Что такое Воротников Павел Максимович? Значение Воротников Павел Максимович в биографическом словаре

Воротников Павел Максимович - Воротников Павел Максимович - русский композитор (1810 - 1876). Еще учась в кадетском корпусе, пробовал сочинять: его Allegro исполнялось кадетским оркестром. Служа в новгородском кирасирском полку, написал несколько пьес военной музыки и руководил в Елисаветграде оркестром, имевшим свыше 100 исполнителей. При его участии основана школа регентов, где он был преподавателем многих предметов. К этому времени относятся его церковные сочинения: концерты ""Изми мя от враг моих"" и ""Услыши Господи глас мой"", причастные стихи - ""Чашу спасения приму"" и ""В память вечную будет праведник"", херувимская песнь (d-moll). С 1843 по 1848 г. был преподавателем пения в придворной певческой капелле и занимался переложением церковных песнопений для предпринятого А.Ф. Львовым издания ""Круга простого нотного пения"". ""Главнейшее условие этого огромного труда, - говорит Воротников в своей автобиографической записке, - состояло в сохранении мелодии в том самом виде, без малейшего изменения, в каком она изображена в церковных нотных книгах, издаваемых Святейшим Синодом"". Многие из церковных произведений Воротникова до сих пор исполняются при богослужении. В технических приемах и характере самостоятельных церковных сочинений Воротников - последователь Львова; они большей частью просты по гармонии и написаны в несимметричном ритме, чтобы оставить текст неизменным. Он собирал народные русские песни, но гармонизация их не вполне отвечает у него характеру их и складу. Песни, положенные им на 4-голосный хор, изданы в 1870 - 1871 и 1894 гг. Изданы и некоторые романсы Воротникова для одного голоса с сопровождением фортепиано. Педагогические сочинения Воротникова: ""Практические голосовые упражнения, или Сольфеджио для двух сопран и альта или для двух теноров и баса"" (Санкт-Петербург, без обозначения года); ""Руководство к преподаванию хорового пения"" (Москва, 1894). В литературе о русском церковном пении имеют значение статьи Воротникова: ""Заметки по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии"" (Труды 1-го Археологического съезда в Москве 1869 г., Москва, 1871, т. II); ""Церковное пение в настоящее время"" (""Московские Ведомости"", 1876, № 48). В первой из них он является сторонником унисонного пения, как чрезвычайно величавого, умилительного и наиболее носящего истинно-церковный характер. - См. Антон Преображенский , ""Павел Максимович Воротников и его статьи по церковному пению"" (""Русская Музыкальная Газета"", 1902, № 41, 44; здесь приведены автобиографическая записка и письма Воротникова к священнику Д. Разумовскому ); В. Металлов ""Очерк истории православного церковного пения в России"" (Москва, 1900); М. Лисицын ""Современная и новейшая церковная музыка"" (""Музыка и Пение"", 1903). Г. Т.

Воротников Павел Максимович

Воротников Павел Максимович - русский композитор (1810 - 1876). Еще учась в кадетском корпусе, пробовал сочинять : его Allegro исполнялось кадетским оркестром. Служа в новгородском кирасирском полку, написал несколько пьес военной музыки и руководил в Елисаветграде оркестром, имевшим свыше 100 исполнителей. При его участии основана школа регентов, где он был преподавателем многих предметов. К этому времени относятся его церковные сочинения: концерты ""Изми мя от враг моих"" и ""Услыши Господи глас мой"", причастные стихи - ""Чашу спасения приму"" и ""В память вечную будет праведник"", херувимская песнь (d-moll). С 1843 по 1848 г. был преподавателем пения в придворной певческой капелле и занимался переложением церковных песнопений для предпринятого А.Ф. Львовым издания ""Круга простого нотного пения"". ""Главнейшее условие этого огромного труда, - говорит Воротников в своей автобиографической записке, - состояло в сохранении мелодии в том самом виде, без малейшего изменения, в каком она изображена в церковных нотных книгах, издаваемых Святейшим Синодом"". Многие из церковных произведений Воротникова до сих пор исполняются при богослужении. В технических приемах и характер е самостоятельных церковных сочинений Воротников - последователь Львова; они большей частью просты по гармонии и написаны в несимметричном ритме, чтобы оставить текст неизменным. Он собирал народные русские песни, но гармонизация их не вполне отвечает у него характеру их и складу . Песни , положенные им на 4-голосный хор, изданы в 1870 - 1871 и 1894 гг. Изданы и некоторые романсы Воротникова для одного голоса с сопровождением фортепиано . Педагогические сочинения Воротникова: ""Практические голосовые упражнения, или Сольфеджио для двух сопран и альта или для двух теноров и баса"" ( Санкт-Петербург , без обозначения года); ""Руководство к преподаванию хорового пения"" ( Москва , 1894). В литературе о русском церковном пении имеют значение статьи Воротникова: ""Заметки по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии"" (Труды 1-го Археологического съезда в Москве 1869 г., Москва, 1871, т. II); ""Церковное пение в настоящее время"" (""Московские Ведомости"", 1876, № 48). В первой из них он является сторонником унисонного пения, как чрезвычайно величавого, умилительного и наиболее носящего истинно-церковный характер. - См. Антон Преображенский , ""Павел Максимович Воротников и его статьи по церковному пению"" (""Русская Музыкальная Газета"", 1902, № 41, 44; здесь приведены автобиографическая записка и письма Воротникова к священнику Д. Разумовскому ); В. Металлов ""Очерк истории православного церковного пения в России"" (Москва, 1900); М. Лисицын ""Современная и новейшая церковная музыка"" (""Музыка и Пение "", 1903). Г. Т.

Однокоренные и похожие слова:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари