Что такое Россия, разд. Социология? Значение Россия, разд. Социология в биографическом словаре

Россия, разд. Социология - Рта молодая наука, развившаяся преимущественно за последние тридцать лет, имеет в России нескольких представителей. Первыми ее пионерами у нас были не присяжные ученые, а литературные деятели, выступавшие, с конца шестидесятых годов, главным образом в ""Отечественных Записках"" и ""Знании"". Скоро у нас сделалась возможной речь об особой русской социологической школе, которая называется также субъективной. Примыкая, прежде всего, к ""Курсу положительной философии"" Конта, представители этой школы отнеслись критически и вполне самостоятельно к основным положениям основателя социологии. Главной задачей русской социологии в семидесятых годах было, с одной стороны, применение к изучению общественных явлений принципов эволюционизма, потребовавшее критики основных положений Спенсера и дарвинистических взглядов в социологии, а с другой - разработка сравнительным методом данных этнографии, фольклора, доисторической археологии и истории культуры, в целях социологического знания. Из отдельных важных вопросов русские социологи этого периода занимались в особенности ролью личности в истории и определением того законного субъективизма, который неизбежен в социологии. К этому времени относятся первые социологические работы П.Л. Лаврова (под псевдонимом Миртова) и Н.К. Михайловского , а также и ""Социологические этюды"" С.Н. Южакова . Несколько позднее приняли участие в разработке социологических вопросов представители университетской науки. Уже в 1870 г. в диссертации В.П. Сергеевича: ""Задача и метода государственных наук"" Конту и его социологическому методу было отведено почетное место. В восьмидесятых годах Н.И. Кареев сделал предметом своей докторской диссертации (""Основные вопросы философии истории"") применение новых социологических взглядов к старой проблеме философии истории, а с начала девяностых годов читал в Санкт-Петербургском университете и небольшие социологические курсы (из них образовалась книга: ""Введение в изучение социологии""). Социологическое мышление сильно сказалось на общих теориях права С.А. Муромцева и Н.М. Коркунова . Другое направление социологии на университетской кафедре в Москве было представлено юристом М.М. Ковалевским , который изложил свои основные взгляды в брошюре: ""Историко-сравнительный метод в социологии и приемы изучения права"" и написал ряд работ по эволюции социальных форм. То же направление представлял собой и экономист Н.И. Зибер (""Очерки первобытной экономической культуры""). Оба направления социологии только дополнялись одно другим и даже в тех случаях, когда расходились между собой по отдельным пунктам, не вступали во враждебные отношения. В девяностых годах в русской социологии произошел раскол. Именно в это десятилетие выступили в литературе представители экономического материализма, напавшие на ""субъективную школу"", как на школу, с их точки зрения, ненаучную и отсталую (П.Б. Струве , Н. Бельтов и другие). Господствовавшее до тех пор в русской социологии направление, стремившееся к синтезу позитивизма Конта, эволюционизма Дарвина и Спенсера, экономических формул Маркса, сравнительно-исторического изучения культурных и социальных фактов и современных этических и социальных идей, ближайшую основу социологии полагало в психологии, понимая это слово в самом широком смысле. Новое направление, опирающееся главнейшим образом на Маркса и Энгельса, основу всего общественного развития усматривает в экономических отношениях. В полемике, вызванной появлением этого нового направления, особенно важное место (кроме, конечно, вопроса о взаимных отношениях между экономикой и другими сторонами общественной жизни) принадлежит вопросам о роли личности в истории и о субъективизме в социологии. Субъективную школу экономические материалисты отожествляют с ""народничеством"", но их противники протестуют против этого. Сочинения по социологии (в алфавитном порядке): Арнольди, ""Задачи понимания истории""; Бельтов, ""К вопросу о развитии монистического взгляда на историю""; Глинка , ""Наука о человеческом обществе""; Де-Роберти , ""Социология""; Зверев , ""Основания классификации государств в связи с общим учением о классификации""; Зибер, ""Очерки первобытной экономической культуры""; Каблиц , ""Основы народничества""; Кареев, ""Основные вопросы философии истории"", ""Сущность исторического процесса и роль личности в истории"", ""Историко-философские и социологические этюды"", ""Старые и новые этюды об экономическом материализме"", ""Введение в изучение социологии""; М. Ковалевский, ""Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права"", ""Современный обычай и древний закон"", ""Первобытное право"", ""Очерк происхождения семьи и собственности""; Коркунов, ""Лекции по общей теории права""; Лесевич , ""Опыт критического исследования основоначал позитивной философии""; Лилиенфельд , ""Мысли о социальной науке будущего""; Миртов (Лавров), ""Задачи позитивизма и их решение"", ""Исторические письма"", ""Опыт истории мысли"", ""Цивилизация и дикие племена"", ""Формула прогресса господина Михайловского"", ""До человека""; Милюков , ""Очерки по истории русской культуры"" (введение); Михайловский, ""Аналогический метод в общественной науке"", ""Что такое прогресс?"", ""Борьба за индивидуальность"", ""Герои и толпа"", ""Орган, неделимое, общество"", ""Теория Дарвина и общественная наука"", ""Идеалы человечества и естественный ход вещей"", ""Политическая экономия и общественная наука"" и многое другое; Муромцев, ""Очерки общей теории гражданского права"", ""Определение и основное разделение права""; Николаев , ""Активный прогресс и экономический материализм""; Оболенский , ""Организм и органическая теория"", ""Личность и прогресс"", ""Субъективный и объективный методы в социологии"", ""Что такое прогресс?"", ""Самосознание классов в общественном прогрессе"", ""Новый раскол в нашей интеллигенции"", ""Народники и марксисты""; Писарев , ""Исторические идеи Огюста Конта""; Сергеевич, ""Задача и метода государственных наук""; Слонимский , ""Основные вопросы политики""; Смоликовский, ""Учение О. Конта об обществе"", ""Изложение начал позитивной философии и социологии Конта""; Стронин , ""История и метод"", ""Политика, как наука"", ""История общественности""; Струве, ""Критические заметки к вопросу об экономическом развитии Р.""; Чичерин , ""Социология""; Южаков, ""Социологические этюды"", ""Общежитие и обществоведение""; Юзов (Каблиц), ""Социологические этюды"". Весьма обширна переводная литература по социологии (сочинения Милля, Спенсера, Тарда, Фулье, Гиддингса и других); в скором времени будет издан и русский перевод Конта. Более подробные указания на оригинальную и переводную литературы см. в ""Введении в изучение социологии"", Кареева. Н. К.

Россия, разд. Социология

Рта молодая наука, развившаяся преимущественно за последние тридцать лет, имеет в России нескольких представителей. Первыми ее пионерами у нас были не присяжные ученые, а литературные деятели, выступавшие, с конца шестидесятых годов, главным образом в ""Отечественных Записках"" и ""Знании"". Скоро у нас сделалась возможной речь об о собой русской социологической школе, которая называется также субъективной. Примыкая, прежде всего , к ""Курсу положительной философии"" Конта, представители этой школы отнеслись критически и вполне самостоятельно к основным положениям основателя социологии. Главной задачей русской социологии в семидесятых годах было , с одно й стороны, применение к изучению общественных явлений принципов эволюционизма, потребовавшее критики основных положений Спенсера и дарвинистических взглядов в социологии, а с другой - разработка сравнительным метод ом данных этнографии, фольклора, доисторической археологии и истории культуры, в целях социологического знания . Из отдельных важных вопросов русские социологи э того периода занимались в особенно сти роль ю личности в истории и определением того законного субъективизма, который неизбежен в социологии. К этому времени относятся первые социологические работы П.Л. Лавров а (под псевдонимом Миртов а) и Н.К. Михайловского , а также и ""Социологические этюды "" С.Н. Южаков а . Несколько позднее приняли участие в разработке социологических вопросов представители университетской науки . Уже в 1870 г. в диссертации В.П. Сергеевич а: ""Задача и метода государственных наук"" Конту и его социологическому методу было отведено почетное место . В восьмидесятых годах Н.И. Кареев сделал предметом своей докторской диссертации (""Основные вопросы философии истории"") применение новых социологических взглядов к старой проблеме философии истории, а с начала девяностых годов читал в Санкт-Петербургском университете и небольшие социологические курсы (из них образовалась книга : "" Введение в изучение социологии""). Социологическое мышление сильно сказалось на общих теориях права С.А. Муромцев а и Н.М. Коркунов а . Другое направление социологии на университетской кафедре в Москве было представлено юристом М.М. Ковалевским , который изложил свои основные взгляды в брошюре: ""Историко-сравнительный метод в социологии и приемы изучения права"" и написал ряд работ по эволюции социальных форм. То же направление представлял собой и экономист Н.И. Зибер (""Очерки первобытной экономической культуры""). Оба направления социологии только дополнялись одно другим и даже в тех случаях, когда расходились между собой по отдельным пунктам, не вступали во враждебные отношения . В девяностых годах в русской социологии произошел раскол . Именно в это десятилетие выступили в литературе представители экономического материализма, напавшие на ""субъективную школу"", как на школу, с их точки зрения, ненаучную и отсталую (П.Б. Струве , Н. Бельтов и другие). Господствовавшее до тех пор в русской социологии направление, стремившееся к синтезу позитивизма Конта, эволюционизма Дарвина и Спенсера, экономических формул Маркса , сравнительно-исторического изучения культурных и социальных фактов и современных этических и социальных идей , ближайшую основу социологии полагало в психологии, понимая это слово в самом широком смысле. Новое направление, опирающееся главнейшим образом на Маркса и Энгельса , основу всего общественного развития усматривает в экономических отношениях. В полемике, вызванной появлением этого нового направления, особенно важное место ( кроме , конечно , вопроса о взаимных отношениях между экономикой и другими сторонами общественной жизни) принадлежит вопросам о роли личности в истории и о субъективизме в социологии. Субъективную школу экономические материалисты отожествляют с ""народничеством"", но их против ники протестуют против этого. Сочинения по социологии (в алфавитном порядке): Арнольди , ""Задачи понимания истории""; Бельтов, ""К вопросу о развитии монистического взгляда на историю""; Глинка , "" Наука о человеческом обществе""; Де-Роберти , ""Социология""; Зверев , ""Основания классификации государств в связи с общим учением о классификации""; Зибер, ""Очерки первобытной экономической культуры""; Каблиц , ""Основы народничества""; Кареев, ""Основные вопросы философии истории"", ""Сущность исторического процесса и роль личности в истории"", ""Историко-философские и социологические этюды"", ""Старые и новые этюды об экономическом материализме"", ""Введение в изучение социологии""; М. Ковалевский , ""Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права"", ""Современный обычай и древний закон"", ""Первобытное право"", ""Очерк происхождения семьи и собственности""; Коркунов, ""Лекции по общей теории права""; Лесевич , ""Опыт критического исследования основоначал позитивной философии""; Лилиенфельд , ""Мысли о социальной науке будущего""; Миртов (Лавров), ""Задачи позитивизма и их решение"", ""Исторические письма"", ""Опыт истории мысли"", ""Цивилизация и дикие племена"", ""Формула прогресс а господина Михайловского"", ""До человека""; Милюков , ""Очерки по истории русской культуры"" (введение); Михайловский , ""Аналогический метод в общественной науке"", ""Что такое прогресс?"", ""Борьба за индивидуальность"", ""Герои и толпа"", ""Орган, неделимое , общество"", ""Теория Дарвина и общественная наука"", ""Идеалы человечества и естественный ход вещей"", ""Политическая экономия и общественная наука"" и многое другое; Муромцев, ""Очерки общей теории гражданского права"", ""Определение и основное разделение права""; Николаев , ""Активный прогресс и экономический материализм""; Оболенский , ""Организм и органическая теория"", ""Личность и прогресс"", ""Субъективный и объективный методы в социологии"", ""Что такое прогресс?"", ""Самосознание классов в общественном прогрессе"", ""Новый раскол в нашей интеллигенции"", ""Народники и марксисты""; Писарев , ""Исторические идеи Огюста Конта""; Сергеевич, ""Задача и метода государственных наук""; Слонимский , ""Основные вопросы политики""; Смоликовский, ""Учение О. Конта об обществе"", ""Изложение начал позитивной философии и социологии Конта""; Стронин , ""История и метод"", ""Политика, как наука"", ""История общественности""; Струве, ""Критические заметки к вопросу об экономическом развитии Р.""; Чичерин , ""Социология""; Южаков, ""Социологические этюды"", ""Общежитие и обществоведение""; Юзов (Каблиц), ""Социологические этюды"". Весьма обширна перевод ная литература по социологии (сочинения Милля, Спенсера, Тарда, Фулье , Гиддингса и других); в скором времени будет издан и русский перевод Конта. Более подробные указания на оригинальную и переводную литературы см. в ""Введении в изучение социологии"", Кареева. Н. К.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари