Что такое Катенин Павел Александрович? Значение Катенин Павел Александрович в биографическом словаре

Катенин Павел Александрович - Катенин (Павел Александрович) - писатель (1792 - 1853), родился в родовом селе Костромской губернии, первоначальное образование получил дома, поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в преображенский полк, сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге. В 1822 г., за шиканье артистке Семеновой , был выслан петербургским генерал-губернатором графом Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербург, был переведен в эриванский полк, на Кавказ, и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр. Прослужив два года, он вышел в отставку и поселился в своей деревне. Литературную деятельность Катенин начал около 1810 г. Первые его стихотворения-переводы и подражания Виргилию, Оссиану, Гесснеру - печатались в ""Цветнике"" Беницкого и других изданиях. Около этого же времени, он начал работать для театра. В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля ""Ариадна"", в 1816 г. перевод трагедии Расина ""Эсеир""; в 1819 г. им написан драматический отрывок ""Пир Иоанна Безземельного"", в 1821 г. вышла его переделка ""Сплетни"" (""Le mechant"", Грессе), в 1822 г. напечатан перевод ""Сида"", Корнеля. В вынужденном деревенском уединении, Катенин перевел комедию Мариво ""Les fausses confidences"", напечатанную в 1827 г. под заглавием ""Обман в пользу любви"", и написал трагедию в 5 действиях ""Андромаха"", которой как сам автор, так и Пушкин придавали большое значение. Драматические произведения Катенина были результатом того увлечения театром, которое заставило Катенина живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли, учить их декламации, и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений Катенин брал из древнерусской жизни (""Старая быль"", ""Милуша"", ""Певец Услад"" и другие). Как оригинальные, так и переводные произведения Катенина не представляют ничего выдающегося. Гораздо более Катенин был известен как критик. Знакомый с несколькими новыми языками, зная латинский язык, Катенин имел возможность изучить в совершенстве иностранных - древних и новых - классиков. Пушкин, близкий друг Катенина, считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского) . Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое ""Горе от ума"". Причиной такого отношения были, конечно, не только образованность Катенина, но и его критическое чутье и вкус, давшие ему возможность верно оценить ""Евгения Онегина"" и ""Руслана и Людмилу"". Катенин считался, да и сам себя считал классиком, ""не-романтиком"". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей в роде Казимира Делавиня, в котором находил ""нечто расиновское"". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Это видно из его статьи ""Размышления и разборы"", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще, а также очерки поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской. Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, Катенин жалуется на отсутствие в них ""правдоподобия"" и ""натуры"". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков с одной стороны упреки, с другой - похвалы за ""предрасположение к народности"", за стремление к простоте и естественности. Катенин был врагом только того романтизма, ""родителем которого на Руси"" был Жуковский , ""поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских"". Шекспира Катенин не понимал и ставил гораздо ниже французских классиков. Ср. ""Сочинения Катенина, писанные в стихах"" (часть I и II, Санкт-Петербург, 1832); Е. Петухов , ""П.А. Катенин"" (биографический очерк, в ""Историческом Вестнике"", 1888, № 9); ""К истории русского театра. Письма П.А. Катенина к А.М. Колосовой"" (""Русская Старина"", 1893, № 3 - 4). В. Боцяновский.

Катенин Павел Александрович

Катенин ( Павел Александрович) - писатель (1792 - 1853), родился в родовом селе Костромской губернии, первоначальное образование получил дома , поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в преображенский полк , сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге. В 1822 г., за шиканье артистке Семеновой , был выслан петербургским генерал-губернатором графом Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербург , был переведен в эриванский полк, на Кавказ , и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр . Прослужив два года, он выше л в отставку и поселился в своей деревне. Литературную деятельность Катенин начал около 1810 г. Первые его стихотворения- перевод ы и подражания Виргилию, Оссиану, Гесснеру - печатались в ""Цветнике"" Беницкого и друг их изданиях. Около э того же времени , он начал работать для театра. В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля ""Ариадна"", в 1816 г. перевод трагедии Расина ""Эсеир""; в 1819 г. им написан драматический отрывок ""Пир Иоанна Безземельного"", в 1821 г. вышла его переделка ""Сплетни"" (""Le mechant"", Грессе), в 1822 г. напечатан перевод ""Сида"", Корнеля. В вынужденном деревенском уединении, Катенин перевел комедию Мариво ""Les fausses confidences"", напечатанную в 1827 г. под заглавием ""Обман в пользу любви"", и написал трагедию в 5 действиях ""Андромаха"", которой как сам автор , так и Пушкин придавали большое значение . Драматические произведения Катенина были результатом того увлечения театром, которое заставило Катенина живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли , учить их декламации, и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений Катенин брал из древнерусской жизни (""Старая быль"", ""Милуша"", ""Певец Услад"" и другие). Как оригинальные, так и переводные произведения Катенина не представляют ничего выдающегося. Гораздо более Катенин был известен как критик . Знакомый с несколькими новыми язык ами, зная латинский язык, Катенин имел возможность изучить в совершенстве иностранных - древних и новых - классиков. Пушкин, близкий друг Катенина, считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского) . Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое ""Горе от ума"". Причиной такого отношения были, конечно , не только образованность Катенина, но и его критическое чутье и вкус , давшие ему возможность верно оценить ""Евгения Онегина"" и ""Руслана и Людмилу"". Катенин считался, да и сам себя считал классиком, ""не-романтиком"". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей в роде Казимира Делавиня, в котором находил ""нечто расиновское"". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Это видно из его статьи ""Размышления и разборы"", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще , а также очерк и поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской. Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, Катенин жалуется на отсутствие в них ""правдоподобия"" и ""натуры"". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков с одной стороны упреки, с другой - похвалы за ""предрасположение к народности"", за стремление к простоте и естественности. Катенин был врагом только того романтизма, ""родителем которого на Руси"" был Жуковский , ""поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских"". Шекспира Катенин не понимал и ставил гораздо ниже французских классиков. Ср. ""Сочинения Катенина, писанные в стихах"" ( часть I и II, Санкт-Петербург , 1832); Е. Петухов , ""П.А. Катенин"" ( биографический очерк, в ""Историческом Вестнике"", 1888, № 9); ""К истории русского театра. Письма П.А. Катенина к А.М. Колосовой"" (""Русская Старина"", 1893, № 3 - 4). В. Боцяновский .

Однокоренные и похожие слова:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари