Что такое Марфа Ивановна? Значение Марфа Ивановна в биографическом словаре

Марфа Ивановна - Марфа Ивановна - великая ""инокиня"" - царица, мать царя Михаила Федоровича (умерла в 1631 г.). Дочь избранного в ""тысячу"" Грозного Ивана Васильевича Шестова, из захудалого, но ""доброго"" рода (одного корня с Салтыковыми и Морозовыми), Ксения Ивановна около 1585 г. вышла замуж за сына знатного боярина и родственника царского Никиты Романовича - Федора . Она имела от него несколько человек детей, из которых большинство умерло в младенчестве, и к 1601 г. в живых оставались только Татьяна и Михаил (будущий царь). В этом году суровая опала государева, постигшая ""Никитичей"" Романовых, разрушила семейное счастье Ксении Ивановны. Как и муж ее, насильственно постриженная в монашество (с именем Марфы), она была разлучена даже и с детьми и сослана в заточенье в Заонежские погосты. Только торжество Самозванца вернуло ей свободу, и годы 1606 - 1608 она прожила, вероятно, в Ростове, куда Филарет (бывший Федор Никитич) был поставлен в митрополиты, с сыном (дочь была уже замужем за князем Иваном Михайловичем Катыревым-Ростовским ). В 1608 г. Филарет был схвачен тушинцами и отвезен в их ""столицу"", а в начале 1610 г., ""отполоненный"" у них, попал в Москву. Сюда же переселилась, не знаем когда, и Марфа с сыном, пережила здесь страшные дни народного восстания в марте 1611 г., томительную и тягостную осаду и только по приходе второго земского ополчения, в сентябре 1612 г., отпущенная поляками, выехала в свою приданную вотчину, село Домнино (Костромской губернии), откуда ездила по ближайшим монастырям, молясь о муже. Между тем по освобождении Москвы земский собор наметил сына ее в цари. До окончательного провозглашения его царем с ней, вероятно, велись переговоры, чтобы получить ее согласие. 21 февраля Михаил был провозглашен царем, 14 марта в костромском Ипатьевском монастыре Марфа с сыном принимала соборное посольство и после нескольких, больше требуемых этикетом, отказов благословила сына на царство, а 2 мая торжественно вступила с ним в Москву. При молодом, неопытном, довольно мягком государе и послушном сыне его матери должна была принадлежать большая роль в управлении. Однако, инокиня - царица очень редко выступала как соправительница сына. Такой можно видеть ее, например, в деле известного архимандрита Дионисия (XVI, 376 - 377) по поводу его книжных исправлений, когда его допрашивали в ее покоях, в Вознесенском монастыре, и когда напуганная новой ""ересью"" царица изъявила согласие на суровое наказание невинного исправителя. Ее влияние было больше келейным, но оно ярко сказалось в составе правящей среды при царе Михаиле, в которую Марфа с самого начала ввела своих родственников: братьев Салтыковых, Михалкова и других. Заняв крупные посты и опираясь на родство с матерью-царицей, они, особенно Салтыковы, стали почти временщиками, давая чувствовать свою силу массе служилого люда, разбирая и раздавая родне и друзьям дворцовые и черные, а то и владельческие - служилых людей земли. Впрочем, встречаются жалобы и на саму Марфу, в отбирании вочтин у служилых людей. С возвращением из плена Филарета (1619) влияние матери и ее значение падают, Салтыковы даже попадают в ссылку. Хозяйство, рукоделья и богомолье были главным уделом царицы-инокини. - Погребена она в усыпальнице Романовых - в Новоспасском монастыре - Удовлетворительной в научном отношении биографии Марфы нет. П. Л.

Марфа Ивановна

Марфа Ивановна - великая "" инокиня "" - царица , мать царя Михаил а Федор овича (умерла в 1631 г.). Дочь избранного в ""тысячу"" Грозного Ивана Васильевича Шестова, из захудалого, но ""доброго"" рода (одного корня с Салтыковы ми и Морозовыми), Ксения Ивановна около 1585 г. вышла замуж за сына знатного боярина и родственника царского Никиты Романовича - Федора . Она имела от него несколько человек детей, из которых большинство умерло в младенчестве, и к 1601 г. в живых оставались только Татьяна и Михаил ( будущий царь ). В этом году суровая опала государева, постигшая ""Никитичей"" Романовых, разрушила семейное счастье Ксении Ивановны. Как и муж ее, насильственно постриженная в монашество (с именем Марфы), она была разлучена даже и с детьми и сослана в зат очень е в Заонежские погосты. Только торжество Самозванца вернуло ей свободу, и годы 1606 - 1608 она прожила, вероятно , в Ростове, куда Филарет ( бывший Федор Никитич) был поставлен в митрополиты, с сыном (дочь была уже замужем за князем Иваном Михайловичем Катыревым-Ростовским ). В 1608 г. Филарет был схвачен тушинцами и отвезен в их ""столицу"", а в начале 1610 г., ""отполоненный"" у них, попал в Москву. Сюда же переселилась, не знаем когда , и Марфа с сыном, пережила здесь страшные дни народного восстания в марте 1611 г., томительную и тягостную осаду и только по приходе второго земского ополчения, в сентябре 1612 г., отпущенная поляками, выехала в свою приданную вотчину, село Домнино ( Костромской губернии), откуда ездила по ближайшим монастырям, молясь о муже. Между тем по освобождении Москвы земский собор наметил сына ее в цари. До окончательного провозглашения его царем с ней, вероятно, велись переговоры , чтобы получить ее согласие . 21 февраля Михаил был провозглашен царем, 14 марта в костромском Ипатьевском монастыре Марфа с сыном принимала соборное посольство и после нескольких, больше требуемых этикетом, отказов благословила сына на царство , а 2 мая торжественно вступила с ним в Москву. При молодом, неопытном, довольно мягком государе и послушном сыне его матери должна была принадлежать большая роль в управлении. Однако , инокиня - царица очень редко выступала как соправительница сына. Такой можно видеть ее, например , в деле известного архимандрита Дионисия (XVI, 376 - 377) по поводу его книжных исправлений, когда его допрашивали в ее покоях, в Вознесенском монастыре, и когда напуганная новой ""ересью"" царица изъявила согласие на суровое наказание невинного исправителя. Ее влияние было больше келейным, но оно ярко сказалось в составе правящей среды при царе Михаиле, в которую Марфа с самого начала ввела своих родственников: братьев Салтыковых, Михалкова и других. Заняв крупные посты и опираясь на родство с матерью-царицей, они, особенно Салтыковы, стали почти временщиками, давая чувствовать свою силу массе служилого люда, разбирая и раздавая родне и друзьям дворцовые и черные , а то и владельческие - служилых людей земли. Впрочем , встречаются жалобы и на саму Марфу, в отбирании вочтин у служилых людей. С возвращением из плена Филарета (1619) влияние матери и ее значение падают, Салтыковы даже попадают в ссылку. Хозяйство , рукоделья и богомолье были главным уделом царицы-инокини. - Погребена она в усыпальнице Романовых - в Новоспасском монастыре - Удовлетворительной в научном отношении биографии Марфы нет. П. Л.

Однокоренные и похожие слова:

артист мар мар м. местн. мара мара ж. местн. мара1 ж. мара2 и мара ж. местн. мари николай николаевич мари1 мн. нескл. мари2 м. и ж. нескл. марии-зажги-снега мария александровна (великая княгиня) мария александровна (императрица) мария александровна (феотиния) мария борисовна мария владимировна (дочь старицкого князя) мария владимировна (жена михаила феодоровича) мария григорьевна мария ильинична (милославская) мария максимилиановна мария николаевна мария павловна (великая герцогиня) мария павловна (великая княгиня) мария петровна мария темрюковна мария феодоровна (в иночестве марфа) мария феодоровна (супруга александра iii) мария феодоровна (супруга павла i) мария ярославовна мария-доброгнева владимировна (добронега) марка марка гербовая марка грузовая марка производственная марка товарная марка торговая марка фабричная марка1 ж. марка2 ж. марка3 ж. маркий марь марья маря

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари