Что такое Назарьянц Степанос? Значение Назарьянц Степанос в биографическом словаре

Назарьянц Степанос - Назарьянц, Степанос - один из виднейших деятелей армянского возрождения в пределах России (1812 - 1879). Учился в тифлисской духовной семинарии, где сблизился с Х. Абовьяном (будущим романистом), и на философском факультете Дерптского университета. В 1842 году Н. был назначен в Казанский университет адъюнкт-профессором армянского языка. Получил степень доктора за диссертацию: ""Обозрение истории гайканской письменности в новейшие времена"" (первый случай получения армянином ученой степени). Состоял профессором персидской и арабской словесности в московском Лазаревском институте. Напечатал ряд сочинений на армянском языке (""Психология, основанная на опыте"", ""Христоматия новоармянского языка"" и другие); издавал в Москве, с 1858 по 1864 год, ""Северное Сияние"" - первый у русских армян журнал европейского типа и прогрессивного направления. Деятельным помощником Н. был Налбандьян . Благодаря ""Северному Сиянию"", Москва временно сделалась главным культурным центром русских армян. Просветительная программа Н. затрагивала почти все стороны армянской жизни. Новый армянский язык (ашхарапар) был тогда в загоне и дробился на диалекты; в литературе, науке, церкви и школе царил древний, классический армянский язык (грапар), давно ставший непонятным массе. Н. доказал жизнеспособность ашхарапара, издавая на нем журнал и побуждая других к его разработке. Деятельность Н. в этом направлении вызвала резкие нападки, напоминающие борьбу шишковистов с кружком Карамзина , причем и между армянами, защитники старого языка были вообще сторонниками всего традиционного и охранительного. Н. проводил мысль, что армяне должны усвоить западную культуру и затем, исполняя свое историческое назначение, распространить ее блага среди народов ближнего Востока. Он доказывал, что нужно увеличить число армянских школ, преобразовать программу существующих, искоренить схоластику, посылать молодых людей за границу для продолжения занятий, учредить высшее армянское учебное заведение. Он стоял за издание дешевых книг для народа, за основание в главных центрах книжных магазинов и библиотек, за развитие национальной сцены. В области церковных дел Н. требовал поднятия уровня духовенства; по его мысли устроена в Эчмиадзине академия для подготовки образованных священников. Он проповедовал полную терпимость по отношению к армянам-католикам и армянам-протестантам. Он убеждал армян развить в себе дух инициативы, не полагаться только на поддержку богачей, основывать общества с благотворительными и образовательными целями (этот призыв не остался без последствий). Горячо любя родину, он не закрывал глаза на отрицательные стороны своих соотечественников, обличал их недостатки и пороки, доходя порой даже до беспощадной критики, создавшей ему много врагов среди армян. Н. явился вдохновителем других деятелей, исполнивших многое из того, о чем он мечтал; основные его идеи продолжают и теперь жить в армянской публицистике. По-армянски есть специальная двухтомная монография о Н., написанная Лео (псевдоним), 1902. - Ср. этюд Ю. Веселовского ""60-е годы и армянские журнал в Москве"" (во втором томе его ""Литературных Очерков"", М., 1910). Ю. Веселовский.

Назарьянц Степанос

Назарьянц, Степанос - один из виднейших деятелей армянского возрождения в пределах России (1812 - 1879). Учился в тифлисской духовной семинарии, где сблизился с Х. Абовьяном (будущим романистом), и на философском факультете Дерптского университет а. В 1842 году Н. был назначен в Казанский университет адъюнкт-профессором армянского язык а. Получил степень доктора за диссертацию: ""Обозрение истории гайканской письменности в новейшие времена"" ( первый случай получения армянином ученой степени). Состоял профессором персидской и арабской словесности в московском Лазаревском институте. Напечатал ряд сочинений на армянском языке (""Психология, основанная на опыте"", ""Христоматия новоармянского языка"" и другие); издавал в Москве, с 1858 по 1864 год, ""Северное Сияние"" - первый у русских армян журнал европейского типа и прогрессивного направления. Деятельным помощником Н. был Налбандьян . Благодаря ""Северному Сиянию"", Москва временно сделалась главным культурным центром русских армян. Просветительная программа Н. затрагивала почти все стороны армянской жизни. Новый армянский язык (ашхарапар) был тогда в загоне и дробился на диалекты; в литературе, науке, церкви и школе царил древний , классический армянский язык (грапар), давно ставший непонятным массе. Н. доказал жизнеспособность ашхарапара, издавая на нем журнал и побуждая других к его разработке. Деятельность Н. в этом направлении вызвала резкие нападки , напоминающие борьбу шишковистов с кружком Карамзина , причем и между армянами, защитники старого языка были вообще сторонниками всего традиционного и охранительного. Н. проводил мысль , что армяне должны усвоить западную культуру и затем , исполняя свое историческое назначение , распространить ее блага среди народов ближнего Востока. Он доказывал, что нужно увеличить число армянских школ, преобразовать программу существующих, искоренить схоластику, посылать молодых людей за границу для продолжения занятий, учредить высшее армянское учебное заведение . Он стоял за издание дешевых книг для народа, за основание в главных центрах книжных магазинов и библиотек, за развитие национальной сцены. В области церковных дел Н. требовал поднятия уровня духовенства; по его мысли устроена в Эчмиадзине академия для подготовки образованных священников. Он проповедовал полную терпимость по отношению к армянам-католикам и армянам-протестантам. Он убеждал армян развить в себе дух инициативы, не полагаться только на поддержку богачей, основывать общества с благотворительными и образовательными целями ( этот призыв не остался без последствий). Горячо любя родину, он не закрывал глаза на отрицательные стороны своих соотечественников, обличал их недостатки и пороки, доходя порой даже до беспощадной критики, создавшей ему много врагов среди армян. Н. явился вдохновителем других деятелей, исполнивших многое из того , о чем он мечтал; основные его идеи продолжают и теперь жить в армянской публицистике. По-армянски есть специальная двухтомная монография о Н., написанная Лео ( псевдоним ), 1902. - Ср. этюд Ю. Веселовского ""60-е годы и армянские журнал в Москве"" (во втором томе его ""Литературных Очерков"", М., 1910). Ю. Веселовский .

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари