Что такое Сусанин Иван? Значение Сусанин Иван в биографическом словаре

Сусанин Иван - Сусанин (Иван) - крестьянин Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым ; известен как спаситель жизни царя Михаила Феодоровича . До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина была жалованная ему грамота царя Михаила Феодоровича, которой он даровал в 1619 г., ""по совету и прошению матери"" крестьянину Костромского уезда, Сусанину Домнина, ""Богдашке"" Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого ""изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти"". Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. До начала XIX в. никто не думал, однако, видеть в Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем ""Географическом Словаре""; за ним Сергей Глинка в своей ""Истории"", прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Бантыш-Каменский в ""Словаре достопамятных людей Русской земли"". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов (наиболее известны ""Иван Сусанин"" - дума Рылеева , ""Костромские леса"" - драма Н. Полевого , ""Иван Сусанин"" - опера М.И. Глинки ). В 1838 г. в Костроме, по повелению императора Николая I , воздвигнут Сусанину памятник, ""во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения"". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге Сусанина, побудили Н.И. Костомарова отнестись критически и к личности Сусанина, и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что о нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польско-литовского отряда близ села Домнина и что в начале 1613 г. Михаил Феодорович жил со своей матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видел в Сусанине ""одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время"". Ему горячо возражали С.М. Соловьев (""Наше Время"", 1862), М.П. Погодин (""Гражданин"", 1872, № 29 и 1873, № 47), Домнинский (""Русский Архив"", 1871, № 2), Дорогобужин и др.; но все они руководились большей частью теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему ""Записки"" и многочисленные рукописные ""предания"" XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом Сусанина (иные прямо называли его ""мучеником""). В 1882 г. Самарянову , собравшему немало неизданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину, с целью убить новоизбранного царя Михаила Феодоровича, и что Михаил Феодорович ""скрылся от ляхов"" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из села Домнина после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте и др. Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Феодорович жил со своей матерью в селе Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую область польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава; недалеко от села Домнина им попался Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Феодоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман, несмотря на жестокие пытки не выдал места убежища царя и был изрублен поляками ""в мелкие куски"". Из прямых потомков Сусанина переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 г. называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери Сусанина, Антониде Ивановне, в 1633 г. Ср. Н.И. Костомаров ""Исторические монографии и исследования"" (т. I, Санкт-Петербург, 1867); его же ""Личности Смутного времени"" (""Вестник Европы"", 1871, № 6); Самарянов ""Памяти Ивана Сусанина"" (Кострома, 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров ""Заметка о потомках Сусанина"" (""Труды Археографической Комиссии при Императорском Московском Обществе"", т. I, вып. I, 1898); Д.И. Иловайский ""Смутное время Московского государства"" (Москва, 1894). В. Р-в.

Сусанин Иван

Сусанин ( Иван ) - крестьянин Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым ; известен как спаситель жизни царя Михаил а Феодоровича . До самого послед него времени единственным документальным источником о жизни и подвиг е Сусанина была жалованная ему грамота царя Михаила Феодоровича, которой он даровал в 1619 г., ""по совету и прошению матери"" крестьянину Костромского уезда, Сусанину Домнина, ""Богдашке"" Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого ""изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь , царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки ... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти"". После дующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и перед авались из рода в род. До начала XIX в. никто не дума л, однако , видеть в Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем ""Географическом Словаре""; за ним Сергей Глинка в своей ""Истории"", прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Бантыш-Каменский в ""Словаре достопамятных людей Русской земли"". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм , повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов ( наиболее известны ""Иван Сусанин"" - дума Рылеева , ""Костромские леса "" - драма Н. Полевого , ""Иван Сусанин"" - опера М.И. Глинки ). В 1838 г. в Костроме, по повелению императора Николая I , воздвигнут Сусанину памятник , ""во свидетельство , что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения"". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге Сусанина, побудили Н.И. Костомаров а отнестись критически и к личности Сусанина, и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того , что о нем не говорится в современных или близ ких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польско-литовского отряда близ села Домнина и что в начале 1613 г. Михаил Феодорович жил со своей матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видел в Сусанине ""одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время"". Ему горячо возражали С.М. Соловьев (""Наше Время "", 1862), М.П. Погодин (""Гражданин"", 1872, № 29 и 1873, № 47), Домнинский (""Русский Архив"", 1871, № 2), Дорогобужин и др.; но все они руководились большей частью теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему ""Записки"" и многочисленные рукописные ""предания"" XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом Сусанина (иные прямо называли его ""мучеником""). В 1882 г. Самарянову , собравшему немало неизданных до него источников, удалось доказать , что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину, с целью убить новоизбранного царя Михаила Феодоровича, и что Михаил Феодорович ""скрылся от ляхов"" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из села Домнина после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов , относящихся к Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте и др. Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол , когда Михаил Феодорович жил со своей матерью в селе Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую область польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава; недалеко от села Домнина им попался Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Феодоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман , несмотря на жестокие пытки не выдал места убежища царя и был изрублен поляками ""в мелкие куски"". Из прямых потомков Сусанина переписная ландратская книга , хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 г. называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева , живших в селе Коробове, пожалованном дочери Сусанина, Антониде Ивановне, в 1633 г. Ср. Н.И. Костомаров ""Исторические монографии и исследования"" (т. I, Санкт-Петербург , 1867); его же ""Личности Смутного времени"" (""Вестник Европы"", 1871, № 6); Самарянов ""Памяти Ивана Сусанина"" ( Кострома , 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров ""Заметка о потомках Сусанина"" (""Труды Археографической Комиссии при Императорском Московском Обществе"", т. I, вып. I, 1898); Д.И. Иловайский ""Смутное время Московского государства"" ( Москва , 1894). В. Р-в.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари