Феодосий Грек - игумен Киево-Печерского монастыря (1142 - 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до после днего времени обыкновенно смешивался с преподобным Феодосием , игуменом и основателем того же монастыря. Получивший хорошее богословское образование в Византии, Феодосий прибыл в Россию в первой четверти XII века, вместе с одним из митрополитов- грек ов, жил в митрополии и после смерти игумена Пимена-постовника был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря, несмотря на то, что в это время монастырь являлся оплотом национального и отчасти демократического движения . Исключение было сделано, вероятно , благодаря близости Феодосия к бывшему черниговскому князю Николе Святоше , не чуждому литературе, любителю книг и уважавшему образованного монаха Феодосия, а также к киевскому великому князю Изяславу II Мстиславичу (1146 - 49, 1151 - 54), в посольстве которого к Владимиру Давидовичу и другим князьям принимал участие Феодосий (1148). При Феодосии имело место поставление в митрополиты русского, Климента Смолятича, без согласия константинопольского патриарха, на стороне которого, как предполагают, стоял Феодосий вместе с новгородским епископом Нифонтом , знавшим сочинения Феодосия. Из книжных трудов Феодосия известно переписанное (""списано"") им житие святого Панкратия, патрона князя Николы Святоши, перевод ы и самостоятельно составленные по греческим источник ам полемические трактат ы против латинян, с яркими чертами нетерпимости к инославным, столь характерными для писателей-греков и чуждыми русским. Из перечисленных сочинений пять принадлежат Феодосию почти достоверно, и три - предположительно . К первой категории относятся: 1) перевод ""богомудрой и догматической эпистолии"" папы Льва I Великого к константинопольскому патриарху Флавиану о IV вселенском халкидонском соборе и ереси Евтихия, сделанные Феодосием для черниговского князя Панкратия (в иночестве Николая) Святослава (Святоши) Давидовича, с оригинала, полученного непосредственно из Рима (издано Бодянским в ""Чтениях Общества Истории и Древностей Российских"", 1848, № 7); 2) ""Сказание римские эпистолии"", то есть предисловие к упомянутому переводу, где автор сообщает об изучении им в детстве Гомера и ""риторских книг"", одобряет отречение от власти и принятие схимы князем Николаем в 1106 году (Р. Зотов ""О черниговских князьях по Люберецкому синодику"", СПб., 1893, 24, 38, 261 - 262); 3) Ответ на ""вопрошение Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира"", где разрешается спор об употреблении мяса в среду и пятницу, если эти дни совпадают с Господскими праздниками (издано Макарием в ""Ученых Записках II Отделения Академии Наук"", книга II, выпуск 2); 4) связанный с предыдущим трактат о знании празднования воскресенья и отношении его к другим дням недели, упоминаемый в ""Вопрошениях Кирика"" (А. Павлов ""Памятники древнерусского канонического права"", СПб., 1880, 38); 5) ""Слово отца нашего Феодосия игумена печерского к Изяславу князю о латинах"", с перечислением ""латинских ересей"" по пунктам (А. Яцимирский ""Из славянских рукописей"", М., 1898, 1 - 27, 155). К второй категории принадлежат: 1) Повесть о крещении князя Владимира, составленная на основании греческих источников и внесенная в первоначальный киевский свод ( мнение Е. Голубинского ); 2) компилятивное ""Поучение блаженного Феодосия игумена печерского о казнях Божиих"", летопись под 1068 г. (мнение А. Лященка ); 3) ""Поучение в субботу сыропустную"", с похвалой подвижникам-постникам, составленное вскоре после 1147 года, приписываемое также Клименту Смолятичу (мнение Н. Никольского ) или митрополиту Илариону (мнение М. Покровского ). Литература : Макарий ""Преподобный Феодосий Печерский , как писатель"" (""Известия II отделения Академии Наук"", IV, 273 - 293); Срезневский ""Сведения и заметки"" (XXIV); А. Вадковский ""Так называемые поучения Феодосия печерского к народу русскому"" (""Православный Собеседник"", 1878); Карнеев ""Вероятный источник Слова о среде и пятке"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1891, IX); Антоний ""Из истории христианской проповеди"" (СПб., 1895); А. Шахматов ""Киево-Печерский патерик и печерская летопись"" (""Известия Отдела русского языка и словесности Академии Наук"", 1897, книга III); А. Яцимирский ""Мелкие тексты и заметки и т. д."" (там же, 1899, книга II); А. Лященко ""Заметка о сочинениях Феодосия, писателя XII века"" (""Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule fur 1899 - 1900"", СПб., 1900); В. Чаговец ""Преподобный Феодосий печерский, его жизнь и сочинения"" (""Известия Университета святого Владимира"", 1901, № 6 - 12); Г. Бельченко ""Преподобный Феодосий печерский"" ( Одесса , 1902; рецензия Гетца в ""Deutsche Literaturzeitung"", 1903, № 9); В. Малинин ""Преподобный Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря"" (""Труды Киевской Духовной Академии"", 1902, книга V); L. K. Goetz ""Der Kiever-Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands"" (Пассау, 1904, 86 - 89). А.И. Яцимирский.
Что такое Феодосий Грек? Значение Феодосий Грек в биографическом словаре
Феодосий Грек - Феодосий Грек - игумен Киево-Печерского монастыря (1142 - 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался с преподобным Феодосием , игуменом и основателем того же монастыря. Получивший хорошее богословское образование в Византии, Феодосий прибыл в Россию в первой четверти XII века, вместе с одним из митрополитов-греков, жил в митрополии и после смерти игумена Пимена-постовника был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря, несмотря на то, что в это время монастырь являлся оплотом национального и отчасти демократического движения. Исключение было сделано, вероятно, благодаря близости Феодосия к бывшему черниговскому князю Николе Святоше , не чуждому литературе, любителю книг и уважавшему образованного монаха Феодосия, а также к киевскому великому князю Изяславу II Мстиславичу (1146 - 49, 1151 - 54), в посольстве которого к Владимиру Давидовичу и другим князьям принимал участие Феодосий (1148). При Феодосии имело место поставление в митрополиты русского, Климента Смолятича, без согласия константинопольского патриарха, на стороне которого, как предполагают, стоял Феодосий вместе с новгородским епископом Нифонтом , знавшим сочинения Феодосия. Из книжных трудов Феодосия известно переписанное (""списано"") им житие святого Панкратия, патрона князя Николы Святоши, переводы и самостоятельно составленные по греческим источникам полемические трактаты против латинян, с яркими чертами нетерпимости к инославным, столь характерными для писателей-греков и чуждыми русским. Из перечисленных сочинений пять принадлежат Феодосию почти достоверно, и три - предположительно. К первой категории относятся: 1) перевод ""богомудрой и догматической эпистолии"" папы Льва I Великого к константинопольскому патриарху Флавиану о IV вселенском халкидонском соборе и ереси Евтихия, сделанные Феодосием для черниговского князя Панкратия (в иночестве Николая) Святослава (Святоши) Давидовича, с оригинала, полученного непосредственно из Рима (издано Бодянским в ""Чтениях Общества Истории и Древностей Российских"", 1848, № 7); 2) ""Сказание римские эпистолии"", то есть предисловие к упомянутому переводу, где автор сообщает об изучении им в детстве Гомера и ""риторских книг"", одобряет отречение от власти и принятие схимы князем Николаем в 1106 году (Р. Зотов ""О черниговских князьях по Люберецкому синодику"", СПб., 1893, 24, 38, 261 - 262); 3) Ответ на ""вопрошение Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира"", где разрешается спор об употреблении мяса в среду и пятницу, если эти дни совпадают с Господскими праздниками (издано Макарием в ""Ученых Записках II Отделения Академии Наук"", книга II, выпуск 2); 4) связанный с предыдущим трактат о знании празднования воскресенья и отношении его к другим дням недели, упоминаемый в ""Вопрошениях Кирика"" (А. Павлов ""Памятники древнерусского канонического права"", СПб., 1880, 38); 5) ""Слово отца нашего Феодосия игумена печерского к Изяславу князю о латинах"", с перечислением ""латинских ересей"" по пунктам (А. Яцимирский ""Из славянских рукописей"", М., 1898, 1 - 27, 155). К второй категории принадлежат: 1) Повесть о крещении князя Владимира, составленная на основании греческих источников и внесенная в первоначальный киевский свод (мнение Е. Голубинского ); 2) компилятивное ""Поучение блаженного Феодосия игумена печерского о казнях Божиих"", летопись под 1068 г. (мнение А. Лященка ); 3) ""Поучение в субботу сыропустную"", с похвалой подвижникам-постникам, составленное вскоре после 1147 года, приписываемое также Клименту Смолятичу (мнение Н. Никольского ) или митрополиту Илариону (мнение М. Покровского ). Литература: Макарий ""Преподобный Феодосий Печерский, как писатель"" (""Известия II отделения Академии Наук"", IV, 273 - 293); Срезневский ""Сведения и заметки"" (XXIV); А. Вадковский ""Так называемые поучения Феодосия печерского к народу русскому"" (""Православный Собеседник"", 1878); Карнеев ""Вероятный источник Слова о среде и пятке"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1891, IX); Антоний ""Из истории христианской проповеди"" (СПб., 1895); А. Шахматов ""Киево-Печерский патерик и печерская летопись"" (""Известия Отдела русского языка и словесности Академии Наук"", 1897, книга III); А. Яцимирский ""Мелкие тексты и заметки и т. д."" (там же, 1899, книга II); А. Лященко ""Заметка о сочинениях Феодосия, писателя XII века"" (""Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule fur 1899 - 1900"", СПб., 1900); В. Чаговец ""Преподобный Феодосий печерский, его жизнь и сочинения"" (""Известия Университета святого Владимира"", 1901, № 6 - 12); Г. Бельченко ""Преподобный Феодосий печерский"" (Одесса, 1902; рецензия Гетца в ""Deutsche Literaturzeitung"", 1903, № 9); В. Малинин ""Преподобный Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря"" (""Труды Киевской Духовной Академии"", 1902, книга V); L. K. Goetz ""Der Kiever-Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands"" (Пассау, 1904, 86 - 89). А.И. Яцимирский.
Соседние слова
Что такое Феодосий (в миру Петр Наркисович Олтаржевский)Что значит Феодосий (имя святых православной церкви)
Что означает Феодосий (святой)
Значение Феодосий Глушицкий
↑ Феодосий Грек ↓
Что такое Феодосий Печерский
Что значит Феодосий Тотемский
Что означает Феодосий Углицкий
Значение Феодосия
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Феофил (святые православной церкви) - Феофил святые православной церкви: 1) святой мученик, ...
- Феофил (святой, память 6 февраля) - Феофил (святой, память 6 февраля) см. в ...
- Феофил (святой, память 3 сентября) - Феофил (святой, память 3 сентября) см. в ...
- Феофил (архиепископ новгородский) - Феофил святой архиепископ новгородский. Начало иноческой жизни ...
- Феофан Начертанный - Феофан Начертанный см. в статье Феофан (святые ...
- Феофан (святой, память 11 октября) - Феофан (святой, память 11 октября) см. в ...
- Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) - Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815 ...
- Феодор Ярославич - Феодор Ярославич князь (умер в 1233 г.), ...
- Феодор Стратилат - Феодор Стратилат см. в статье Феодор (святые ...
- Феодор Сикеот - Феодор Сикеот см. в статье Феодор (святые ...
- Феодор Романович - Феодор Романович князь белозерский (умер в 1380 ...
- Феодор Освященный - Феодор Освященный см. в статье Феодор (святые ...
- Феодор Михайлович (Феодорит) - Феодор (в монашестве Феодорит) Михайлович князь мологский ...
- Феодор Кориатович - Феодор Кориатович князь литовский. Около 1351 г. ...
- Галиани (Galiani) Фердинандо (1728-1789) - итальянский экономист, философ, государственный деятель. Первая экономическая работа ...