Что такое Чимабуэ? Значение слова Чимабуэ в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Чимабуэ -

Чимабуэ (Джованни Cimabue) - флорентийский художник, один из главныхвозродителей итальянской живописи после ее продолжительногосредневекового застоя, происходил из знатной и богатой фамилии Ч.Гвальтьерн, родился, по свидетельству Вазари, в 1240 г., работал воФлоренции и в соседних с ней местах и умер, вероятно, в 1302 г. До еговремени живопись в Италии оставалась застывшей в оковах византийскогостиля, повторяла одни и те же исстари установившиеся типы изображений,соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и техническихприемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникамвозможности выказывать их индивидуальное чувство. Правда, еще до Ч. иодновременно с ним некоторые тосканские живописцы стремились, неразрывая связи своего творчества с византийскими преданиями, вносить внего новизну, красоту и свободу, но их попытки были робки инезначительны в сравнении со сделанными этим мастером. В первых своихиконах Богоматери, из которых одна, бывшая во флорентийской церквиС.-Тринита, находится теперь в тамошней академии, Ч. является еще вполневизантийцем; но вскоре в его произведениях старинные, традиционныекомпозиции и фигуры стали более оживленными, привлекательными ивеличественными. а краски более свежими, изящными и натуральными. Этогобыло достаточно для возбуждения в современниках художника восторженногоотношения к его работам. Рассказывают, что Мадонна, написанная им длякапеллы Ручеллаи в церкви С.-Мария-Новелла (где она находится и теперь),будучи еще не совсем окончена, прославилась до такой степени, что КарлАнжуйский, в бытность свою во Флоренции, пожелал видеть это необычайноепроизведение и посетил для того мастерскую Ч., а потом оно было (в 1267г.) при многолюдном стечении народа торжественно перенесено в упомянутуюцерковь, в память чего тот квартал, через который проходила процессия,получил название Borgo Allegro. Богоматерь в этом образе представлена назолотом фоне, сидящей на роскошном троне с МладенцемХристом на коленях;шесть коленопреклоненных ангелов помещены у трона, по три с каждойстороны, один над другим. Лик Мадонны еще византийского типа, с тонким идлинным носом, миндалевидными глазами, высокими бровями и маленькимртом; но в этих чертах уже проглядывает выражение кротости и умиления.Лицо Младенца - такое же недетское, как на всех вообще иконах тоговремени; но в данном ему движении виден мотив, подмеченный художником внатуре. Общая композиция торжественна, не лишена изящества, а ангелымогут быть даже названы созданиями высокой красоты. Простые и светлыекраски приближаются в телесных частях к естественным цветам, и всятехника живописи значительно лучше тогдашней византийской. Две другиезамечательные Мадонны Ч. находятся в Луврском музее, в Париже, и влондонской национальной галерее: первая, происходящая из церквиС.Франческо в Пизе окружена рамой с медальонами, в которых написаныизображения 24-х святых; вторая, представляющая Богоматерь в полуфигуре, первоначально принадлежала флорентийской церкви С.-Кроче.Несколько раньше, чем была исполнена Мадонна Ручеллаи, Ч. трудилсявместе с другими мастерами,. над украшением фресковой живописью верхнейи нижней церквей монастыря св. Франциска в Ассизи, но за исключениемМадонны с четырьмя ангелами, написанной несомненно им в нижней церкви,теперь трудно решить, какие именно из тамошних фресок принадлежат ему;судя по манере. исполнения, можно приписать ему более всех остальных"Лобзание Иуды" и "Положение в гроб", к сожалению, пострадавшие до такойстепени, что содержание их едва различимо. В конце своей жизни Ч.занимался производством в абсиде пизанского собора мозаики, изображающейСпасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Крестителем, но успелокончить только две из этих фигур: третья, фигура Пресвятой Девы,исполнена позже (в 1321 г.) пистойцем Вицинусом. Из школы Ч. вышелвеликий Джотто, двинувший итальянскую живопись на пути к возрождению ещедальше, чем он. - Ср. Strzygowski, "Cimabue und Rom" (Вена, 1888). А. С-в.

Чимабуэ

Чимабуэ (Джованни Cimabue) - флорентийский художник , один из главныхвозродителей итальянской живописи после ее продолжительногосредневекового застоя, происходил из знатной и богатой фамилии Ч.Гвальтьерн, родился, по свидетельству Вазари , в 1240 г., работал воФлоренции и в соседних с ней местах и умер, вероятно , в 1302 г. До еговремени живопись в Италии оставалась застывшей в оковах византийскогостиля, повторяла одни и те же исстари установившиеся типы изображений,соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и техническихприемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникамвоз можно сти выказывать их индивидуальное чувство . Правда , еще до Ч. иодновременно с ним некоторые тосканские живописцы стремились, неразрывая связи своего творчества с византийскими преданиями, вносить внего новизну, красоту и свободу, но их попытки были робки инезначительны в сравнении со сделанными этим мастером. В первых своихиконах Богоматери, из которых одна , бывшая во флорентийской церквиС.-Тринита, находится теперь в тамошней академии , Ч. является еще вполневизантийцем; но вскоре в его произведениях старинные, традиционныекомпозиции и фигуры стали более оживленными, привлекательными ивеличественными. а краски более свежими, изящными и натуральными. Э того было достаточно для возбуждения в современниках художника восторженногоотношения к его работам. Рассказывают, что Мадонна , написанная им длякапеллы Ручеллаи в церкви С.-Мария-Новелла (где она находится и теперь),будучи еще не совсем окончена, прославилась до такой степени, что КарлАнжуйский, в бытность свою во Флоренции, пожелал видеть это необычайноепроизведение и посетил для того мастерскую Ч., а потом оно было (в 1267г.) при многолюдном стечении народа торжественно перенесено в упомянутуюцерковь, в память чего тот квартал , через который проходила процессия,получил название Borgo Allegro. Богоматерь в этом образе представлена назолотом фоне, сидящей на роскошном троне с МладенцемХристом на коленях;шесть коленопреклоненных ангелов помещены у трона , по три с каждойстороны, один над другим. Лик Мадонны еще византийского типа , с тонким идлинным носом, миндалевидными глазами, высокими бровями и маленькимртом; но в этих чертах уже проглядывает выражение кротости и умиления.Лицо Младенца - такое же недетское, как на всех вообще иконах тоговремени; но в данном ему движении виден мотив , подмеченный художником внатуре . Общая композиция торжественна, не лишена изящества, а ангелымогут быть даже названы созданиями высокой красоты. Простые и светлыекраски приближаются в телесных частях к естественным цветам, и всятехника живописи значительно лучше тогдашней византийской. Две другиезамечательные Мадонны Ч. находятся в Луврском музее, в Париже, и влондонской национальной галерее: первая, происходящая из церквиС.Франческо в Пизе окружена рамой с медальонами, в которых написаныизображения 24-х святых; вторая, представляющая Богоматерь в полуфигуре, первоначально принадлежала флорентийской церкви С.-Кроче.Несколько раньше , чем была исполнена Мадонна Ручеллаи, Ч. трудилсявместе с другими мастерами,. над украшением фресковой живописью верхнейи нижней церквей монастыря св. Франциска в Ассизи , но за исключениемМадонны с четырьмя ангелами, написанной несомненно им в нижней церкви,теперь трудно решить , какие именно из тамошних фресок принадлежат ему;судя по манере. исполнения, можно приписать ему более всех остальных"Лобзание Иуды" и "Положение в гроб", к сожалению, пострадавшие до такойстепени, что содержание их едва различимо. В конце своей жизни Ч.занимался производством в абсиде пизанского собора мозаики, изображающейСпасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Крестителем, но успелокончить только две из этих фигур: третья, фигура Пресвятой Девы,исполнена позже (в 1321 г.) пистойцем Вицинусом. Из школы Ч. вышелвеликий Джотто , двинувший итальянскую живопись на пути к возрождению ещедальше, чем он. - Ср. Strzygowski, "Cimabue und Rom" ( Вена , 1888). А. С-в.

Значение слова Чимабуэ в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Чум - Чум (= шалаш) конический шалаш из жердей, ...
  • Чудов-Алексеевский-Архангело-Михайловский - ЧудовАлексеевскийАрхангелоМихайловский кафедральный монастырь вмосковском Кремле, подле Малого ...
  • Чувства - Чувства общие обнимают собой совокупность ощущений, зависящих ...
  • Член - Член предложения (грамм.) перевод греческого термина aruron,которым ...
  • Чичагов - Чичагов (Василий Яковлевич, 17261809) адмирал. По окончанииобучения ...
  • Чита - Чита областной город Забайкальской области, на левом ...
  • Чистилище - Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). Учение о Ч.представляет ...
  • Черт - Черт (черт, от черный) термин употребляемый народом, ...
  • Чернышев - Чернышев (Феодосий Николаевич) выдающийся современный русскийгеолог и ...
  • Чернобыль - Чернобыль или Черноболь мст. Киевской губ., Радомысльского ...
  • Черниговский - Черниговский уезд лежит на лев. стороне Днепра и ...
  • Черни - Черни (Карл Czerny, 17911857) пианист и композитор; ...
  • Черешня - Черешня (Prunus avium) древесное растение (до 10 ...
  • Черемуха - Черемуха (Primus Padus L.) древесное растение из ...
  • Аболиционисты - Аболиционисты. В Соединенных Штатах, во время существованияневольничества, это ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари