Главная Биографический словарь Слова на букву Г Грот Николай Яковлевич

Что такое Грот Николай Яковлевич? Значение Грот Николай Яковлевич в биографическом словаре

Грот Николай Яковлевич - Грот Николай Яковлевич - профессор философии (1852 - 1899), сын академика; сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, потом с 1883 г. в Новороссийском университете, а с 1886 г. - в Московском университете. Философские взгляды Грота слагались постепенно, и в его многочисленных статьях можно найти следы всех фазисов, через которые прошло его мировоззрение. В своем первом труде (Киев, 1877), посвященном разбору ""Философских этюдов"" профессора Козлова , Грот стоит всецело на позитивистической точке зрения. После небольшого исследования: ""Сновидения как предмет научного анализа"" (Киев, 1878), Грот посвятил целый ряд работ психологии чувствований; самая значительная из них - ""Психология чувствований в ее истории и главных основах"" (Санкт-Петербург, 1879 - 80; магистерская диссертация). Основным фактом душевной жизни Грота считает так называемый психический оборот, который слагается из четырех моментов: момент объективной восприимчивости, момент субъективной восприимчивости, момент субъективно-деятельный и момент объективно-деятельный. Чувствования представляются продуктом субъективной оценки ощущений и соответствуют второму моменту этого оборота. Те же психологические взгляды Грот положил в основу своей попытки реформировать логику в сочинении ""К вопросу о реформе логики, опыт новой теории умственных процессов"". (Лейпциг, 1882, докторская диссертация). Логика должна быть строго теоретической наукой о познании. В этом смысле он отличается от теории искусства познания. Умственные процессы, составляя специальный вид психических оборотов, сводятся к пяти первоначальным видам движения: ассоциация, диссоциация, дизассоциация, дезинтеграция и дифференциация. Вместе с тем Грот начинает понемногу приходить к положительным взглядам на философию, которые выразились в следующих работах Грота: ""Дж. Бруно и пантеизм"" (Одесса, 1885); ""Задачи философии в связи с учением Дж. Бруно"" (там же, 1885); ""Значение чувства в познании и деятельности человека"" (Москва, 1889). Чувства перерабатываются в понятия, а это и составляет сущность философского познания. Философия не сливается ни с искусством, как ранее думал Грот (""Отношение философии к науке и искусству"", Киев, 1883), ни с наукой; она - синтез всех данных человеческого сознания. Научным элементом в философии является метафизика. Стараясь перевести в понятия схваченные чувством высшие идеалы и цели, метафизика составляет общую основу и общий метод философии. Метафизика есть наука, которая стремится умозрительно определить абсолютно достоверные и обязательные - не только для нашего ума, но и для объективной деятельности качественные отношения явлений опыта, внутреннего и внешнего (""Что такое метафизика?"" в ""Вопросах философии"", 1890, кн. 2). Таким образом Грот пришел к признанию за метафизикой научного значения. Критерием истинного познания должен быть закон однообразия природы, который выводится исключительно из анализа наших собственных состояний (""К вопросу о критериях истины"", ""Русское Богатство"", 1883, 4 - 6). Совершенно новой форме дуализма, которую можно назвать монодуализмом, учит Грота в ""О душе в связи с современным учением о силе"" (Одесса, 1886). Убеждение старой психологии в познаваемости духовной субстанции, ее основных сил и свойств вполне правильно. Ошибка метафизической психологии - только в том предположении, будто духовную субстанцию можно познать a priori. Опытная психология должна вести к познанию самого существа, духовных сил (""Жизненные задачи психологии"", в ""Вопросах философии"", 1890, кн. 4). Точка зрения монодуализма применяется Гротом и к вопросу о свободе воли (""Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности"", М., 1889); ""La causalite et la conservation de l'energie dans le domaine de l'activite psychique"" в ""Compte rendu du Congres international de psychologie physiologique"", premiere session, П., 1890). Тут ясно сказывается на Гроте влияние Шопенгауэра, которому посвящена особая статья: ""О значении философии Шопенгауэра"" (""Труды московского психологического общества"", вып. I, М., 1888). Считая этические вопросы особенно близкими уму и сердцу русского человека и ожидая от русской философии нового слова, именно в области этики, Грот сосредоточил в последнее время свои интересы на вопросах нравственности, которым посвятил несколько статей в московском философском журнале 1892 г. Настоящее благо личности - в ее отречении от своей животной обособленности, в сознании себя звеном и воплощением общего, целого, вечного. В осуществлении этого сознания и лежит то счастье и блаженство, которое составляет истинное основание нравственного поведения человека, а стало быть, и его нравственного долга. Перечень других работ Грота и разборов его сочинений см. в очерке Колубовского (прил. к перев. ""Истории новой философии"" Ибервег-Гейнце). Благодаря энергичной деятельности Грота, московское психологическое общество оживилось, и заседания его стали привлекать многочисленную публику. Общество стало издавать ""Труды"", а с 1889 г. под редакцией Грота стали выходить ""Вопросы философии и психологии"". В них он поместил свои работы о времени. Брат Константин Я. Грот издал сборник статей покойного: ""Философия и ее общие задачи"" (Санкт-Петербург, 1909) и книгу ""Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей"" (Санкт-Петербург, 1911).

Грот Николай Яковлевич

Грот Николай Яковлевич - профессор философии (1852 - 1899), сын академика; сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, потом с 1883 г. в Новороссийском университете, а с 1886 г. - в Московском университете. Философские взгляды Грота слагались постепенно , и в его многочисленных статья х можно найти следы всех фазисов, через которые прошло его мировоззрение . В своем первом труде ( Киев , 1877), посвященном разбору ""Философских этюдов"" профессора Козлова , Грот стоит всецело на позитивистической точке зрения. После небольшого исследования: ""Сновидения как предмет научного анализа"" (Киев, 1878), Грот посвятил целый ряд работ психологии чувствований; самая значительная из них - "" Психология чувствований в ее истории и главных основах"" ( Санкт-Петербург , 1879 - 80; магистерская диссертация ). Основным фактом душевной жизни Грота считает так называемый психический оборот , который слагается из четырех момент ов: момент объективной восприимчивости, момент субъективной восприимчивости, момент субъективно-деятельный и момент объективно-деятельный. Чувствования представляются продуктом субъективной оценки ощущений и соответствуют второму моменту этого оборота. Те же психологические взгляды Грот положил в основу своей попытки реформировать логику в сочинении ""К вопросу о реформе логики, опыт новой теории умственных процессов"". ( Лейпциг , 1882, докторская диссертация). Логика должна быть строго теоретической наукой о познании. В этом смысле он отличается от теории искусства познания. Умственные процессы, составляя специальный вид психических оборотов, сводятся к пяти первоначальным видам движения : ассоциация , диссоциация , дизассоциация, дезинтеграция и дифференциация . Вместе с тем Грот начинает понемногу приходить к положительным взглядам на философию, которые выразились в следующих работах Грота: ""Дж. Бруно и пантеизм"" ( Одесса , 1885); "" Задачи философии в связи с учением Дж. Бруно"" (там же, 1885); ""Значение чувства в познании и деятельности человека"" ( Москва , 1889). Чувства перерабатываются в понятия, а это и составляет сущность философского познания. Философия не сливается ни с искусством, как ранее думал Грот (""Отношение философии к науке и искусству"", Киев, 1883), ни с наукой; она - синтез всех данных человеческого сознания. Научным элементом в философии является метафизика. Стараясь пере вести в понятия схваченные чувством высшие идеалы и цели, метафизика составляет общую основу и общий метод философии. Метафизика есть наука , которая стремится умозрительно определить абсолютно достоверные и обязательные - не только для нашего ума, но и для объективной деятельности качественные отношения явлений опыта, внутреннего и внешнего (""Что такое метафизика?"" в ""Вопросах философии"", 1890, кн. 2). Таким образом Грот пришел к признанию за метафизикой научного значения. Критерием истинного познания должен быть закон однообразия природы, который выводится исключительно из анализа наших собственных состояний (""К вопросу о критериях истины"", ""Русское Богатство"", 1883, 4 - 6). Совершенно новой форме дуализма, которую можно назвать монодуализмом, учит Грота в ""О душе в связи с современным учением о силе"" (Одесса, 1886). Убеждение старой психологии в познаваемости духовной субстанции, ее основных сил и свойств вполне правильно . Ошибка метафизической психологии - только в том предположении, будто духовную субстанцию можно познать a priori. Опыт ная психология должна вести к познанию самого существа, духовных сил (""Жизненные задачи психологии"", в ""Вопросах философии"", 1890, кн. 4). Точка зрения монодуализма применяется Гротом и к вопросу о свободе воли (""Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности"", М., 1889); ""La causalite et la conservation de l'energie dans le domaine de l'activite psychique"" в ""Compte rendu du Congres international de psychologie physiologique"", premiere session, П., 1890). Тут ясно сказывается на Гроте влияние Шопенгауэра, которому посвящена особая статья: ""О значении философии Шопенгауэра"" (""Труды московского психологического общества"", вып. I, М., 1888). Считая этические вопросы особенно близкими уму и сердцу русского человека и ожидая от русской философии нового слова, именно в области этики, Грот сосредоточил в последнее время свои интересы на вопросах нравственности, которым посвятил несколько статей в московском философском журнале 1892 г. Настоящее благо личности - в ее отречении от своей животной обособленности, в сознании себя звеном и воплощением общего, целого, вечного. В осуществлении этого сознания и лежит то счастье и блаженство , которое составляет истинное основание нравственного поведения человека, а стало быть, и его нравственного долга. Перечень других работ Грота и разборов его сочинений см. в очерке Колубовского (прил. к перев. ""Истории новой философии"" Ибервег-Гейнце). Благо даря энергичной деятельности Грота, московское психологическое общество оживилось, и заседания его стали привлекать многочисленную публику. Общество стало издавать ""Труды"", а с 1889 г. под редакцией Грота стали выходить "" Вопросы философии и психологии"". В них он поместил свои работы о времени . Брат Константин Я. Грот издал сборник статей покойного: ""Философия и ее общие задачи"" (Санкт-Петербург, 1909) и книгу ""Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей"" (Санкт-Петербург, 1911).

Значение слова Грот Николай Яковлевич в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари