Что такое иоав? Значение слова иоав в библейской энциклопедии

иоав - Иоав (Господь есть Отец): а) (2Цар.2:18 ) один из трех племянников Давида и его военачальник (1Пар.2:16 , 1Пар.11:6 ). Иоав в первый раз упоминается в ·кн. Царств еще во время воцарения Давида в Хевроне. Во главе Давидовых слуг Иоав встретил Авенира, перешедшего с войском Иордан из Маханаима (резиденции Иевосфея), близ Гаваона, и разбил его. Сам Авенир, обратившийся в бегство и преследуемый Асаилом, единственно в виду самозащиты, убил его, несмотря на то, что Асаил отличался быстротою своего бега. Слова Авенира к Асаилу: "отстань от, меня, чтобы я не поверил тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему?" (2Цар.2:22 ) указывают, что между Авениром и Иоавом в то время еще не существовало непримиримой вражды. Вскоре после того, во время случайного отсутствия Иоава, Авенир посетил Давида в Хевроне и предложил ему царствовать над всем народом Израильским. Давид принял его предложение и отпустил Авенира с миром. Иоав узнал об этом и с одной стороны желая отмстить за смерть Асаила, а с другой опасаясь, чтобы Авенир со временем не занял при Давиде его места, обратился к Давиду с упреком за милостивый прием, оказанный Авениру, а потом, вернув его в Хеврон, вероломно умертвил его в городских воротах (при кладезе Сир, как сказано в Еврейском, - ныне источник, называемый Айн Серах, находящийся в двух милях от Хеврона). Узнав о вероломстве Иоава, Давид проклял мстительность его и почтил память Авенира погребением, постом и плачем. "Смертью ли подлого умирать Авениру? восклицал он, руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников" (2Цар.3:33 ,34). Затем, занявши место Авенира и получив высокую должность военачальника, Иоав служил Давиду до самой его смерти с непоколебимою верностью, при помощи брата своего Авессы, начальника храбрых (1Пар.11:20 , 2Цар.10:10 ). Постоянным его местопребыванием был Иерусалим, но сверх того он имел особенный дом в пустыне (3Цар.2:34 ) и поля, засеянные ячменем (2Цар.14:30 ). При осаде Иевуса, или Иерусалима, в возобновлении которого, как видно из последующей истории, Иоав принимал сильное участие (1Пар.11:8 ), Давид объявил: "кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою" (1Пар.11:6 ). Первое большое сражение Израильтян под предводительством Иоава произошло с Аммонитянами и Сириянами (2Цар.10:6 и ·др.), и хотя Иоав сначала сомневался в счастливом исходе битвы, но победа вполне оказалась на его стороне и война скоро закончилась. Затем он избил весь мужеский пол в Идумее (3Цар.11:15 ,16). Затем он снова предводительствовал во время войны с Аммонитянами и осады царской резиденции Раввы (2Цар.11:1 ). При означенной осаде он получил приказание от Давида поставить Урия Хеттеянина на сражении в таком месте, чтобы он был поражен и умер. По свидетельству Иосифа, Урий был оруженосцем Иоава. После того мы видим, что Иоав успел примирить с Давидом Авессалома, убившего брата своего Амнона (·2Цар. 4), и когда Авессалом возмутился против своего отца и вынудил его к бегству для спасения жизни, Иоав оставался верным Давиду и начальствовал над отрядом царского войска, которое впрочем, по свидетельству Иосифа Флавия, не превышало численностью 4,000 воинов. После поражения Авессалома Иоав, все еще оставаясь верным Давиду, собственноручно пронзил стрелою сердце возмутителя (2Цар.18:14 ), хотя и хорошо сознавал, что он своим поступком может причинить сильное огорчение Давиду и возбудить гнев его. Вскоре после того на севере страны снова вспыхнуло возмущение под руководством Савея, сына Бихри (2Цар.20:1 ). Вследствие малодеятельности нового военачальника Амессая, возмущение быстро и грозно распространилось далеко. Посему туда был послан Авесса со значительным войском, к которому присоединился и Иоав, все еще остававшийся начальником малой части войск. На дороге они встретили Амессая, и Иоав не поколебался убить его теперь, как (·ст. 9, 10) некогда он умертвил Авенира, и таким образом отделался от своего соперника. Спокойно и с достоинством Иоав снова занял свою прежнюю должность и своим благоразумием, равно как и мужеством, скоро подавил восстание (·ст. 20-22). Иоав упорно противился желанию Давида произвести народосчисление (2Цар.24:3 ) и хотя уступил, но его доводы были на столько сильны, что он не исчислял левитов и Вениамитян, потому что царское слово противно было Иоаву (1Пар.21:6 ). Оставаясь верным Давиду во всю свою жизнь, даже во время возмущения личного своего друга Авессалома, Иоав на последях присоединился к Адонии и помогал ему вместе с ·свящ. Авиафаром в его попытках, впрочем безуспешных, овладеть престолом Давида, отца его (3Цар.1:7 , 3Цар.2:27 ). Это последнее преступление переполнило меру его виновности в глазах Давида, так как уже на смертном своем одре Давид завещал Соломону: не отпустить седин его (Иоава) мирно в преисподнюю (3Цар.2:6 ). Посему-то когда открылось, что Адония продолжает домогаться престола, Соломон счел существенным долгом и благоразумием скорее удалить его главного сообщника - Иоава. Узнав о грозившей ему опасности, Иоав убежал в Скинию Господню и ухватился за рога жертвенника. Царь послал Ванею схватить и умертвить его. Ванея сначала колебался было исполнить это, но получил от Соломона новый, подтвердительный приказ - умертвить и похоронить его, на том, конечно, основании что для убийцы, по закону, не существовало безопасности и спасения даже и при рогах жертвенника (·ср. Исх.21:14 ). "И пошел Ванея, сын Иодаев, говорит ·свящ. писатель (3Цар.2:28 ,34) и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне, находившемся, вероятно, близ Вифлеема, в пустыне Иудейской. б) (1Пар.4:14 ) Иоав, сын Сераии, из сынов Кеназа, родоначальник или основатель долины плотников. Та же самая долина, находившаяся вероятно близ Иерусалима, упоминается и в ·кн. ·пр. Неемии (Неем.11:35 ). в) (Езд.2:6 , Езд.8:9 , Неем.7:11 ) предок одного семейства, которое вместе с потомками Иисуса считалось наиболее многочисленным в числе прочих семейств, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем.

иоав

Иоав (Господь есть Отец): а) (2Цар.2:18 ) один из трех племянников Давида и его военачальник (1Пар.2:16 , 1Пар.11:6 ). Иоав в первый раз упоминается в ·кн. Царств еще во время воцарения Давида в Хевроне. Во главе Давидовых слуг Иоав встретил Авенира, перешедшего с войском Иордан из Маханаима (резиденции Иевосфея), близ Гаваона, и разбил его. Сам Авенир, обратившийся в бегство и преследуемый Асаилом, единственно в виду самозащиты, убил его, несмотря на то, что Асаил отличался быстротою своего бега . Слова Авенира к Асаилу: "отстань от, меня , чтобы я не поверил тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему?" (2Цар.2:22 ) указывают, что между Авениром и Иоавом в то время еще не существовало непримиримой вражды. Вскоре после того , во время случайного отсутствия Иоава, Авенир посетил Давида в Хевроне и предложил ему царствовать над всем народом Израильским. Давид принял его предложение и отпустил Авенира с миром. Иоав узнал об этом и с одной стороны желая отмстить за смерть Асаила, а с другой опасаясь, чтобы Авенир со временем не занял при Давиде его места , обратился к Давиду с упреком за милостивый прием , оказанный Авениру, а потом , вернув его в Хеврон, вероломно умертвил его в городских воротах (при кладезе Сир, как сказано в Еврейском, - ныне источник , называемый Айн Серах, находящийся в двух милях от Хеврона). Узнав о вероломстве Иоава, Давид проклял мстительность его и почтил память Авенира погребением, постом и плачем. "Смертью ли подлого умирать Авениру? восклицал он, руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников" (2Цар.3:33 ,34). Затем , занявши место Авенира и получив высокую должность военачальника, Иоав служил Давиду до самой его смерти с непоколебимою верностью, при помощи брата своего Авессы, начальника храбрых (1Пар.11:20 , 2Цар.10:10 ). Постоянным его местопребыванием был Иерусалим, но сверх того он имел особенный дом в пустыне (3Цар.2:34 ) и поля, засеянные ячменем (2Цар.14:30 ). При осаде Иевуса, или Иерусалима, в возобновлении которого, как видно из последующей истории, Иоав принимал сильное участие (1Пар.11:8 ), Давид объявил: "кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою" (1Пар.11:6 ). Первое большое сражение Израильтян под предводительством Иоава произошло с Аммонитянами и Сириянами (2Цар.10:6 и ·др.), и хотя Иоав сначала сомневался в счастливом исходе битвы, но победа вполне оказалась на его стороне и война скоро закончилась. Затем он избил весь мужеский пол в Идумее (3Цар.11:15 ,16). Затем он снова предводительствовал во время войны с Аммонитянами и осады царской резиденции Раввы (2Цар.11:1 ). При означенной осаде он получил приказ ание от Давида поставить Урия Хеттеянина на сражении в таком месте, чтобы он был поражен и умер. По свидетельству Иосифа, Урий был оруженосцем Иоава. После того мы видим, что Иоав успел примирить с Давидом Авессалома, убившего брата своего Амнона (·2Цар. 4), и когда Авессалом возмутился против своего отца и вынудил его к бегству для спасения жизни, Иоав оставался верным Давиду и начальствовал над отрядом царского войска , которое впрочем , по свидетельству Иосифа Флавия, не превышало численностью 4,000 воинов . После поражения Авессалома Иоав, все еще оставаясь верным Давиду, собственноручно пронзил стрелою сердце возмутителя (2Цар.18:14 ), хотя и хорошо сознавал, что он своим поступком может причинить сильное огорчение Давиду и возбудить гнев его. Вскоре после того на севере страны снова вспыхнуло возмущение под руководством Савея , сына Бихри (2Цар.20:1 ). Вследствие малодеятельности нового военачальника Амессая, возмущение быстро и грозно распространилось далеко . Посему туда был послан Авесса со значительным войском, к которому присоединился и Иоав, все еще остававшийся начальником малой части войск. На дороге они встретили Амессая, и Иоав не поколебался убить его теперь , как (·ст. 9, 10) некогда он умертвил Авенира, и таким образом отделался от своего соперника. Спокойно и с достоинством Иоав снова занял свою прежнюю должность и своим благоразумием, равно как и мужеством, скоро подавил восстание (·ст. 20-22). Иоав упорно противился желанию Давида произвести народосчисление (2Цар.24:3 ) и хотя уступил, но его доводы были на столько сильны, что он не исчислял левитов и Вениамитян, потому что царское слово противно было Иоаву (1Пар.21:6 ). Оставаясь верным Давиду во всю свою жизнь , даже во время возмущения личного своего друга Авессалома, Иоав на последях присоединился к Адонии и помогал ему вместе с ·свящ. Авиафаром в его попытках, впрочем безуспешных, овладеть престолом Давида, отца его (3Цар.1:7 , 3Цар.2:27 ). Это последнее преступление переполнило меру его виновности в глазах Давида, так как уже на смертном своем одре Давид завещал Соломону: не отпустить седин его (Иоава) мирно в преисподнюю (3Цар.2:6 ). Посему-то когда открылось, что Адония продолжает домогаться престола, Соломон счел существенным долгом и благоразумием скорее удалить его главного сообщника - Иоава. Узнав о грозившей ему опасности, Иоав убежал в Скинию Господню и ухватился за рога жертвенника. Царь послал Ванею схватить и умертвить его. Ванея сначала колебался было исполнить это, но получил от Соломона новый , подтвердительный приказ - умертвить и похоронить его, на том, конечно , основании что для убийцы, по закону, не существовало безопасности и спасения даже и при рогах жертвенника (·ср. Исх.21:14 ). "И пошел Ванея, сын Иодаев, говорит ·свящ. писатель (3Цар.2:28 ,34) и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне, находившемся, вероятно , близ Вифлеема, в пустыне Иудейской. б) (1Пар.4:14 ) Иоав, сын Сераии, из сынов Кеназа, родоначальник или основатель долины плотников . Та же самая долина , находившаяся вероятно близ Иерусалима, упоминается и в ·кн. ·пр. Неемии (Неем.11:35 ). в) (Езд.2:6 , Езд.8:9 , Неем.7:11 ) предок одного семейства, которое вместе с потомками Иисуса считалось наиболее многочисленным в числе прочих семейств, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова иоав в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • иоанна третье соборное послание - Иоанна третье соборное послание содержит в себе, подобно предыдущему, ...
  • иоанна откровение - Иоанна Откровение Иоанна Откровение, см. Апокалипсис. ...
  • иоанна второе соборное послание - Иоанна второе соборное послание заключает в себе только одну ...
  • иоанн предтеча и креститель господень - Иоанн Предтеча и Креститель Господень (Мат.3:1 Мар.1:4 Лук.1:60 ,63, ...
  • именей - Именей Именей, упоминаемый ·св. ·ап. Павлом вместе с Александром ...
  • иллирик - Иллирик обширная область в Европе, вдоль восточного берега ...
  • илиополь - Илиополь (Быт.41:45 ), или Он (Иез.30:17 ), или Бефсалис ...
  • илий - Илий (Бог есть высок): а) первосвященник и последний судия Израильский ...
  • ящерица - Ящерица (Лев.11:29 ) животное из разряда пресмыкающихся, нечистое ...
  • яшен - Яшен (2Цар.23:32 ). Из его сынов Ионафан, Гараритянин, значится ...
  • ячмень - Ячмень (Исх.9:31 Лев.27:16 Чис.5:15 Суд.7:13 Иов.31:40 Руф.1:22 Руф.2:17 Иоан.6:9 ...
  • яхонт - Яхонт (Исх.28:19 ) один из драгоценных камней, первый ...
  • яхин - Яхин (Чис.26:12 ) из сынов Симеона, сына патриарха ...
  • яхзеия - Яхзеия (созерцающий Бога) (Езд.10:15 ) сын Фиквы. По ...
  • яхазиил - Яхазиил (Езд.8:5 ) из сынов Зафоя, отец Шехании, ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари