Что такое Головнин Александр Васильевич? Значение Головнин Александр Васильевич в биографическом словаре

Головнин Александр Васильевич - Головнин Александр Васильевич - государственный деятель (1821 - 1886), сын адмирала. По окончании курса в Александровском лицее, Головнин начал службу в ведомстве Императрицы Марии , а затем в особой канцелярии министра внутренних дел Перовского , по поручению которого составил ""Очерк истории и современного положения городов Финляндии"". Перейдя в 1848 г. на службу в морское ведомство, Головнин скоро приобрел полное доверие великого князя Константина Николаевича и сблизился с кружком лиц, ставших впоследствии видными деятелями царствования императора Александра II . Головнин вел переписку великого князя, был посредником между ним и многими государственными деятелями и литераторами, руководил ""Морским Сборником"", принял участие в организации экспедиции по изучению народного быта России. Пожалованный в 1859 г. званием статс-секретаря, Головнин в том же году был назначен членом главного правления училищ при министерстве народного просвещения, в конце 1861 г. - управляющим министерством народного просвещения, а через год утвержден в должности министра. Головнин успел провести ряд коренных реформ. По Учреждению 18 июня 1863 г. подверглось полному преобразованию центральное управление министерства, причем цензурное управление было передано в министерство внутренних дел. Существенные изменения произведены были в порядке управления учебными округами: усилена власть попечителей и окончательно разрушена административная зависимость низших училищ от средних. Университетский вопрос получил широкое и принципиальное разрешение в новом уставе 18 июня 1863 г., оживившем научную и учебную жизнь университетов. Менее определенно и твердо разрешен был вопрос о среднем образовании. Устав 19 ноября 1864 г. остановился на принципе дуализма в системе среднего образования, предоставив времени и опыту разрешение чрезвычайно обострившегося в 1860-х годах спора между классицизмом и реализмом. В связи с освобождением крестьян был разрешен вопрос о низшем народном образовании. Положение о начальных народных училищах 14 июля 1864 г. впервые поставило на широкое основание систему начального народного образования, призвав к попечению о нем органы земского и городского самоуправления. Затронут был ряд важных вопросов учебной политики на окраинах, в Царстве Польском, в Западном крае, в прибалтийских губерниях. Учебное дело в Царстве Польском оставалось вне ведения министерства до восстановления в 1867 г. Варшавского учебного округа. Учебная система в Прибалтийском крае осталась на прежнем основании. Наиболее крупным фактом явился новый устав Дерптского университета 9 ноября 1865 г. Вопрос о преподавании русского языка и о заведении русских училищ в Прибалтийском крае вызвал некоторые принципиальные разногласия между Головниным, с одной стороны, архиепископом рижским Платоном и генерал-губернатором графом Шуваловым - с другой. Представители высшей местной власти настаивали на радикальных мерах, Головнин полагал необходимым придерживаться осторожности и постепенности. В 1865 г. высказаны были предположения о целом ряде ученых экспедиций: этнографической, археографической, морской. Характерной чертой деятельности министерства народного просвещения под управлением Головнина была широкая гласность, привлекавшая образованное общество к обсуждению важнейших мероприятий министерства. В журнале министерства и отдельными книгами и брошюрами печатались выдержки из отчетов попечителей и ревизоров о состоянии училищ, разного рода проекты, официальные и частные отзывы и мнения о них. В 1864 г. начато издание ""Сборников постановлений и распоряжений по министерству народного просвещения"". В 1865 г., напечатав ""Обзор деятельности министерства за 1862 - 1876 годы"", Головнин в особом докладе изложил планы и предположения, касавшиеся лицеев, училищ уездных, женских, еврейских, частных, ветеринарных, домашних наставников, ученых учреждений. Эти предположения были рассмотрены в особой комиссии графа Строганова. Комиссия указала на необходимость большей осторожности и экономии в исполнении широких планов Головнина. Но прежде чем замечания комиссии графа Строганова были представлены государю, 14 апреля 1866 г. Головнин был уволен от должности министра. Отставка стояла в связи с покушением на жизнь государя 4 апреля 1866 г., раскрывшим факт распространения среди учащейся молодежи революционных учений. - Ср. С.В. Рождественский ""Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения"", гл. VI.

Головнин Александр Васильевич

Головнин Александр Васильевич - государственный деятель (1821 - 1886), сын адмирала. По окончании курса в Александровском лицее, Головнин начал службу в ведомстве Императрицы Марии , а затем в особой канцелярии министра внутренних дел Перовского , по поручению которого составил ""Очерк истории и современного положения городов Финляндии"". Перейдя в 1848 г. на службу в морское ведомство , Головнин скоро приобрел полное доверие великого князя Константина Николаевича и сблизился с кружком лиц, ставших впоследствии видными деятелями царствования императора Александра II . Головнин вел переписку великого князя, был посредником между ним и многими государственными деятелями и литераторами, руководил ""Морским Сборником"", принял участие в организации экспедиции по изучению народного быта России. Пожалованный в 1859 г. званием статс-секретаря, Головнин в том же году был назначен членом главного правления училищ при министерстве народного просвещения, в конце 1861 г. - управляющим министерство м народного просвещения, а через год утвержден в должности министра. Головнин успел провести ряд коренных реформ. По Учреждению 18 июня 1863 г. подверглось полному преобразованию центральное управление министерства, причем цензурное управление было передано в министерство внутренних дел. Существенные изменения произведены были в порядке управления учебными округа ми: усилена власть попечителей и окончательно разрушена административная зависимость низших училищ от средних. Университетский вопрос получил широкое и принципиальное разрешение в новом уставе 18 июня 1863 г., оживившем научную и учебную жизнь университетов. Менее определенно и твердо разрешен был вопрос о среднем образовании. Устав 19 ноября 1864 г. остановился на принципе дуализма в системе среднего образования, предоставив времени и опыту разрешение чрезвычайно обострившегося в 1860-х годах спора между классицизмом и реализмом. В связи с освобождением крестьян был разрешен вопрос о низшем народном образовании. Положение о начальных народных училищах 14 июля 1864 г. впервые поставило на широкое основание систему начального народного образования, призвав к попечению о нем органы земского и городского самоуправления. Затронут был ряд важных вопросов учебной политики на окраинах, в Царстве Польском, в Западном крае, в прибалтийских губерниях. Учебное дело в Царстве Польском оставалось вне ведения министерства до восстановления в 1867 г. Варшавского учебного округа. Учебная система в Прибалтийском крае осталась на прежнем основании. Наиболее крупным факт ом явился новый устав Дерптского университета 9 ноября 1865 г. Вопрос о преподавании русского языка и о заведении русских училищ в Прибалтийском крае вызвал некоторые принципиальные разногласия между Головниным, с одной стороны, архиепископом рижским Платоном и генерал-губернатором графом Шуваловым - с другой . Представители высшей местной власти настаивали на радикальных мерах, Головнин полагал необходимым придерживаться осторожности и постепенности. В 1865 г. высказаны были предположения о целом ряде ученых экспедиций: этнографической, археографической, морской . Характерной чертой деятельности министерства народного просвещения под управлением Головнина была широкая гласность , привлекавшая образованное общество к обсуждению важнейших мероприятий министерства. В журнале министерства и отдельными книгами и брошюрами печатались выдержки из отчетов попечителей и ревизоров о состоянии училищ, разного рода проекты, официальные и частные отзывы и мнения о них. В 1864 г. начато издание ""Сборников постановлений и распоряжений по министерству народного просвещения"". В 1865 г., напечатав "" Обзор деятельности министерства за 1862 - 1876 годы"", Головнин в особом докладе изложил планы и предположения, касавшиеся лицеев, училищ уездных, женских, еврейских, частных, ветеринарных, домашних наставников, ученых учреждений. Эти предположения были рассмотрены в особой комиссии графа Строганова. Комиссия указала на необходимость большей осторожности и экономии в исполнении широких планов Головнина. Но прежде чем замечания комиссии графа Строганова были представлены государю, 14 апреля 1866 г. Головнин был уволен от должности министра. Отставка стояла в связи с покушением на жизнь государя 4 апреля 1866 г., раскрывшим факт распространения среди учащейся молодежи революционных учений. - Ср. С.В. Рождественский ""Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения"", гл. VI.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари