Что такое Кюи Цезарь Антонович? Значение Кюи Цезарь Антонович в биографическом словаре

Кюи Цезарь Антонович - Кюи, Цезарь Антонович - инженер-генерал, замечательный русский композитор. Родился 6 января 1835 г. в городе Вильне; сын француза, оставшегося в России после похода 1812 г., и литвинки Юлии Гуцевич. Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильно Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего полгода. В 1851 г. Кюи поступил в инженерное училище, через четыре года был произведен в офицеры, а еще через два окончил инженерную академию. Оставленный при ней репетитором топографии, потом преподавателем фортификации, он в 1878 г., после блестящей работы о русских и турецких укреплениях (1877), был назначен профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трех военных академиях: генерального штаба, инженерной и артиллерийской. Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 г. (""6 Польских песен"", изданы в Москве, в 1901 г.), но серьезно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В.А. Крылова , ""Исторический Вестник"", 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: ""Тайна"" и ""Спи, мой друг"", на слова Кольцова - дуэт ""Так и рвется душа"". Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи. В 1858 г. Кюи женился на ученице Даргомыжского, М.Р. Бамберг. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы ее фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) - идея, явно навеянная Шуманом, имевшим вообще большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества (14 декабря 1859 г.) было публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы ""Кавказский Пленник"" (1857 - 1858), позже переделанной в трехактную и поставленной в 1883 г. на сцену в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре ""Сын Мандарина"" (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автора, его жены и Мусоргского, а публично - в Клубе Художников в Петербурге (1878). Реформаторские начинания в области драматической музыки, отчасти под влиянием Даргомыжского, в противовес условностям и банальностям итальянской оперы выразились в опере ""Вильям Ратклиф"" (на сюжет Гейне), начатой (в 1861 г.) еще ранее ""Каменного Гостя"". Единение музыки и текста, тщательная разработка вокальных партий, применение в них не столько кантилены (все же являющейся там, где требует текст), сколько мелодического, певучего речитатива, трактовка хора, как выразителя жизни масс, симфоничность оркестрового сопровождения - все эти особенности, в связи с достоинствами музыки, красивой, изящной и оригинальной (особенно в гармонии) сделали ""Ратклифа"" новым этапом в развитии русской оперы, хотя музыка ""Ратклифа"" и не имеет национального отпечатка. Слабейшей стороной партитуры ""Ратклифа"" была оркестровка. Значение ""Ратклифа"", поставленного в Мариинском театре (1869), не было оценено публикой, может быть, и ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор (письмом в редакцию ""Санкт-Петербургских Ведомостей""), прося публику не посещать представлений его оперы (о ""Ратклифе"" см. статью Римского-Корсакова в ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" 14 февраля 1869 г. и в посмертном издании его статей). ""Ратклиф"" вновь появился в репертуаре лишь спустя 30 лет (на частной сцене в Москве). Подобная же участь постигла ""Анджело"" (1871 - 1875, на сюжет В. Гюго), где те же оперные принципы получили свое полное завершение. Поставленная в Мариинском театре (1876), опера эта в репертуаре не удержалась и возобновлена была лишь на несколько представлений на той же сцене в 1910 г., в ознаменование 50-летия композиторской деятельности автора. Больший успех ""Анджело"" имел в Москве (Большой театр, 1901). К тому же времени (1872) относится и ""Млада"" (1 акт; см. Бородин). Рядом с ""Анджело"" по художественной законченности и значительности музыки можно поставить оперу ""Flibustier"" (русский перевод - ""У моря""), написанную (1888 - 1889) на текст Жана Ришпена и шедшую, без особого успеха, только в Париже, на сцене Opera Comique (1894). В музыке ее французский текст трактован с той же правдивой выразительностью, как русский - в русских операх Кюи. В остальных произведениях драматической музыки: ""Сарацин"" (на сюжет ""Карл VII у своих вассалов"" А. Дюма, соч. 1896 - 1898; Мариинский театр, 1899); ""Пир во время чумы"" (соч. 1900; исполнена в Санкт-Петербурге и Москве); ""M-lle Фифи"" (соч. 1900, на сюжет Мопассана; исполнена в Москве и Петрограде); ""Матео Фальконе"" (соч. 1901, по Мериме и Жуковскому , исполнена в Москве) и ""Капитанская Дочка"" (соч. 1907 - 1909, Мариинский театр, 1911; в Москве, 1913) Кюи, не изменяя резко своим прежним оперным принципам, отдает (отчасти в зависимости от текста) явное предпочтение кантилене. В отдельную рубрику следует выделить оперы для детей: ""Снежный Богатырь"" (1904); ""Красная Шапочка"" (1911); ""Кот в сапогах"" (1912); ""Иванушка-Дурачок"" (1913). В них, как и в своих детских песнях, Кюи проявил много простоты, нежности, грации, остроумия. - После опер наибольшее художественное значение имеют романсы Кюи (около 400), в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда правдивое выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепьянной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические - область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи дает целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейшем периоде творчества Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремится выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта (Ришпэна, Пушкина , Некрасова , графа А.К. Толстого ). К вокальной музыке относятся еще около 70 хоров и 2 кантаты: 1) ""В честь 300-летия Дома Романовых"" (1913) и 2) ""Твой стих"" (слова И. Гриневской ), в память Лермонтова . В инструментальной музыке - для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов - Кюи не так типичен, но и в этой области им написаны: 4 сюиты (одна из них - 4 - посвящена M-me Mercy d'Argenteau, большому другу Кюи, для распространения сочинений которого во Франции и Бельгии она сделала очень много), 2 скерцо, тарантелла (есть блестящая фортепьянная транскрипция Ф. Листа), ""Marche solennelle"" и вальс (ор. 65). Затем идут 3 струнных квартета, много пьес для фортепиано, для скрипки и для виолончели. Всего издано (до 1915 г.) 92 opus'a Кюи; в это число не входят оперы и другие сочинения (свыше 10), между прочим, конец 1-й сцены в ""Каменном Госте"" Даргомыжского (написанный согласно предсмертной воле последнего). Талант Кюи - более лирический, чем драматический, хотя нередко он достигает в своих операх значительной силы трагизма; особенно ему удаются женские характеры. Мощь, грандиозность чужды его музыке. Все грубое, безвкусное или банальное ему ненавистно. Он тщательно отделывает свои сочинения и скорее склонен к миниатюре, чем к широким построениям, к вариационной форме, чем к сонатной. Он неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен он в ритмике, редко обращается к контрапунктическим комбинациям и не вполне свободно владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, нося черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полета мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера. - Начавшаяся в 1864 г. (""Санкт-Петербургские Ведомости"") и продолжавшаяся до 1900 г. (""Новости"") музыкально-критическая деятельность Кюи имела большое значение в истории музыкального развития России. Боевой, прогрессивный характер (особенно в более раннем периоде), пламенная пропаганда Глинки и ""новой русской школы"", литературный блеск, остроумие, создали ему, как критику, огромное влияние. Он пропагандировал русскую музыку и за границей, сотрудничая во французской прессе и издав статьи свои из ""Revue et gazette musicale"" (1878 - 1880) отдельной книжкой ""La musique en Russie"" (П., 1880). К крайним увлечениям Кюи относится его умаление классиков (Моцарта, Мендельсона) и отрицательное отношение к Р. Вагнеру. Отдельно изданы им: ""Кольцо Нибелунгов"" (1889); ""История фортепианной литературы"" курс А. Рубинштейна (1889); ""Русский романс"" (СПб., 1896). В 1896 - 1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества. - Сочинения Кюи по военно-инженерному делу: ""Краткий учебник полевой фортификации"" (7 изданий); ""Путевые заметки инженерного офицера на театре войны в Европе Турции"" (""Инженерный Журнал""); ""Атака и оборона современных крепостей"" (""Военный Сборник"", 1881); ""Бельгия, Антверпен и Бриальмон"" (1882); ""Опыт рационального определения величины гарнизона крепости"" (""Инженерный Журнал""); ""Роль долговременной фортификации при обороне государств"" (""Курс Ник. Инженерной Академии""); ""Краткий исторический очерк долговременной фортификации"" (1889); ""Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ"" (1892); ""Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения"" (1892). - См. В. Стасов ""Биографический очерк"" (""Артист"", 1894, № 34); С. Кругликов ""Вильям Ратклиф"" (там же); Н. Финдейзен ""Библиографический указатель музыкальных произведений и критический статей Кюи"" (1894); ""С. Cui. Esquisse critique par la C-tesse de Mercy Argenteau"" (II, 1888; единственное по обстоятельности сочинение о Кюи); П. Веймарн ""Цезарь Кюи, как романсист"" (СПб., 1896); Контяев ""Фортепианные произведения Кюи"" (СПб., 1895). Григорий Тимофеев.

Кюи Цезарь Антонович

Кюи, Цезарь Антонович - инженер-генерал, замечательный русский композитор . Родился 6 января 1835 г. в городе Вильне; сын француза, оставшегося в России после похода 1812 г., и литвинки Юлии Гуцевич. Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влияние м мазурок Шопена, оставшегося на всегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильно Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем , всего полгода . В 1851 г. Кюи поступил в инженерное училище , через четыре года был произведен в офицеры , а еще через два окончил инженерную академию. Оставленный при ней репетитором топографии, потом преподавателем фортификации, он в 1878 г., после блестящей работы о русских и турецких укреплениях (1877), был назначен профессором, занимая кафедру по своей специально сти одновременно в трех военных академиях: генерального штаба, инженерной и артиллерийской. Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 г. (""6 Польских песен"", изданы в Москве, в 1901 г.), но серьезно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В.А. Крылова , "" Исторический Вестник"", 1894, II). На текст ы Крылова написаны романсы: ""Тайна"" и ""Спи, мой друг"", на слова Кольцова - дуэт ""Так и рвется душа"". Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом период е творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наи более уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородин ым (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи. В 1858 г. Кюи женился на ученице Даргомыжского, М.Р. Бамберг. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы ее фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) - идея , явно навеянная Шуманом, имевшим вообще большое влияние на Кюи. Исполнение э того скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыка льного Общества (14 декабря 1859 г.) было публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в опер ной форме: два акта оперы ""Кавказский Пленник"" (1857 - 1858), позже переделанной в трехактную и поставленной в 1883 г. на сцену в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре ""Сын Мандарина"" (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автор а, его жены и Мусоргского, а публично - в Клубе Художников в Петербурге (1878). Реформаторские начинания в области драматической музыки, отчасти под влиянием Даргомыжского, в против овес условностям и банальностям итальянской оперы выразились в опере ""Вильям Ратклиф"" (на сюжет Гейне ), начатой (в 1861 г.) еще ранее ""Каменного Гостя"". Единение музыки и текста, тщательная разработка вокальных партий, применение в них не с только кантилены (все же являющейся там, где требует текст), сколько мелодического, певучего речитатива, трактовка хора , как выразителя жизни масс , симфоничность оркестрового сопровождения - все эти особенно сти, в связи с достоинствами музыки, красивой, изящной и оригинальной (особенно в гармонии) сделали ""Ратклифа"" новым этапом в развитии русской оперы, хотя музыка ""Ратклифа"" и не имеет национального отпечатка. Слабейшей стороной партитуры ""Ратклифа"" была оркестровка . Значение ""Ратклифа"", поставленного в Мариинском театр е (1869), не было оценено публикой, может быть , и ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал сам автор (письмом в редакцию ""Санкт-Петербургских Ведомостей""), прося публику не посещать представлений его оперы (о ""Ратклифе"" см. статью Римского-Корсакова в ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" 14 февраля 1869 г. и в посмертном издании его статей). ""Ратклиф"" вновь появился в репертуаре лишь спустя 30 лет (на частной сцене в Москве). Подобная же участь постигла ""Анджело"" (1871 - 1875, на сюжет В. Гюго ), где те же оперные принципы получили свое полное завершение . Поставленная в Мариинском театре (1876), опера эта в репертуаре не удержалась и возобновлена была лишь на несколько представлений на той же сцене в 1910 г., в ознаменование 50-летия композиторской деятельности автора. Больший успех ""Анджело"" имел в Москве ( Большой театр, 1901). К тому же времени (1872) относится и ""Млада"" (1 акт; см. Бородин). Рядом с ""Анджело"" по художественной законченности и значительности музыки можно поставить оперу ""Flibustier"" (русский перевод - ""У моря""), написанную (1888 - 1889) на текст Жана Ришпена и шедшую, без особого успеха, только в Париже, на сцене Opera Comique (1894). В музыке ее французский текст трактован с той же правдивой выразительностью, как русский - в русских операх Кюи. В остальных произведениях драматической музыки: ""Сарацин"" (на сюжет ""Карл VII у своих вассалов"" А. Дюма , соч. 1896 - 1898; Мариинский театр, 1899); ""Пир во время чумы"" (соч. 1900; исполнена в Санкт-Петербурге и Москве); ""M-lle Фифи"" (соч. 1900, на сюжет Мопассана; исполнена в Москве и Петрограде); ""Матео Фальконе"" (соч. 1901, по Мериме и Жуковскому , исполнена в Москве) и ""Капитанская Дочка"" (соч. 1907 - 1909, Мариинский театр, 1911; в Москве, 1913) Кюи, не изменяя резко своим прежним оперным принципам, отдает (отчасти в зависимости от текста) явное предпочтение кантилене. В отдельную рубрику следует выделить оперы для детей: ""Снежный Богатырь"" (1904); ""Красная Шапочка"" (1911); ""Кот в сапогах"" (1912); ""Иванушка-Дурачок"" (1913). В них, как и в своих детских песнях, Кюи проявил много простоты, нежности, грации , остроумия. - После опер наибольшее художественное значение имеют романсы Кюи (около 400), в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда правдивое выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепьянной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические - область , самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства , не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи дает целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейшем периоде творчества Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремится выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта (Ришпэна, Пушкина , Некрасова , графа А.К. Толстого ). К вокальной музыке относятся еще около 70 хоров и 2 кантаты: 1) ""В честь 300-летия Дома Романовых"" (1913) и 2) ""Твой стих"" (слова И. Гриневской ), в память Лермонтова . В инструментальной музыке - для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов - Кюи не так типичен, но и в этой области им написаны: 4 сюиты ( одна из них - 4 - посвящена M-me Mercy d'Argenteau, большому другу Кюи, для распространения сочинений которого во Франции и Бельгии она сделала очень много), 2 скерцо, тарантелла (есть блестящая фортепьянная транскрипция Ф. Листа), ""Marche solennelle"" и вальс (ор. 65). Затем идут 3 струнных квартета, много пьес для фортепиано, для скрипки и для виолончели. Всего издано (до 1915 г.) 92 opus'a Кюи; в это число не входят оперы и другие сочинения ( свыше 10), между прочим, конец 1-й сцены в ""Каменном Госте"" Даргомыжского ( написанный согласно предсмертной воле последнего). Талант Кюи - более лирический , чем драматический , хотя нередко он достигает в своих операх значительной силы трагизма; особенно ему удаются женские характер ы. Мощь , грандиозность чужды его музыке. Все грубое, безвкусное или банальное ему ненавистно. Он тщательно отделывает свои сочинения и скорее склонен к миниатюре, чем к широким построениям, к вариационной форме, чем к сонатной. Он неисчерпаемый мелодист , изобретательный до изысканности гармонист ; менее разнообразен он в ритмике, редко обращается к контрапунктическим комбинациям и не вполне свободно владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, нося черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полета мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера. - Начавшаяся в 1864 г. (""Санкт-Петербургские Ведомости"") и продолжавшаяся до 1900 г. (""Новости"") музыкально-критическая деятельность Кюи имела большое значение в истории музыкального развития России. Боевой , прогрессивный характер (особенно в более раннем периоде), пламенная пропаганда Глинки и ""новой русской школы"", литературный блеск , остроумие , создали ему, как критику, огромное влияние. Он пропагандировал русскую музыку и за границей, сотрудничая во французской прессе и издав статьи свои из ""Revue et gazette musicale"" (1878 - 1880) отдельной книжкой ""La musique en Russie"" (П., 1880). К крайним увлечениям Кюи относится его умаление классиков (Моцарта, Мендельсона) и отрицательное отношение к Р. Вагнеру. Отдельно изданы им: ""Кольцо Нибелунгов"" (1889); ""История фортепианной литературы"" курс А. Рубинштейна (1889); ""Русский романс"" (СПб., 1896). В 1896 - 1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества. - Сочинения Кюи по военно-инженерному делу: ""Краткий учебник полевой фортификации"" (7 изданий); ""Путевые заметки инженерного офицера на театре войны в Европе Турции"" (""Инженерный Журнал""); ""Атака и оборона современных крепостей"" (""Военный Сборник"", 1881); ""Бельгия, Антверпен и Бриальмон"" (1882); "" Опыт рационального определения величины гарнизона крепости"" (""Инженерный Журнал""); ""Роль долговременной фортификации при обороне государств"" ("" Курс Ник. Инженерной Академии ""); ""Краткий исторический очерк долговременной фортификации"" (1889); "" Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ"" (1892); "" Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения"" (1892). - См. В. Стасов ""Биографический очерк"" (""Артист"", 1894, № 34); С. Кругликов ""Вильям Ратклиф"" (там же); Н. Финдейзен ""Библиографический указатель музыкальных произведений и критический статей Кюи"" (1894); ""С. Cui. Esquisse critique par la C-tesse de Mercy Argenteau"" (II, 1888; единственное по обстоятельности сочинение о Кюи); П. Веймарн ""Цезарь Кюи, как романсист"" (СПб., 1896); Контяев ""Фортепианные произведения Кюи"" (СПб., 1895). Григорий Тимофеев .

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари