Что такое Булгары? Значение слова Булгары в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Булгары -

Булгары (или обыкн. болгаре) волжские - народ тюркскогопроисхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский идаже славянский. Из этих то трех элементов довольно рано по Волге и Камеобразовалось могущественное и культурное государство, которое впоследующей своей истории приходило в частые столкновения с русскими,вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое влияние, но потом,слившись с татарами, вошло в состав Русского государства, исчезнув систорической арены навсегда. Когда и откуда появились Б. на Волге,трудно определить. Сами булгары не оставили о своем существованииникаких письменных памятников. Хотя, по уверению некоторых арабскихписателей; кади г. Булгара, Якуб-ибн-Номан, живший во второй половинеXII в., написал "Историю Булгар"("Тарих Булгар"), но это сочинение донас не дошло. Остается, стало быть, пользоваться для их историиизвестиями иностранцев; и самыми ранними и довольно обстоятельными изних мы обязаны арабским географам и путешественникам, из которых оченьмногие, как Ибн-Фосдан, Ибн-Хаукаль, Абуль-Гамид-Андалуси,АбуАбдалдах-Гарнати и др., лично посещали землю Б. Затем, следуют нашилетописи, и, наконец, историки разных наций, писавшие о подвигахмонголов. Что же касается вещественных памятников, то из древнейшейэпохи истории Б. их сохранилось очень немного: всего несколько монет, даи те Х в.; от последующего же времени имеются довольно богатые развалиныбывшей их столицы, несколько надгробных камней с надписями и, наконец,монеты, выбитые в той же столице. Можно предполагать, что первоначальное поселение Б. на Волгеотносится к очень давнему времени: отделившаяся от них орда, какизвестно, еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их натерриторию Византийской империи; в конце же V в. они и сами стали делатьнападения на греков. В тоже время, с которого начинаются достоверныесведения о Б., они жили вполне государственною жизнью, занимая обширнуютерриторию, приблизительно следующих приволжских губерний: Самарской,Симбирской, Саратовской и часть Астраханской (по некоторым арабскимизвестиям границы Булгарии захватывали и значительную часть Пермскойгуб.). По образу жизни этот народ, как говорит Ибн-Фослан - первый изарабских писателей, посетивший Б. в 922 г. по Р. X. и доставивший о нихсамые точные и подробные сведения, может быть назван более оседлым, чемкочевым, хотя и жил летом в юртах или шатрах; он имел города,первоначально с деревянными постройками; но потом, начиная с половины Хвека, в них появились и каменные здания, построенные большею частьюарабскими архитекторами. По словам другого арабского писателя того жевека, сообщающего также много верных сведений о Б. - Ибн-Дасты, Б. -народ земледельческий; они возделывают, говорит он, всякого родазерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и др. Главным же занятиемих была торговля, которую они первоначально (как сообщают Идризи,Ибн-эль-Варди, Абдульфеда и др., что вполне подтверждается ипоследующими находками кладов на месте древнего Булгара) вели с Персиейи Индией, после принятия ислама - с аравитянами и, наконец - с хазарамии русскими. Предметом торговли служили по преимуществу меха собольи,горностаевые, беличьи и др.; но главное богатство Б. составлял, пословам Ибн-Дасты, куний мех, заменявший им, до половины Х века, звонкуюмонету и по цене равнявшийся двум с половиною диргемам, т.е. около 45 -50 коп. на наши деньги, затем кожи (юфть), шерсть, орехи, мед, воск,курительные вещества и даже мамонтовая кость. Несомненно также, что Б.вели торговые сношения и с нашим севером, где в древности находиласьбогатая Биармия, и стоя, таким образом, в центре торговых сношений междубиармийцами, хазарами, аравитянами и друг., очень рано достиглимогущества, богатств и развили до известной степени свою культуру,выразившуюся в целом ряде промыслов и ремесел. Наравне с земледелием,свидетельствуют те же арабские писатели, они занимались скотоводством;знакомо им было рыболовство. Они же были хорошими плотниками, а еслидать полную веру археологическим находкам, то их следует признать икузнецами, ювелирами и ткачами. По своему характеру Б. были народомскорее мирным , чем воинственным: они чаще терпели нападения, чем саминападали, и обнаруживали к мирным занятиям - торговле и ремеслам,сильнейшую склонность; в торговле были честны; воровство и распутствонаказывали жестоко. До Х века господствующей религией у Б. была языческая; с начала жеэтого столетия ее заменил ислам (мусульманство). Принятие исламасовершилось, по словам Ибн-Фослана, в 922 г., при царе Алмасе илиАлмусе, сыне Силки. От Алмуса, говорит арабский путешественник, еще в921 г. прибыло в Багдад посольство к калифу Муктадиру, с просьбоюприслать ему людей; сведущих в мусульманском законе, и художников длясооружения мечети и кафедры; с которой можно было бы призывать кобращению в ислам народы земли его, а также людей, знакомых с постройкоюкрепостей, где бы он мог быть в безопасности от нападения враждебныхцарей. Муктадир тотчас же отправил в Б. желаемое посольство, в котором ипринял участие Ибн-Фослан. Как об обстоятельствах, предшествовавших исодействовавших принятию ислама Алмусом, Казвини рассказывает оследующих двух чудесах: исцелении от болезни царя и царицы Булгариипосле обещания принять ислам, данного одному благочестивомумусульманину, и затем о победе, одержанной именем Аллаха над хазарами. -Новая вера, конечно, не сейчас стала исповедываться большинством: естьнесомненные свидетельства, что простой народ Б. долго и после Х в.оставался в язычестве: ислам же твердо с самого начала укрепился тольков городах. Несколько времени спустя, говорит Массуди, сын Алмусаотправился на поклонение в Мекку, и по пути заехал в Багдад. С этоговремени сношения Б. с Южной Азией сделались гораздо деятельнее, и имяих, вплоть до нашествия монголов, стало встречаться очень часто нетолько у мусульманских писателей, но и в русских летописях. Об образеправления Б. известно только то, что они находились под верховнымглавенством "владовца", царя или хана, которому платили подать лошадьми,кожами и др. В пользу же царя поступала и пошлина (десятая частьтоваров) с мусульманских купеческих судов. Царю Б. были подвластны и всемелкие владыки отдельных племен, из которых одно (Хвалисы) обитало дажепо берегам Каспийского моря и сообщило ему свое имя "Хвалисского" моря.Из имен царей Ибн-Фослан сохранил нам только два: Силка и Алмус (Алмс -у Фослана); на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед,Талеб и Мумен, с которыми, вероятно, прекратилась и самая чеканка монет,по крайней мере в Х в. и начале XI в., так как до сих пор, кроме этихтрех монет: Ахмеда, Талеба и Мумена, от указанного времени не найдено ниодной. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, по объяснению Френа,относится к 338 г. геждры (949 - 950 г. по Р. X.), а позднейшая Мумена -к 366 г. геждры или 976 г. по Р. X. Татарские предания и рассказысохранили еще несколько имен царей Б., числом до 7, начиная с первого -Туки или Туфы, умершего в 630 г. по Р. X.; но за достоверность их трудноручаться. Центрами управления и торговли служили города, которые Б. послезнакомства с арабами стали укреплять, а также сооружать, по меренадобности, и небольшие отдельные крепости. Ибн-Хаукаль (писатель Х в.)сохранил имена следующих двух городов: Сивара и Исбиля, или Исболя,признаваемых обыкновенно за древнейшие болгарские города. Имя Сиваравстречается и на одной болгарской монете, и он некогда принадлежал южнымсоседям Б. - буртасам. Ахмед-Туси называет еще несколько крепостей Б.:Басов, Марха, Арнас. Наши же летописи, не называя этих имен, упоминают одругих Б. городах, именно Великом городе (Булгаре), о Бряхимове,прозванном славным, о Биляре, Ашли или Ошеле на Волге, Тухчине,Собекуле, Челмате, Жукотине и Керменчуке. Более или менее точно неопределено ни местоположение их, и ни об одном из них не имеется хотя быкратких исторических сведений, за исключением столицы, которою был г.Булгар. Первые упоминания о нем, как и о самих Б., находим у арабскихписателей Х века: Ибн-Фослана, ИбнДасты, Масуди и др. После них сообщалио Б. и последующие арабские писатели, посещавшие Восток в XI, XII и сл.веках, но все их сообщения, помимо краткости, весьма разноречивы. Даже уважнейшего и вместе с тем древнейшего источника для истории Б.,Ибн-Фослана, трудно найти хотя бы одно место, указывающее точно на городБ. Тем не менее некоторые ученые (Френ и др.) говорят, что, на основаниипоказаний Ибн-Фослана, можно принимать нынешнее село Успенское(Болгары), отстоящее от Волги в 6 верстах, за место, где стоял древнийБулгар. Другие арабские источники говорят, что этот город находился присамой Волге; таковы, напр., Якут, утверждавший, что Б. лежит на севере,в очень холодной стране, и отстоит от г. Итиля на два месяца пути, еслиподниматься к нему вверх по Волге, и только на 20 дней, если спускатьсяиз Булгар к Итилю вниз по этой реке, и Абульфеда, который говорит, чтоБулгар лежал на северо-восточной стороне Волги, на расстоянии 20 днейпути от Сарая. Так же не определенны показания и монгольско-татарскихисториков. И из них одни помещали Б. при самой Волге, а другие внекотором расстоянии от нее. Что касается времени основания Б., тоназванные источники содержат еще менее точных показаний об этом:некоторые татарские рукописи относят основание его ко времени АлександраВ. (IV в. до Р. X.); но из совокупных свидетельств, преимущественноарабских писателей, и нумизматических данных можно заключить, что Б. былоснован между 922 - 976 гг. (И. Н. Березин относит основание его к XIIIв.). Наши же летописцы стали упоминать имя г. Б. довольно поздно, впервый раз - в 1360 г., по случаю взятия Б. ордынским князем,Булат-Темиром; но по мнению Карамзина, г. Булгар нужно разуметь и под"Великим городом" летописцев, упоминания о котором находим и в первойполовине XII в. Г. Шпилевский старался доказать, что под "Великимгородом" следует разуметь не Булгар, а Биляр (нынешний Билярск). Писатели Х и XI вв. почти единогласно свидетельствуют, что в то времяБ. был весьма незначительным городом, служа складочным местом торговлиболгар, часто подвергался нападению и разрушению со стороны князейруссов, но, под влиянием развивавшейся торговли, вновь отстраивался ирасширялся. характер торгового городка оставался за Б. и в последующиевека; но в половине XIII в., с разрушением татарами Биляра, к немуперешло от последнего и политическое значение; от имени ханов в немстали чеканиться монеты, во время кочевок ханов Золотой орды на север онслужил их местопребыванием, и к концу XIV ст. настолько усилился, чтовезде в наших летописях стал именоваться "Великими Болгарами". Вполовине XV в. город, едва не ставший владением московского государя,после похода кн. Федора Давидовича Пестрого в 1431 г., вошел в составвновь образовавшегося Казанского царства. Политическое значение его,конечно, тотчас же исчезло; вскоре перестал он быть и торговым городом,и, обратившись впоследствии в небольшое татарское поселение, стал лишьпривлекать внимание своими развалинами, свидетельствующими о минувшейего славе и которыми особенно богато и теперь вышеназванное селоБолгары. Сделав краткий очерк устройства и внутреннего быта Болгарскогогосударства на основании, главным образом, свидетельств арабскихписателей, перейдем теперь к показаниям наших летописей о техотношениях, какие у них существовали с русскими (об отношениях к другимих соседям, Юга и Востока, ничего не известно). Наши летописи начинают говорить о Б. со второй половины Х века иразличают булгар: волжских, серебреных или нукратских (по Каме),тимтюзей, черемшанских и хвалисских, которые, по объяснению В. В.Григорьева: суть отдельные племена, находившиеся под главным управлениемцаря болгарского. В 969 г. они впервые подверглись нападению русских,предводимых Святославом, который разорил их земли, по сказанию ИбнХаукаля, вероятно, в отмщение за то, что они в 913 году, как сообщаетМассуди, помогали хазарам разбить русских, предпринявших поход на южныеберега Каспийского моря. Военные столкновения происходили у них срусскими и в 985, 1088. 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и1236 гг.; при этом надо заметить, что Б. гораздо чаще должны быливыдерживать нападения, чем сами нападали, хотя они во время своихвторжений доходили до Мурома (1088 и 1184)и Устюга (1218) и овладевалиэтими городами. Их столица не раз была разоряема русскими войсками, и нераз вожди последних, после нерешительной битвы, заключали с ними мир.Причину таких частых вторжений со стороны русских в землю Б. историкиобыкновенно усматривают в желании овладеть богатствами последней. Междуэтими известиями наш летописец сохранил под 1024 годом известие о том,что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Б. снабдили русскихбольшим количеством хлеба. Этим сообщением летописца, кажется, вполнеоправдывается утверждение арабских писателей, что Б. - народземледельческий, и в тоже время им можно воспользоваться дляпредположения о торговле Б. с русскими зерновым хлебом, а не пушнымизверями, которыми они и сами были богаты. Общий же характер сношений Б.с русскими склоняется более в пользу войны, чем мира до самого нашествиямонголов. Последние, в первое свое нападете на Россию, оставили,кажется, Б. в покое; но когда потомки Чингисхана отправились покорятьземли, лежащие к западу, Булгария первая пала жертвою их кровожадности.Весною 1236 г. вождь Субутай вступил в пределы ее и взял столицу Булгар.Не имея возможности сопротивляться несметным полчищам монголов, Б.сначала им покорились без сопротивления; но как только те удалились, онисвергли их зависимость. Тогда Субутай вторично вторгнулся в их землю ипоработил ее совершенно, сопровождая свое порабощение кровопролитием иразорением, чем и нанес решительный удар самостоятельности Б. С этоговремени они перестали существовать в виде отдельной нации, составиличасть Кипчацкой орды и до самого падения разделяли судьбу ее, сливаясьболее и более с победителями, так что утратили наконец и свое народноеимя. Что же касается отношений Б. к русским после 1236 г., то о них долгоевремя наши летописи ничего не сообщали, и упоминают впервые едва ли неоколо 1359 г., когда вольница новгородская овладела Б. городомЖукотиным; после этого летописец начинает уже довольно часто упоминать оБ., и из этих упоминаний видно, что старинная вражда их с русскими непрекращалась, а иногда принимала еще более острый характер. Главнымиврагами их в это время были: новгородская вольница и великий князьмосковский. Особенно много пострадала Булгария от Дмитрия Иоанновича иВасилия Дмитриевича, которые овладевали Б. городами и ставили в нихсвоих "таможенников". Вскоре Б. и окончательно подпала под властьрусских царей, но когда именно - положительно сказать нельзя; по всейвероятности, это произошло при Иоанне Васильевиче Грозном, одновременнос падением Казани в 1552 г. Однако титул "государя Болгарии" носил ещедед его, Иоанн Ш. В нынешнем Императорском титуле государь императорназывается также "князем Болгарским". Литература. Френ, "Aelteste Nachrichten ueber die Wolga Bulgaren" (в"Memoir. de l'Acad.", VI s.; его же, "De nummorum Bulgaricorum forteantiquissimo, libri duo"; Кеппен, "О волжских Булгарах" (в "Жур. Мин.Нар. Пр." за 1836 г., ч. XII); Эрдман, "Die Ruinen Bulghars" (в"Beitrдge zur Kentniss der Innern von Russland" (т. I); Charmoy,"Relation de Mas'oudy et d'autres auteurs" (в "Mem. de l'Acad.", 1834);Григорьев, "Булгары Волжские" (в "Библиотеке для Чтения", 1836 г., 11кн. ) и его же статья в "Энцикл. Лексиконе Плюшара", т. VII, под словом"Булгары Волжские"; Березин, "Булгар на Волге" (в "Ученых ЗапискахКазанского Унив." за 1852 г., т. III); Хвольсон, "Известия Ибн Дасты"(Спб., 1869); Гаркави, "Сказания мусульманских писателей"; Лихачев,"Бытовые памятники великой Булгарии" (в "Трудах 2-го археологическогосъезда"); Невоструев, "О городищах древнего Волжско-Болгарского иКазанского царств" (в "Трудах 1-го археологического съезда"); Ритних,"Материалы для этнографии Poccии" (Казанская губ., Казань, 1870 г., т.I); Шпилевский, "Древние города и другие булгарскотатарские памятники вКазанской губернии" (Казань, 1877). В. Р.

Булгары

Булгар ы (или обыкн. болгаре) волжские - народ тюркскогопроисхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский идаже славянский . Из этих то трех элементов довольно рано по Волге и Камеобразовалось могущественное и культурное гос удар ство , которое впоследующей своей истории приходило в частые столкновения с русскими,вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое влияние , но потом ,слившись с татарами, вошло в состав Русского государства, исчезнув систорической арены навсегда . Когда и откуда появились Б. на Волге, трудно определить . Сами булгары не оставили о своем существованииникаких письменных памятников. Хотя , по уверению некоторых арабскихписателей; кади г. Булгара, Якуб-ибн-Номан, живший во второй половинеXII в., написал "Историю Булгар"("Тарих Булгар"), но это сочинение донас не дошло. Остается, стало быть , пользоваться для их историиизвестиями иностранцев ; и самыми ранними и довольно об стоя тельными изних мы обязаны арабским географам и путешественник ам, из которых очень многие, как Ибн-Фосдан, Ибн-Хаукаль, Абуль-Гамид-Андалуси,АбуАбдалдах-Гарнати и др., лично посещали землю Б. Затем , следуют наши летописи , и, наконец , историки разных наций, писавшие о подвигахмонголов. Что же касается вещественных памятников, то из древнейшейэпохи истории Б. их сохранилось очень не много : всего несколько монет, даи те Х в.; от последующего же времени имеются довольно богатые развалиныбывшей их столицы, несколько надгробных камней с надписями и, наконец, монеты , выбитые в той же столице. Можно предполагать , что первоначальное поселение Б. на Волгеотносится к очень дав нему времени: отделившаяся от них орда , как известно , еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их натерриторию Византийской империи; в конце же V в. они и сами стали делатьнападения на греков . В тоже время , с которого начинаются достоверныесведения о Б., они жили вполне государственною жизнью, занимая обширнуютерриторию, приблизительно следующих приволжских губерний: Самарской,Симбирской, Саратовской и часть Астраханской (по некоторым арабскимизвестиям границы Булгарии захватывали и значительную часть Пермскойгуб.). По образу жизни этот народ, как говорит Ибн-Фослан - первый изарабских писателей, посетивший Б. в 922 г. по Р. X. и доставивший о нихсамые точные и подробные сведения, может быть назван более оседлым, чемкочевым, хотя и жил летом в юртах или шатрах; он имел город а,первоначально с деревянными постройками; но потом, начиная с половины Хвека, в них появились и каменные здания , построенные большею частьюарабскими архитекторами. По словам другого арабского писателя того жевека, сообщающего также много верных сведений о Б. - Ибн-Дасты, Б. -народ земледельческий ; они возделывают, говорит он, всякого родазерновой хлеб , как то: пшеницу, ячмень , просо и др. Главным же занятиемих была торговля , которую они первоначально (как сообщают Идризи,Ибн-эль-Варди, Абдульфеда и др., что вполне подтверждается ипоследующими находками кладов на месте древнего Булгара) вели с Персиейи Индией, после принятия ислам а - с аравитянами и, наконец - с хазарамии русскими. Предметом торговли служили по преимуществу меха собольи,горностаевые, беличьи и др.; но главное богатство Б. составлял, пословам Ибн-Дасты, куний мех, заменявший им, до половины Х века, звонкуюмонету и по цене равнявшийся двум с половиною диргемам, т.е. около 45 -50 коп. на наши деньги , затем кожи ( юфть ), шерсть , орехи , мед, воск,курительные вещества и даже мамонтовая кость . Несомненно также, что Б.вели торговые сношения и с нашим север ом, где в древности находиласьбогатая Биармия , и стоя, таким образом, в центре торговых сношений междубиармийцами, хазарами, аравитянами и друг., очень рано достиглимогущества, богатств и развили до известной степени свою культуру,выразившуюся в целом ряде промыслов и ремесел. Наравне с земледелием,свидетельствуют те же арабские писатели, они занимались скотоводством;знакомо им было рыболовство . Они же были хорошими плотниками, а если дать полную веру археологическим находкам, то их следует признать икузнецами, ювелирами и ткачами. По своему характер у Б. были народомскорее мирным , чем воинственным: они чаще терпели нападения, чем саминападали, и обнаруживали к мирным занятиям - торговле и ремеслам,сильнейшую склонность ; в торговле были честны; воровство и распутствонаказывали жестоко. До Х века господствующей религией у Б. была языческая; с начала же этого столетия ее заменил ислам ( мусульманство ). Принятие исламасовершилось, по словам Ибн-Фослана, в 922 г., при царе Алмасе илиАлмусе, сыне Силки. От Алмуса, говорит арабский путешественник, еще в921 г. прибыло в Багдад посольство к калифу Муктадиру, с просьбоюприслать ему людей; сведущих в мусульманском законе, и художников длясооружения мечети и кафедры; с которой можно было бы призывать кобращению в ислам народы земли его, а также людей, знакомых с постройкоюкрепостей, где бы он мог быть в безопасности от нападения враждебныхцарей. Муктадир тотчас же отправил в Б. желаемое посольство, в котором ипринял участие Ибн-Фослан. Как об обстоятельствах, предшествовавших исодействовавших принятию ислама Алмусом, Казвини рассказывает оследующих двух чудесах: исцелении от болезни царя и царицы Булгариипосле обещания принять ислам, данного одно му благочестивомумусульманину, и затем о победе, одержанной именем Аллаха над хазарами. -Новая вера , конечно , не сейчас стала исповедываться большинством: естьнесомненные свидетельства, что простой народ Б. долго и после Х в.оставался в язычестве: ислам же твердо с самого начала укрепился только в городах. Несколько времени спустя , говорит Массуди, сын Алмусаотправился на поклонение в Мекку, и по пути заехал в Багдад. С этоговремени сношения Б. с Южной Азией сделались гораздо деятельнее, и имяих, вплоть до нашествия монголов, стало встречаться очень часто нетолько у мусульманских писателей, но и в русских летописях. Об образеправления Б. известно только то, что они находились под верховнымглавенством "владовца", царя или хана , которому платили подать лошадьми,кожами и др. В пользу же царя поступала и пошлина (десятая частьтоваров) с мусульманских купеческих судов . Царю Б. были подвластны и всемелкие владыки отдельных племен, из которых одно (Хвалисы) обитало дажепо берегам Каспийского моря и сообщило ему свое имя "Хвалисского" моря.Из имен царей Ибн-Фослан сохранил нам только два: Силка и Алмус (Алмс -у Фослана); на монетах Френ у удалось прочесть еще три имени : Ахмед,Талеб и Мумен, с которыми, вероятно , прекратилась и самая чеканка монет,по крайней мере в Х в. и начале XI в., так как до сих пор, кроме этихтрех монет: Ахмеда, Талеба и Мумена, от указанного времени не найдено ниодной. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, по объяснению Френа,относится к 338 г. геждры (949 - 950 г. по Р. X.), а позднейшая Мумена -к 366 г. геждры или 976 г. по Р. X. Татарские предания и рассказысохранили еще несколько имен царей Б., числом до 7, начиная с первого -Туки или Туфы, умершего в 630 г. по Р. X.; но за достоверность их трудноручаться. Центрами управления и торговли служили города, которые Б. послезнакомства с арабами стали укреплять , а также сооружать , по мере надо бности, и небольшие отдельные крепости. Ибн-Хаукаль ( писатель Х в.)сохранил имена следующих двух городов : Сивара и Исбиля, или Исболя,признаваемых обыкновенно за древнейшие болгарские города. Имя Сиваравстречается и на одной болгарской монете, и он некогда принадлежал южнымсоседям Б. - буртасам. Ахмед-Туси называет еще несколько крепостей Б.:Басов, Марха , Арнас. Наши же летописи, не называя этих имен, упоминают одругих Б. городах, именно Вели ком городе (Булгаре), о Бряхимове,прозванном славным, о Биляр е, Ашли или Ошеле на Волге, Тухчине,Собекуле, Челмате, Жукотине и Керменчуке. Более или менее точно неопределено ни место положение их, и ни об одном из них не имеется хотя быкратких исторических сведений, за исключением столицы, которою был г.Булгар. Первые упоминания о нем, как и о самих Б., находим у арабскихписателей Х века: Ибн-Фослана, ИбнДасты, Масуди и др. После них сообщалио Б. и последующие арабские писатели, посещавшие Восток в XI, XII и сл.веках, но все их сообщения, помимо краткости, весьма разноречивы. Даже уважнейшего и вместе с тем древнейшего источника для истории Б.,Ибн-Фослана, трудно найти хотя бы одно место, указывающее точно на городБ. Тем не менее некоторые ученые (Френ и др.) говорят, что, на основаниипоказаний Ибн-Фослана, можно принимать нынешнее село Успенское(Болгары), отстоящее от Волги в 6 верстах, за место, где стоял древнийБулгар. Друг ие арабские источники говорят, что этот город находился присамой Волге; таковы, напр., Якут , утверждавший, что Б. лежит на севере,в очень холодной стране, и отстоит от г. Итиля на два месяца пути, еслиподниматься к нему вверх по Волге, и только на 20 дней, если спускатьсяиз Булгар к Итилю вниз по этой реке, и Абульфеда, который говорит, чтоБулгар лежал на северо-восточной стороне Волги, на расстоянии 20 днейпути от Сарая. Так же не определенны показания и монгольско-татарскихисториков. И из них одни помещали Б. при самой Волге, а другие внекотором расстоянии от нее. Что касается времени основания Б., тоназванные источники содержат еще менее точных показаний об этом :некоторые татарские рукописи относят основание его ко времени АлександраВ. (IV в. до Р. X.); но из совокупных свидетельств, преимущественноарабских писателей, и нумизматических данных можно заключить , что Б. былоснован между 922 - 976 гг. (И. Н. Березин относит основание его к XIIIв.). Наши же летописцы стали упоминать имя г. Б. довольно поздно , впервый раз - в 1360 г., по случаю взятия Б. ордынским князем,Булат-Темиром; но по мнению Карамзина, г. Булгар нужно разуметь и под"Великим городом" летописцев, упоминания о котором находим и в первойполовине XII в. Г. Шпилевский старался доказать , что под "Великимгородом" следует разуметь не Булгар, а Биляр ( нынешний Билярск). Писатели Х и XI вв. почти единогласно свидетельствуют, что в то времяБ. был весьма незначительным городом, служа складочным местом торговлиболгар, часто подвергался нападению и разрушению со стороны князейруссов, но, под влиянием развивавшейся торговли, вновь отстраивался ирасширялся. характер торгового городка оставался за Б. и в последующиевека; но в половине XIII в., с разрушением татарами Биляра, к немуперешло от последнего и политическое значение ; от имени ханов в немстали чеканиться монеты, во время кочевок ханов Золотой орды на север онслужил их местопребыванием, и к концу XIV ст. настолько усилился, чтовезде в наших летописях стал именоваться "Великими Болгарами". Вполовине XV в. город, едва не ставший владением московского государя,после поход а кн. Федора Давидовича Пестрого в 1431 г., вошел в составвновь образовавшегося Казанского царства. Политическое значение его,конечно, тотчас же исчезло; вскоре перестал он быть и торговым городом,и, обратившись впоследствии в небольшое татарское поселение, стал лишьпривлекать внимание своими развалинами, свидетельствующими о минувшейего славе и которыми особенно богато и теперь вышеназванное селоБолгары. Сделав краткий очерк устройства и внутреннего быта Болгарскогогосударства на основании, главным образом, свидетельств арабскихписателей, перейдем теперь к показаниям наших летописей о техотношениях, какие у них существовали с русскими (об отношениях к другимих соседям, Юга и Востока, ничего не известно). Наши летописи начинают говорить о Б. со второй половины Х века иразличают булгар: волжских, серебреных или нукратских (по Каме),тимтюзей, черемшанских и хвалисских, которые, по объяснению В. В.Григорьева: суть отдельные племена , находившиеся под главным управлениемцаря болгарского. В 969 г. они впервые подверглись нападению русских,предводимых Святославом, который разорил их земли, по сказанию ИбнХаукаля, вероятно, в отмщение за то, что они в 913 году, как сообщаетМассуди, помогали хазарам разбить русских, предпринявших поход на южныеберега Каспийского моря. Военные столкновения происходили у них срусскими и в 985, 1088. 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и1236 гг.; при этом надо заметить , что Б. гораздо чаще должны быливыдерживать нападения, чем сами нападали, хотя они во время своихвторжений доходили до Мурома (1088 и 1184)и Устюга (1218) и овладевали этим и городами. Их столица не раз была разоряема русскими войсками, и нераз вожди последних, после нерешительной битвы, заключали с ними мир.Причину таких частых вторжений со стороны русских в землю Б. историкиобыкновенно усматривают в желании овладеть богатствами последней. Между этими известиями наш летописец сохранил под 1024 годом известие о том,что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Б. снабдили русскихбольшим количеством хлеба. Этим сообщением летописца, кажется , вполнеоправдывается утверждение арабских писателей, что Б. - народземледельческий, и в тоже время им можно воспользоваться дляпредположения о торговле Б. с русскими зерновым хлебом, а не пушнымизверями, которыми они и сами были богаты. Общий же характер сношений Б.с русскими склоняется более в пользу войны , чем мира до самого нашествиямонголов. Последние, в первое свое нападете на Россию, оставили,кажется, Б. в покое; но когда потомки Чингисхана отправились покорятьземли, лежащие к западу, Булгария первая пала жертвою их кровожадности.Весною 1236 г. вождь Субутай вступил в пределы ее и взял столицу Булгар.Не имея возможности сопротивляться несметным полчищам монголов, Б.сначала им покорились без сопротивления; но как только те удалились, онисвергли их зависимость . Тогда Субутай вторично вторгнулся в их землю ипоработил ее совершенно, сопровождая свое порабощение кровопролитием иразорением, чем и нанес решительный удар самостоятельности Б. С этоговремени они перестали существовать в виде отдельной нации, составиличасть Кипчацкой орды и до самого падения разделяли судьбу ее, сливаясьболее и более с победителями, так что утратили наконец и свое народноеимя. Что же касается отношений Б. к русским после 1236 г., то о них долгоевремя наши летописи ничего не сообщали, и упоминают впервые едва ли неоколо 1359 г., когда вольница новгородская овладела Б. городомЖукотиным; после этого летописец начинает уже довольно часто упоминать оБ., и из этих упоминаний видно , что старинная вражда их с русскими непрекращалась, а иногда принимала еще более острый характер. Главнымиврагами их в это время были: новгородская вольница и великий князьмосковский. Особенно много пострадала Булгария от Дмитрия Иоанн овича иВасилия Дмитриевича, которые овладевали Б. городами и ставили в нихсвоих "таможенников". Вскоре Б. и окончательно подпала под властьрусских царей, но когда именно - положительно сказать нельзя ; по всейвероятности, это произошло при Иоанне Васильевиче Грозном, одновременнос падением Казани в 1552 г. Однако титул "государя Болгарии" носил ещедед его, Иоанн Ш. В нынешнем Императорском титуле государь императорназывается также "князем Болгарским". Литература . Френ, "Aelteste Nachrichten ueber die Wolga Bulgaren" (в"Memoir. de l'Acad.", VI s.; его же, "De nummorum Bulgaricorum forteantiquissimo, libri duo"; Кеппен , "О волжских Булгарах" (в "Жур. Мин.Нар. Пр." за 1836 г., ч. XII); Эрдман , "Die Ruinen Bulghars" (в"Beitrдge zur Kentniss der Innern von Russland" (т. I); Charmoy,"Relation de Mas'oudy et d'autres auteurs" (в "Mem. de l'Acad.", 1834);Григорьев, "Булгары Волжские" (в "Библиотеке для Чтения", 1836 г., 11кн. ) и его же статья в "Энцикл. Лексиконе Плюшара", т. VII, под словом"Булгары Волжские"; Березин, "Булгар на Волге" (в "Ученых ЗапискахКазанского Унив." за 1852 г., т. III); Хвольсон , "Известия Ибн Дасты"(Спб., 1869); Гаркави, "Сказания мусульманских писателей"; Лихачев,"Бытовые памятники великой Булгарии" (в "Трудах 2-го археологическогосъезда"); Невоструев , "О городищах древнего Волжско-Болгарского иКазанского царств" (в "Трудах 1-го археологического съезда"); Ритних,"Материалы для этнографии Poccии" (Казанская губ., Казань , 1870 г., т.I); Шпилевский, "Древние города и другие булгарскотатарские памятники вКазанской губернии" (Казань, 1877). В. Р.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Бюллетень - Бюллетень так называются периодически печатаемые извещенияразнородного содержания, ...
  • Бьеф - Бьеф, или плес так называется горизонтальная часть ...
  • Бычок - Бычок название, под которым разумеются различные виды ...
  • Буяльский - Буяльский (Илья Васильевич) заслуженный профессор анатомии,академик Императорской ...
  • Буше - Буше (Francois Boucher) французский живописец, родился в ...
  • Буслаев - Буслаев (Федор Иванович) академик, род. 13 апреля ...
  • Бурлеск - Бурлеск (bariescamente) музыкальный термин: странное, смешное,уродливое исполнение. ...
  • Будапешт - Будапешт (Budapest) главный город Венгерского королевства и ...
  • Буало - Буало Депрео (Николай BoileauDespreaux) французский поэт и ...
  • Брянск - Брянск (история). время основания Брянска с точностью неизвестно;вероятно, ...
  • Брюллов - Брюллов (Карл Павлович), род. в Петербурге 12 дек. ...
  • Брутто - Брутто, т.е. не чистый, выражение заимствованное из итальянскогоязыка ...
  • Брусника - Брусника, Брусница (Vaccinium vitis idaea L.) весьма ...
  • Бруно - Бруно (Джордано Bruno) итальян. философ. род. в ...
  • Фортунатов - Фортунатов (Филипп Федорович) выдающийся русский языковед, брат ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари