Что такое пост? Значение слова пост в библейской энциклопедии

пост - Пост (3Цар.21:9 , Неем.9:1 , Иер.36:6 ). Во времена опасности или общественных бедствий у Иудеев было в обычае и считалось религиозною обязанностью налагать на себя пост, ·т.е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд.20:26 ). То же самое соблюдалось и частными лицами, если предстояло исполнить особенно важное дело или постигал какой либо несчастный случай, как например Моисей на горе Синайской для принятия закона от Бога (Исх.24:18 ), Давид - когда узнал о смерти Саула (2Цар.1:12 ); Ниневитяне, вследствие проповеди пророка (Ион.3:5 ) и ·проч. Сам Господь постился при вступлении на Свое общественное служение: "И постившись сорок дней и сорок ночей, говорит евангелист, на последок взалкал" (Мат.4:2 ). Посты соблюдались Евреями с особенною строгостью, и вообще от вечера до вечера, ·т.е. 24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственных потребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище, снимали свои сандалии, посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанною главою; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали и покаяния (Ис.22:12 , Иоан.2:15 ,17). Во время плена Иудеями соблюдались четыре особенных постных дня: а) в девятый день четвертого месяца в воспоминание завоевания и взятия Иерусалима Халдеями; б) в десятый день пятого месяца в воспоминание разрушения города и сожжения храма (Иер.52:12 ,13); в) в третий день седьмого месяца по случаю убиения Годолии (Иер.41:1 ) и наконец, г) в десятый день десятого месяца, когда началась осада Иерусалима (Иер.52:4 ,5). Законом был предписан только один пост в великий день Очищения. Но некоторые из фарисеев во времена Господа Иисуса Христа постились дважды в неделю. Важнейший пост в Православной Восточной Церкви - Великий пост. Он называется четыредесятницею, потому что по примеру самого Господа Иисуса Христа, который постился 40 дней, продолжается также означенное время, кроме недели страданий Христовых. Апостолы также постились пред отправлением своим на проповедь Евангелия (Деян.13:3 ). В память сего учрежден пост ·св. апостол (или Петровский). Из истории древней Христианской Церкви видно, что пост в среду и пяток ведет свое начало от самых времен апостольских. Положено поститься в среду в воспоминание предания Господа Иисуса Христа на страдание, а в пятницу, в память самых страданий и смерти Господа. Посты Рождественский и Успенский учреждены для того чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за сими постами праздники: Рождества Христова и Успения ·пресв. Богородицы. Кроме означенных четырех постов в Православной Церкви есть еще однодневные посты: в навечерие Богоявления, в день Воздвижения честного животворящего Креста и в день Усекновения главы Предтечи. Церковь особенно заповедует пост, как приготовительное средство к покаянию и ·св. причащению.


Синонимы: воздержание, воздержанность, должность, место

пост

Пост (3Цар.21:9 , Неем.9:1 , Иер.36:6 ). Во времена опасности или общественных бедствий у Иудеев было в обычае и считалось религиозною обязанностью налагать на себя пост, ·т.е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд.20:26 ). То же самое соблюдалось и частными лицами, если предстояло исполнить особенно важное дело или постигал какой либо несчастный случай , как например Моисей на горе Синайской для принятия закона от Бога (Исх.24:18 ), Давид - когда узнал о смерти Саула (2Цар.1:12 ); Ниневитяне, вследствие проповеди пророка (Ион.3:5 ) и ·проч. Сам Господь постился при вступлении на Свое общественное служение : "И постившись сорок дней и сорок ночей, говорит евангелист , на последок взалкал" (Мат.4:2 ). Посты соблюдались Евреями с особенною строгостью, и вообще от вечера до вечера, ·т.е. 24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственных потребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище , снимали свои сандалии , посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанною главою; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали и покаяния (Ис.22:12 , Иоан.2:15 ,17). Во время плена Иудеями соблюдались четыре особенных постных дня: а) в девятый день четвер того месяца в воспоминание завоевания и взятия Иерусалима Халдеями; б) в десятый день пятого месяца в воспоминание разрушения города и сожжения храма (Иер.52:12 ,13); в) в третий день седьмого месяца по случаю убиения Годолии (Иер.41:1 ) и наконец, г) в десятый день десятого месяца, когда началась осада Иерусалима (Иер.52:4 ,5). Законом был предписан только один пост в великий день Очищения. Но некоторые из фарисеев во времена Господа Иисуса Христа постились дважды в неделю. Важнейший пост в Православной Восточной Церкви - Великий пост. Он называется четыредесятницею, потому что по примеру самого Господа Иисуса Христа, который постился 40 дней, продолжается также означенное время, кроме недели страданий Христовых. Апостолы также постились пред отправлением своим на проповедь Евангелия (Деян.13:3 ). В память сего учрежден пост ·св. апостол (или Петровский ). Из истории древней Христианской Церкви видно , что пост в среду и пяток ведет свое начало от самых времен апостольских. Положено поститься в среду в воспоминание предания Господа Иисуса Христа на страдание , а в пятницу, в память самых страданий и смерти Господа. Посты Рождественский и Успенский учреждены для того чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за сими постами праздники : Рождества Христова и Успения ·пресв. Богородицы. Кроме означенных четырех постов в Православной Церкви есть еще однодневные посты: в навечерие Богоявления , в день Воздвижения честного животворящего Креста и в день Усекновения главы Пред течи. Церковь особенно заповедует пост, как приготовительное средство к покаянию и ·св. причащению.

Значение слова пост в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • праздники - Праздники (Лев.23:2 и ·др. ). В Ветхозаветной Церкви праздничные ...
  • правитель - Правитель (Мат.27:2 ). Правители или игемоны были собственно высшие ...
  • пояс - Пояс . см. Одежда восточная . ...
  • похоть - Похоть : а) всякое незаконная страсть и желание (1Кор.10:6 1Пет.2:18 ...
  • поражение озы - Поражение Озы (2Цар.6:8 1Пар.13:11 ) место, так названное ...
  • помазание, помазанник - Помазание, Помазанник . Помазание лиц, царей, первосвященников и пророков, ...
  • поле - Поле (Быт.23:19 ,20). В ·свящ. Писании означенное слово употребляется ...
  • покрывало - Покрывало (Быт.24:65 Быт.20:16 ). Покрывало составляет необходимую часть Восточной ...
  • ананий - Ананий (благий, милостивый) (2Пар.16:7 3Цар.16:1 ,7) прозорливец, в ...
  • фелефеи - Фелефеи (2Цар.8:18 ) название особенного класса лиц, упоминаемых ...
  • иегар-сагадуфа - ИегарСагадуфа (холм свидетель, слово Арабское, тождественное со словом Галаад) ...
  • иерамоф - Иерамоф (высоты) (Езд.10:29 ) потомок Вания, женатый на ...
  • завулон - Завулон (Быт.30:19 20) (обиталище, жилище) шестой и последний ...
  • санасив - Санасив (·2Езд.5:24) из священников при Зоровавеле. ...
  • ящерица - Ящерица (Лев.11:29 ) животное из разряда пресмыкающихся, нечистое ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари