Геннадий (Гонозов или Гонзов) - новгородский архиепископ в 1484 - 1504 годы, первый видный против ник ереси так называемых жидовствующих. Положение его в Новгород е было очень трудным: он был вторым лицом, занявшим кафедру по назначению из Москвы. Сразу заявив себя усердным слугой Москвы, Геннадий настойчиво принялся за проведение в новгородской епархии политических и церковных стремлений центрального правительства. Он встретил упорную оппозицию со стороны местного духовенства, которому московское владычество причинило материальный ущерб конфискацией части церковных и монастырских земель и богатой Софийской казны. Геннадий действовал медленно и осторожно, но последовательно. Он добился того , что местное духовенство привыкло к почитанию московских святителей и угодников и ввело в ежедневные богослужения молитвословия за государя. В одном из первых своих посланий Геннадий высказал программу отношений духовенства к правительственной власти: духовенство должно исполнять приказы этой власти, ибо московские государи ""послушание уставляют паче многих добродетелей""; но в то же время великие государи должны признать руководственную роль духовенства и подчиниться ему - точка зрения, всецело воспринятая и развитая иосифлянским духовенством. В духе этой программы Геннадий начал и борьбу с ересью, о существовании которой узнал не ранее 1487 г. Эта борьба велась не на почве догматических и богословских споров и обличений, а средствами административных кар. Геннадий считал прямо вредными богословские прения с еретиками и в послании к собору епископов выражал мысль , что собора о вере допускать не следует, так как ""люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить"". Собор на еретиков нужен лишь для того, ""чтобы их казнити, жечи и вешати"". Геннадий пробовал даже устроить , увлекаясь примером ""шпанского"" короля, примерное аутодафе : когда собор 1490 г. приговорил некоторых еретиков к заточению и отправил их в Новгород, то Геннадий распорядился встретить их за городом, нарядить в берестяные шлемы с надписью: ""се сатанино воинство"", посадить на лошадей лицом к хвосту и в таком виде водить по улицам, а затем зажечь их шлемы. Энергические меры против еретиков, рекомендованные Геннадием, не осуществились, так как еретики нашли поддержку в Москве и спокойно там проживали. С этого времени в борьбе с ересью Геннадий заслоняется фигурой Иосифа Волоцкого . Последней важной мерой противодействия ереси со стороны Геннадия было собрание всех книг Священного Писания и составление пасхалии . Он заботился и о распространении образования среди духовенства. Так как в этой среде не только не было достаточно подготовленных лиц, но даже было мало грамотных, Геннадий ходатайствовал перед митрополит ом Симоном об учреждении училищ. В 1503 г. он был вызван на собор в Москву, где обсуждался и решен в утвердительном смысле вопрос о невзимании поборов при поставлении на церковно-иерархические должности. Несмотря на это, Геннадий, по свидетельству летописи , начал брать мзду с священников за поставленье больше прежнего, за что в 1504 г. великий князь и митрополит свели его с кафедры. В июне того же года он подал митрополиту отреченную грамоту и, поселившись в Чудове монастыре, вскоре скончался. Несколько грамот Геннадия изданы в ""Пам. кан. кр."", ""Акт. Ист."" том I, и у И. Хрущова: ""О сочинении Иосифа Санина"". - См. Никитский , ""Очерк внутренней истории церкви в В. Новгороде"" ( Санкт-Петербург , 1879); Градницкий, ""Геннадий, архиепископ новгородский"" (""Православное обозрение"", 1878, сентябрь и 1880, август ); Е. Голубинский , ""История русской церкви"", том II ( Москва , 1900), 563 - 574; 605 - 607. М. Д.
Что такое Геннадий Гонозов (Гонзов)? Значение Геннадий Гонозов (Гонзов) в биографическом словаре
Геннадий Гонозов (Гонзов) - Геннадий (Гонозов или Гонзов) - новгородский архиепископ в 1484 - 1504 годы, первый видный противник ереси так называемых жидовствующих. Положение его в Новгороде было очень трудным: он был вторым лицом, занявшим кафедру по назначению из Москвы. Сразу заявив себя усердным слугой Москвы, Геннадий настойчиво принялся за проведение в новгородской епархии политических и церковных стремлений центрального правительства. Он встретил упорную оппозицию со стороны местного духовенства, которому московское владычество причинило материальный ущерб конфискацией части церковных и монастырских земель и богатой Софийской казны. Геннадий действовал медленно и осторожно, но последовательно. Он добился того, что местное духовенство привыкло к почитанию московских святителей и угодников и ввело в ежедневные богослужения молитвословия за государя. В одном из первых своих посланий Геннадий высказал программу отношений духовенства к правительственной власти: духовенство должно исполнять приказы этой власти, ибо московские государи ""послушание уставляют паче многих добродетелей""; но в то же время великие государи должны признать руководственную роль духовенства и подчиниться ему - точка зрения, всецело воспринятая и развитая иосифлянским духовенством. В духе этой программы Геннадий начал и борьбу с ересью, о существовании которой узнал не ранее 1487 г. Эта борьба велась не на почве догматических и богословских споров и обличений, а средствами административных кар. Геннадий считал прямо вредными богословские прения с еретиками и в послании к собору епископов выражал мысль, что собора о вере допускать не следует, так как ""люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить"". Собор на еретиков нужен лишь для того, ""чтобы их казнити, жечи и вешати"". Геннадий пробовал даже устроить, увлекаясь примером ""шпанского"" короля, примерное аутодафе: когда собор 1490 г. приговорил некоторых еретиков к заточению и отправил их в Новгород, то Геннадий распорядился встретить их за городом, нарядить в берестяные шлемы с надписью: ""се сатанино воинство"", посадить на лошадей лицом к хвосту и в таком виде водить по улицам, а затем зажечь их шлемы. Энергические меры против еретиков, рекомендованные Геннадием, не осуществились, так как еретики нашли поддержку в Москве и спокойно там проживали. С этого времени в борьбе с ересью Геннадий заслоняется фигурой Иосифа Волоцкого . Последней важной мерой противодействия ереси со стороны Геннадия было собрание всех книг Священного Писания и составление пасхалии. Он заботился и о распространении образования среди духовенства. Так как в этой среде не только не было достаточно подготовленных лиц, но даже было мало грамотных, Геннадий ходатайствовал перед митрополитом Симоном об учреждении училищ. В 1503 г. он был вызван на собор в Москву, где обсуждался и решен в утвердительном смысле вопрос о невзимании поборов при поставлении на церковно-иерархические должности. Несмотря на это, Геннадий, по свидетельству летописи, начал брать мзду с священников за поставленье больше прежнего, за что в 1504 г. великий князь и митрополит свели его с кафедры. В июне того же года он подал митрополиту отреченную грамоту и, поселившись в Чудове монастыре, вскоре скончался. Несколько грамот Геннадия изданы в ""Пам. кан. кр."", ""Акт. Ист."" том I, и у И. Хрущова: ""О сочинении Иосифа Санина"". - См. Никитский , ""Очерк внутренней истории церкви в В. Новгороде"" (Санкт-Петербург, 1879); Градницкий, ""Геннадий, архиепископ новгородский"" (""Православное обозрение"", 1878, сентябрь и 1880, август); Е. Голубинский , ""История русской церкви"", том II (Москва, 1900), 563 - 574; 605 - 607. М. Д.
Соседние слова
Что такое Геннадий (в миру Георгий Николаевич Еначан)Что значит Геннадий (иконописец)
Что означает Геннадий (преподобный Любимоградский)
Значение Геннадий (преподобный печерский)
↑ Геннадий Гонозов (Гонзов) ↓
Что такое Геннадий Челноков
Что значит Геннадий Шумов
Что означает Геннин Вильгельм Иванович (Дегенин)
Значение Генслер И. С.
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Георгий (победоносец) - Георгий, великомученик и победоносец один из наиболее ...
- Георгий (князь поросский) - Георгий князь поросский (по владениям на реке ...
- Георгий (инок-летописец) - Георгий иноклетописец; писал летопись до 1533 г.; ...
- Георгий (затворник) - Георгий затворник Задонского Богородицкого монастыря, из вологодских ...
- Георгиевский Сергей Михайлович - Георгиевский, Сергей Михайлович известный русский синолог (1851 ...
- Георгиевский Павел Иванович - Георгиевский, Павел Иванович экономист. Родился в 1857 ...
- Георгиевский Лев Александрович - Георгиевский Лев Александрович см. в статье Георгиевские ...
- Гендриковы - Гендриковы русский графский род, происходящий от брака ...
- Гембицкий Мартин Николаевич - Гембицкий Мартин Николаевич см. в статье Гембицкие ...
- Гембицкий (Татар) - Гембицкий (Татар) см. в статье Гембицкие . ...
- Гельмс Иоаким Андрей - Гельмс (Иоаким Андрей) автор ""Достоверного описания замечательных ...
- Гельмерсен Григорий Петрович - Гельмерсен (Григорий Петрович) выдающийся русский геолог (1803 ...
- Гельбке Василий Фердинандович - Гельбке, Василий Фердинандович русский цивилист и судебный ...
- Гелгуды - Гелгуды литовский дворянский род, герба Дзялоша. Родоначальник ...
- Жоховы - Жоховы русские дворянские роды. Потомство Осипа Алексеевича ...