Что такое мария богоматерь? Значение мария богоматерь в библейской энциклопедии

мария богоматерь - Мария Богоматерь (по Еврейски: Мариам, возвышенная, превознесенная) (Мат.1:16 , Мар.3:31 , Лук.1:26 ,56, Иоан.19:24 , Деян.1:12 ,14). Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, дочь ·прав. Богоотец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова через Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу и торжественно введена в храм Иерусалимский для воспитания. Здесь, как говорит предание, Она проводила все время в трудах рукоделия, чтении ·св. книг и молитве и особенно отличалась высокими добродетелями - глубочайшим смирением и совершеннейшею преданностью воле Божией. На четырнадцатилетнем возрасте, когда родителей ее уже не было в живых, Она решилась всецело посвятить Себя Богу, с обетом всю жизнь свою пребывать в девстве (Лук.1:34 ). Тогда Ее обручили за старца Иосифа, занимавшегося древоделием и происходившего также из царского рода Давидова чрез Соломона. Он был Ее хранителем и питателем (Лук.1:27 ). Жили они в небольшом и незнатном городке Галилейском - Назарете, снискивая пропитание своими трудами. В высокой степени трогательно и умилительно евангельское повествование о благовестии ·пресв. Девы Марии архангелом Гавриилом о чудесном зачатии и рождении от Нее Спасителя мира (Лук.1:26 ,38). "Радуйся благодатная, Господь с Тобою! сказал ей явившийся ангел, благословенна Ты между женами!" Не удивительно, что Мария смутилась при сем необычном благовестии; но Она внимает с чувством безмолвного, смиренного удивления и радости, когда небесный посланник раскрывает перед Нею тайну преславного воплощения Сына Божия, что Он родится от Нее, приимет человеческое естество кроме греха, наречется Сыном Всевышнего и что Она наименует Его именем Иисус (Спаситель). "Как будет это, когда я мужа не знаю?" вопрошает Она ангела в безмолвном удивлении. "Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, отвечает Ей небесный посланник, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Тогда с глубочайшею верою и преданностью воле Божией и смирением Она воскликнула: "Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему!" И отошел от Нее ангел. После этого чрезвычайного события Мария пошла в страну нагорную, в город Иудин, в дом Захарии, и там получила подтверждение архангельского благовестия. Едва услышала приветствие Пресвятой Девы, жена Захарии, Елисавета, исполнившись ·св. Духа, воскликнула громким голосом: "благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! Н откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лук.1:42 ,43). В ответ на это Пресвятая Дева излила свои благочестивые чувства в величественной, торжественной, пророческой песни: "Величит душа моя Господа"... песни, которую мы ежедневно слышим за утренним богослужением. Эта торжественно-возвышенная песнь в действительности имеет не мало сходства с песнью Анны, матери Самуила. После сего Мария возвратилась в свой собственный дом Назарет и оставалась там до того времени, как Иосиф должен был отправиться вместе с Нею в свой отечественный ·г.Вифлеем, по случаю народной переписи, согласно повелению Кесаря Августа. В этом-то городе, переполненном на сей раз по случаю переписи массою народа, не нашлось для Той, которая родила Господа славы, другого пристанища, кроме вертепа, а для Ее Сына, Богомладенца Иисуса, иной колыбели, кроме яслей. Тогда была ночь, и вот открылось чудное явление пастырям Вифлеемским, которые содержали стражу у стада своего: им предстал ангел Господень и возвестил им рождение Спасителя, и внезапно с ангелом явилось многочисленное небесное воинство, прославлявшее Бога и взывавшее: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение"... На убогий вертеп указывала блестящая небесная звезда, и ведомые ею волхвы с востока пришли с дарами поклониться Богомладенцу Иисусу. В осьмой день Богоматерь с Иосифом обрезали Богомладенца, согласно с требованием закона, и нарекли Ему имя: Иисус. Затем, по исполнении дней очищения, они принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы представить пред Господа и по закону принести жертву. Престарелый старец Симеон, давно уже чаявший Утехи Израилевой и пришедший тогда по вдохновению во храм, взял Богомладенца на свои руки, благословил Бога и пророчески произнес высоко вдохновенную молитву, так часто слышимую нами теперь на церковных богослужениях, именно: "Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром"... В этой чудно вдохновенной песни Богоприимца Симеона слышится также пророческое слово и к Пресвятой Богоматери о скорбях и душевных муках, Ее ожидающих. "И Тебе самой, сказал он, обращаясь к ·пресв. Деве, оружие пройдет душу", (Лук.2:29 ,35). "Иосиф же и Матерь Его, замечает ·св. ·ев. Лука по сему случаю, дивились сказанному о Нем" (·ст. 33). Нельзя определенно выразить те чувства и мысли, которые наполняли душу Преблагословенной при сем и предыдущих случаях. Евангелие говорит только: и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем (·ст. 51). Во время пребывания Богоматери и Иосифа в Вифлееме, честолюбивый и кровожадный Ирод, услышав от волхвов о рождении царя иудейского, происхождение и месторождение которого ему было неизвестно, решил избить всех Вифлеемских младенцев мужеского пола до двухлетнего возраста. Слух о сем кровавом замысле понудил Иосифа и Марию, по повелению Божию, бежать в Египет. По смерти Ирода они возвратились, но поселились на жительство в Назарете, боясь насилия от Архелая, сына Ирода, вступившего на престол по смерти своего отца. Из последующей истории жизни Богоматери в Евангелии сообщается немного сведений. Так например мы знаем, что при одном случае, когда Богоматерь и Иосиф с двенадцатилетним отроком Иисусом пришли по обычаю в Иерусалим на праздник, то при отправлении в обратный путь, отрок Иисус остался в Иерусалиме. Богоматерь и Иосиф с беспокойством искали Его между родственниками и знакомыми, пока через три дня не нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. "Чадо, что Ты сделал с нами, сказала Ему Богоматерь, вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя?" - "Зачем вам было искать Меня? отвечал отрок Иисус, или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему" (Лук.2:48 ,49). Далее мы знаем из Евангелия, что Богоматерь присутствовала на браке в Кане Галилейской при первом чуде, совершенном Ее Божественным Сыном - чудесном претворении воды в вино. Здесь ходатайствовала Она пред Господом по случаю недостатка вина и сказала Ему: "у них нет вина". Господь отвечал на это, что еще не пришел час Его, а потом исполнил ходатайство Своей Матери, чудесно претворив воду в вино (Иоан.2:1 ,11). В Евангелии от Луки (Лук.8:19 ) мы читаем, что Богоматерь раз приходила к Иисусу вместе с другими во время проповеди Его. "Мать и братья Твои, сказали Иисусу при этом случае, стоят вне, желая видеть Тебя". В ответ на это Он сказал им: "Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его" (·ст. 21). Наконец мы снова видим Богоматерь, но уже при кресте Спасителя, когда Он указал Ей на любимейшего Своего ученика Иоанна и вручил Ее сыновней его попечительности (Иоан.19:26 ,27). "Жено! се сын твой", сказал Матери Своей с креста, указывая на возлюбленного ученика Своего страждующий Спаситель, и затем, обращаясь к ученику, прибавил: "се Матерь твоя". "И с этого времени, замечает евангелист, ученик сей взял Ее к себе". При крестных страданиях Господа во всей своей силе исполнилось обращенное к Ней некогда пророчество Симеона: "И Тебе самой орудие пройдет душу". И действительно, кто мог описать лютую скорбь Ее и душевные муки при этом невыразимом страшном зрелище! Из ·кн. Деяний видно, что по вознесении Господа на небо, Она вместе с апостолами и другими женами непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного утешителя ·св. Духа (Иоан.1:12 ,14) и после до самого успения Своего жила в Гефсимании, в доме Иоанна (Иоан.19:28 ). Там, по преданию, Она и скончалась и была погребена в Гефсимании. Вскоре потом пречистое тело Ее взято на небо, дабы быть Преблагословенной ходатаицею за весь мир, в особенности же за верных, молящихся Ей и призывающих Ее в помощь себе. По преданию, также дошедшему до нас через Евсевия, успение Богоматери было в 15 по вознесении Господа или в 48 по ·Р.Х. Предание о взятии тела Богоматери на небо восходит к древним временам христианства. О нем свидетельствует Дионисий Ареопагит, Мелитон, епископ Сардийский и ·др. Главнейшие праздники, в которых воспоминаются важнейшие события из земной жизни Богоматери суть следующие: Рождество Ее (8 сентября). Введение во храм (21 ноября). Благовещение (25 марта), Рождество от Нее Господа Иисуса (25 декабря) и наконец Ее Успение (15 августа). В Православной Церкви кроме того много праздников, посвященных благоговейному чествованию явленных и чудотворных икон Богоматери (Иерусалимская, Казанская, Боголюбская, Иверская и ·проч.), чрез которые небесная Владычица и доныне не перестает подавать обильные блага с верою к Ней прибегающим. Самою древнею иконою Божией Матери почитается икона, написанная по преданию ·ев. Лукою, принесенная из Греции в Россию, в древнюю столицу Киев, из Киева во Владимир и оттуда в 1395 году в Москву, где и находится доныне в Успенском соборе и известна под именем Владимирской.

мария богоматерь

Мария Богоматерь (по Еврейски: Мариам, возвышенная, превознесенная) (Мат.1:16 , Мар.3:31 , Лук.1:26 ,56, Иоан.19:24 , Деян.1:12 ,14). Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа , дочь ·прав. Бого отец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова через Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу и торжественно введена в храм Иерусалимский для воспитания. Здесь , как говорит предание, Она проводила все время в трудах рукоделия, чтении ·св. книг и молитве и особенно отличалась высокими добродетелями - глубочайшим смирением и совершеннейшею преданностью воле Божией. На четырнадцатилетнем возрасте, когда родителей ее уже не было в живых, Она решилась всецело посвятить Себя Богу, с обетом всю жизнь свою пребывать в девстве (Лук.1:34 ). Тогда Ее обручили за старца Иосифа, занимавшегося древоделием и происходившего также из царского рода Давидова чрез Соломона. Он был Ее хранителем и питателем (Лук.1:27 ). Жили они в небо льшом и незнатном город ке Галилейском - Назарете, снискивая пропитание своими трудами. В высоко й степени трогательно и умилительно ев ангел ьское повествование о благовестии ·пресв. Девы Марии архангелом Гавриилом о чудесном зачатии и рождении от Нее Спасителя мира (Лук.1:26 ,38). "Радуйся благодатная, Господь с Тобою! сказал ей явившийся ангел, благословенна Ты между же нами !" Не удивительно, что Мария смутилась при сем необычном благовестии; но Она внимает с чувством безмолвного, смиренного удивления и радости, когда небесный посланник раскрывает перед Нею тайну преславного воплощения Сына Божия, что Он родится от Нее, приимет человеческое естество кроме греха, наречется Сыном Всевышнего и что Она наименует Его именем Иисус (Спаситель). "Как будет это, когда я мужа не знаю?" вопрошает Она ангела в безмолвном удивлении. "Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, отвечает Ей небесный посланник, по сему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Тогда с глубочайшею верою и преданностью воле Божией и смирением Она воскликнула: "Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему!" И отошел от Нее ангел. После э того чрезвычайного события Мария пошла в страну нагорную, в город Иудин, в дом Захарии, и там получила подтверждение архангельского благовестия. Едва услышала приветствие Пресвятой Девы, жена Захарии, Елисавета, исполнившись ·св. Духа, воскликнула громким голосом: "благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! Н откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лук.1:42 ,43). В ответ на это Пресвятая Дева излила свои благочестивые чувства в величественной, торжественной, пророческой песни : "Величит душа моя Господа"... песни, которую мы ежедневно слышим за утренним богослужением. Эта торжественно-возвышенная песнь в действительно сти имеет не мало сходства с песнью Анны, матери Самуила. После сего Мария возвратилась в свой собственный дом Назарет и оставалась там до того времени , как Иосиф должен был отправиться вместе с Нею в свой отечественный ·г.Вифлеем, по случаю народной переписи, согласно повелению Кесаря Августа . В этом -то городе, переполненном на сей раз по случаю переписи массою народа, не нашлось для Той, которая родила Господа славы, другого пристанища, кроме вертеп а, а для Ее Сына, Богомладенца Иисуса, иной колыбели, кроме яслей. Тогда была ночь , и вот открылось чудное явление пастырям Вифлеемским, которые содержали стражу у стада своего: им предстал ангел Госпо день и возвестил им рождение Спасителя, и внезапно с ангелом явилось много численное небесное воинство , прославлявшее Бога и взывавшее: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение"... На убогий вертеп указывала блестящая небесная звезда , и ведомые ею волхвы с востока пришли с дарами поклониться Богомладенцу Иисусу. В осьмой день Богоматерь с Иосифом обрезали Богомладенца, согласно с требованием закона, и нарекли Ему имя: Иисус. Затем , по исполнении дней очищения, они принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы представить пред Господа и по закону принести жертву. Престарелый старец Симеон, давно уже чаявший Утехи Израилевой и пришедший тогда по вдохновению во храм, взял Богомладенца на свои руки , благословил Бога и пророчески произнес высоко вдохновенную молитву, так часто слышимую нами теперь на церковных богослужениях, именно : "Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко , по слову Твоему с миром"... В этой чудно вдохновенной песни Богоприимца Симеона слышится также пророческое слово и к Пресвятой Богоматери о скорбях и душевных муках, Ее ожидающих. "И Тебе самой, сказал он, обращаясь к ·пресв. Деве, оружие пройдет душу", (Лук.2:29 ,35). "Иосиф же и Матерь Его, замечает ·св. ·ев. Лука по сему случаю, дивились сказанному о Нем" (·ст. 33). Нельзя определенно выразить те чувства и мысли, которые наполняли душу Преблагословенной при сем и предыдущих случаях. Евангелие говорит только : и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем (·ст. 51). Во время пребывания Богоматери и Иосифа в Вифлееме, честолюбивый и кровожадный Ирод, услышав от волхвов о рождении царя иудейского, происхождение и месторождение которого ему было неизвестно , решил избить всех Вифлеемских младенцев мужеского пола до двухлетнего возраста. Слух о сем кровавом замысле понудил Иосифа и Марию, по повелению Божию, бежать в Египет. По смерти Ирода они возвратились, но поселились на жительство в Назарете, боясь насилия от Архелая, сына Ирода, вступившего на престол по смерти своего отца . Из последующей истории жизни Богоматери в Евангелии сообщается немного сведений. Так например мы знаем, что при одном случае, когда Богоматерь и Иосиф с двенадцатилетним отрок ом Иисусом пришли по обычаю в Иерусалим на праздник , то при отправлении в обратный путь , отрок Иисус остался в Иерусалиме. Богоматерь и Иосиф с беспокойством искали Его между родственниками и знакомыми, пока через три дня не нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. "Чадо, что Ты сделал с нами, сказала Ему Богоматерь, вот отец Твой и Я с великою скорбь ю искали Тебя?" - "Зачем вам было искать Меня ? отвечал отрок Иисус, или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему" (Лук.2:48 ,49). Далее мы знаем из Евангелия , что Богоматерь присутствовала на браке в Кане Галилейской при первом чуде, совершенном Ее Божественным Сыном - чудесном претворении воды в вино . Здесь ходатайство вала Она пред Господом по случаю недостатка вина и сказала Ему: "у них нет вина". Господь отвечал на это, что еще не пришел час Его, а потом исполнил ходатайство Своей Матери, чудесно претворив воду в вино (Иоан.2:1 ,11). В Евангелии от Луки (Лук.8:19 ) мы читаем, что Богоматерь раз приходила к Иисусу вместе с другими во время проповеди Его. "Мать и братья Твои, сказали Иисусу при этом случае, стоят вне, желая видеть Тебя". В ответ на это Он сказал им: "Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его" (·ст. 21). Наконец мы снова видим Богоматерь, но уже при кресте Спасителя, когда Он указал Ей на любимейшего Своего ученик а Иоанна и вручил Ее сыновней его попечительности (Иоан.19:26 ,27). "Жено! се сын твой", сказал Матери Своей с креста , указывая на возлюбленного ученика Своего страждующий Спаситель, и затем, обращаясь к ученику, прибавил: "се Матерь твоя". "И с этого времени, замечает евангелист , ученик сей взял Ее к себе ". При крестных страданиях Господа во всей своей силе исполнилось обращенное к Ней некогда пророчество Симеона: "И Тебе самой орудие пройдет душу". И действительно, кто мог описать лютую скорбь Ее и душевные муки при этом невыразимом страшном зрелище ! Из ·кн. Деяний видно , что по вознесении Господа на небо, Она вместе с апостолами и другими женами непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного утешителя ·св. Духа (Иоан.1:12 ,14) и после до самого успения Своего жила в Гефсимании, в доме Иоанна (Иоан.19:28 ). Там, по преданию, Она и скончалась и была погребена в Гефсимании. Вскоре потом пречистое тело Ее взято на небо, дабы быть Преблагословенной ходатаицею за весь мир, в особенности же за верных, молящихся Ей и призывающих Ее в помощь себе. По преданию, также дошедшему до нас через Евсевия, успение Богоматери было в 15 по вознесении Господа или в 48 по ·Р.Х. Пред ание о взятии тела Богоматери на небо восходит к древним временам христианства. О нем свидетельствует Дионисий Ареопагит , Мелитон , епископ Сардийский и ·др. Главнейшие праздники , в которых воспоминаются важнейшие события из земной жизни Богоматери суть следующие: Рождество Ее (8 сентября). Введение во храм (21 ноября). Благовещение (25 марта ), Рождество от Нее Господа Иисуса (25 декабря) и наконец Ее Успение (15 августа). В Православной Церкви кроме того много праздников, посвященных благоговейному чествованию явленных и чудотворных икон Богоматери ( Иерусалимская , Казанская, Боголюбская, Иверская и ·проч.), чрез которые небесная Владычица и доныне не перестает подавать обильные блага с верою к Ней прибегающим. Самою древнею иконою Божией Матери почитается икона , написанная по преданию ·ев. Лукою, принесенная из Греции в Россию, в древнюю столицу Киев , из Киева во Владимир и оттуда в 1395 году в Москву, где и находится доныне в Успенском соборе и известна под именем Владимирской.

Однокоренные и похожие слова:

артист мар мар м. местн. мара мара ж. местн. мара1 ж. мара2 и мара ж. местн. мари николай николаевич мари1 мн. нескл. мари2 м. и ж. нескл. марии-зажги-снега мария александровна (великая княгиня) мария александровна (императрица) мария александровна (феотиния) мария борисовна мария владимировна (дочь старицкого князя) мария владимировна (жена михаила феодоровича) мария григорьевна мария ильинична (милославская) мария максимилиановна мария николаевна мария павловна (великая герцогиня) мария павловна (великая княгиня) мария петровна мария темрюковна мария феодоровна (в иночестве марфа) мария феодоровна (супруга александра iii) мария феодоровна (супруга павла i) мария ярославовна мария-доброгнева владимировна (добронега) марка марка гербовая марка грузовая марка производственная марка товарная марка торговая марка фабричная марка1 ж. марка2 ж. марка3 ж. маркий марь марья маря

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • массифа - Массифа Массифа, иначе Масфа, Мицфа, Мицфе (сторожевая башня) ...
  • масрека - Масрека (виноградник) (Быт.36:36 ) город, как думают, принадлежавший ...
  • масличная гора - Масличная гора . см. Елеонская гора . ...
  • марфа - Марфа (Лук.10:38 ,42) сестра Лазаря и Марии, живших ...
  • марала - Марала (место дрожания) (Нав.19:11 ) место в колене ...
  • маох - Маох (быть может угнетение, а по Фюрсту, бедный) (1Цар.27:2 ...
  • маня - Маня два лица из Израильтян. Одно (·2Езд.5:31) из ...
  • маной - Маной (покой) (Суд.13:2 ) благочестивый муж из Цоры ...
  • рахал - Рахал (место торговли) (1Цар.30:29 ) город в колене ...
  • алуш - Алуш (место диких зверей) (Чис.33:13 ,14) десятый стан ...
  • вол - Вол (Ис.1:3 ) хорошо известное домашнее животное из ...
  • аззан - Аззан (острый) (Чис.34:26 ) отец Фалтиила, один из ...
  • сардоникс - Сардоникс (Отк.21:20 ) драгоценный камень, соединяющий в себе ...
  • мемероф - Мемероф . см. ·2Езд.8:2. В (Езд.7:3 ) читается Мерайоф. ...
  • иаримоф - Иаримоф (·2Езд.9:28) один из Израильтян во дни Ездры. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари