Ипатий Поцый - пропагандист унии, родился в 1541 г., вырос в русской православной семье, получил очень хорошее образование , сначала в кальвинской школе, устроенной князем Радзивиллом, а затем в Краковской академии . Поступив на службу к князю Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, Ипатий сделался кальвинистом. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии , а также борьба между отельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того , что в 1574 г. Ипатий снова сделался православным и оставил службу у князя Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожецкого. В 1580 г. Ипатий получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 г. был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко. Православные, не находя поддержки в своих пастырях, целыми массами переходили в протестантизм . Деятельность иезуитов , которые с большим успехом боролись против увлечения реформационными идеями, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги ""О единстве церкви Божией"", написанная очень талантливо, с сочувствием к православным, и доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями - соединение с римской церковью, увлекла очень многих, и в том числе Ипатия Поцея, который стал искренним и горячим сторонником унии с Римом. В 1594 г. Ипатий овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа владимирского. Еще за два года до этого Ипатий, вместе с четырьмя другими западнорусскими епископами, подписал тайное постановление относительно унии западнорусской церкви с Римом, в смысле одного иерархического соединения церквей. В 1595 г. Ипатий, вместе с Кириллом Терлецким , епископом острожским, отправился в Рим, с соборной грамотой западнорусских епископов к папе. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство , что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью - протестантами, сделали Ипатия убежденным католиком. Уния , привезенная им из Рима, совершенно не соответствовала, по этому , идеалу князя Острожского и других православных, которые, ""скорбя о церкви Божией"", желали только иерархического соединения церквей, требуя полной неприкосновенности догматов и обрядов . Между тем уния, бывшая делом Ипатия, заключала в себе католическое учение ; из православных обрядов были оставлены только те, которые не противоречили этому учению. Несмотря на всеобщее неудовольствие , Ипатий горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях он обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели Ипатий не отступал перед насилиями и интригами. Литература тоже служила ему средством для борьбы. С этой цель ю Ипатий издал в 1605 году брошюру: ""Уния греков с костелом римским"", в 1608 г. - ""Гармонию восточной церкви с костелом римским"", в 1598 - 1600 годах три раза издавал составленное по его поручению сочинение ""Антиррисис"", в приложении к которому помещал свои статьи. Его проповеди (изданы после смерти Ипатия в 1674 г. и переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Все эти сочинения свидетельствуют об учености и образованности Ипатия. Полемические приемы Ипатия очень резки, тон раздражительный , грубый . - Ср. Ор. Левицкий ""И. Поцей"" (""Памятники русской старины в Западных губерниях"", изд. П. Батюшкова , вып. VIII); Н. Трипольский ""Униатский митрополит Ипатий Поцей"" ( Киев , 1878); ""Archivium domus Sapiehanae"", т. I ( Львов , 1892). В. Б.
Что такое Ипатий Поцый? Значение Ипатий Поцый в биографическом словаре
Ипатий Поцый - Ипатий Поцый - пропагандист унии, родился в 1541 г., вырос в русской православной семье, получил очень хорошее образование, сначала в кальвинской школе, устроенной князем Радзивиллом, а затем в Краковской академии. Поступив на службу к князю Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, Ипатий сделался кальвинистом. Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии, а также борьба между отельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 г. Ипатий снова сделался православным и оставил службу у князя Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя Федора Головни-Острожецкого. В 1580 г. Ипатий получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 г. был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского. Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко. Православные, не находя поддержки в своих пастырях, целыми массами переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов, которые с большим успехом боролись против увлечения реформационными идеями, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги ""О единстве церкви Божией"", написанная очень талантливо, с сочувствием к православным, и доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями - соединение с римской церковью, увлекла очень многих, и в том числе Ипатия Поцея, который стал искренним и горячим сторонником унии с Римом. В 1594 г. Ипатий овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа владимирского. Еще за два года до этого Ипатий, вместе с четырьмя другими западнорусскими епископами, подписал тайное постановление относительно унии западнорусской церкви с Римом, в смысле одного иерархического соединения церквей. В 1595 г. Ипатий, вместе с Кириллом Терлецким , епископом острожским, отправился в Рим, с соборной грамотой западнорусских епископов к папе. Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью - протестантами, сделали Ипатия убежденным католиком. Уния, привезенная им из Рима, совершенно не соответствовала, поэтому, идеалу князя Острожского и других православных, которые, ""скорбя о церкви Божией"", желали только иерархического соединения церквей, требуя полной неприкосновенности догматов и обрядов. Между тем уния, бывшая делом Ипатия, заключала в себе католическое учение; из православных обрядов были оставлены только те, которые не противоречили этому учению. Несмотря на всеобщее неудовольствие, Ипатий горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях он обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели Ипатий не отступал перед насилиями и интригами. Литература тоже служила ему средством для борьбы. С этой целью Ипатий издал в 1605 году брошюру: ""Уния греков с костелом римским"", в 1608 г. - ""Гармонию восточной церкви с костелом римским"", в 1598 - 1600 годах три раза издавал составленное по его поручению сочинение ""Антиррисис"", в приложении к которому помещал свои статьи. Его проповеди (изданы после смерти Ипатия в 1674 г. и переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Все эти сочинения свидетельствуют об учености и образованности Ипатия. Полемические приемы Ипатия очень резки, тон раздражительный, грубый. - Ср. Ор. Левицкий ""И. Поцей"" (""Памятники русской старины в Западных губерниях"", изд. П. Батюшкова , вып. VIII); Н. Трипольский ""Униатский митрополит Ипатий Поцей"" (Киев, 1878); ""Archivium domus Sapiehanae"", т. I (Львов, 1892). В. Б.
Соседние слова
Что такое Иосиф Филиппович (Есип)Что значит Иосиф Шумлянский
Что означает Иосса Григорий Андреевич
Значение Иосселиани Платон Игнатьевич
↑ Ипатий Поцый ↓
Что такое Ипатовичи-Горанские
Что значит Ипатьев Владимир Николаевич
Что означает Ипполит Вишненский (Вишнеенский)
Значение Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Исаакий (преподобный) - Исаакий преподобный, затворник киевопечерский, был в миру ...
- Исаакий (епископ черниговский) - Исаакий епископ черниговский, в 1389 г. пришел ...
- Иродионов Петр - Иродионов (Петр) священник в г. Торопце, известен ...
- Иродион Кожух - Иродион Кожух дьяк митрополита всероссийского Феодосия сочинил ...
- Иродион (преподобный илозерский) - Иродион преподобный илозерский, в нескольких верстах от ...
- Ирман Владимир Александрович - Ирман, Владимир Александрович генераллейтенант, герой обороны ПортАртура ...
- Иринарх (игумен соловецкий) - Иринарх игумен соловецкий (1613 1626; умер ...
- Иосиф Кононович-Горбацкий - Иосиф (КононовичГорбацкий) епископ белорусский. Участвовал в Ясском ...
- Иосиф Калимон - Иосиф Калимон ученый монах КиевоПечерской лавры, в ...
- Иосиф Захарьевич (Есип, Есиф, Еско Захарьевич) - Иосиф (Есип, Есиф, Еско) Захарьевич новгородский посадник ...
- Иосиф Волоцкий (Санин) - Иосиф Волоцкий (Санин) знаменитый полемист, родился в ...
- Иосиф III - Иосиф III митрополит киевский с 1523 г. ...
- Иосиф (преподобный) - Иосиф преподобный киевопечерский угодник XIV века; мощи ...
- Иосиф (иконописец) - Иосиф иконописец, царский изограф, ученик Симона Ушакова ...
- Шуф Александр Карлович - Шуф (Александр Карлович, умер в 1884 г.) ...