Что такое Римский-Корсаков Николай Андреевич? Значение Римский-Корсаков Николай Андреевич в биографическом словаре

Римский-Корсаков Николай Андреевич - Римский-Корсаков (Николай Андреевич) - известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М.А. Балакиреву . Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали ""Садко"" - симфоническая музыкальная картина, и ""Сербская фантазия""; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова ""Псковитянка"", на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил к ней пролог, под названием ""Боярыня Вера Шелога"". Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 году появилась опера Р.-Корсакова ""Майская ночь"", а в 1882 году - ""Снегурочка"", в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной ""Дубинушки"" в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы ""Млада"" (1892) и ""Ночь перед Рождеством"" (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу ""Садко"", в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, опера ""Садко"" имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера ""Моцарт и Сальери"", на текст Пушкина , поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году - в Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: ""Царская невеста"". Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются ""Антар"", ""Шехерезада"", ""Испанское каприччио"", ""Воскресная увертюра"". Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу ""Борис Годунов"" Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы ""Князь Игорь"" Бородина и в оркестровке ""Каменного гостя"" Даргомыжского . Ему же принадлежит ""Практический учебник гармонии"" (1886). Новые его произведения оперы ""Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-лебеди"", по Пушкину (1900); ""Сервилия"", по Мею (1902); ""Кощей Бессмертный"" (1902) - осенняя сказочка; ""Пан воевода"" в 4 действиях; ""Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"". Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность; таковы Бернгардт (в настоящее время директор Петербургской консерватории), Лядов , Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А.К. Глазунов . Н. С.

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Римский-Корсаков ( Николай Андреевич ) - известный русский композитор , родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М.А. Балакиреву . Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из э того путешествия , Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном из концерт ов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех . За ней, в области симфонической музыки, после довали ""Садко"" - симфоническая музыкальная картина , и ""Сербская фантазия""; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенно сти оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова ""Псковитянка"", на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил к ней пролог , под названием ""Боярыня Вера Шелога"". Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директор ом с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 году появилась опера Р.-Корсакова ""Майская ночь"", а в 1882 году - ""Снегурочка"", в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий ( интересно , например , превращение известной ""Дубинушки"" в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы ""Млада"" (1892) и ""Ночь перед Рождеством"" (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу ""Садко"", в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени . Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, опера ""Садко"" имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера ""Моцарт и Сальери"", на текст Пушкина , поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году - в Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: ""Царская невеста"". Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются ""Антар"", ""Шехерезада"", ""Испанское каприччио"", ""Воскресная увертюра"". Кроме того, он написал струнные квартет и септет , фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу ""Борис Годунов"" Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы ""Князь Игорь"" Бородина и в оркестровке ""Каменного гостя"" Даргомыжского . Ему же принадлежит ""Практический учебник гармонии"" (1886). Новые его произведения оперы ""Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-лебеди"", по Пушкину (1900); ""Сервилия"", по Мею (1902); ""Кощей Бессмертный"" (1902) - осенняя сказочка ; ""Пан воевода"" в 4 действиях; ""Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"". Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность ; таковы Бернгардт (в настоящее время директор Петербургской консерватории), Лядов , Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А.К. Глазунов . Н. С.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари