприводит к победе цезаризма, опирающегося на пролетариат, надреспубликой демократической (или смешанной, по терминологии Полибия) посвоим политическим формам, но решительно враждебной интересам бедныхклассов населения. В средние века на первый план истории выступают новые народы. Уславянских племен общественные дела решаются на вече. Всего ярчевыразилось и всего дольше у русских славян сохранилось вечевоеустройство в Новгороде. Демократическое начало было проведено ворганизации государственной власти в Новгороде довольно последовательно- быть может последовательнее, чем в греческих демократиях, потому чтоневольничество и разделение сословий, хотя и существовали, но не игралитакой роли. У германских племен демократическое начало было проведенослабее. Германские государства (civitates) сами решали все касавшиеся ихвопросы на собраниях полноправных граждан; там же выбирались герцоги(военачальники) и короли, власть которых сперва была весьма слаба.Первоначально демократические, народные собрания мало-помалупревратились в собрания исключительно аристократические, что шлопараллельно с феодализацией политического быта. Очагом нового развитиядемократических принципов (в современном смысле слова) во всей зап.Европе явились города, с своим промышленным и торговым населением, хотяи тут весьма рано настоящая Д. (popolo minuto в Италии и т. п. ) былаотодвинута на задний план патрициатом (popolo grasso в Италии и т. п.).На горожан опирались короли в своей борьбе с феодализмом; но когдаполитическое значение дворянства было сломлено, королевская власть,мало-помалу сделавшаяся абсолютной, отказалась от своего союза сдемократическими элементами общества и стала поддерживать социальныепривилегии духовенства и знати. В это именно время в юридических иполитических науках оставляется аристотелевская классификациягосударственных форм, как совершенно несоответствующая обстоятельствам.На смену ей появляется деление по источнику власти и правам правящих лиц- на монархии неограниченные, монархии ограниченные и республики. Насмену понятия о Д., как форме государственного устройства, являетсяпонятие о демократических (в противоположность аристократическим) идеяхили началах, на которых может быть построена всякая государственнаяформа; можно с таким же правом говорить об аристократической республикеили демократической монархии, как и обратно. Несмотря на торжество аристократической и неограниченной монархии,демократические идеи не заглохли. В течение XVIII века они сильнораспространились и сделались более сознательными в среде городскогонаселения или так называемого третьего сословия. Наиболее смелымвыразителем этих идей был Ж. Ж. Руссо, который клал в основужелательного государственного строя полное равенство всех граждан. Ондаже прямо отдавал предпочтение непосредственной Д., какая существовалав античном мире. Вообще, в так назыв. философском XVIII в. были сильныдемократические стремления, относившиеся отрицательно не только кабсолютным монархиям, поддерживавшим аристократические привилегии, но ик тогдашним республикам (Швейцария, Нидерланды, Венеция, Генуя), вкоторых власть принадлежала высшим сословиям, а не всему народу. Впервыедемократические стремления осуществились в Сев. Америке. Населенныепреимущественно религиозными и политическими эмигрантами из Англии, гдев XVII в. обнаружилось сильное демократическое движение, английскиеколонии в Сев. Америке с самого начала своего существования управлялисьдемократически. Свергнув владычество Англии, они явились первым образцомбольшой демократической республики в современном смысле слова, и притомД. представительною, а не непосредственною, как Афины или Рим. Рабство,существовавшее до 1865 г. в южных штатах, резким диссонансом, однако,нарушало демократический характер не только этих штатов, но и всегосоюза. В Европе осуществление демократических стремлений было начатофранцузской революцией. В эту эпоху их носительницею было "третьесословие" или буржуазия. Теперь во всех государствах Зап. Европы вся илизначительная доля верховной государственной власти принадлежит народу, ивласть народа комбинируется различными способами с наследственноювластью монархов. Народ осуществляет свою власть посредством избранияверховного законодательного корпуса, парламента, или одной его палаты;этому же корпусу, в большей части конституционных государств (видноеисключение составляет Германия), принадлежит контроль над деятельностьюисполнительной власти. В государствах республиканских, кроме того, иглава исполнительной власти обязан своею властью народному избранию,хотя обыкновенно не непосредственному (так в Соед. Штатах избираютпрезидента особые избиратели, во Франции - две палаты парламента; вШвейцарии президент союзного совета, роль которого до некоторой степенипохожа на роль президента республики, также избирается двумя палатамисоюзного собрания). Министры, при посредстве которых управляет президентв республиках или монарх в конституционных монархиях, назначаются, dejure (за исключением Швейцарии), главою исполнительной власти; нонекоторые низшие должностные лица (напр., мировые судьи) могут бытьвыбираемы народом, прямо или посредственно, даже в неограниченныхмонархиях. Участие народа в законодательной деятельности государства вШвейцарском союзе и в швейцарских кантонах сказывается еще в формеreferendum'a, т. е. всенародного голосования некоторых законов, принятыхзаконодательным корпусом. Этим Швейцария до некоторой степени сближаетсяс древними непосредственными Д. Что касается избирательного права, то оно не всегда бываетдемократическим. Право иметь своих представителей в законодательномкорпусе может принадлежать определенным классам общества непропорционально числу голосующих, а в известной, законом определеннойпропорции (Австрия); оно может быть ограничено или находиться вопределенном соотношении с имущественным цензом (Англия, Пруссия, идр.). Во многих государствах высшие классы, кроме участия в выборечленов низшей палаты парламента, имеют своим исключительным органом ещеверхнюю палату. Демократическое начало всецело господствует визбирательном праве лишь тогда, когда оно всеобщее (suffrage universel).Таково оно в Германской империи, во Франции, в Соедин. Штатах.Стремление к suffrage universel обнаруживается и в других государствах.Рабочие добились его принятия (с неважным ограничением) в Бельгиипосредством стачки 1893 г.; за него в 1891 - 1892 г. высказались люди,стоящие ныне во главе английского правительства; демократическиеэлементы Австрии и Германии настойчиво требуют его проведения впоследней - в местных сеймах, городах и общинах, а в первой - и длявыбора представителей в законодательное собрание. Демократизациягражданского права выражается в постепенном сглаживании тех неравенств,которые существовали в прежние времена между лицами разных сословий вправе владения недвижимыми имуществами, производства торговли, занятияремеслом, еще раньше, в брачном праве - и т. д. В уголовн. праве ипроцессе различия между сословиями на Западе почти всецело отошли впрошедшее. В финансовом праве общественные классы уравнены de jure, таккак подати и налоги платятся теперь повсюду с известных родов имущества,дохода или занятия; но de facto повсеместно низшие классы платят,сравнительно, гораздо больше, чем высшие. В военном праве в течение XIXв. тоже произведена крупная реформа в демократическом духе: почти всюдувведена всеобщая воинская повинность, ограниченная, впрочем, некоторымильготами по образованию, т. е. (фактически) в пользу состоятельныхклассов. В странах (Англия, Соед. Шт.), где нет всеобщей воинскойповинности, de jure в этом отношении господствует еще большее равенство,хотя de facto система найма возлагает всю тяжесть повинности на низшиеклассы народа. Кроме равенства всех перед законом, резким отличиемдемократизма нового времени от демократизма Греции и Рима являетсявозможно полная личная свобода, под которой подразумевается свободаслова, совести, передвижения и проч. В стремлении сделать всехучастниками государственной власти демократизм древний и новый сходятся,хотя новый проводит это стремление последовательнее (отвергая разделениена рабов и свободных) и, кроме того, делает это участие преимущественнопредставительным, а не непосредственным. По мере торжествадемократических начал в области публичного права, борьбасосредоточивается все больше и больше на экономической почве. Д.начинает называться уже не третье сословие, а пролетариат. Наиболеерезко подчеркнут экономический момент в требованиях германскогопролетариата, который, впрочем, именует себя уже не Д., а социал-Д. Литература: Фюстель де-Куланж, "Гражданская община античного мира"(СПб., 1867); Erskine May, "Democracy in Europe" (2 изд. Эдинб., 1887);Костомаров, "Северно-русские народоправства" (3 изд. СПб. 1886);Сергеевич, "Вече и князь" (2 изд. СПб. 1893); Дьячан, "Участие народа вуправлении у древних славян"; Cherbuliez, "De la democratie en Suisse"(П., 1843); Адамс и Коннингем, "Швейцария" (СПб., 1893); Токвиль,"Демократия в Америке" (СПб., 1860); Holst, "Verfassung u. Demokratie d.Verein. Staaten" (Дюссельд., 1873); Брайс, "Американская республика"(М., 1890). В. Водовозов.

Демократия

Демократия. - Слово Д. происходит от греческих dhmoV и kratia -буквально народовластие . Им обозначаются: 1) государственное устройство,где власть принадлежит народу, или где интересы народа стоят на первом план е, и 2) самые народные массы , раз они сознанием общности интересовили другими условиями объединены в класс , ведущий борьбу за преобладаниеили за реформы в свою пользу. Аристотель (в "Политике") классифицировалгосударства по двум признакам: 1) субъекту власти и 2) направлению егодеятельности. В монарх иях власть принадлежит одному лицу, варистократиях - нескольким, просто в политейях - многим. Когда властьперестает действовать в общих интересах и начинает руководствоватьсясвоекорыстными побуждениями, правильные формы правления вырождаются внеправильные (parekbaseiV) - тиранию, олигархию и Д. или охлократию.Впоследствии название Д. установилось за Аристотелевой политейей, аохлократии - за ее неправильной формой, и в таком виде классификация , вдревности вполне соответствовавшая действительности, вошла в древнюю исредневековую литературу. Только у Полибия и Цицерона появилась ещесмешанная форма госуд. устройства, образец которой видели в Риме. Нарубеже новой истории (у Макиавелли , напр.) принцип классификации поцелям, преследуемым правительством, подвергся строгой критике, а сразвитием представительных форм госуд. устройства и с новым пониманиемдемократического принципа - и вовсе был оставлен. В демократиях древней Греции (наи более типичною из них были Афины ) каждый свободный гражданин , по достижении совершеннолетия, имел правопринимать активное участие в обсуждении общественных дел; каждый мог быть избран для отправления любой общественной должности,административной, судебной или военной; суд производился всенародно. Момент ом, определяющим понятие Д. в древности, было , таким образом,участие каждого свободного гражданина в управлении, но не личная свобода ; на против , власть государства над личностью и собственностью даже свободных граждан была весьма велика, а личная свобода (всовременном смысле) весьма ограничена. Еще менее определялась Д. равенство м, оно совершенно нарушалось рабством, да и в среде свободныхграждан существовали очень важные сословные деления (напр., в Афинахразличались эвпатриды , феты и др.). Позже эти деления, правда , исчезают,но заменяются раз деление м по богатству, которое имело не только экономический , но и юридический характер (в законодательстве Солона,напр.) и вело за собою различие в государственных права х и обязан ностях.Борьбою низшего класса против высшего нередко пользовались отдельные лица , которым, при поддержке низших, удавалось добиваться единоличнойвласти. Таким образом уже в древней Греции мы видим примеры монархиидемократической по своему происхождению и по своим стремлениям, если непо организации. История Д. в Риме довольно похожа на ее историю вГреции. В начале мы видим, как и в Греции, царскую власть, рядом скоторой стоят, во-первых , сенат , во-вторых - народ, собирающийся покуриям. Но это не была еще Д. ни в древнем, ни в современном смыслеслова; в древнем - потому что власть все-таки принадлежала одному лицу,в современном - потому что в куриатских комициях участвовали лишь главыпатрицианских семей . Цари, стремясь к расширены власти, опирались на плебс : но борьба кончилась их поражением и установлением чистоаристократической республики. Однако , плебс мало-помалу отвоевывал себеправо за правом, как в области гражданского и уголовного права, так и вобласти политической. С получением плебеями доступа к жреческимдолжностям исчезло сословное различие, и Рим стал Д. в древнем смыслеслова. На смену сословной розни является рознь экономическая; онаприводит к победе цезаризма, опирающегося на пролетариат , надреспубликой демократической (или смешанной, по терминологии Полибия) посвоим политическим формам, но решительно враждебной интересам бедныхклассов населения. В средние века на первый план истории выступают новые народы. Уславянских племен общественные дела решаются на вече. Всего ярчевыразилось и всего дольше у русских славян сохранилось вечевоеустройство в Новгороде. Демократическое начало было проведено ворганизации государственной власти в Новгороде довольно последовательно- быть может последовательнее, чем в греческих демократиях, потому чтоневольничество и разделение сословий, хотя и существовали, но не игралитакой роли . У германских племен демократическое начало было проведенослабее. Германские государства (civitates) сами решали все касавшиеся ихвопросы на собрания х полноправных граждан; там же выбирались герцоги(военачальники) и короли, власть которых сперва была весьма слаба.Первоначально демократические, народные собрания мало-помалупревратились в собрания исключительно аристократические, что шлопараллельно с феодализацией политического быта. Очагом нового развитиядемократических принципов (в современном смысле слова) во всей зап.Европе явились города, с своим промышленным и торговым населением, хотяи тут весьма рано настоящая Д. (popolo minuto в Италии и т. п. ) былаотодвинута на задний план патрициатом (popolo grasso в Италии и т. п.).На горожан опирались короли в своей борьбе с феодализмом; но когдаполитическое значение дворянства было сломлено, королевская власть,мало-помалу сделавшаяся абсолютной, отказалась от своего союза сдемократическими элементами общества и стала поддерживать социальныепривилегии духовенства и знати. В это именно время в юридических иполитических науках оставляется аристотелевская классификациягосударственных форм, как совершенно несоответствующая обстоятельствам.На смену ей появляется деление по источнику власти и правам правящих лиц- на монархии неограниченные, монархии ограниченные и республики. Насмену понятия о Д., как форме государственного устройства, являетсяпонятие о демократических (в противоположность аристократическим) идеяхили начала х, на которых может быть построена всякая государственнаяформа; можно с таким же правом говорить об аристократической республикеили демократической монархии, как и обратно . Несмотря на торжество аристократической и неограниченной монархии,демократические идеи не заглохли. В течение XVIII века они сильнораспространились и сделались более сознательными в среде городскогонаселения или так называемого третье го сословия . Наиболее смелымвыразителем этих идей был Ж. Ж. Руссо , который клал в основужелательного государственного строя полное равенство всех граждан. Ондаже прямо отдавал предпочтение не посредственно й Д., какая существовалав античном мире. Вообще , в так назыв. философском XVIII в. были сильныдемократические стремления, относившиеся отрицательно не только кабсолютным монархиям, поддерживавшим аристократические привилегии, но ик тогда шним республикам ( Швейцария , Нидерланды , Венеция , Генуя ), вкоторых власть принадлежала высшим сословиям, а не всему народу. Впервыедемократические стремления осуществились в Сев. Америке. Населенныепреимущественно религиозными и политическими эмигрантами из Англии, гдев XVII в. обнаружилось сильное демократическое движение , английскиеколонии в Сев. Америке с самого начала своего существования управлялисьдемократически. Свергнув владычество Англии, они явились первым образцомбольшой демократической республики в современном смысле слова, и притомД. представительною, а не непосредственною, как Афины или Рим. Рабство,существовавшее до 1865 г. в южных штатах, резким диссонансом, однако,нарушало демократический характер не только этих штатов, но и всегосоюза. В Европе осуществление демократических стремлений было начатофранцузской революцией. В эту эпоху их носительницею было "третье сословие " или буржуазия . Теперь во всех государствах Зап. Европы вся илизначительная доля верховной государственной власти принадлежит народу, ивласть народа комбинируется различными способами с наследственноювластью монархов. Народ осуществляет свою власть посредством избранияверховного законодательного корпуса, парламента, или одной его палаты ; этом у же корпусу, в больше й части конституционных государств (видноеисключение составляет Германия ), принадлежит конт роль над деятельностьюисполнительной власти. В государствах республиканских, кроме того , иглава исполнительной власти обязан своею властью народному избранию,хотя обыкновенно не непосредственному (так в Соед. Штатах избирают президент а особые избиратели, во Франции - две палаты парламента; вШвейцарии президент союзного совета, роль которого до некоторой степенипохожа на роль президента республики, также избирается двумя палатамисоюзного собрания). Министры, при посредстве которых управляет президентв республиках или монарх в конституционных монархиях, назначаются, dejure (за исключением Швейцарии), главою исполнительной власти; нонекоторые низшие должностные лица (напр., мировые судьи ) могут бытьвыбираемы народом, прямо или посредственно, даже в неограниченныхмонархиях. Участие народа в законодательной деятельности государства вШвейцарском союзе и в швейцарских кантонах сказывается еще в формеreferendum'a, т. е. всенародного голосования некоторых законов, принятыхзаконодательным корпусом. Этим Швейцария до некоторой степени сближаетсяс древними непосредственными Д. Что касается избирательного права, то оно не всегда бываетдемократическим. Право иметь своих представителей в законодательномкорпусе может принадлежать определенным классам общества непропорционально числу голосующих, а в известной, законом определеннойпропорции ( Австрия ); оно может быть ограничено или находиться вопределенном соотношении с имущественным цензом ( Англия , Пруссия , идр.). Во многих государствах высшие классы , кроме участия в выборечленов низшей палаты парламента, имеют своим исключительным органом ещеверхнюю палату. Демократическое начало всецело господствует визбирательном праве лишь тогда, когда оно всеобщее (suffrage universel).Таково оно в Германской империи, во Франции, в Соедин. Штатах. Стремление к suffrage universel обнаруживается и в других государствах.Рабочие добились его принятия (с неважным ограничением) в Бельгиипосредством стачки 1893 г.; за него в 1891 - 1892 г. высказались люди,стоящие ныне во главе английского правительства; демократическиеэлементы Австрии и Германии настойчиво требуют его проведения впоследней - в местных сеймах, городах и община х, а в первой - и длявыбора представителей в законодательное собрание . Демократизациягражданского права выражается в постепенном сглаживании тех неравенств,которые существовали в прежние времена между лицами разных сословий вправе владения недвижимыми имуществами, производства торговли, занятияремеслом, еще раньше , в брачном праве - и т. д. В уголовн. праве ипроцессе различия между сословиями на Западе почти всецело отошли впрошедшее. В финансовом праве общественные классы уравнены de jure, таккак подати и налоги платятся теперь повсюду с известных родов имущества,дохода или занятия; но de facto повсеместно низшие классы платят,сравнительно, гораздо больше, чем высшие. В военном праве в течение XIXв. тоже произведена крупная реформа в демократическом духе: почти всюдувведена всеобщая воинская повинность , ограниченная, впрочем , некоторымильготами по образованию, т. е. ( фактически ) в пользу состоятельныхклассов. В странах (Англия, Соед. Шт.), где нет всеобщей воинской повинности , de jure в этом отношении господствует еще большее равенство,хотя de facto система найма возлагает всю тяжесть повинности на низшиеклассы народа. Кроме равенства всех перед законом, резким отличием демократизм а нового времени от демократизма Греции и Рима являетсявозможно полная личная свобода, под которой подразумевается свободаслова, совести, передвижения и проч. В стремлении сделать всехучастниками государственной власти демократизм древний и новый сходятся,хотя новый проводит это стремление последовательнее (отвергая разделениена рабов и свободных) и, кроме того, делает это участие преимущественнопредставительным, а не непосредственным. По мере торжествадемократических начал в области публичного права, борьбасосредоточивается все больше и больше на экономической почве. Д.начинает называться уже не третье сословие, а пролетариат. Наиболеерезко подчеркнут экономический момент в требованиях германскогопролетариата, который, впрочем, именует себя уже не Д., а социал-Д. Литература : Фюстель де-Куланж, "Гражданская община античного мира"(СПб., 1867); Erskine May, "Democracy in Europe" (2 изд. Эдинб., 1887);Костомаров, "Северно-русские народоправства" (3 изд. СПб. 1886);Сергеевич, " Вече и князь" (2 изд. СПб. 1893); Дьячан, "Участие народа вуправлении у древних славян"; Cherbuliez, "De la democratie en Suisse"(П., 1843); Адамс и Коннингем, "Швейцария" (СПб., 1893); Токвиль,"Демократия в Америке" (СПб., 1860); Holst, "Verfassung u. Demokratie d.Verein. Staaten" (Дюссельд., 1873); Брайс, "Американская республика"(М., 1890). В. Водовозов.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Демократия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Джонсон - Джонсон (Бенжамин, обыкновенно назыв. БэнД. Jonson) личный ...
  • Джихад - Джихад (араб.) название религиозной войны у мусульман.Первоначально ...
  • Дженнер - Дженнер (Eduard Jenner, 1749 1823) знаменитый ...
  • Джевонс - Джевонс (ВильямСтенли Jevons) известный экономист (1839 ...
  • Джами - Джами (Абдэррахман Нурэддин Ибн Ахмед, по прозвищу Джами ...
  • Деформация - Деформация тела под влиянием действующих на него внешних ...
  • Дефицит - Дефицит (лат.), то же, что недочет, означает, вопервых, ...
  • Декорация - Декорация в широком значении слова, всякое художественное ...
  • Декламация - Декламация или выразительное чтение. С давних пор ...
  • Деистическое - Деистическое направление в Германии открывает собой Диппель,отрицавший значение ...
  • Дежнев - Дежнев (Семен) якутский казак, первые из европейскихмореплавателей, ...
  • Дегенерация - Дегенерация. Слово Д. употребляется в биологических науках ...
  • Деванагари - Деванагари (санскр. Devanagari) название письма, употребительногодля санскрита, ...
  • Де-Костер - ДеКостер (ШарльТеодорАнри deCoster) бельгийский писатель (1827 79). ...
  • Саддукеи - Саддукеи название одной из трех древнееврейских религиозных ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари