Пругавин ( Александр Степанович) - публицист-этнограф. Родился в 1850 году в Архангельске, обучался в местной гимназии и Петровской земледельческой и лесной академии , но курса в ней не кончил из-за участия в студенческих волнениях. До 1879 года должен был жить в Архангельской и Воронежской губерниях. Столкновения и знакомства с многочисленными последователями разных сект на Крайнем Севере возбудили в Пругавине желание заняться изучением последних, и результатом этого изучения была его 1-я печатная статья : ""Знаем ли мы раскол?"" (в ""Неделе"", 1877, № 49 и 50, под псевдонимом Борецкого), за которой последовал ряд других, напечатанных в ""Голосе"", ""Новом Времени"", ""Русском Курьере"", ""Стране"", ""Русской Мысли"", ""Вестнике Европы"", ""Русских Ведомостях"", ""Историческом Вестнике"", ""Неделе"" и других. Наиболее замечательные из них: ""Еретики"" (""Голос"", 1880, № 227, 229 и 234; этой статьей Пругавин вызвал участие к узникам в некоторых высокопоставленных лицах и особенно в великом князе Константине Николаевич е , благодаря чему состоялось Высочайшее повеление об освобождении Адриана Пушкина, 15 лет проведшего в полном одиночном заключении на одном из Соловецких островов, и трех старообрядческих епископов из тюрьмы суздальского монастыря), ""Шлиссельбургская крепость"" (""Русская Мысль"", 1880, № 12), "" Раскол и его исследователи"" (ib., 1881, № 2), ""Значение сектантства в русской народной жизни"" (ib., 1881, № 1), ""Алчущие и жаждущие правды"" (ib., 1881, № 10 и 12 и 1882, № 1; статья эта посвящена изучению секты ""сютаевцев"" в Тверской губернии и обратила на себя внимание как в России, особенно графа Л.Н. Толстого , так и за границей. М. де Вогюе на основании ее написал большую статью о Сютаеве в ""Revue des deux mondes"", 1883, № 1), ""Соловецкие узники"" (ib., 1881, № 11), ""Генерал Пашков и его проповеди"" (""Новое Время"", 1880, № 1413), ""Привилегированное сектантство "" и ""Религиозные кружки в Санкт-Петербург е"" (""Голос"", 1882, № 67, 74, 87 и другие), ""Пашковцы"" (""Русская Мысль"", 1884, № 5; - о Пашкове и пашковцах Пругавин первый поднял вопрос в печати), ""Немоляки"" (""Вестник Европы"", 1883, № 2), ""Уральское старообрядчество"" (""Голос"", 1883, № 33 и 37), ""Чернокнижники"" (""Русские Ведомости"", 1883, № 151 и 152), ""Губернаторское описание Выгорецкого общества"" (""Исторический Вестник"", 1883, № 8), ""Русские сектанты до закона 3 мая 1883 года"" (""Русская Мысль"", 1883, № 10 и 11), ""Штунда в Орловской губернии"" (""Русские Ведомости"", 1884, № 63 и 70), ""Вредные секты. Очерки уральского сектантства по официальным данным"" (""Русская Старина"", 1884, № 3 и 4), ""Духовно-библейское братство . Очерки еврейского религиозного движения"" (""Исторический Вестник"", 1884, № 11 и 12), ""Граф Лев Николаевич и Сютаев"" (""Неделя"", 1885, № 39, под псевдонимом Борецкий) и ""Религиозные кружки в Москве"" (""Северный Вестник"", 1887, № 2). Две попытки Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей. Книги : ""Раскол внизу и раскол вверху . Очерки современного сектантства"" (Санкт-Петербург, 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; ""Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа"" (Санкт-Петербург, 1884) уничтожена по требованию духовной цензуры. Появилась в отд. изд. из работ П. по расколу только ""Раскол и сектантство. Материалы для религиозно-бытовых движений русского народа. Выпуск 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений"" ( Москва , 1887). В своих трудах о расколе Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников и доказывал ""тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа"". Не имея возможности продолжать далее исследований сектантства, Пругавин обратился в 1888 году к изучению грамотности в нашем простом народе и по этому вопросу отдельно издал ""Программу для собирания сведений о том, что читает народ"" (Москва, 1888; 2-е изд., 1891); ""Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения"" (Москва, 1890; 2-е изд., 1895; это обширная книга , в которую вошли чрезвычайно ценные статьи о вольных крестьянских школах, о лубочной литературе, о публичных чтениях для народа и т. д., печатавшиеся ранее в разных повременных изданиях, преимущественно в ""Русских Ведомостях"" и ""Русской Мысли""); ""Законы и справочные сведения о начальном народном образовании"" (Санкт-Петербург, 1898). Его новейшие труды: ""Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости"" (СПб., 1903); ""Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола"" (Москва, 1904); ""Религиозные отщепенцы"" (2 выпуск, СПб., 1904); ""Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством"" (Москва, 1905); ""Раскол и сектантство в русской народной жизни"" (Москва, 1905).
Что такое Пругавин Александр Степанович? Значение Пругавин Александр Степанович в биографическом словаре
Пругавин Александр Степанович - Пругавин (Александр Степанович) - публицист-этнограф. Родился в 1850 году в Архангельске, обучался в местной гимназии и Петровской земледельческой и лесной академии, но курса в ней не кончил из-за участия в студенческих волнениях. До 1879 года должен был жить в Архангельской и Воронежской губерниях. Столкновения и знакомства с многочисленными последователями разных сект на Крайнем Севере возбудили в Пругавине желание заняться изучением последних, и результатом этого изучения была его 1-я печатная статья: ""Знаем ли мы раскол?"" (в ""Неделе"", 1877, № 49 и 50, под псевдонимом Борецкого), за которой последовал ряд других, напечатанных в ""Голосе"", ""Новом Времени"", ""Русском Курьере"", ""Стране"", ""Русской Мысли"", ""Вестнике Европы"", ""Русских Ведомостях"", ""Историческом Вестнике"", ""Неделе"" и других. Наиболее замечательные из них: ""Еретики"" (""Голос"", 1880, № 227, 229 и 234; этой статьей Пругавин вызвал участие к узникам в некоторых высокопоставленных лицах и особенно в великом князе Константине Николаевиче , благодаря чему состоялось Высочайшее повеление об освобождении Адриана Пушкина, 15 лет проведшего в полном одиночном заключении на одном из Соловецких островов, и трех старообрядческих епископов из тюрьмы суздальского монастыря), ""Шлиссельбургская крепость"" (""Русская Мысль"", 1880, № 12), ""Раскол и его исследователи"" (ib., 1881, № 2), ""Значение сектантства в русской народной жизни"" (ib., 1881, № 1), ""Алчущие и жаждущие правды"" (ib., 1881, № 10 и 12 и 1882, № 1; статья эта посвящена изучению секты ""сютаевцев"" в Тверской губернии и обратила на себя внимание как в России, особенно графа Л.Н. Толстого , так и за границей. М. де Вогюе на основании ее написал большую статью о Сютаеве в ""Revue des deux mondes"", 1883, № 1), ""Соловецкие узники"" (ib., 1881, № 11), ""Генерал Пашков и его проповеди"" (""Новое Время"", 1880, № 1413), ""Привилегированное сектантство"" и ""Религиозные кружки в Санкт-Петербурге"" (""Голос"", 1882, № 67, 74, 87 и другие), ""Пашковцы"" (""Русская Мысль"", 1884, № 5; - о Пашкове и пашковцах Пругавин первый поднял вопрос в печати), ""Немоляки"" (""Вестник Европы"", 1883, № 2), ""Уральское старообрядчество"" (""Голос"", 1883, № 33 и 37), ""Чернокнижники"" (""Русские Ведомости"", 1883, № 151 и 152), ""Губернаторское описание Выгорецкого общества"" (""Исторический Вестник"", 1883, № 8), ""Русские сектанты до закона 3 мая 1883 года"" (""Русская Мысль"", 1883, № 10 и 11), ""Штунда в Орловской губернии"" (""Русские Ведомости"", 1884, № 63 и 70), ""Вредные секты. Очерки уральского сектантства по официальным данным"" (""Русская Старина"", 1884, № 3 и 4), ""Духовно-библейское братство. Очерки еврейского религиозного движения"" (""Исторический Вестник"", 1884, № 11 и 12), ""Граф Лев Николаевич и Сютаев"" (""Неделя"", 1885, № 39, под псевдонимом Борецкий) и ""Религиозные кружки в Москве"" (""Северный Вестник"", 1887, № 2). Две попытки Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей. Книги: ""Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства"" (Санкт-Петербург, 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; ""Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа"" (Санкт-Петербург, 1884) уничтожена по требованию духовной цензуры. Появилась в отд. изд. из работ П. по расколу только ""Раскол и сектантство. Материалы для религиозно-бытовых движений русского народа. Выпуск 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений"" (Москва, 1887). В своих трудах о расколе Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников и доказывал ""тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа"". Не имея возможности продолжать далее исследований сектантства, Пругавин обратился в 1888 году к изучению грамотности в нашем простом народе и по этому вопросу отдельно издал ""Программу для собирания сведений о том, что читает народ"" (Москва, 1888; 2-е изд., 1891); ""Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения"" (Москва, 1890; 2-е изд., 1895; это обширная книга, в которую вошли чрезвычайно ценные статьи о вольных крестьянских школах, о лубочной литературе, о публичных чтениях для народа и т. д., печатавшиеся ранее в разных повременных изданиях, преимущественно в ""Русских Ведомостях"" и ""Русской Мысли""); ""Законы и справочные сведения о начальном народном образовании"" (Санкт-Петербург, 1898). Его новейшие труды: ""Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости"" (СПб., 1903); ""Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола"" (Москва, 1904); ""Религиозные отщепенцы"" (2 выпуск, СПб., 1904); ""Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством"" (Москва, 1905); ""Раскол и сектантство в русской народной жизни"" (Москва, 1905).
Соседние слова
Что такое ПротопоповыЧто значит Прохор (епископ ростовский)
Что означает Прохор (преподобный отец печерский)
Значение Прохоров Василий Александрович
↑ Пругавин Александр Степанович ↓
Что такое Пругавин Виктор Степанович
Что значит Пруссак Александр Федорович
Что означает Прутков Козьма Петрович
Значение Прушинские
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Пустошкин Семен Афанасьевич - Пустошкин (Семен Афанасьевич, 1759 1846) адмирал. ...
- Пусторослевы - Пусторослевы дворянский род, происходящий от Юрия Лозынича, ...
- Пустарнаков Павел Петрович - Пустарнаков (Павел Петрович) известный скрипачвиртуоз (1861 ...
- Пуриевич Константин Адрианович - Пуриевич (Константин Адрианович) ботаник (родился в 1866 ...
- Пуни Цезарь - Пуни Цезарь известный балетный композитор, написавший более ...
- Пузыревский Платон Александрович - Пузыревский (Платон Александрович, 1831 71) профессор ...
- Пузына (z Kozielska Puzyna) - Пузына (z Kozielska Puzyna) княжеский род, ныне ...
- Протопопов Василий Михайлович - Протопопов (Василий Михайлович, умер в 1810 году) ...
- Протасьевы - Протасьевы дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных ...
- Протасов-Бахметев Николай Алексеевич - ПротасовБахметев (граф, Николай Алексеевич) родился в 1834 ...
- Протасов Алексей Протасьевич - Протасов (Алексей Протасьевич, 1724 1796) анатом, ...
- Прончищев Василий - Прончищев (Василий) лейтенант, участник и деятель большой ...
- Прокунин Михаил Павлович - Прокунин (Михаил Павлович, родился в 1860 г.) ...
- Прокошев Павел Александрович - Прокошев (Павел Александрович, родился в 1868 г.) ...
- Вендрамини (Francesco Vendramini) - Вендрамини (Francesco Vendramini) гравер пунктирной манерой, итальянец ...