Волков Федор Григорьевич - первый русский профессиональный актер (1729 - 1763). За ним утвердилось имя основателя русского театра. Формально это не совсем верно , но действительно лишь с Волковым наш театр вступил на правильный путь . Сведения о нем и о его деле не отличаются ни полнотой, ни достоверностью. По всей вероятно сти, р один а Волкова - Кострома , а не Ярославль , как предполагали раньше . Отец его, костромской купец , умер, когда он был еще ребенком. Мать его вступила во второй брак с ярославским купцом Полушкиным, оказавшим доброе влияние на пасынка. Учась в Москве, Волков, по свидетельству Шаховского , ""отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты"". Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знания ми, ""пристрастно прилежал, - по словам Новиков а, - к познанию наук и художеств"". Он рано стал принимать участие в делах отчима, быть может , даже управлял ими. Это вызвало ряд его поездок в Петербург , где увидал впервые и итальянскую оперу, и немецкие спектакли труппы Аккермана, и русские любительские спектакли. После смерти Полушкина (1747), Волков решил завести театр у себя в Ярославле. Первые попытки его в этом направлении относятся к 1750 - 1751 гг. Не точно установлено и место первых спектаклей, как происходивших еще в мало приспособленном помещении, так и перенесенных уже в настоящий театр. Лишь при близ ительно известен и репертуар этих ярославских спектаклей. Несомненно, что Волков с товарищами, среди которых был Нарыков, позднее прославившийся под именем Дмитревского, сыграли в Ярославле комедии Дмитрия Ростовского, комедию Грегори и оперу ""Титово Милосердие"", Метастазио , причем либретто было , вероятно, переведено самим Волковым. Есть догадка , что было в репертуаре и несколько пьес Волкова, написанных на ярославские нравы . Молва о театре ярославских юношей дошла до императрицы Елизаветы . Последовал приказ привезти ярославцев в Петербург. В январе 1752 г. ярославцы были уже в Петербурге, поместились в Смольном дворе, а 18 февраля они, в присутствии императрицы и ""некоторых знатных персон"", ""отправляли"" комедию ""О покаянии грешного человек а"" Дмитрия Ростовского. Опыт был удачен; волковскую труппу оставили в Петербурге и поместили в кадетский корпус , где будущие актеры занимались словесностью, иностранными языками, гимнастикой, а также декламацией и сценическими приемами. Волков стал учиться с увлечением, тратил последнее на выписку из-за границы ""театральных и проспективических книг"". Вероятно, давались и спектакли, не только закрытые, но и открытые. 30 августа 1756 г. состоялся указ, начинавшийся словами: ""повелели мы нынче учредить русской для представления трагедий и комедий театр, для которого отдал Головинской каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома"". Указ ом этим открывается официальная история российского театра. ""Дирекция того русского театра поручается от нас, - говорится дальше в указе, - бригадиру Александру Сумароков у"". Приблизительно через месяц Сумароков составил труппу, в которую, как основное ее ядро , вошли ярославцы, затем семь человек певчих и четыре актрисы: ярославка Мусина-Пушкина , Зорина и две Ананьины . Об этом периоде жизни Волкова мы имеем всего меньше точных сведений. Волков, выделявшийся и своей подготовленностью, и своим развитием, и своими сценическими способностями, был облечен званием ""первого русского актера"". Он был и актером, и режиссером, по некоторым сведениям - и драматургом; никаких пьес его, оригинальных или переводных, не сохранилось. Приписываются ему, между прочим, переводы Мольера; всего с его именем связывают около 15 произведений, им сочиненных или только перед еланных или переведенных. Как актер, Волков производил впечатление очень большое . В ""Чистосердечном признании о делах моих и помышлениях"" Фонвизин передает впечатления от виденного им в Петербурге, когда ему было 14 лет, спектакля. О Волкове он пишет так: ""Муж глубокого разума, исполненный достоинства, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным"". Новиков, также говоря о ""проницательном и обымчивом разуме"" Волкова, признает в нем ""редкие дарования, украшенные многими учением и прилежанием"". "" Театр альное искусство , - прибавляет Новиков, - Волков знал в высшей степени"". По-видимому, в игре его были простота и большая страстность ; по крайней мере, один из современников свидетельствует, что ему лучше всего удавалась роль бешеного. В декламации его были, по-видимому , дефекты ; она была далека от того совершенства, которого добился Дмитревский . Волков читал стихи, по одному свидетельству, протяжно и нараспев , но голосом гармоничным и звучным, и ""исполненной страсти игрой увлекал и соотечественников, и иностранцев"". В 1759 г. Волков, вместе с актером Шумским, был командирован в Москву, чтобы устроить и там публичный театр. Театр Локателли , в котором в ту пору игрались итальянские оперы и русские драмы, пришел в расстройство ; Волков, по-видимому, занялся приведением его в порядок , выписал для этого театра несколько актеров из Петербурга. Ему приписывается видная роль в том перевороте, который возвел на престол Екатерину II . Легенда рассказывает, что он в критическую минуту прочитал, держа перед собой чистый лист , не бывший написанным манифест . Рассказывается, далее , что Екатерина , воцарившись, предложила Волкову быть кабинет -министром, возлагала на него орден Андрея Первозванного, но Волков будто бы от всех этих почестей отказался, сохранив за собой доступ в кабинет государыни без доклада. П.О. Морозов делает вероятную догадку, что все эти рассказы относятся не к актеру Федору Волкову, но к кабинет-секретарю Петра III , Дмитрию Волкову . Невыясненным остается и пожалование Екатериной Волкову дворянства и семисот душ крестьян. В дни коронования императрицы Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарадного гулянья, носившего название : ""Торжествующая Минерва"", по программе, написанной Херасковым , с хорами, написанными Сумароковым. Описание этого грандиозного маскарада дает, заимствовав его из старинной брошюры, И. Горбунов в своих ""Очерках из истории театра"". Волкову это гулянье стоило не только большого труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Он похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине девяностых годов на кладбище установлена памятная доска . Н. Э.
Что такое Волков Федор Григорьевич? Значение Волков Федор Григорьевич в биографическом словаре
Волков Федор Григорьевич - Волков Федор Григорьевич - первый русский профессиональный актер (1729 - 1763). За ним утвердилось имя основателя русского театра. Формально это не совсем верно, но действительно лишь с Волковым наш театр вступил на правильный путь. Сведения о нем и о его деле не отличаются ни полнотой, ни достоверностью. По всей вероятности, родина Волкова - Кострома, а не Ярославль, как предполагали раньше. Отец его, костромской купец, умер, когда он был еще ребенком. Мать его вступила во второй брак с ярославским купцом Полушкиным, оказавшим доброе влияние на пасынка. Учась в Москве, Волков, по свидетельству Шаховского , ""отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты"". Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, ""пристрастно прилежал, - по словам Новикова, - к познанию наук и художеств"". Он рано стал принимать участие в делах отчима, быть может, даже управлял ими. Это вызвало ряд его поездок в Петербург, где увидал впервые и итальянскую оперу, и немецкие спектакли труппы Аккермана, и русские любительские спектакли. После смерти Полушкина (1747), Волков решил завести театр у себя в Ярославле. Первые попытки его в этом направлении относятся к 1750 - 1751 гг. Не точно установлено и место первых спектаклей, как происходивших еще в мало приспособленном помещении, так и перенесенных уже в настоящий театр. Лишь приблизительно известен и репертуар этих ярославских спектаклей. Несомненно, что Волков с товарищами, среди которых был Нарыков, позднее прославившийся под именем Дмитревского, сыграли в Ярославле комедии Дмитрия Ростовского, комедию Грегори и оперу ""Титово Милосердие"", Метастазио, причем либретто было, вероятно, переведено самим Волковым. Есть догадка, что было в репертуаре и несколько пьес Волкова, написанных на ярославские нравы. Молва о театре ярославских юношей дошла до императрицы Елизаветы . Последовал приказ привезти ярославцев в Петербург. В январе 1752 г. ярославцы были уже в Петербурге, поместились в Смольном дворе, а 18 февраля они, в присутствии императрицы и ""некоторых знатных персон"", ""отправляли"" комедию ""О покаянии грешного человека"" Дмитрия Ростовского. Опыт был удачен; волковскую труппу оставили в Петербурге и поместили в кадетский корпус, где будущие актеры занимались словесностью, иностранными языками, гимнастикой, а также декламацией и сценическими приемами. Волков стал учиться с увлечением, тратил последнее на выписку из-за границы ""театральных и проспективических книг"". Вероятно, давались и спектакли, не только закрытые, но и открытые. 30 августа 1756 г. состоялся указ, начинавшийся словами: ""повелели мы нынче учредить русской для представления трагедий и комедий театр, для которого отдал Головинской каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома"". Указом этим открывается официальная история российского театра. ""Дирекция того русского театра поручается от нас, - говорится дальше в указе, - бригадиру Александру Сумарокову"". Приблизительно через месяц Сумароков составил труппу, в которую, как основное ее ядро, вошли ярославцы, затем семь человек певчих и четыре актрисы: ярославка Мусина-Пушкина , Зорина и две Ананьины . Об этом периоде жизни Волкова мы имеем всего меньше точных сведений. Волков, выделявшийся и своей подготовленностью, и своим развитием, и своими сценическими способностями, был облечен званием ""первого русского актера"". Он был и актером, и режиссером, по некоторым сведениям - и драматургом; никаких пьес его, оригинальных или переводных, не сохранилось. Приписываются ему, между прочим, переводы Мольера; всего с его именем связывают около 15 произведений, им сочиненных или только переделанных или переведенных. Как актер, Волков производил впечатление очень большое. В ""Чистосердечном признании о делах моих и помышлениях"" Фонвизин передает впечатления от виденного им в Петербурге, когда ему было 14 лет, спектакля. О Волкове он пишет так: ""Муж глубокого разума, исполненный достоинства, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным"". Новиков, также говоря о ""проницательном и обымчивом разуме"" Волкова, признает в нем ""редкие дарования, украшенные многими учением и прилежанием"". ""Театральное искусство, - прибавляет Новиков, - Волков знал в высшей степени"". По-видимому, в игре его были простота и большая страстность; по крайней мере, один из современников свидетельствует, что ему лучше всего удавалась роль бешеного. В декламации его были, по-видимому, дефекты; она была далека от того совершенства, которого добился Дмитревский. Волков читал стихи, по одному свидетельству, протяжно и нараспев, но голосом гармоничным и звучным, и ""исполненной страсти игрой увлекал и соотечественников, и иностранцев"". В 1759 г. Волков, вместе с актером Шумским, был командирован в Москву, чтобы устроить и там публичный театр. Театр Локателли , в котором в ту пору игрались итальянские оперы и русские драмы, пришел в расстройство; Волков, по-видимому, занялся приведением его в порядок, выписал для этого театра несколько актеров из Петербурга. Ему приписывается видная роль в том перевороте, который возвел на престол Екатерину II . Легенда рассказывает, что он в критическую минуту прочитал, держа перед собой чистый лист, не бывший написанным манифест. Рассказывается, далее, что Екатерина, воцарившись, предложила Волкову быть кабинет-министром, возлагала на него орден Андрея Первозванного, но Волков будто бы от всех этих почестей отказался, сохранив за собой доступ в кабинет государыни без доклада. П.О. Морозов делает вероятную догадку, что все эти рассказы относятся не к актеру Федору Волкову, но к кабинет-секретарю Петра III , Дмитрию Волкову . Невыясненным остается и пожалование Екатериной Волкову дворянства и семисот душ крестьян. В дни коронования императрицы Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарадного гулянья, носившего название: ""Торжествующая Минерва"", по программе, написанной Херасковым , с хорами, написанными Сумароковым. Описание этого грандиозного маскарада дает, заимствовав его из старинной брошюры, И. Горбунов в своих ""Очерках из истории театра"". Волкову это гулянье стоило не только большого труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Он похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине девяностых годов на кладбище установлена памятная доска. Н. Э.
Соседние слова
Что такое Волков Леонид ПетровичЧто значит Волков Матвей Степанович
Что означает Волков Михаил Гаврилович
Значение Волков Михаил Матвеевич
↑ Волков Федор Григорьевич ↓
Что такое Волков Федор Иванович
Что значит Волков Юрий Александрович
Что означает Волкова Анна Алексеевна
Значение Волкова Анна Федоровна
Однокоренные и похожие слова:
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Вологодский (князь Андрей) - Вологодский (князь Андрей) младший сын московского великого ...
- Волобуев Николай Иванович - Волобуев Николай Иванович протоиерей, духовный писатель (1833 ...
- Волконский Федор Федорович - Волконский Федор Федорович князь. Приобрел известность обороной ...
- Волконский Сергей Григорьевич - Волконский, князь Сергей Григорьевич декабрист. Родился в ...
- Волконский Петр Михайлович - Волконский (Петр Михайлович, 1776 1852), светлейший князь, ...
- Волконский Михаил Николаевич - Волконский князь Михаил Николаевич беллетрист (родился в ...
- Волконский Григорий Константинович (Кривой) - Волконский ГригорийКривой Константинович князь и окольничий, становится ...
- Волков Андрей Кононович - Волков Андрей Кононович писатель (1844 1902), ...
- Волков Алексей Алексеевич - Волков Алексей Алексеевич химик (1863 1903). ...
- Волков Александр Андреевич - Волков (Александр Андреевич), действительный статский советник, умер в ...
- Волков Адриан Маркович - Волков Адриан Маркович жанрист (1829 1873). ...
- Волкенштейн Людмила Александровна - Волкенштейн Людмила Александровна участница политического движения (1857 ...
- Волжины - Волжины русский дворянский род, происходящий от Богдана ...
- Воленс Василий Петрович - Воленс Василий Петрович педагог (1836 1903). ...
- Изяслав Ярославич (Димитрий) - Изяслав (Димитрий) Ярославич, старший сын Ярослава I ...