Что такое клятва? Значение слова клятва в библейской энциклопедии

клятва - Клятва - торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Втор.6:13 ), и она выражалась в различных формах. Так например выражения: Господь между мною и тобою (Быт.16:5 ) пусть будет Судьей; жив Господь! (2Цар.12:5 ); пусть то и сделает мне Господь (Руф.1:17 ); свидетель мне Бог (Рим.1:9 ). О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (Мат.5:34 ). "А Я говорю вам, говорит Господь: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий"... и ·проч. Далее мы читаем в ·свящ. Писании о том, что Евреи клялись иногда жизнью царя (Быт.42:16 ), жизнью какого либо частного лица (1Цар.1:26 ), полевым скотом (Песн.2:7 ), храмом, алтарем, жертвами (Мат.23:16 ,22). Клятвы вообще произносились: а) поднявши руку вверх "Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли", сказал Авраам царю Содомскому (Быт.14:22 ). "Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в ·кн. (Втор.32:40 ) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век!" или б) обратившись лицом к жертвеннику (3Цар.8:31 ), или наконец в) положивши руку под стегно (Быт.24:2 ). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях: а) когда заключался завет или договор между людьми (Быт.14:22 , Деян.23:21 ). б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1Цар.14:24 ,28, 3Цар.18:10 ). в) иногда при произнесении обета (Чис.30:2 ). г) при раскрытии какого либо преступления (Чис.5:21 ). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: "заклинаю тебя Богом живым" (Мат.26:63 ), и заклинаемый отвечал на это: "аминь", или: "ты говоришь". В послании к Евреям (Евр.6:16 ,18) ·ап. Павел говорит следующее: "Люди, клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования неприложность Своей воли, употребил в посредство клятву". Из сего должно заключить, замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр, Филарет, что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти; употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей. Клятвы у Евреев считались греховными, когда например произносились в пустых случаях и напрасно (Исх.20:7 ), когда клялись истуканами и идолами и ·др. В более чистые времена Иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною (Нав.9:20 ), но в позднейшие времена Иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мат.5:33 ,37, Иак.5:12 ). "Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого" (Мат.5:37 ). Следуя этому учению Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.


Синонимы: зарок, обет, присяга

клятва

Клятва - торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того , что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Втор.6:13 ), и она выражалась в различных форма х. Так например выражения: Господь между мною и тобою (Быт.16:5 ) пусть будет Судьей; жив Господь! (2Цар.12:5 ); пусть то и сделает мне Господь (Руф.1:17 ); свидетель мне Бог (Рим.1:9 ). О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (Мат.5:34 ). "А Я говорю вам, говорит Господь: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий"... и ·проч. Далее мы читаем в ·свящ. Писании о том, что Евреи клялись иногда жизнью царя (Быт.42:16 ), жизнью какого либо частного лица (1Цар.1:26 ), полевым скотом (Песн.2:7 ), храмом, алтарем, жертвами (Мат.23:16 ,22). Клятвы вообще произносились: а) поднявши руку вверх "Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли", сказал Авраам царю Содомскому (Быт.14:22 ). "Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в ·кн. (Втор.32:40 ) сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век!" или б) обратившись лицом к жертвеннику (3Цар.8:31 ), или наконец в) положивши руку под стегно (Быт.24:2 ). Первая форма при произнесении клятвы считалась наи более распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях: а) когда заключался завет или договор между людьми (Быт.14:22 , Деян.23:21 ). б) когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1Цар.14:24 ,28, 3Цар.18:10 ). в) иногда при произнесении обета (Чис.30:2 ). г) при раскрытии какого либо преступления (Чис.5:21 ). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно : заклинающий обыкновенно говорил: "заклинаю тебя Богом живым" (Мат.26:63 ), и заклинаемый отвечал на это: "аминь", или: "ты говоришь". В послании к Евреям (Евр.6:16 ,18) ·ап. Павел говорит следующее: " Люди , клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования неприложность Своей воли, употребил в посредство клятву". Из сего должно заключить , замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр, Филарет , что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти; употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей. Клятвы у Евреев считались грех овными, когда например произносились в пустых случаях и напрасно (Исх.20:7 ), когда клялись истуканами и идолами и ·др. В более чистые времена Иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною (Нав.9:20 ), но в позднейшие времена Иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство . Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мат.5:33 ,37, Иак.5:12 ). "Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого" (Мат.5:37 ). Следуя этому учению Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди .

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова клятва в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • колий - Колий (·2Езд.9:23). см. Келаия. II. Колий (Иер.29:21 ) отец ...
  • колесницы - Колесницы (Быт.45:19 46 и ·др.) Употребление колесниц у ...
  • колаия - Колаия (глас Господень) (Неем.9:7 ) Вениамитянин, из предков ...
  • козел для отпущения - Козел для отпущения (Лев.16:8 ,10). В великий день праздника, ...
  • клевета - Клевета Клевета, см. Лжесвидетельство. ...
  • клавдия - Клавдия (2Тим.4:21 ) одна из благочестивых Римских жен, ...
  • клавдий - Клавдий Клавдий, см. Кесарь Клавдий . ...
  • кишион - Кишион (твердый грунт) (Нав.19:20 ) город, данный колену ...
  • никодим - Никодим (народ есть победитель) (Иоан.3:1 ,21) знаменитый фарисей, ...
  • иоким - Иоким (которого восстановляет Бог) (1Пар.4:22 23) из сынов ...
  • бебай - Бебай и Бевай (отеческий) имена лиц, упоминаемых в ...
  • тит - Тит (почтенный) (Гал.2:1 ) один из 70 апостолов, ...
  • укал - Укал (изнуряемый печалью, скорбью) (Прит.30:1 ) один из ...
  • элия - Элия (Бог есть Иегова): а) (Езд.10:21 ) из сыновей Харима. б) ...
  • емиуд - Емиуд (см. Аммиуд) (2Цар.13:37 ) отец Фалмая царя ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари