Что такое Авдеев Михаил Васильевич? Значение Авдеев Михаил Васильевич в биографическом словаре

Авдеев Михаил Васильевич - Авдеев, Михаил Васильевич, писатель, беллетрист (1821 - 76). Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска. В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана , известного польского деятеля, друга Мицкевича и члена виленского общества ""Филаретов"". Надо думать, что от Зана он воспринял первые начатки широкого гуманизма и любви к литературе. Окончив гимназию в Уфе, А. поступил в корпус путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде. В 1852 году вышел в отставку, в чине капитана. В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения. В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии. Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца, а зиму проводил в столицах. В 1862 году его мирная жизнь была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М.Л. Михайлова ). Через год ему разрешили выехать за границу, где он бывал и раньше и где теперь сблизился с И.С. Тургеневым . Позже А. вернулся в Россию. Литературная деятельность А. началась еще в сороковых годах. Умный, начитанный и восприимчивый, А. чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях значительный запас своих наблюдений провинциальных, столичных и заграничных. Его вкусы, взгляды и литературная манера сложились в сороковых годах под влиянием произведений Тургенева, который был для А. учителем и образцом, и которому посвящен его ""Подводный камень"". Позднейшие литературные критики упрекали его, как и Тургенева, в отсталости и непонимании новых поколений. Его либерализм в оценке общественных явлений, гуманизм и широкая терпимость в нравственно-бытовых вопросах, мягкая манера в описаниях природы - все, что создавало успех А. в первой половине его деятельности, потом казалось уже недостаточным и пресным с точки зрения крайних шестидесятников и семидесятников. Первый и шумный успех создала А. его трилогия (""Варенька"", ""Записки Тамарина"" и ""Иванов""), печатавшаяся в ""Современнике"" в 1849, 1851 и 1852 годах и потом вышедшая отдельно в 1852 году под названием ""Тамарин"". Долгая жизнь в провинции дала А. возможность близко наблюдать часто встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных. Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; слово ""Тамарин"" сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах постоянно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов. За трилогией быстро последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества А. Сотрудничая в ""Современнике"", ""Отечественных Записках"", ""Библиотеке для чтения"", ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" и других органах, он выступал и в качестве беллетриста (""Ясные дни"", ""Огненный змей"", ""Порядочный человек"", ""Приличная партия"" и др.), и как автор путевых писем (""Поездка на кумыс"", ""Письма из Петербурга"", ""Из деревни"", ""Дорожные заметки"", ""Из-за границы""), и как фельетонист (фельетоны в ""Современнике"" 1852 - 53 годы, под псевдонимом ""Пустой человек""), и как корреспондент из Оренбургского края (в ""Дне"" Аксакова , 1861 - 62 годы). Первое десятилетие литературной деятельности А. завершилось лучшим его произведением, романом - ""Подводный камень"" (в № 10 и 11 ""Современника"" 1860 года, потом отдельно). Сюжет теперь забытого романа сводится к тому, что молодая девушка, дочь помещицы, Наташа Любанина встречается с немолодым помещиком-соседом Соковлиным, человеком умным, добрым, образованным, словом - незаурядным, подпадает под его нравственное и просветительное влияние и, наконец, влюбляется в него. Она встречает в Соковлине давно уже созревшее ответное чувство, но стареющий человек, сильно помятый житейскими невзгодами, во многом уже разочаровавшийся, чуждый иллюзий и трезвый рассудком, боится принять любовь неопытной девушки, предвидя возможность охлаждения и нового увлечения с ее стороны. Побежденный ее любовью, он женится на Наташе, и в течение нескольких лет они живут счастливо, пока на сцену не появляется друг детства Наташи, прежде студент, потом литератор и общественный деятель из ""новых"", Комлев. Его характерная личность, новые взгляды, настроения и стремления, разгоревшаяся в нем прежняя привязанность к Наташе завлекают ее; остальное доканчивает сильный темперамент вполне расцветшей женщины, и Наташа уезжает с Комлевым, покидая ребенка, с ведома и согласия мужа, который видит в этом неизбежное осуществление своих прежних опасений и не считает себя вправе противиться новому чувству жены, хотя сильно страдает. Изжив непрочное увлечение, Наташа расстается с Комлевым и возвращается домой, встречая прежнюю любовь и уважение мужа. Сюжет прост и не нов; критика указывала А., что он близок к сюжету ""Жака"" Ж. Занда, ""Полиньки Сакс"" Дружинина и других романов. ""Подводный камень"" имел, однако, огромный успех; во-первых, он появился, как нельзя кстати, в эпоху переоценки разных ценностей, в том числе женского и брачного вопроса; во-вторых, заурядный сюжет трактован с незаурядным мастерством и убедительностью. Изящный, простой и ясный, тургеневской складки, язык; стройный план, без излишних подробностей и пристроек; несколько отчетливо очерченных типов; красивые, сжатые и точные описания помещичьего быта и деревенской природы; наконец, тонкий и глубоко правдивый анализ сложных переживаний двух главных героев, - все это ставило ""Подводный камень"" в первый ряд тогдашней художественной литературы. Благодаря этим достоинствам, роман и теперь читается с интересом; в нем легко уловить любопытные черты ""лишних людей"" (в лице Соковлина) и ""реалистов"" базаровско-писаревского типа (Комлев). Симпатии автора - на стороне первых, а ""новых людей"" он не прочь упрекнуть в эгоизме, сухости и прочем. Литературные идеологи ""новых людей"" это чувствовали и, когда А. выступил в 1868 году с новым романом, ""Между двух огней"", встретили его неблагосклонно. Герой романа Камышлинцев, воспитанный в барской обстановке и долго не находящий себе дела, пристраивается, наконец, к ""новой женщине"", занимающейся самостоятельным трудом, и попадает между двух огней: радикалов и консерваторов. Радикальные критики находили, что А. недостаточно сурово осудил барича и ""пошляка"" Камышлинцева, а ""Настоящие новые люди если и не осмеяны благодушным автором, то, во всяком случае, остались не поняты им и поставлены в тени в полном пренебрежении"" (Скабичевский ). Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения А. (""Магдалина"", ""Сухая любовь"", ""Пестренькая жизнь""). Последним беллетристическим произведением А. был роман ""В сороковых годах"", напечатанный в ""Вестнике Европы"" в 1876 году, по смерти автора, и изображающий, между прочим, кружок Белинского и Герцена . Стихов А. не печатал совсем, а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): ""Мещанская семья"", шедшая на Александринской сцене в сезон 1868 - 1869 гг. и имевшая очень скромный успех. Особо следует упомянуть одну работу А., печатавшуюся сначала в ""Неделе"" и потом вышедшую в 1874 году отдельно - ""Наше общество в героях и героинях литературы за пятьдесят лет"". В этой книжке даются легкие, меткие, остроумные, хотя и поверхностные, характеристики: Чацкого, Онегина, Печорина, ""лишних людей"", Рудина, Инсарова, Базарова и др.; ""героинь"": Софьи Фамусовой, Татьяны, Бэлы, княжны Мери и Веры, Маши из ""Затишья"", Лизы из ""Дворянского гнезда"", Натальи (""Рудин""), Елены (""Накануне"") и ""новых женщин"". Книжка имела успех, много читалась и теперь еще не бесполезна и рекомендуется учащимся как интересное пособие. А. пользовался большим и постоянным, хотя и не всегда благосклонным вниманием критики. О нем писали: Аполлон Григорьев , Дружинин, Шелгунов , П. Ткачев , М.Цебрикова , Скабичевский, С.А. Венгеров , П. Боборыкин и др. - См.: ""Критико-биографический словарь русских писателей"", ""Русские книги"", ""Источники словаря русских писателей"" С.А. Венгерова, а также ""Русский биографический словарь"". В 1907 году вновь вышло ""Полное собрание сочинений"" М.В. Авдеева и отдельно - ""Наше общество в героях и героинях литературы"". Н. П-в.

Авдеев Михаил Васильевич

Авдеев , Михаил Васильевич, писатель , беллетрист (1821 - 76). Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска . В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана , известного польского деятеля, друг а Мицкевича и члена виленского общества ""Филаретов"". Надо думать , что от Зана он воспринял первые начатки широкого гуманизм а и любви к литературе. Окончив гимназию в Уфе, А. поступил в корпус путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде. В 1852 году вышел в отставку, в чине капитана. В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения. В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии. Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца , а зиму проводил в столицах. В 1862 году его мирная жизнь была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М.Л. Михайлова ). Через год ему разрешили выехать за границу, где он бывал и раньше и где теперь сблизился с И.С. Тургеневым . Позже А. вернулся в Россию. Литературная деятель ность А. началась еще в сороковых годах. Умный , начитанный и восприимчивый , А. чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях значительный запас своих наблюдений провинциальных, столичных и заграничных. Его вкусы, взгляды и литературная манера сложились в сороковых годах под влияние м произведений Тургенева, который был для А. учителем и образцом, и которому посвящен его ""Подводный камень"". Позднейшие литературные критики упрекали его, как и Тургенева, в отсталости и непонимании новых поколений. Его либерализм в оценке общественных явлений, гуманизм и широкая терпимость в нравственно-бытовых вопросах, мягкая манера в описаниях природы - все, что создавало успех А. в первой половине его деятельности, потом казалось уже недостаточным и пресным с точки зрения крайних шестидесятников и семидесятников. Первый и шумный успех создала А. его трилогия (""Варенька"", ""Записки Тамарина"" и ""Иванов""), печатавшаяся в ""Современнике"" в 1849, 1851 и 1852 годах и потом вышедшая отдельно в 1852 году под названием ""Тамарин"". Долгая жизнь в провинции дала А. возможность близко наблюдать часто встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных. Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; слово ""Тамарин"" сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах постоянно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов. За трилогией быстро последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества А. Сотрудничая в ""Современнике"", ""Отечественных Записках"", ""Библиотеке для ч тени я"", ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" и других органах, он выступал и в качестве беллетриста (""Ясные дни"", ""Огненный змей"", ""Порядочный человек "", ""Приличная партия"" и др.), и как автор путевых писем (""Поездка на кумыс"", ""Письма из Петербурга"", ""Из деревни"", ""Дорожные заметки"", ""Из-за границы""), и как фельетонист (фельетоны в ""Современнике"" 1852 - 53 годы, под псевдонимом ""Пустой человек""), и как корреспондент из Оренбургского края (в ""Дне"" Аксакова , 1861 - 62 годы). Первое десятилетие литературной деятельности А. завершилось лучшим его произведением, романом - ""Подводный камень"" (в № 10 и 11 ""Современника"" 1860 года, потом отдельно). Сюжет теперь забытого романа сводится к тому , что молодая девушка , дочь помещицы, Наташа Любанина встречается с немолодым помещиком-соседом Соковлиным, человеком умным, добрым, образованным, словом - незаурядным, подпадает под его нравственное и просветительное влияние и, наконец , влюбляется в него . Она встречает в Соковлине давно уже созревшее ответное чувство , но стареющий человек, сильно помятый житейскими невзгодами, во много м уже разочаровавшийся, чуждый иллюзий и трезвый рассудком, боится принять любовь неопытной девушки, предвидя возможность охлаждения и нового увлечения с ее стороны. Побежденный ее любовью, он женится на Наташе, и в течение нескольких лет они живут счастливо, пока на сцену не появляется друг детства Наташи, прежде студент , потом литератор и общественный деятель из ""новых"", Комлев. Его характерная личность , новые взгляды, настроения и стремления, разгоревшаяся в нем прежняя привязанность к Наташе завлекают ее; остальное доканчивает сильный темперамент вполне расцветшей женщины, и Наташа уезжает с Комлевым, покидая ребенка, с ведома и согласия мужа, который видит в этом неизбежное осуществление своих прежних опасений и не считает себя вправе противиться новому чувству жены, хотя сильно страдает. Изжив непрочное увлечение , Наташа расстается с Комлевым и возвращается домой , встречая прежнюю любовь и уважение мужа. Сюжет прост и не нов; критика указывала А., что он близок к сюжету ""Жака"" Ж. Занда, ""Полиньки Сакс"" Дружинин а и других романов . ""Подводный камень"" имел, одна ко , огромный успех; во-первых , он появился, как нельзя кстати , в эпоху переоценки разных ценностей, в том числе женского и брачного вопроса; во-вторых , заурядный сюжет трактован с незаурядным мастерством и убедительностью. Изящный , простой и ясный , тургеневской складки, язык ; стройный план , без излишних подробностей и пристроек; несколько отчетливо очерченных типов; красивые, сжатые и точные описания помещичьего быта и деревенской природы; наконец, тонкий и глубоко правдивый анализ сложных переживаний двух главных героев, - все это ставило ""Подводный камень"" в первый ряд тогдашней художественной литературы. Благодаря этим достоинствам, роман и теперь читается с интересом; в нем легко уловить любопытные черты ""лишних людей"" (в лице Соковлина) и ""реалистов"" базаровско-писаревского типа (Комлев). Симпатии автора - на стороне первых, а ""новых людей"" он не прочь упрекнуть в эгоизме, сухости и прочем. Литературные идеологи ""новых людей"" это чувствовали и, когда А. выступил в 1868 году с новым романом, "" Между двух огней"", встретили его неблагосклонно. Герой романа Камышлинцев, воспитанный в барской обстановке и долго не находящий себе дела, пристраивается, наконец, к ""новой женщине"", занимающейся самостоятельным трудом, и попадает между двух огней: радикалов и консерваторов. Радикальные критики находили, что А. недостаточно сурово осудил барича и ""пошляка"" Камышлинцева, а ""Настоящие новые люди если и не осмеяны благодушным автором, то, во всяком случае, остались не поняты им и поставлены в тени в полном пренебрежении"" (Скабичевский ). Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения А. (""Магдалина"", ""Сухая любовь"", ""Пестренькая жизнь""). Последним беллетристическим произведением А. был роман ""В сороковых годах"", напечатанный в ""Вестнике Европы"" в 1876 году, по смерти автора, и изображающий, между прочим, кружок Белинского и Герцена . Стихов А. не печатал совсем , а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): ""Мещанская семья"", шедшая на Александринской сцене в сезон 1868 - 1869 гг. и имевшая очень скромный успех. Особо следует упомянуть одну работу А., печатавшуюся сначала в ""Неделе"" и потом вышедшую в 1874 году отдельно - ""Наше общество в героях и героинях литературы за пятьдесят лет"". В этой книжке даются легкие , меткие, остроумные, хотя и поверхностные, характеристики : Чацкого, Онегина, Печорина, ""лишних людей"", Рудина, Инсарова, Базарова и др.; ""героинь"": Софьи Фамусовой, Татьяны, Бэлы, княжны Мери и Веры, Маши из ""Затишья"", Лизы из ""Дворянского гнезда"", Натальи (""Рудин""), Елены (""Накануне"") и ""новых женщин"". Книжка имела успех, много читалась и теперь еще не бесполезна и рекомендуется учащимся как интересное пособие . А. пользовался большим и постоянным, хотя и не всегда благосклонным вниманием критики. О нем писали: Аполлон Григорьев , Дружинин, Шелгунов , П. Ткачев , М.Цебрикова , Скабичевский, С.А. Венгеров , П. Боборыкин и др. - См.: ""Критико- биографический словарь русских писателей"", ""Русские книги"", ""Источники словаря русских писателей"" С.А. Венгерова, а также ""Русский биографический словарь"". В 1907 году вновь вышло ""Полное собрание сочинений"" М.В. Авдеева и отдельно - ""Наше общество в героях и героинях литературы"". Н. П-в.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари