Что такое Розанов Василий Васильевич? Значение Розанов Василий Васильевич в биографическом словаре

Розанов Василий Васильевич - Розанов (Василий Васильевич) - современный философ, публицист и критик, родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля. Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Р. в обширном труде ""О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания"" (Москва, 1886) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Р. дал в статье ""Цель человеческой жизни"" (""Вопросы философии"", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге ""Красота в природе и ее смысл"" (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева . Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. (""Религия и культура"", сборник статей, Санкт-Петербург, 1899). Выступив на это поприще статьей ""Место христианства в истории"" (""Русский Вестник"", 1890, 1 и отд.), Р. обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К.Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Р. (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге ""Сумерки просвещения"" (Санкт-Петербург, 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Р. занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем : ""Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе"" (Санкт-Петербург, 1893) и ""Литературные очерки"", сборник статей (Санкт-Петербург, 1899). О Р. существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева ""Порфирий Головлев о свободе и вере"" (""Вестник Европы"", 1894 год, 2). Его новейшие труды: ""В мире неясного и нерешенного"" (СПб., 1901), ""Природа и история. Сборник статей"" (ib., 1900), ""Семейный вопрос в России"" (ib., 1903). Я. К.

Розанов Василий Васильевич

Розанов ( Василий Васильевич) - современный философ , публицист и критик, родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля. Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Р. в обширном труде ""О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания"" ( Москва , 1886) дает план возможного понимания или познания мира , определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение . Всестороннюю критику утилитаризма Р. дал в статье ""Цель человеческой жизни"" ("" Вопрос ы философии"", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге ""Красота в природе и ее смысл"" (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева . Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. (""Религия и культура"", сборник статей, Санкт-Петербург , 1899). Выступив на это поприще статьей ""Место христианства в истории"" (""Русский Вестник"", 1890, 1 и отд.), Р. обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К.Н. Леонтьева и, наконец , выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Р. (по его мнению, например , день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать , однако , что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статья х его педагогического содержания, собранных в книге ""Сумерки просвещения"" (Санкт-Петербург, 1899). Критик уя современный строй школы и воспитания, Р. находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принцип а образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность ; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа . В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Р. занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем : ""Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе"" (Санкт-Петербург, 1893) и ""Литературные очерки"", сборник статей (Санкт-Петербург, 1899). О Р. существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева ""Порфирий Головлев о свободе и вере"" (""Вестник Европы"", 1894 год, 2). Его новейшие труды: ""В мире неясного и нерешенного"" (СПб., 1901), ""Природа и история . Сборник статей"" (ib., 1900), ""Семейный вопрос в России"" (ib., 1903). Я. К.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари