Голубинский (протоиерей Федор Александрович, 1797 - 1854) - основатель русской теистической философии, родился и умер в Костроме. Окончив костромскую семинарию, служил в ней информатором греческого языка, а затем поступил в Московскую духовную академию, где и сделался профессором философии. Среди своих слушателей Голубинский пользовался славой глубокого и оригинального мыслителя, но до последнего времени не было воз можно сти составить себе понятие о характере и направлении философии Голубинского. При жизни он напечатал - да и то без подписи - лишь одно небольшое письмо о конечных причинах (""Прибавление к творениям святых отцов"", 1847 г.: стр. 176 - 205). Только с 1868 г. бывшие слушатели Голубинского начинают издавать его лекции ( самое полное издание сделано на средства общества любителей духовного просвещения, М., 1884 и следующие). Жизненным нервом философии Голубинского является идея высочайшего существа. У своих предшественников он ищет главным образом то, что может дать прочную опору этой идее. Выросши на вольфовской философии, Голубинский не остался чужд и новым течениям мысли. Заметнее всего влияние Канта и Якоби . Философия - система познаний о всеобщих главнейших силах, целях природы внешней и внутренней, а также о свойствах виновника их. Эти познания приобретаются разумом под руководством ума и при помощи как внутреннего, так и внешнего опыта. Цель системы - возбудить , воспитать и направить любовь к премудрости божественной, предназначенной человеку. Главным источником философии служат идеи ума, которые раскрываются при помощи свидетельств внутреннего и внешнего чувства . Все это, по мнению Голубинского, можно назвать откровением посредственным, и оно-то и служит уделом философии. Тщетно, однако , ждать от философии такого познания, которое удовлетворяло бы всем исканиям человеческого духа: будь такое познание возможно , оно было бы на пагубу человеку. Из различных частей философии Голубинского напечатана только метафизика. Задача ее состоит в том, чтобы , основываясь на идее бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, привести в систему познания о свойствах бесконечного существа и об отношении к нему существ конечных. Метафизика разделяется на онтологию, богословие , умозрительную психологию или пневматологию и космологию. Как душа , так и внешний мир подлежат ограничению, с одной стороны, пространством и временем, а с другой - закон ами разума, категориями. Как тот, так и другой вид ограничения являются не только формами нашей психической деятельности, но и формами обыкновенного существования вещей. Вопреки Канту, категории вполне применимы к бытию неограниченному и всесущественному. Оно тем более доступно человеческому познанию, что идея бесконечного по бытию и совершенствам неразрывно связана с природой человека. Вследствие этого первоначальный закон ума состоит в том, чтобы для всего ограниченного искать первоначала и первообраза в бесконечном. Эта идея составляет первое и непосредственное начало всякого познания и дана человеку самим существом бесконечным. На отдельных вопросах ( например , о категориях, о доказательствах бытия Божия и др.) Голубинский останавливается с особенно й обстоятельностью. Из последователей Голубинского особенно выдается В.Д. Кудрявцев (см.). Ср. "" Протоиерей Ф.А. Голубинский"" ( биографический очерк , М., 1855); Я. Колубовский ""Материалы для истории философии в России"" (""Вопросы философии и психологии"", кн. 4). Новейшая о нем литература : А. Введенский ""Профессор философии протоиерей Ф.А. Голубинский"" ( Сергиев Посад , 1898); С. Глаголев ""Протоиерей Ф.А. Голубинский, его жизнь и деятельность"" (ib., 1898); его же ""Протоиерей Ф.А. Голубинский как православно-христианский философ"" (""Вера и Разум"", 1898, № 3). Я. Колубовский.
Что такое Голубинский Федор Александрович (протоиерей)? Значение Голубинский Федор Александрович (протоиерей) в биографическом словаре
Голубинский Федор Александрович (протоиерей) - Голубинский (протоиерей Федор Александрович, 1797 - 1854) - основатель русской теистической философии, родился и умер в Костроме. Окончив костромскую семинарию, служил в ней информатором греческого языка, а затем поступил в Московскую духовную академию, где и сделался профессором философии. Среди своих слушателей Голубинский пользовался славой глубокого и оригинального мыслителя, но до последнего времени не было возможности составить себе понятие о характере и направлении философии Голубинского. При жизни он напечатал - да и то без подписи - лишь одно небольшое письмо о конечных причинах (""Прибавление к творениям святых отцов"", 1847 г.: стр. 176 - 205). Только с 1868 г. бывшие слушатели Голубинского начинают издавать его лекции (самое полное издание сделано на средства общества любителей духовного просвещения, М., 1884 и следующие). Жизненным нервом философии Голубинского является идея высочайшего существа. У своих предшественников он ищет главным образом то, что может дать прочную опору этой идее. Выросши на вольфовской философии, Голубинский не остался чужд и новым течениям мысли. Заметнее всего влияние Канта и Якоби. Философия - система познаний о всеобщих главнейших силах, целях природы внешней и внутренней, а также о свойствах виновника их. Эти познания приобретаются разумом под руководством ума и при помощи как внутреннего, так и внешнего опыта. Цель системы - возбудить, воспитать и направить любовь к премудрости божественной, предназначенной человеку. Главным источником философии служат идеи ума, которые раскрываются при помощи свидетельств внутреннего и внешнего чувства. Все это, по мнению Голубинского, можно назвать откровением посредственным, и оно-то и служит уделом философии. Тщетно, однако, ждать от философии такого познания, которое удовлетворяло бы всем исканиям человеческого духа: будь такое познание возможно, оно было бы на пагубу человеку. Из различных частей философии Голубинского напечатана только метафизика. Задача ее состоит в том, чтобы, основываясь на идее бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, привести в систему познания о свойствах бесконечного существа и об отношении к нему существ конечных. Метафизика разделяется на онтологию, богословие, умозрительную психологию или пневматологию и космологию. Как душа, так и внешний мир подлежат ограничению, с одной стороны, пространством и временем, а с другой - законами разума, категориями. Как тот, так и другой вид ограничения являются не только формами нашей психической деятельности, но и формами обыкновенного существования вещей. Вопреки Канту, категории вполне применимы к бытию неограниченному и всесущественному. Оно тем более доступно человеческому познанию, что идея бесконечного по бытию и совершенствам неразрывно связана с природой человека. Вследствие этого первоначальный закон ума состоит в том, чтобы для всего ограниченного искать первоначала и первообраза в бесконечном. Эта идея составляет первое и непосредственное начало всякого познания и дана человеку самим существом бесконечным. На отдельных вопросах (например, о категориях, о доказательствах бытия Божия и др.) Голубинский останавливается с особенной обстоятельностью. Из последователей Голубинского особенно выдается В.Д. Кудрявцев (см.). Ср. ""Протоиерей Ф.А. Голубинский"" (биографический очерк, М., 1855); Я. Колубовский ""Материалы для истории философии в России"" (""Вопросы философии и психологии"", кн. 4). Новейшая о нем литература: А. Введенский ""Профессор философии протоиерей Ф.А. Голубинский"" (Сергиев Посад, 1898); С. Глаголев ""Протоиерей Ф.А. Голубинский, его жизнь и деятельность"" (ib., 1898); его же ""Протоиерей Ф.А. Голубинский как православно-христианский философ"" (""Вера и Разум"", 1898, № 3). Я. Колубовский.
Соседние слова
Что такое Голубев Стефан ТимофеевичЧто значит Голубинин Леонид Ефимович
Что означает Голубинский Дмитрий Федорович
Значение Голубинский Евгений Евсигнеевич
↑ Голубинский Федор Александрович (протоиерей) ↓
Что такое Голубков Платон Васильевич
Что значит Голубов Николай Федорович
Что означает Голубовский Петр Васильевич
Значение Голубцов Александр Петрович
Однокоренные и похожие слова:
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Гольстейн Александра Васильевна - Гольстейн, Александра Васильевна писательница (псевдоним А. Баулер). ...
- Гольмстен Адольф Христианович - Гольмстен Адольф Христианович цивилист, родился в 1848 ...
- Гольдштейн Михаил Юльевич - Гольдштейн, Михаил Юльевич химик, педагог и публицист ...
- Гольденвейзер Александр Борисович - Гольденвейзер, Александр Борисович пианист и композитор. Родился ...
- Гольдгаммер - Гольдгаммер (KarlReinhold Goldhammer) поэт и историк (1808 ...
- Гольдбах Лев Федорович - Гольдбах, Лев Федорович сын астронома Гольдбаха (1793 ...
- Голычины - Голычины князья, ветвь князей Ярославских (из Моложского ...
- Голубев Александр Александрович - Голубев (Александр Александрович, 1841 1895) историк ...
- Голстунский Константин Федорович - Голстунский, Константин Федорович ориенталист (1831 1899), ...
- Голохвастовы (писатели) - Голохвастов: 1) Дмитрий Павлович исторический писатель (1796 ...
- Голохвастов Павел Дмитриевич - Голохвастов Павел Дмитриевич см. в статье Голохвастовы ...
- Голохвастов Борис Яковлевич - Голохвастов (Борис Яковлевич) посол великого князя Ивана ...
- Голофеевы (Галафеевы) - Голофеевы (и Галафеевы) старинный русский дворянский род, ...
- Голосовы - Голосовы. Среди нескольких дворянских родов Голосовых позднейшего ...
- Бичурин - Бичурин монах, см. Иакинф . ...