Что такое Воробьев Максим Никифорович? Значение Воробьев Максим Никифорович в биографическом словаре

Воробьев Максим Никифорович - Воробьев (Максим Никифорович) - живописец (1787 - 1855), занимающий значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов. Сын вахтера Академии Художеств, Воробьев в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию и оказал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Томас де-Томон) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф.Я. Алексеев и, вероятно, М.М. Иванов (пейзажист). Род живописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал человеческие фигуры, оживлявшие его картины. В 1809 г. Ф.Я. Алексеев, пейзажист декорационного направления, участник экспедиции для изучения исторических местностей Средней России, получил в помощники, для писания видов городов, молодого Воробьева. Для оживления этих видов человеческими фигурами Алексеев решил изобразить эпизоды посещения городов государем. Эта официальная задача была выполнена им и Воробьевым с успехом. В 1813 - 1814 гг. Воробьев присутствовал при главной квартире в Германии и Франции, а в 1820 г. совершил, по поручению правительства, путешествие в Палестину, где он вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все измерения и рисунки надо было делать тайком от надзора местных мусульманских властей. Кроме храмов, Воробьев нарисовал несколько пейзажных видов ""Иерусалима"" и ""Мертвого моря, а по пути в Палестину - виды ""Константинополя"", острова ""Родоса"", ""Смирны"", ""Яффы"" и др. Все эти материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных рисунков частью эскизных, частью весьма оконченных. Путешествие Воробьева к Святым Местам было устроено Николаем Павловичем , тогда еще великим князем, который желал привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме, в окрестностях Москвы. По возвращении в Петербург, Воробьев написал (1823) ""Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме"" и в том же году - ""Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении"". Позднее - ""Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения"" (фигуры выражают момент призыва к причащению). В 1827 г. Воробьев написал: ""Восход солнца над Невой"", ""Мертвое море"", ""Вечер у Абу-Гоша арабского шейха"" (почти жанровая картинка), ""Вид Смирны"". Во время турецкой войны в 1828 г. Воробьев состоял при свите государя для рисования и писания этюдов по указаниям его величества. Плодом этого времени были между прочим: ""Вид осады Варны"", ""Взрыв Варны"", ""Вид Одессы"", ""Корабль во время бури, на котором находился государь"". Глубоко сохранившиеся воспоминания о Иерусалиме были вызваны к жизни через 16 лет после палестинского путешествия (""Общий вид Иерусалима"", а также ""Вид Константинополя с азиатского берега""). С 1840 г. начинается печальный период жизни Воробьева; потеряв в этом году нежно-любимую жену, он стал перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нем болезнь, от которой он скончался в 1855 г.; в тот же период понизилась и художественная его деятельность. Последние годы своей жизни он занимался преимущественно итальянскими видами, по этюдам, сделанным им в окрестностях Рима и Палермо, во время путешествия 1844 - 1846 гг. Современники ставили Воробьева очень высоко. Н. Кукольник , издатель журнала Изящных Искусств"", отзывался о ""Виде Константинополя"", действительно одной из лучших картин Воробьева, так: ""это не картина, а ода из воды, земли и воздуха"". К лучшим же картинам рода открытого пейзажа с далеким горизонтом принадлежат ""Мертвое море"" и некоторые виды Невы. ""Ночной вид Невы"", о котором было упомянуто выше, по стилю напоминает французского художника Жозефа Верне. Впрочем, изображение воды в движении, в особенности большие волны, слабо удавались нашему художнику, которого главная сила заключалась в линейной и воздушной перспективе и в разумном понимании отношения между силами красок. Если в числе произведений Воробьева было немного чисто художественных, то это следует приписать не недостатку таланта в нем, а тому обстоятельству, что много лет он, относительно выбора сюжетов и отчасти способов их обработки, был в зависимости от посторонних указаний. Таковы, например, его картины, относящиеся к войне 1828 г., большая часть его перспективных картин святынь Иерусалима, изображения парадов, торжественных въездов и т. п. работы, в которых безусловная верность с действительностью была господствующим требованием. Большая часть деятельности Воробьева была служебно-художественная и только в редких случаях он беспрепятственно отдавался художественному настроению, причем он передавал не только общие впечатления от широких пространств, но занимался и мирной жизнью природы, как это видно в некоторых видах Парголова. Самая оригинальная его художественная попытка, впрочем, более смелая, чем успешная, это - ""Гроза"" (удар молнии в дерево) с человеческой фигурой, скрывающейся от страшного явления, оптическая задача, почти невозможная для живописи. Техника картин Воробьева полна знания, обдумана и закончена, но при всем том свободна. Артистическая натура Воробьева выказалась еще в его занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой. Материально Воробьев был главнейше поддерживаем заказами Государя и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А.Х. Бенкендорфа , князя М.С. Воронцова, причем он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин. Однако под конец многие из его произведений не были никем приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха. Главные картины Воробьева находятся во дворцах, в имении Фалл графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже находится ""Придел Голгофы"". В настоящее время они не могут служить руководством и образцом; но в свое время Воробьев научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов. Он, как и никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья Чернецовы), чем талантов; тем не менее в числе последних есть такие имена, как безвременно умерший Лебедев , ныне еще действующий Л. Лагорио и прекративший художественную деятельность М.К. Клодт ; А.П. Боголюбов , И.И. Шишкин , вначале были учениками Воробьева так же, как и братья Горавские и Гине (умерший), Дорогов (умерший). Подробное жизнеописание Воробьева см. ""Вестник Изящных Искусств"" 1890 г., статья Петрова. Ф. Петрушевский.

Воробьев Максим Никифорович

Воробьев ( Максим Никифорович) - живописец (1787 - 1855), занимающий значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажист ов. Сын вахтера Академии Художеств, Воробьев в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию и оказал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре ( профессор Томас де-Томон) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф.Я. Алексеев и, вероятно , М.М. Иванов (пейзажист). Род живописи, избранный молодым художником или, вернее , назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал человеческие фигуры, оживлявшие его картины. В 1809 г. Ф.Я. Алексеев, пейзажист декорационного направления, участник экспедиции для изучения исторических местностей Средней России, получил в помощники, для писания видов городов , молодого Воробьева . Для оживления этих видов человеческими фигурами Алексеев решил изобразить эпизоды посещения городов гос удар ем. Эта официальная задача была выполнена им и Воробьевым с успехом. В 1813 - 1814 гг. Воробьев присутствовал при главной квартире в Германии и Франции, а в 1820 г. совершил, по поручению правительства, путешествие в Палестину, где он вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность э того предприятия заключалась в том, что все измерения и рисунки надо было делать тайком от надзора местных мусульманских властей. Кроме храм ов, Воробьев нарисовал несколько пейзажных видов ""Иерусалима"" и ""Мертвого моря, а по пути в Палестину - виды ""Константинополя"", острова ""Родоса"", ""Смирны"", ""Яффы"" и др. Все эти материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных рисунков часть ю эскизных, частью весьма оконченных. Путешествие Воробьева к Святым Места м было устроено Николаем Павловичем , тогда еще великим князем, который желал привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме, в окрестностях Москвы. По возвращении в Петербург , Воробьев написал (1823) ""Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме"" и в том же году - ""Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении"". Позднее - ""Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения"" (фигуры выражают момент призыва к причащению). В 1827 г. Воробьев написал: ""Восход солнца над Невой"", ""Мертвое море"", ""Вечер у Абу-Гоша арабского шейха"" ( почти жанровая картинка ), ""Вид Смирны"". Во время турецкой войны в 1828 г. Воробьев состоял при свите государя для рисования и писания этюдов по указаниям его величества. Плодом этого времени были между прочим: ""Вид осады Варны"", ""Взрыв Варны"", ""Вид Одессы"", ""Корабль во время бури , на котором находился государь"". Глубоко сохранившиеся воспоминания о Иерусалиме были вызваны к жизни через 16 лет после палестинского путешествия (""Общий вид Иерусалима"", а также ""Вид Константинополя с азиатского берега""). С 1840 г. начинается печальный период жизни Воробьева; потеряв в этом году нежно-любимую жену, он стал перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нем болезнь , от которой он скончался в 1855 г.; в тот же период понизилась и художественная его деятельность . После дние годы своей жизни он занимался преимущественно итальянскими видами, по этюдам, сделанным им в окрестностях Рима и Палермо , во время путешествия 1844 - 1846 гг. Современники ставили Воробьева очень высоко . Н. Кукольник , издатель журнала Изящных Искусств"", отзывался о ""Виде Константинополя"", действительно одной из лучших картин Воробьева, так: ""это не картина , а ода из воды, земли и воздуха"". К лучшим же картинам рода открытого пейзажа с далеким горизонтом принадлежат ""Мертвое море"" и некоторые виды Невы. ""Ночной вид Невы"", о котором было упомянуто выше , по стилю напоминает французского художника Жозефа Верне . Впрочем , изображение воды в движении, в особенности большие волны , слабо удавались нашему художнику, которого главная сила заключалась в линейной и воздушной перспективе и в разумном понимании отношения между силами красок. Если в числе произведений Воробьева было не много чисто художественных, то это следует приписать не недостатку таланта в нем, а тому обстоятельству, что много лет он, относительно выбора сюжетов и отчасти способов их обработки, был в зависимости от посторонних указаний. Таковы, например , его картины, относящиеся к войне 1828 г., большая часть его перспективных картин святынь Иерусалима, изображения парадов, торжественных въездов и т. п. работы, в которых безусловная верность с действительностью была господствующим требованием. Большая часть деятельности Воробьева была служебно-художественная и только в редких случаях он беспрепятственно отдавался художественному настроению, причем он передавал не только общие впечатления от широких пространств, но занимался и мирной жизнью природы, как это видно в некоторых видах Парголова. Самая оригинальная его художественная попытка , впрочем, более смелая, чем успешная, это - ""Гроза"" (удар молнии в дерево ) с человеческой фигурой, скрывающейся от страшного явления , оптическая задача, почти невозможная для живописи. Техника картин Воробьева полна знания , обдумана и закончена, но при всем том свободна. Артистическая натура Воробьева выказалась еще в его занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой. Материально Воробьев был главнейше поддерживаем заказами Государя и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А.Х. Бенкендорфа , князя М.С. Воронцова, причем он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин. Однако под конец многие из его произведений не были никем приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха. Главные картины Воробьева находятся во дворцах, в имении Фалл графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже находится ""Придел Голгофы"". В настоящее время они не могут служить руководством и образцом; но в свое время Воробьев научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов. Он, как и никто другой , не мог создать талантов , так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья Чернецовы ), чем талантов; тем не менее в числе последних есть такие имена , как безвременно умерший Лебедев , ныне еще действующий Л. Лагорио и прекративший художественную деятельность М.К. Клодт ; А.П. Боголюбов , И.И. Шишкин , вначале были учениками Воробьева так же, как и братья Горавские и Гине (умерший), Дорогов (умерший). Подробное жизнеописание Воробьева см. ""Вестник Изящных Искусств"" 1890 г., статья Петрова . Ф. Петрушевский .

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари