Гусев , Сергей Иван ович - талантливый беллетрист , пишущий под именем Гусев-Оренбургский . Родился в 1867 г. в Оренбурге. Отец его, по происхождению казак , разорился, и Гусеву пришлось оставить гимназию и сидеть в лавке. Под влияние м народнической литературы, особенно Глеба Успенского , Гусев поступил в народные учителя, а затем , ""непосредственно осуществляя далее свою цель служения деревне"", - в сельские священники. ""В священниках, - говорит он, - я пробыл шесть лет. Эти шесть лет были временем тяжелого самоопределения, разочарований и жестокого анализа"". В 1898 г. Гусев сложил с себя духовное звание . Помещал рассказ ы в разных периодических изданиях; в ""Киевской Газете"" два года вел фельетон (""провинциальные мотивы"") под псевдонимом ""Мистер Доррит"". В 1903 г. выпущен сборник рассказов Гусева, создавший ему литературное имя. Некоторые из них переведены на чешский язык Stin'ом. Гусев рисует преимущественно Оренбургский край и отчасти Сибирь (""На родину""). Поэ тому иной раз рассказы его принимают этнографический характер ; кроме уральских казаков , на сцену часто появляются киргизы , татары , мордва , башкиры . Общий уклад , однако , вполне всероссийский . Гусев - по преимуществу бытописатель сельского духовенства. В житье- быть е ""духовных отцов"" господствует напряженнейшая забота о материальном благополучии, о том, чтобы требы оплачивались по возможно высокому тарифу, чтобы прихожанин не надул и вместо гуся не всунул бы курицы. Нет и тени стремления к тому, чтобы приобрести влияние на прихожан. Всякая обязанность , не связанная с вознаграждением, рассматривается как невыносимая обуза . Священник (""Худая Молва"") уговаривает мужиков устроить у себя земскую школу, а не церковно-приходскую, потому что в последней ему придется учить даром , а земство платить будет за преподавание Закона Божьего. Даже в добром деле (""Отец Памфиль"") священник, выручающий бедного казака из лап всесильного атамана, все-таки выговаривает себе , что спасенный даром уберет ему сено . Священник, только что присутствовавший при том, как вынули человека из петли ("" Злой дух""), тотчас же, как удавленник немножко отошел , требует с него курицу. И это еще священники безусловно добродушные. Злой и мстительный батюшка выжимает из мужика такую контрибуцию, что тот только ахает (""Кахетинка""). О пастырях, которые на первый план поставили ""правду"", а не собирание денег за требы, говорят как о чудаках и фантазерах (""Пастырь добрый""). Идеалиста-священника (""Идеалист""), по-евангельски относящегося к своему призванию, своя же братья сживает со света. Круг интересов поражает своей низменностью; радости жизни сводятся к одному центральному пункту - выпивке. Гусев всего менее , однако, обличитель во что бы то ни стало . Неизменно в черном свете он выставляет только духовную бюрократию-консисторию и архиереев; в портретной галерее сельских батюшек нет недостатка в типах светлых и даже умилительных. Край не неприглядную картину рисует Гусев и в рассказах, изображающих народную жизнь . На сельских сходах царят мироеды и кулаки; нищие мужики за четверть водки дают свое согласие на что угодно . Духовным сила м недоступно правильное развитие ; сильные и даровитые люди из народа, под влиянием нужды, мирской обиды и особенно порки, уходят в конокрады, становятся убийцами, лишают себя жизни. Крупным шагом вперед по сравнению с колоритными и талантливыми, но все же довольно-однообразными рассказами Гусева-Оренбургского о сельских батюшках и их выпивках, представляло собою самое крупное и по объему произведение его - ""Страна Отцов "" (в IV томе сборника ""Знания"", Санкт-Петербург , 1905), в котором ярко сказались горячечные надежды революционного возбуждения. Фон тут прежний , но на нем дана широкая картина общественного подъема последних лет. Сам автор отказался причислить ""Страну Отцов"" к какому-нибудь определенно му литературному роду. Это не рассказ, не очерк , не повесть , даже не исключительно беллетристика . Автор -реалист, точно в драме XVIII в., не стесняется на пространстве нескольких дней провести целый ряд крупнейших жизненных и психологических перемен. Да и вообще в его полусимволической картине нарождения нового общественного настроения мало забот о полном реализме и очень много публицистических отступлений. Тезисом ""Страны Отцов"" служит изречение Ницше : ""Изгнанниками должны вы быть из страны отцов ваших. Страну детей ваших должны вы любить"". Полусимволически, но все-таки достаточно определенно автор показывает, как ""новая сила какая-то выросла в жизни"". Перерождающийся из хозяйственного батюшки в активного народолюбца отец Иван Гонибесов с изумлением видит нарождение новой породы людей, ""пламенных, как Маккавеи"". В дальнейших своих произведениях Гусев продолжает держаться того же приподнятого тона, и это в дни полного спада волны прежнего возбуждения уже вызывает в читателях только недоумение . Сочинения Гусева собраны в 3 тома (Санкт-Петербург, 1903 - 1910). С. Венгеров .
Что такое Гусев Сергей Иванович? Значение Гусев Сергей Иванович в биографическом словаре
Гусев Сергей Иванович - Гусев, Сергей Иванович - талантливый беллетрист, пишущий под именем Гусев-Оренбургский. Родился в 1867 г. в Оренбурге. Отец его, по происхождению казак, разорился, и Гусеву пришлось оставить гимназию и сидеть в лавке. Под влиянием народнической литературы, особенно Глеба Успенского , Гусев поступил в народные учителя, а затем, ""непосредственно осуществляя далее свою цель служения деревне"", - в сельские священники. ""В священниках, - говорит он, - я пробыл шесть лет. Эти шесть лет были временем тяжелого самоопределения, разочарований и жестокого анализа"". В 1898 г. Гусев сложил с себя духовное звание. Помещал рассказы в разных периодических изданиях; в ""Киевской Газете"" два года вел фельетон (""провинциальные мотивы"") под псевдонимом ""Мистер Доррит"". В 1903 г. выпущен сборник рассказов Гусева, создавший ему литературное имя. Некоторые из них переведены на чешский язык Stin'ом. Гусев рисует преимущественно Оренбургский край и отчасти Сибирь (""На родину""). Поэтому иной раз рассказы его принимают этнографический характер; кроме уральских казаков, на сцену часто появляются киргизы, татары, мордва, башкиры. Общий уклад, однако, вполне всероссийский. Гусев - по преимуществу бытописатель сельского духовенства. В житье-бытье ""духовных отцов"" господствует напряженнейшая забота о материальном благополучии, о том, чтобы требы оплачивались по возможно высокому тарифу, чтобы прихожанин не надул и вместо гуся не всунул бы курицы. Нет и тени стремления к тому, чтобы приобрести влияние на прихожан. Всякая обязанность, не связанная с вознаграждением, рассматривается как невыносимая обуза. Священник (""Худая Молва"") уговаривает мужиков устроить у себя земскую школу, а не церковно-приходскую, потому что в последней ему придется учить даром, а земство платить будет за преподавание Закона Божьего. Даже в добром деле (""Отец Памфиль"") священник, выручающий бедного казака из лап всесильного атамана, все-таки выговаривает себе, что спасенный даром уберет ему сено. Священник, только что присутствовавший при том, как вынули человека из петли (""Злой дух""), тотчас же, как удавленник немножко отошел, требует с него курицу. И это еще священники безусловно добродушные. Злой и мстительный батюшка выжимает из мужика такую контрибуцию, что тот только ахает (""Кахетинка""). О пастырях, которые на первый план поставили ""правду"", а не собирание денег за требы, говорят как о чудаках и фантазерах (""Пастырь добрый""). Идеалиста-священника (""Идеалист""), по-евангельски относящегося к своему призванию, своя же братья сживает со света. Круг интересов поражает своей низменностью; радости жизни сводятся к одному центральному пункту - выпивке. Гусев всего менее, однако, обличитель во что бы то ни стало. Неизменно в черном свете он выставляет только духовную бюрократию-консисторию и архиереев; в портретной галерее сельских батюшек нет недостатка в типах светлых и даже умилительных. Крайне неприглядную картину рисует Гусев и в рассказах, изображающих народную жизнь. На сельских сходах царят мироеды и кулаки; нищие мужики за четверть водки дают свое согласие на что угодно. Духовным силам недоступно правильное развитие; сильные и даровитые люди из народа, под влиянием нужды, мирской обиды и особенно порки, уходят в конокрады, становятся убийцами, лишают себя жизни. Крупным шагом вперед по сравнению с колоритными и талантливыми, но все же довольно-однообразными рассказами Гусева-Оренбургского о сельских батюшках и их выпивках, представляло собою самое крупное и по объему произведение его - ""Страна Отцов"" (в IV томе сборника ""Знания"", Санкт-Петербург, 1905), в котором ярко сказались горячечные надежды революционного возбуждения. Фон тут прежний, но на нем дана широкая картина общественного подъема последних лет. Сам автор отказался причислить ""Страну Отцов"" к какому-нибудь определенному литературному роду. Это не рассказ, не очерк, не повесть, даже не исключительно беллетристика. Автор-реалист, точно в драме XVIII в., не стесняется на пространстве нескольких дней провести целый ряд крупнейших жизненных и психологических перемен. Да и вообще в его полусимволической картине нарождения нового общественного настроения мало забот о полном реализме и очень много публицистических отступлений. Тезисом ""Страны Отцов"" служит изречение Ницше: ""Изгнанниками должны вы быть из страны отцов ваших. Страну детей ваших должны вы любить"". Полусимволически, но все-таки достаточно определенно автор показывает, как ""новая сила какая-то выросла в жизни"". Перерождающийся из хозяйственного батюшки в активного народолюбца отец Иван Гонибесов с изумлением видит нарождение новой породы людей, ""пламенных, как Маккавеи"". В дальнейших своих произведениях Гусев продолжает держаться того же приподнятого тона, и это в дни полного спада волны прежнего возбуждения уже вызывает в читателях только недоумение. Сочинения Гусева собраны в 3 тома (Санкт-Петербург, 1903 - 1910). С. Венгеров.
Соседние слова
Что такое Гусев Александр ФедоровичЧто значит Гусев Владимир Елеазарович
Что означает Гусев Дмитрий Васильевич
Значение Гусев Матвей Матвеевич
↑ Гусев Сергей Иванович ↓
Что такое Гусев Сергей Сергеевич
Что значит Гусев Федор Федорович
Что означает Гусева Елена Ивановна (Ежова)
Значение Гуслистый Алексей
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Давид (святой) - Давид святой, сын князя ярославского Феодора святого и ...
- Гюрята Рогович (Георгий Рогович) - Гюрята Рогович (или Георгий Рогович) новгородец, живший ...
- Гюнтер фон Гейдельсгейм - Гюнтер фон Гейдельсгейм дворянский род, саксонского происхождения. ...
- Гюльденштедт Иоанн-Антон - Гюльденштедт (ИоаннАнтон), русский академик (1745 1781). Учился ...
- Гюйонгюйоси а Петени (Paulus Guyongyossi a Peteny) - Гюйонгюйоси а Петени (Paulus Guyongyossi a Peteny) ...
- Гюббенет Христиан Яковлевич - Гюббенет, Христиан Яковлевич, фон хирург (1822 ...
- Гюббенет Адольф Яковлевич - Гюббенет, Адольф Яковлевич государственный деятель (1830 ...
- Гурьев Дмитрий Александрович - Гурьев, Дмитрий Александрович, граф министр финансов (1751 ...
- Гурьев Вакх Васильевич - Гурьев, Вакх Васильевич писатель, протоиерей (1830 ...
- Гурчины - Гурчины русскопольский дворянский род, герба Крупосин, прозвища ...
- Гуровские - Гуровские русскопольский графский и дворянский род, герба ...
- Гуров (A. Jeudy du Gour) - Гуров (настоящее его имя A. Jeudy du Gour; ...
- Гурлянд Илья Яковлевич - Гурлянд, Илья Яковлевич писатель. Родился в 1863 ...
- Гурко Иосиф Владимирович - Гурко, Иосиф Владимирович генералфельдмаршал. Родился в 1828 ...
- Онуфрий святой (IV век) - Онуфрий, святой (IV век) см. в статье ...