Что такое Боэтий? Значение слова Боэтий в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Боэтий -

Боэтий (Аниций Манлий Торкват Северин) - римский государственныйчеловек и философ, род. около 470 - 75 по P. X. в Риме, где семействоАнициев пользовалось большим уважением; учился в Афинах, рано достигвысших государственных должностей, был в 508 или 510 консулом и приобрелполное доверие остготского короля Теодориха. Но за защиту обвиненного вгосударственной измене сенатора Альбина навлек на себя подозрениекороля, был им приговорен к смерти, ввергнут в темницу в Павии и казненвместе с своим тестем сенатором Симмахом (525) - Один из последнихнеоплатоников, Б. своими переводами, переделками и толкованиямилогических сочинений Аристотеля оказал громадное влияние на всеумственное развитие средних веков и более чем кто-либо способствовалзнакомству с греческой философией, пока на смену не явились мавры иевреи, познакомившие Европу с другими сочинениями великого философа. Егоучебники по логике("De syllogismo categorico", "De syllogismohypothetico", "De definitione", "De diiferentiis topicis") легли воснову преподавания этого предмета в средневековых школах, так что Б. посправедливости может быть назван отцом средневековой философии или такназываемой схоластики. Он перевел и переделал также математическиесочинения Никомаха, Архимеда, Эвклида и Птоломея и написал пять книг омузыке ("De musica"). Но ни одно из его произведений не имело такогоблагодетельного влияния на средневековое человечество, как сочинение о"Философском утешении" ("De consolatione philosophiae"), написанное им втемнице перед казнью. Эта книга в течение многих столетий была лучшим илюбимейшим чтением после Библии. Она написана в виде диалога междузаключенным в темнице Б. и философией, частью стихами, частью чистой,благородной прозой, и по своему содержанию довольно тесно примыкает кантичным образцам. В ней нет и следов христианского элемента и речь идеттолько о том утешении, какое может доставить человеку научная философия,независимо от религии. Говоря о переменчивости земного счастья и оединственном вечном и прочном благе, доставляемом человекудобродетельной жизнью, он высказывает мысль, что злой человек всегданесчастлив, что зло само по себе уже есть наказание, а добродетель -благо, и старается доказать, что счастье и награда добродетелизаключаются в ней самой. Все эти мысли изложены просто, задушевно, безвсякой искусственности и риторических прикрас, и потому понятно. какуспокоительно они должны были действовать на лучшие и благороднейшие умыв мрачный период средних веков. То обстоятельство, что в своем"утешении" Б. не приводит ни одной мысли из Библии, не ставит в примеристинной твердости ни Иисуса Христа, ни кого бы то ни было изхристианских мучеников, заставило многих сомневаться в том, чтоприписываемые Б. христианскотеологические сочинения (напечатаны виздании "Consolatio" Пейнера, Лейпц., 1871) действительно принадлежалиему (см. в особенности Нич, "Das System des В. und die ihmzugeschriebenen theologischen Schriften"), хотя найденные недавноотрывки из Кассиодора подтвердили их подлинность. "Consolatiophilosophiae" перепечатывалась много раз. Кроме самого древнего издания(Нюренб., 1473), существуют издания Bepтиyca (Лейд., 1622), Пультуса(Падуя, 1721и 1744), Гельфрехта (Гоф., 1797), Фрейтага (Рига, 1794, спримечаниями и немецким переводом), Оббариуса (Иена, 1845) и упомянутоеуже издание Пейпера (1871). Кроме того, имеются англо-саксонскийперевод, приписываемый Альфреду В. (лучшее изд. Фома, Лонд., 1864) иперевод на древ. верхненемецк. наречие начала XI ст. (изд. Граффом,Берл., 1833 и Гаттемером в "Denkmаler des Mittelalters", т. 3). Изновейших немецк. переводов надо упомянуть, кроме Фрейтага, переводыВортберга(Грейфсв., 1826) и Вейнгэртнера (Лейпц., 1827), русск. пер.иеромон. Феофилакта: "Утешение философское"(Спб., 1794). Собраниясочинений Боэтия появились в Венеции 1491 - 92, 2 т.; Базеле 1546 - 47,1570; наконец, в "Patrologia" Минье, т. 63 - 64 (Париж, 1847). См.Bergstedt; "De vita et scriptis Boethii"(Упсала 1842); Sutterer, "B. derlezte Romer" (Эйхштедт 1862); Baur, "В. u. Dante"(Лейпц. 1873); Usener,"Anecdoton Holderi"(там же 1877).

Боэтий

Боэтий (Аниций Манлий Торкват Северин ) - римский государственный человек и философ, род. около 470 - 75 по P. X. в Риме, где семействоАнициев пользовалось большим уважением; учился в Афинах, рано достигвысших государственных должностей, был в 508 или 510 консулом и приобрелполное доверие остготс кого короля Теодориха. Но за защиту обвиненного вгосударственной измене сенатора Альбина навлек на себя подозрениекороля, был им приговорен к смерти, ввергнут в темницу в Павии и казненвместе с своим тестем сенатором Симмахом (525) - Один из после днихнеоплатоников, Б. своими переводами, перед елками и толкованиямилогических сочинений Аристотеля оказал громадное влияние на всеумственное развитие средних веков и более чем кто-либо способствовалзнакомству с греческой философией, пока на смену не явились мавры иевреи, познакомившие Европу с другими сочинениями великого философа. Егоучебники по логике("De syllogismo categorico", "De syllogismohypothetico", "De definitione", "De diiferentiis topicis") легли воснову преподавания э того предмета в средневековых школах, так что Б. посправедливости может быть назван отцом средневековой философии или такназываемой схоластики. Он перевел и переделал также математическиесочинения Никомаха, Архимеда , Эвклида и Птоломея и написал пять книг омузыке ("De musica"). Но ни одно из его произведений не имело такогоблагодетельного влияния на средневековое человечество , как сочинение о" Философ ском утешении" ("De consolatione philosophiae"), написанное им втемнице перед казнью. Эта книга в течение многих столетий была лучшим илюбимейшим чтением после Библии. Она написана в виде диалога междузаключенным в темнице Б. и философией, частью стихами, частью чистой,благородной прозой, и по своему содержанию довольно тесно примыкает кантичным образцам. В ней нет и следов христианского элемента и речь идеттолько о том утешении, какое может доставить человеку научная философия,независимо от религии. Говоря о переменчивости зе много счастья и оединственном вечном и прочном благе, доставляемом человеку добродетель ной жизнью, он высказывает мысль , что злой человек всегданесчастлив, что зло само по себе уже есть наказание , а добродетель -благо, и старается доказать , что счастье и награда добродетелизаключаются в ней самой. Все эти мысли изложены просто , задушевно, безвсякой искусственности и риторических прикрас, и потому понятно . какуспокоительно они должны были действовать на лучшие и благороднейшие умыв мрачный период средних веков. То обстоятельство , что в своем"утешении" Б. не приводит ни одной мысли из Библии, не ставит в примеристинной твердости ни Иисуса Христа , ни кого бы то ни было изхристианских мучеников, заставило многих сомневаться в том, чтоприписываемые Б. христианскотеологические сочинения (напечатаны виздании "Consolatio" Пейнера, Лейпц., 1871) действительно принадлежалиему (см. в особенности Нич, "Das System des В. und die ihmzugeschriebenen theologischen Schriften"), хотя найденные недавноотрывки из Кассиодора подтвердили их подлинность . "Consolatiophilosophiae" перепечатывалась много раз. Кроме самого древнего издания(Нюренб., 1473), существуют издания Bepтиyca (Лейд., 1622), Пультуса(Падуя, 1721и 1744), Гельфрехта (Гоф., 1797), Фрейтага ( Рига , 1794, спримечаниями и немецким переводом), Оббариуса ( Иена , 1845) и упомянутоеуже издание Пейпера (1871). Кроме того, имеются англо-саксонскийперевод, приписываемый Альфреду В. (лучшее изд. Фома , Лонд., 1864) иперевод на древ. верхненемецк. наречие начала XI ст. (изд. Граффом,Берл., 1833 и Гаттемером в "Denkmаler des Mittelalters", т. 3). Изновейших немецк. переводов надо упомянуть , кроме Фрейтага, переводыВортберга(Грейфсв., 1826) и Вейнгэртнера (Лейпц., 1827), русск. пер.иеромон. Феофилакта: "Утешение философское"(Спб., 1794). Собраниясочинений Боэтия появились в Венеции 1491 - 92, 2 т.; Базеле 1546 - 47,1570; наконец , в "Patrologia" Минье , т. 63 - 64 ( Париж , 1847). См.Bergstedt; "De vita et scriptis Boethii"(Упсала 1842); Sutterer, "B. derlezte Romer" (Эйхштедт 1862); Baur, "В. u. Dante"(Лейпц. 1873); Usener,"Anecdoton Holderi"(там же 1877).

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Бромосоединениями - Бромосоединениями называются продукты замещения галоидом; напр.,бромбензол, С6Н5Вr, бромэтилен, ...
  • Бромноватая - Бромноватая кислота НВrО3. При действии брома на ...
  • Бромистоводородная - Бромистоводородная кислота, бромистый водород НВr. Бром соединяетсяс водородом ...
  • Брожение - Брожение представляет особый химический процесс, вызываемый так наз.ферментами. ...
  • Британские - Британские острова архипелаг у западных берегов Европы; ...
  • Брест-Литовск - БрестЛитовск (древнее Брестье или позже Берестов, попольски Brzesc)лежит ...
  • Брашов - Брашов или Коруна (нем. Krohnen, лат. Corona Stephanopolis,мадьярское ...
  • Боровиковский - Боровиковский Владимир Лукич художник исторической, церковной ипортретной ...
  • Борный - Борный ангидрид или безводная борная кислота, В2О3, получается ...
  • Борная - Борная кислота Н3ВО3 или В(ОН)3, Acidum boricum, получена ...
  • Бордо - Бордо (Bordeaux) главн. город Франц. департамента Жиронды, ...
  • Бор - Бор (borum, стар. назв. boracium и boron, последнее ...
  • Бонавентура - Бонавентура, собственно Иоанн Фиденца один из знаменитейшихсхоластиков, ...
  • Большой - Большой Петровский театр в Москве. Основание его ...
  • Аборигены - Аборигены (лат. Aborigines от ab origine от ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари