Что такое Хмельницкий Николай Иванович? Значение Хмельницкий Николай Иванович в биографическом словаре

Хмельницкий Николай Иванович - Хмельницкий (Николай Иванович) - сын Ивана Парфеновича , довольно известный драматический писатель. Родился в 1789 г.; учился в горном корпусе. Службу начал в 1806 г. по гражданскому ведомству. В 1812 г. Х. поступил в петербургское ополчение, а затем перешел в действующую армию, в рядах которой совершил и заграничный поход, исполняя главным образом дипломатические поручения. Литературная деятельность Х. началась в 1811 г. переводом ""Зельмиры"", трагедии одного из посредственных французских драматургов XVIII века, Беллуа. По возвращении из заграничного похода Х. опять поступил в гражданскую службу; служил сначала в Министерстве юстиции, затем был последовательно чиновником особых поручений при петербургском генерал-губернаторе, правителем канцелярии генерал-губернатора, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В 1829 г. был назначен смоленским губернатором. Им было составлено ""Руководство к ведению русских законов"", до трудов Сперанского , ценное пособие для администратора и юриста. В то же время был составлен и проведен Хмельницким проект об обращении лежавших в разных присутственных местах никем не востребованных денег (до 700 000 рублей) в капитал для призрения гражданских чиновников. Первой пьесой Х., поставленной на сцену (в 1817 г.), была переделка комедии Буансси ""Говорун""; за ней последовала переделка ""Шалостей влюбленных"" Реньяра. В 1818 г. Х. выступил с комедией ""Воздушные замки"", являющейся, по-видимому, переделкой одной из комедий Коллэн д'Арлевиля; позднее Х. переделал еще несколько пьес этого писателя. Переделывал Х. довольно свободно, пользуясь материалом, иногда варьируя один заимствованный сюжет в двух комедиях. В выборе заимствований он руководствовался, главным образом, веселостью пьесы, останавливался далеко не на лучших писателях и у данного писателя - не на лучших произведениях. Излюбленным родом Х. был модный тогда водевиль, которому отдал долг даже Грибоедов , сочинивший в сотрудничестве с Х. и Шаховским комедию-водевиль: ""Своя семья"". У Фавара Х. заимствовал оперетку ""Греческие бредни"" и, может быть, ""Новый Парис"". По-видимому, переделками являются и другие водевили Х. - ""Бабушкины попугаи"", ""Взаимные испытания"", ""Новая шалость"", ""Карантин"" и прочие, - но источники их не указаны. Все эти пьесы относятся к разряду водевилей с неизбежным сватовством и волокитством, с довольно поверхностным юмором, неподдельной веселостью и грациозностью. Наиболее серьезной литературной заслугой Х. является перевод Мольеровых ""Школы женщин"" и ""Тартюфа"". Перевод ""Школы женщин"" можно признать художественным, но Х. допускает в нем большие вольности и очень заботится, чтобы пьеса вышла посмешнее. Перевод ""Тартюфа"" выше перевода ""Школы женщин"": он значительно ближе к подлиннику и отличается силой и красотой стиха, но также не свободен от излишних вольностей. Как губернатор, Х. соединял гуманность и независимость с легкомыслием в стиле его водевильных героев: первая создала ему врагов в лице местных Тартюфов, вторая дала в руки этим врагам достаточно сильное оружие. Х. был обвинен в казнокрадстве и сначала переведен губернатором в Архангельск, а потом вызван в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел с 1837 по 1843 г. Степень виновности Х. остается невыясненной; по-видимому, он был жертвой интриги и своего легкомыслия. По освобождении своем Х. уехал за границу, откуда писал путевые письма. К этому времени относятся, по-видимому, и его исторические пьесы, основанные на любовной интриге и очень напоминающие его водевили, но без живости и веселости последних. В комедии ""Обер-кухмейстер Фельтен"" в чисто водевильных ролях являются академики Тауберт и Шумахер; в комедии ""Русский Фауст"" водевиль выкроен из легенды о Брюсе. Лучше других исторических комедий Х. - ""Царское слово, или Сватовство Румянцева""; наиболее слабой является комедия ""Зиновий Богдан Х., или Присоединение Малороссии"". Умер Х. в 1845 г. в Петербурге. Сочинения Х. изданы в 1849 г. Смирдиным . О нем см. Дудышкин ""Современник"" (1851, № 9); Г. Б-в (""Русский Вестник"", 1895, сентябрь); Добротворский (""Исторический Вестник"", 1889, декабрь); Н. Коробка ""Ежегодник императорских театров"" (сезон 1895 - 96 г., приложение, книга I). Н. Коробка.

Хмельницкий Николай Иванович

Хмельницкий ( Николай Иванович ) - сын Ивана Парфеновича , довольно известный драматический писатель . Родился в 1789 г.; учился в горном корпусе. Службу начал в 1806 г. по гражданскому ведомству. В 1812 г. Х. поступил в петербургское ополчение , а затем перешел в действующую армию, в рядах которой совершил и заграничный поход , исполняя главным образом дипломатические поручения. Литературная деятельность Х. началась в 1811 г. переводом ""Зельмиры"", трагедии одного из посредственных французских драматургов XVIII века, Беллуа. По возвращении из заграничного похода Х. опять поступил в гражданскую службу; служил сначала в Министерстве юстиции, затем был последовательно чиновником особых поручений при петербургском генерал- губернатор е, правителем канцелярии генерал-губернатора, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В 1829 г. был назначен смоленским губернатором. Им было составлено ""Руководство к ведению русских законов"", до трудов Сперанского , ценное пособие для администратора и юриста. В то же время был составлен и проведен Хмельницким проект об обращении лежавших в разных присутственных местах никем не востребованных денег (до 700 000 рублей) в капитал для призрения гражданских чиновников. Первой пьесой Х., поставленной на сцену (в 1817 г.), была переделка комедии Буансси ""Говорун""; за ней последовала переделка ""Шалостей влюбленных"" Реньяра. В 1818 г. Х. выступил с комедией ""Воздушные замки"", являющейся, по-видимому , переделкой одной из комедий Коллэн д'Арлевиля; позднее Х. переделал еще несколько пьес этого писателя. Переделывал Х. довольно свободно , пользуясь материалом, иногда варьируя один заимствованный сюжет в двух комедия х. В выборе заимствований он руководствовался, главным образом, веселостью пьесы, останавливался далеко не на лучших писателях и у данного писателя - не на лучших произведениях. Излюбленным родом Х. был модный тогда водевиль , которому отдал долг даже Грибоедов , сочинивший в сотрудничестве с Х. и Шаховским комедию-водевиль: ""Своя семья"". У Фавара Х. заимствовал оперетку ""Греческие бредни"" и, может быть , ""Новый Парис"". По-видимому, переделками являются и другие водевили Х. - ""Бабушкины попугаи"", ""Взаимные испытания"", ""Новая шалость"", ""Карантин"" и прочие, - но источники их не указаны. Все эти пьесы относятся к разряду водевилей с неизбежным сватовством и волокитством, с довольно поверхностным юмором, неподдельной веселостью и грациозностью. Наиболее серьезной литературной заслугой Х. является перевод Мольеровых ""Школы женщин"" и ""Тартюфа"". Перевод ""Школы женщин"" можно признать художественным, но Х. допускает в нем большие вольности и очень заботится, чтобы пьеса вышла посмешнее. Перевод ""Тартюфа"" выше перевода ""Школы женщин"": он значительно ближе к подлиннику и отличается силой и красотой стиха, но также не свободен от излишних вольностей. Как губернатор, Х. соединял гуманность и независимость с легкомыслием в стиле его водевильных героев: первая создала ему врагов в лице местных Тартюфов, вторая дала в руки этим врагам достаточно сильное оружие . Х. был обвинен в казнокрадстве и сначала переведен губернатором в Архангельск , а потом вызван в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость , где просидел с 1837 по 1843 г. Степень виновности Х. остается невыясненной; по-видимому, он был жертвой интриги и своего легкомыслия. По освобождении своем Х. уехал за границу, откуда писал путевые письма . К этому времени относятся, по-видимому, и его исторические пьесы, основанные на любовной интриге и очень напоминающие его водевили, но без живости и веселости последних. В комедии ""Обер-кухмейстер Фельтен"" в чисто водевильных ролях являются академики Тауберт и Шумахер ; в комедии ""Русский Фауст"" водевиль выкроен из легенды о Брюсе. Лучше других исторических комедий Х. - ""Царское слово , или Сватовство Румянцева""; наиболее слабой является комедия ""Зиновий Богдан Х., или Присоединение Малороссии"". Умер Х. в 1845 г. в Петербурге. Сочинения Х. изданы в 1849 г. Смирдиным . О нем см. Дудышкин ""Современник"" (1851, № 9); Г. Б-в (""Русский Вестник"", 1895, сентябрь ); Добротворский (""Исторический Вестник"", 1889, декабрь ); Н. Коробка ""Ежегодник императорских театров"" ( сезон 1895 - 96 г., приложение , книга I). Н. Коробка.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари