Что такое Декорация? Значение слова Декорация в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Декорация -

Декорация - в широком значении слова, всякое художественное украшениепредмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать - производитьхудожественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое, наязыке архитектуры, в противоположность к термину "конструктивный", ковсему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, необусловливается требованиями механики и практическими целями, но служитединственно к приданию постройке изящнейшего вида. Д. здания должнасоответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а,напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотою.Различают два рода Д.: "активную, чисто-архитектоническую, состоящую визящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся,напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и пассивную,чисто-орнаментальную, прибегающую для оживления и уразноображения стен,потолков и пр. к пособию пластики и живописи. С древних времен важноезначение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасльискусства, в истории которого ее развитие следовало за движениемстанковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие жепроизведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполненына стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальною целью(стенная и плафонная живопись, фрески); но, главным образом, элемент еесоставляют орнаменты в строгом смысле слова, т. е. красивые комбинациигеометрических линий и фигур, а также форм растительного и животногоцарства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домахПомпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож вВатикане и т. п.). Мотивы декорат. живописи изменялись в зависимости отисторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса иархитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошлонедавно в употребление название: декоративное искусство (l'artdecoratif), для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся впомощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев,стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и другихпредметов роскоши и комфорта, - словом, для всего того, что у немцевпринято называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а у нас - прикладнымискусством или художественною промышленностью. Слово Д. всего чаще употребляется для обозначения принадлежностейтеатра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в которомпроисходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные Д.представляют, по большей части, либо пейзажи, либо перспективные видыулиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками нахолсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами.Главные составные части каждой театральной Д. - завеса и кулисы. Перваявешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину и изображает всето, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнемплане; кулисы же суть куски полотна более узкие, в сравнении с завесой,натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащимобразом; они помещаются по бокам сцены, в два, три и несколько рядов,одна за другой и представляют более близкие предметы, напр. деревья,скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. служатподдуги - куски полотна, протянутые вверху чрез всю сцену и изображающиекуски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а такжепратикабли - различные замаскированные расписанным полотном деревянныеподмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр.,камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Художник,занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором,должен обладать, сверх подготовки, необходимой для живописца вообще,некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знатьправила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкийприем письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению,при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообщерассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописнаяобстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своею излишнеюпростотою или вычурностью, но способствующая силе и цельностивпечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д.,декоратор изготовляет для нее так назыв. макет, т. е. миниатюрноеподобие сцены, с картонными завесой, кулисами и прочимипринадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить обэффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самойдекорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полусвоей мастерской, переводит на него (углем, или особого рода чернилами)рисунок эскиза в увеличенном виде помощью разбития его на квадраты и,наконец, принимается за письмо красками. Точно также поступает он и приисполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяет ему ящик с банкамиразличных, разведенных на клею, красок; для письма служат более илименее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во времяработы он то и дело прерывает ее, чтобы подняться на галерею, устроеннуюв мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда нанаписанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своимиучениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенныечасти работы. Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древнихгреков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известныхв истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460 - 420гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась преждевсего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части идругим странам. Из итaлиaнcк. декораторов, в XVIII ст., особеннопрославился Дж. Сервандони, работавший для королевской оперы в Париже.Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Срединих, в конце прошедшего столетия, выказал замечательное дарованиетеатральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушалисьотрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены.Затем, между французскими декораторами более близкого к нам времени,пользовались громкою известностью Деготти, Сисери, ученики последнегоСешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе, и Шере.Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, К. Гропиус,онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело)и И. Гофман. В России потребностям императ. театров удовлетворяливначале приезжие декораторы-италианцы - А. Перезинноти, Кваренги,Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкиехудожники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетиядекорационная живопись вступила у нас на путь самостоятельности,благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, иучреждению при нашей акд. худож. особого класса для изучения этойотрасли искусства. А. С-в.

Декорация

Декорация - в широком значении слова, всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол : декорировать - производить художественное украшение, и прилагательное декоративный , применяемое, наязыке архитектуры, в противоположность к термину "конструктивный", ковсему тому , что не составляет необходимого элемент а в сооружении, необусловливается требованиями механики и практическими целями, но служитединственно к приданию постройке изящнейшего вида . Д. здания должнасоответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а,напротив того , выказывать их с воз можно большею ясностью и красотою.Различают два рода Д.: "активную, чисто-архитектоническую, состоящую визящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся,напр., карнизы, консоли , тяги, лопатки и т. п., и пассивную,чисто-орнаментальную, прибегающую для оживления и уразноображения стен ,потолков и пр. к пособию пластики и живописи. С древних времен важноезначение получила декоративная живопись , составляющая особую отрасльискусства, в истории которого ее развитие следовало за движениемстанковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие жепроизведения, какие доставляет эта после дняя, если только они исполненына стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальною целью(стенная и плафонная живопись, фрески); но, главным образом, элемент еесоставляют орнаменты в строгом смысле слова, т. е. красивые комбинациигеометрических линий и фигур, а также форм растительного и животногоцарства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в дома хПомпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож вВатикане и т. п.). Мотивы декорат. живописи изменялись в зависимости отисторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса иархитектурного стиля, господствовавших в данное время . У французов вошлонедавно в употребление название : декоративное искусство (l'artdecoratif), для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся впомощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров , кружев,стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и другихпредметов роскоши и комфорта, - словом , для всего того, что у немцевпринято называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а у нас - прикладнымискусством или художественною промышленностью. Слово Д. всего чаще употребляется для обозначения принадлежностейтеатра, имеющих своим назначением производить иллюзию места , в которомпроисходит действие , разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные Д.представляют, по большей части, либо пейзажи, либо перспективные видыулиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на холст е, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами.Главные составные части каждой театральной Д. - завеса и кулисы . Перваявешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину и изображает всето, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнемплане; кулисы же суть куски полотна более узкие, в сравнении с завесой,натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащимобразом; они помещаются по бокам сцены, в два, три и несколько рядов,одна за другой и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скал ы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. служатподдуги - куски полотна, протянутые вверху чрез всю сцену и изображающиекуски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а такжепратикабли - различные замаскированные расписанным полотном деревянныеподмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр.,камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Художник,занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором,должен обладать , сверх подготовки, необходимой для живописца вообще,некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знатьправила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкийприем письма , уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению,при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообщерассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописнаяобстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своею излишнеюпростотою или вычурностью, но способствующая силе и цельностивпечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д.,декоратор изготовляет для нее так назыв. макет , т. е. миниатюрноеподобие сцены, с картонными завесой, кулисами и прочимипринадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить обэффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самойдекорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полусвоей мастерской , переводит на него (углем, или особого рода чернилами)рисунок эскиза в увеличенном виде помощью разбития его на квадраты и,наконец, принимается за письмо красками. Точно также поступает он и приисполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяет ему ящик с банкамиразличных, разведенных на клею, красок; для письма служат более илименее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во времяработы он то и дело прерывает ее, чтобы подняться на галерею, устроеннуюв мастерской на некоторой высоте от пола , и взглянуть оттуда нанаписанное. Трудится он обыкновенно не один , а вместе со своимиучениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенныечасти работы. Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древнихгреков ( сценография ). Как на одного из старейших декораторов, известныхв истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460 - 420гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась преждевсего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части идругим странам. Из итaлиaнcк. декораторов, в XVIII ст., особеннопрославился Дж. Сервандони, работавший для королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Срединих, в конце прошедшего столетия, выказал замечательное дарованиетеатральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушалисьотрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем , между французскими декораторами более близкого к нам времени,пользовались громкою известностью Деготти, Сисери, ученики последнегоСешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон , Тьерри , Рюбе, и Шере.Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель , К. Гропиус,онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело)и И. Гофман . В России потребностям императ. театров удовлетворяливначале приезжие декораторы-италианцы - А. Перезинноти, Кваренги,Канопи, Гонзага , а потом, в царствование имп. Николая I, немецкиехудожники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетиядекорационная живопись вступила у нас на путь самостоятельности,благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков , иучреждению при нашей акд. худож. особого класса для изучения этойотрасли искусства. А. С-в.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Декорация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Дефо - Дефо (Даниэль Defoe) знаменитый англ. писатель, род. ...
  • Дерматология - Дерматология или правильнее дерматопатология наука о кожныхболезнях. ...
  • Дерби - Дерби назв. знаменитых скачек. Начало свое они ...
  • Депре - Депре (Марсель Deprez) франц. инженер и физик, ...
  • Демосфен - Демосфен Один из знаменитейших ораторов древнего мира; ...
  • Демонетизация - Демонетизация потеря монетою (в настоящее время ...
  • Демокрит - Демокрит из Абдер (род. около 470, ум. около ...
  • Дебрецин - Дебрецин или Дебречин (помадьярски Debreczin, пословенски Debrecin,польское Dobrocin, ...
  • Двудомные - Двудомные растения (dioecia), суть такие, у кот. Раздельнополовыецветы ...
  • Двигатели - Двигатели машины, служащие источником механической работы. Ониназываются ...
  • Дафнис - Дафнис прекрасный юноша, герой сицилийской буколической поэзии. ...
  • Дароносица - Дароносица название (в православной црк.) переносного священногососуда, ...
  • Дарданеллы - Дарданеллы с точки зрения международного права. В то ...
  • Дар-эс-Салам - ДарэсСалам один из главных портов германской юговост. ...
  • Омуль - Омуль (Coregonus omul) рыба из рода сиг ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари