Что такое Хворостинин Иван Андреевич? Значение Хворостинин Иван Андреевич в биографическом словаре

Хворостинин Иван Андреевич - Хворостинин, называемый также по прозвищу отца Х.-Старковский (Иван Андреевич) - князь, ""летописец"". В 1606 г. был окольничим и затем кравчим при дворе Лжедимитрия I ; при Василии Ивановиче Шуйском был послан на покаяние в Иосифов Волоколамский монастырь за свою близость к самозванцу и за ""еретичество"". Возвращенный в Москву около 1611 г., Х. присутствовал при столкновении Гермогена с боярским правительством, стоя на стороне первого; в 1613 г. был послан воеводой в Мценск, а в следующем году находился уже в числе ""больших воевод Украинского разряда"" и стоял со сторожевыми полками в Новосили. В 1618 г. был послан воеводой в Переяславль-Рязанский, где удачно ""отсиделся от черкас"", и за это, по возвращении в Москву, был пожалован ""у стола"" серебряным кубком и шубой в 160 рублей. Этим и оканчиваются его военные подвиги. Вследствие накоплявшегося все более и более недовольства современным строем московской жизни и особенно одним внешним и грубым проявлением религиозности и правоверия ""глупых"" москвичей, Х. стал открыто выражать свое ""еретичество"", ""приставать к польским и литовским попам и полякам"" и заводить у себя латинские книги и образа, почитая их ""наравне с образами греческого письма"". По приказанию царя и патриарха, был произведен в его доме обыск, образа и книги были отобраны, но сам он был пощажен, причем ему сделали ""заказ"" с ""еретиками не знаться и ереси не перенимать"". Несмотря на это, Х. продолжал ""увлекаться ересью"", своим крестьянам запрещал ходить в церковь, якобы ""глумился"" над религией, более прежнего бранил своих современников, про которых писал в одном из своих ""писем"", что в Москве ""все люд глупый, жити... не с кем..."" и даже хотел продать свои вотчины и уехать в Литву. Все это вместе послужило поводом ко вторичной ссылке Хворостинина в Кириллов-Белозерский монастырь (1623), где он должен был жить под надзором ""доброго"" и ""житьем крепкого старца"", не выходить из монастыря, ни с кем не видеться... Такое тяжкое положение вскоре побудило его ""раскаяться"", и он уже в 1624 г. был освобожден и восстановлен ""во дворянах по-прежнему""; но пользовался свободой недолго; 28 февраля 1625 г. скончался, приняв перед смертью монашество, с именем Иосифа. Современники почти единогласно называют его самоуверенным, надменным и дерзким. ""Летописный"" труд Х. носит название: ""Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России"". Он сохранился в единственном списке, с несколькими пропусками и без конца, находящемся ныне в Императорской Публичной Библиотеке. И по своему содержанию, и по личности автора ""Словеса"" представляют значительный интерес. В них в витиеватой форме изложены события и даны характеристики от Бориса Годунова до взятия Москвы князем Пожарским . Наряду с похвалами, автор обвиняет Бориса Годунова в ""высокоумии"", считая последнего причиной его падения, сильно корит Лжедимитрия и Шуйского и расточает самые лестные похвалы патриарху Гермогену. При этом, как утверждает профессор С.Ф. Платонов , довольно резко проявляются личные взгляды автора и его личные цели: ""он более всего старался оправдать свое поведение в смуту, избавиться от обвинения в еретичестве и заявить о своем патриотизме и правоверии"". Писаны ""Словеса"" около 1619 - 1624 гг. См. П.Н. Петров ""История родов русского дворянства"" (часть I); митрополит Макарий ""История русской церкви"", (т. XI); С.Ф. Платонов ""Древние русские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник"" (Санкт-Петербург, 1888) и заметку в ""Русском Архиве"", 1880, том III, стр. 482. В. Р-в.

Хворостинин Иван Андреевич

Хворостинин , называемый также по прозвищу отца Х.-Старковский ( Иван Андреевич ) - князь , ""летописец"". В 1606 г. был окольничим и затем кравчим при дворе Лжедимитрия I ; при Василии Ивановиче Шуйском был послан на покаяние в Иосифов Волоколамский монастырь за свою близость к самозванцу и за ""еретичество"". Возвращенный в Москву около 1611 г., Х. присутствовал при столкновении Гермогена с боярским правительством, стоя на стороне первого; в 1613 г. был послан воеводой в Мценск , а в следующем году находился уже в числе ""больших воевод Украинского разряда"" и стоял со сторожевыми полками в Новосили. В 1618 г. был послан воеводой в Переяславль-Рязанский , где удачно ""отсиделся от черкас"", и за это, по возвращении в Москву, был пожалован ""у стола"" серебряным кубком и шубой в 160 рублей. Этим и оканчиваются его военные подвиги. Вследствие накоплявшегося все более и более недовольства современным строем московской жизни и особенно одним внешним и грубым проявлением религиозности и правоверия ""глупых"" москвичей, Х. стал открыто выражать свое ""еретичество"", ""приставать к польским и литовским попам и полякам"" и заводить у себя латинские книги и образа, почитая их ""наравне с образами греческого письма"". По приказанию царя и патриарха, был произведен в его доме обыск , образа и книги были отобраны, но сам он был пощажен, причем ему сделали ""заказ"" с ""еретиками не знаться и ереси не перенимать"". Несмотря на это, Х. продолжал ""увлекаться ересью"", своим кр есть янам запрещал ходить в церковь , якобы ""глумился"" над религией, более прежнего бранил своих современников, про которых писал в одном из своих ""писем"", что в Москве ""все люд глупый , жити... не с кем..."" и даже хотел продать свои вотчины и уехать в Литву. Все это вместе послужило поводом ко вторичной ссылке Хворостинина в Кириллов-Белозерский монастырь (1623), где он должен был жить под надзором ""доброго"" и ""житьем крепкого старца"", не выходить из монастыря, ни с кем не видеться ... Такое тяжкое положение вскоре побудило его ""раскаяться"", и он уже в 1624 г. был освобожден и восстановлен ""во дворянах по-прежнему""; но пользовался свободой недолго ; 28 февраля 1625 г. скончался, приняв перед смертью монашество , с именем Иосифа. Современники почти единогласно называют его самоуверенным, надменным и дерзким. ""Летописный"" труд Х. носит название : ""Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России"". Он сохранился в единственном списке, с несколькими пропусками и без конца, находящемся ныне в Императорской Публичной Библиотеке. И по своему содержанию, и по личности автор а ""Словеса"" представляют значительный интерес . В них в витиеватой форме изложены события и даны характеристики от Бориса Годунова до взятия Москвы князем Пожарским . Наряду с похвалами, автор обвиняет Бориса Годунова в ""высокоумии"", считая последнего причиной его падения, сильно корит Лжедимитрия и Шуйского и расточает самые лестные похвалы патриарху Гермогену. При этом , как утверждает профессор С.Ф. Платонов , довольно резко проявляются личные взгляды автора и его личные цели: ""он более всего старался оправдать свое поведение в смуту, избавиться от обвинения в еретичестве и заявить о своем патриотизме и правоверии"". Писаны ""Словеса"" около 1619 - 1624 гг. См. П.Н. Петров ""История родов русского дворянства"" ( часть I); митрополит Макарий ""История русской церкви"", (т. XI); С.Ф. Платонов ""Древние русские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник"" ( Санкт-Петербург , 1888) и заметку в ""Русском Архиве"", 1880, том III, стр. 482. В. Р-в.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари